реферат скачать
 

Экономический анализ

Экономический анализ

Лекция №1. Предмет и метод экон. анализа.

Вопросы:

1. Место экономического анализа в системе экономических наук и управления

производством.

2. Определение предмета ЭА и его содержания.

3. Метод ЭА, его особенности.

1.Место экономического анализа в системе экономических наук и управления

производством.

По классификации академика Астровитянинова все экономические науки

разделены на 3 уровня:

. экономическая теория (базовый уровень) - теоретическ основы для изуч

экономической деят-ти.

. отраслевые экон-ие науки (изучают общие законы и законом-сти

функционирования сфер экономики).

. специальные науки, кот-е дают количественную хар-ку этих законов и

закономерностей (сюда относится и экономический анализ).

ЭА - способ позн-ия хоз-ой деят-сти. Место ЭА в системе познания: ЭА

базируется на основных принципах познания действительности: все хоз-ые

процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимообусловленности, движении,

развитии. Поэтому ЭА - причинный и факторный анализ. ЭА исторически вырос

из Б/У. Родоначальницей явилась и статистика в плане методов.

ЭА - ф-я управления. Качество упр-ого решения и степень его реализации

зависят от качества проведения ЭА. ЭА - страховка по уменьшению риска

принятия неэффект-ого упр-ого решения. Общая схема принятия упр-ого решения

включает в себя несколько стадий. ЭА упреждает и завершает принятие упр-ого

решения.

Оценка сложившейся ситуации ( выявление, формирование, обоснование

проблемы, определение целей ( подготовка вар-ов решений ( информационное

насыщение вар-ов решений ( оценка предл-ых решений и отбор лучшего (

принятие ( реализация ( контроль исполнения, оценка эффективности.

ЭА используется на стадиях оценки эффективности вар-ов, форрмирования

целей, контроля исполнения.

Таким образом ЭФ сопровождает принятие упр-ого решения

2.Определение предмета ЭА и его содержания.

Предмет - то, что отличает данную науку в изучении данного

объекта. Предмет ЭА - оценка результатов деят-сти п/п и организаций с целью

повышения эффективности этой деят-сти. Оценка делается на базе планов,

отчетности, учета и другой информации, которая в ходе ЭА подвергается

обработке с помощью специальных приемов.

ЭА изучает хоз-ые процессы иявляется в рамках одного п/п, дает оценку рез-

тов хоз-ия этой фирмы (эффективно или неэффективно осуществлялось хоз-ие),

оценка дается на основе информации.

Объект изучения ЭА - экономи-ая деят-сть п/п. Критерии , позволяющие

охарактеризовать содержание ЭА.

1. Источники и пользователи ЭА. (Внешний и внутренний анализ. Внешний

базируется на публикуемой отчетности, которая можетбыть предъявлена любому

пользователю. До 97 года обязательна была публикация отчетности только

определенной группы п/п; на еебазе любой пользователь мог делать выводы.

Начиная с 97 года (закон « Об АО») по приказу МФ о публикации отчетности

АО. Внутренний анализ использует любую информацию, которой располагает п/п,

включая инф-ию, содержащуюся в первичных документах и учетных регистрах.

Осн. комм. тайной являются: сведения о затратах на производство и

реализацию; часть технико-экономи-ой документ-ии, связанной с производством

и реализацией продукции.

Результаты внешнего анализа представляют интерес для:

. акционеров (надежность их вложений, доходность, дивидендная политика);

. банков, кредитных учреждений (устойчивость фин-ого положения и

ликвидность,. Доходность, сохранность и оценка тов-но-материальных

ценностей, которые могут стать педметом залога);

. налоговых органов (сведения об имущественном положении, информация о рез-

тах деят-сти в части налогов);

. группа пользователей на руб (инвесторы и профессиональные участники РЦБ);

. ВБФ и органы статистики;

. работники п/п)

2. По аспектам исследования (Финансово-эконо-ий, технико-экономи-ий,

функционально-стоимостной. Финансово-экономический анализ дает оценку фин

рез-ов п/п и причин, приведших к таким рез-там. Технико-экономический

анализ позволяет показать, какое влияние на обобщ. результативные

показатели оказала использ-мая техника, применяемая технология и орган-ия

произ-ва, труда и управления. Функционально-стоимостной анализ позволяет

еще больше детализировать возм ЭА, так как он углубляет ЭА до уровня

продукта - товара, который производится. Он уже позволяет оценить

конструкторские возможности производимого продукта, убрать все лишнее,

сэкономить материал на стадии конструирования)

3. По кругу изучаемых вопросов. (Полный и тематический анализ);

4. По хар-ру принимаемых решений (Предварительный, оперативный, итоговый

и перспективный. Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния

объекта при разработке какаих-либо мероприятий, при разработке бизнес-

плана. Оперативный имеет целью оценить выполнение п/п-ем краткосрочных

заданий. Итоговый имеет целью оценить рез-ты деят-сти и выявить причины

отклонений. Перспективный имеет целью внести корректировки в полученные

результаты и на их базе сост-ть прогноз на перспективу.

3.Метод ЭА, его особенности.

Метод - способ познания явления. В научной основе всех методов лежит

теория познания. Все элементы теории познания применимы в ЭА:

o переход количества в качество;

o дедукция;

o индукция;

o взаимообусловленность явлений, их развитие.

Все эти методы теории познания и диалектики применимы в ЭА.

Метод ЭА - способ системного, комплексного изучения, измерения и

обобщения влияния отдельных факторов на ход и динамику хоз-ого развития,

осуществляемый путем обработки спец-ыми приемами показателей плана, учета и

отчетности и другой инф-ии.

Особенности:

1. системность аналитического исслед-ия. Системность экономич-ого исслед-

ия имеет 2 стороны:

Во-первых, каждый хоз-ый объект рассматривается как часть системы

более высокого уровня, и, во-вторых, каждый хоз-ый объект сам по себе

система с элементами и определеными связями внутри сист-мы. Результат деят-

сти этого объекта - комбинация элементов экономической системы и

совокупность связей м/у ними.

2. комплексность: заключается в понимании рез-ов (итогов деят-сти

объекта) как следствие взаимодействия всех сторон его работы и факторов ее

определяющих.Комплексность анализа подразделяется на 2 стадии:

изолированное рассм-ие влияния отд-ых фак-ов на итог функционирования и

сведение воедино рез-ов пофакторного анализа.

3. аналитическое исследование включает в себя определенные этапы при

проведении (свой технологический цикл):

Изучение (предварительная оценка достигнутого объектом уровня развития,

завершается описанием экономич модели) ( Измерение (заключается в

количественной оценке направления и степени влияня отдельных причин на рез-

ты функционирования объекта) ( Обобщение (включает в себя заключительную

оценку состояния объекта, подсчет возможностей повышения его эффективности

с помощью усиления влияния положительных факторов и сведения на нет или

сокращения влияния отдельных факторов) ( Использование системы показателей

(базой для нее является система пок-лей плана, учета, отчетности. Эти пок-

ли - основа для анал-их пок-лей, которые не дублируют показатели плана,

учета, отчетности.

Система аналитических пок-лей образ-ся путем оценивания, сочетания и

преобразования пок-лей других систем:

. отклонение от плана

. индексы

Классификация аналит-их пок-лей:

. по эконом-ому содерж-ию на количественные и качественные. Количественные

выражают величину ресурсов, размер хоз-ого явления, колич-ые изменения,

происходящие в колич-ых пок-ях. Качественные пок-ли характеризуют

использование ресурсов (эффективность хоз-ия).

. по степени обобщения хоз-ой деят-сти анализируемого объекта на обобщающие

(дающие оценку деятельности п/п вцелом) и частные, характеризующие

отдельные стороны деятельности.

. по отношению к субъекту управ-ия - на объективно не зависящие от его

усилий и те, которые подлежат и могут изменяться подвоздействием данного

субъекта.

. по роли в аналитическом исследовании - на результативные, хар-ие итог

деят-сти и факторные.

Фактором в ЭА наз-ют активно действующие силы, вызывающие

положит-ые или отриц-ые изменения в состоянии объекта и в пок-лях его

отражающих. Понятие «фактор» применяется в ЭА в 2-х значениях:

. условие совершения хоз-ой операции;

. причина изменеия состояния объекта.

Классификация ф-ов в ЭА:

1. экстенсивные и интенсивные

2. постоянно и временно действующие

3. основные и второстепенные (Барнгольц). Принято использовать понятие

ранга (порядка) фактора.

( Специальные методы, позволяющие обраб-ть всю инф-ию плана и

учета.

Все спец-ые приемы можно разделить на: логические (классич-ие); экономико-

матем-кие (эк-ко-статист-ие); эвристические (ассоциативные,

интеллектуальные)

Приемы ЭА.

Все логич-ие методы, которые используются в ЭА, можно разделить на 3

группы в зависимости от стадии аналитического исследования:

Стадия изучения объекта.На стадии предварительной оценки сост-ия объекта и

состояния его экономической модели используются следующие приемы:

сравнения, группировки, детализации системы аналитических показателей.

Сравнение: основ-ая цель - попытка рассмотр-ия нового явления через другие

уже знакомые для нас объекты и явления. Базами сравнения в эконом-их сист-х

являются: планы, нормы, лимиты, а также пок-ли предшеств-их периодов,

других объектов, имеющих сходство с нашим объектом, идеальная модель. Для

проведения сравнений нужно обеспечить одно условие - условие

сопоставимости:тождество методики исчисления сравн. показателей; ценовой;

структурной; временной; учет климат-их, террит-ых, национ-ых и прочих

особенностей.

Показатели приводятся в сопоставимый вид. Принцип приведения в сопост-ый

вид:

A. Приводить к сопост-сти следует те пок-ли, кроме тех по которым делается

сравнение.

B. В качестве базы приним-ся лучшие пок-ли по значению.

Приемы ЭА отл. И специфичны. Прием группировки по назначению является

обратным статистике, так как служит для раскрытия средних величин. Очень

важно знать не среднюю, а раскрытую среднюю велич-ну (так как в среднем 15

компаний имеют прибыль А, но при раскрытии может выясниться, что несколько

компаний вообще имееют убыток). Группировки в анализе нужны также для

показательности изложения рез-ов анализа.

В статистике исп-ся неск-ко видов группировок. Аналит-ая группировка -

это группировки, увязанные м/у собой групп. данных по двум пок-лям.

Метод детализации позволяет расширить с-му пок-лей и заключ-ся в

разложении обобщающих пок-лей, хар-щих ту или иную сторону хоз-ой деят-сти

на ряд частных показателей. Основная цель такого разложения - всесторонне

оценить исследуемое явление, вскрыть основные причины, обуславливающие

достигнутый рез-т.

Основные направления детализации:

. временное направление (детализация по времени);

. по месту совершения хоз-ой операции;

. по составным частям (по факторам), где выясняются причины и условия хоз-

ых операций. В статистике (эк-ке) сущуствуют 2 вида связей: функциональная

(детерм-я) - связь м/у пок-ем и факторами имеет однозначный хар-р, то есть

любое изм-е фак-ра приводит к строго определенному изм-ю результ-ого пок-

ля, связь жесткая, не меняется во времени и пространстве ( выпуск

продукции=кол-во израсходованных мат-ов / материалоемкость): эта

зависимость ограничена полем известных нам зависимостей, и вероятностная

(стохастическая) - каждому значению фактора соответствует неск-ко значений

результативного пок-ля, так как влияние каждого фактора на результативный

показатель определяется с учетом одновременного совокупного влияния всех

остальных факторов. Любая связь проявл-ся только в совокупности однотипных

случаев. Это означает, что проявление закон. случайно. Особ-ти связи:

большая совокупность; качественная однородность совокупности; изучается с

помощью статист-их приемов, позволяет установить наличие связи и измерить

ее силу.

Способы удлинения факторных систем (детализация по факторам).

. разложение числителя и знаменателя на слагаемые:

y=x1/x2=x11+x12+x13+(/x2=x11/x2+x12/x2+(

. с помощью умножения нашей модели на одно и то же число:

y=x1/x2=(x1/x2 )((bc/bc)=(x1/b)((b/c)((c/x2)

. способ цепной детализации:

y=x1/x2=(x1/a)((a/b)((b/c)((c/x2)

Функциональная зависимость. Типы:

1) аддитивная y=[pic]

2) мультипликативная y=[pic]

3) комбинированная

Знание этих форм связей позволяет работать нам с экономич-ой моделью и

перейти ко 2-му этапу ЭА - измерения влияния фактора на рез-ый пок-ль.

При аддитивной форме связи основной прием, с помощью которого можно

решить задачу измерения влияния, называется балансовый.

Для реализации:

Онг+В = Р+Окг

ресурсы использ. ресурсы

Онг - остаток на начало года; В - выпуск; Р - реализация; Окг- остаток на

конец года.

Р= В+Онг-Окг=В-(Окг-Онг)

Балансовый прием определяет прямым счетом влияние каждого фактора на

результативный пок-ль. Мультипликативная зависимость, при которой колич

влияние ф-ов на результативный пок-ль может быть определено 2-мя основными

методами: методом цепных подстановок и интегральным методом.

При этом основное условие (как и для баланс-ого метода) - постоянство

других ф-ов (прием элеменирования).

Методы измерения мультиплик-ой зависимости: в их основе лежит прием

дифференцирования. Под приемом дифференцирования в общих чертах понимается

общее приращение результ-ого пок-ля подразделяющегося на слагаемые, каждое

из которых определяется как произведение соответсв частной производной на

изменение приращения фактора, по которому вычислена данная производная.

y=x(z

(y=(y(x+(y(z+(x((z

(y=x0((z+z0((x+(x((z

Перейдем к 2-х членной сумме:

1) (y=(x0+(x)((z+z0((x

(y=x1((z+z0((x

2) (y=(z0+(z)((x+x0((z

(y=z1((x+x0((z

3) (y=(z0+0,5((z)((x+(x0+0,5((x)(z

Прием цепных подстановок базируется на жесткой очередности подстановок и

используется для количественного измерения влияния факторов на

результативный пок-ль при мультипликативной форме связи.

Порядок подстановок: сначола заменяются количественные пок-ли, потом

структурные и затем качественные (к ним присоединяют неразложенный остаток,

тем самым их учитывая).

Пример: на п/п 5 рабочих имеют производительность труда 2р/ч. Фактически

кол-во раб-их увел-лось до 6 человек, а произв-сть до 3р/ч. Общее изменение

выпуска: 6(3-2(5=8. Прирост за счет числ-сти: (6-5)(2=2, за счет произв-сти

(3-2)(5=5; Общее влияние 8-2-5=1.

Правила приема цепных подстановок.

1) Составление аналитической формулы, разделение всех факторов на

количественные(а), структурные (в), качественные (с). y=a(b(c.

Если несколько факторов одинаковых,топервым ставится ф-р, который: не

зависит от других или лежит в основе других.

Поочередная замена значений каждого ф-ра (при неизменности других ф-ров)

с базисного уровня нафактический и получ-ие результ-ного промежуточного пок-

ля. При этом промежуточный результативный пок-ль представляет собой:

результативный пок-ль при различных состояниях базового и фактического

значений факторов.

Общее изменение результ-ного пок-ля есть сумма промежуточных значений

результативного пок-ля. Как правило, это оформл-ся в таблице.

|№ | факторы |ре|изменени|

|по| |з-|е |

|дс| |ый|рез-ного|

|та| |по|пок-ля |

|но| |к-| |

|вк| |ль| |

|и | | | |

| |а |в |с | | |

|1 |а0|в0|с0|y0|( |

| | | |с0| | |

|2 |а1|в0|с0|yI|(yI-y0)(|

| | | | | |(y(a |

|3 |а1|в1|с0|yI|(yII-yI)|

| | | | |I |((y(b |

|4 |а1|в1|с1|y1|(y1-yII)|

| | | | | |((y(c |

(y=(y(a+(y(b+(y(c

Плюсы: наглядность, ясность не только самого влияния факторов, но и

направления влияния. Получение промежуточных рез-ов показ-ей важно

дляпрогнозов.

Минусы: условность, жесткий порядок подстановок и громоздкость.

Две разновидности приема цепных подстановок:

прием абсолютных разниц:

(a1-a0)(b0(c0=(y(a

(b1-b0)(a1(c0=(y(b

(c1-c0)(a1(b1=(y(c

2. прием относительных разниц (примен-ся, когдаабсол-ые значения ф-ров

недоступны, а доступны данные об их относительном изменении).

c) (y(a=y0(Ia-y0=y0((Ia-1)

d) (y(b=y0(Ia(Ib-y0(Ia=y0(Ia((Ib-1)

e) (y(c=y0(Ia(Ib(Ic-y0(Ia(Ib=y0(Ia(Ib((Ic-1)

Интегральный метод.

Если необходимо избежать жесткого порядка подстановок, то исп-ся

интегральный метод, который также позволяет измерить кол-ое влияние

факторов на рез-ый пок-ль, но не требует жесткого хар-ра подстановок, то

есть изменение рез-ого пок-ля измер-ся на очень малых отрезках времени (

изменения фак-ов) и производится суммирование приращения рез-та,

определяемого как частные произведения, умноженные на приращения факторов

на бесконечно малых промежутках.(в учебнике Баланова и Шеремета есть

таблица подинтегральных определений).

y=a(b - 2-х факторная модель

(y(a=0,5((a((b1+b0)

(y(b=0,5((b((a1+a0)

y=a(b(c -3-х факторная модель

(y(a=0,5((a((b1с0+с1b0)+(1/3)((a((b((c

(y(b=0,5((b((a1c0+c1a0)+(1/3)((a((b((c

(y(c=0,5((c((b1a0+a1b0)+(1/3)((a((b((c

Логарифмический метод.

Согласно этого метода общее изменение рез-ого пок-ля разделяется м/у

факторами пропорционально логарифмам их коэфф-ов изм-ия.

z=x(y

lg z=lg x + lg y

lg (z1/z0)= lg (x1/x0) + lg (y1/y0) - умножаем на (я и делим на lg

(z1/z0)

(z = k( lg (x1/x0)+ k(lg (y1/y0), где k=(z/ lg (z1/z0)

Пример. Товарная продукция выросла на 441,2, что составило 4,4% прироста.

При этом рост численности персонала составил 1,003, а производительности

труда 1,041.

lg 1,044=lg 1,003 + lg 1,041

0,0187=0,0013+0,0174

(П=441,2 руб; (П(ч=441,2((0,0013/0,0187)=30,7;

(П(пт=441,2((0,0174/0,0187)=410,5

k=0,0013/0,0187

Разница м/у интегральн-м и лог-им методами в том , что лог-ий метод

применим только при мультипликативной связи, интегр-ый применим при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.