реферат скачать
 

Зарождение капиталистических отношений в Западной Европе

мере того как рос спрос на сукно и шерстяную материю, дорожала шерсть, и в

конце XV в. английские купцы стали организовывать сами мануфактуры для

производства сукон. Спрос на шерсть рос, и вот представители

господствующего класса Англии, стремясь расширить столь выгодное для них

овцеводство, стали систематически сгонять крестьян с земли, округляли свои

земли за счет захватов, огораживали их, чтобы никто ими не мог

пользоваться, и разводили большие стада овец. Уничтожались часто целые

деревни, крестьяне, потерявшие земли и разоренные, уходили в города, где и

старались получить работу на мануфактурах.

Замечательный английский мыслитель XVI в. Томас Мор говорил, что в

Англии «овцы поедают людей». К середине XVIII в. крестьянство как класс

вовсе исчезло в Англии. Земля оказалась в руках лордов, крупных

землевладельцев, которые сдавали ее в аренду предпринимателям-капиталистам

(фермерам), обрабатывавшим эту землю при помощи наемной рабочей силы. Так в

сельском хозяйстве Англии возобладал капиталистический способ производства.

Хозяйственный прогресс был достигнут путем разорения мелких

самостоятельных производителей, и так как мануфактуры не могли, особенно

вначале, поглотить всю массу сгоняемых с земли крестьян, огромное

количество их было вынуждено бродить по стране в поисках случайной работы,

а не находя ее,— заниматься попрошайничаньем, воровством и грабежами.

Правительство издавало свирепые законы против бродяжничества.

За кражу вещи, которая стоила столько же, сколько поросенок, полагалась

смертная казнь через повешение. По закону короля Эдуарда VI, изданному в

1547 г., всякий уклоняющийся от работы отдавался в рабство тому лицу,

которое донесет на него как на праздношатающегося. Уклонявшегося от работы

могли пороть и заковывать в кандалы и таким способом принуждать к работе.

Если рабочий самовольно отлучался на две недели, его осуждали на

пожизненное рабство и на его лоб или на щеку ставили клеймо «S» (slave, т.

е. раб); если он убегал в третий раз, его казнили как государственного

преступника. Если такова была участь сгоняемых с земли крестьян, то не

лучшей была и судьба ремесленников. Распространение мануфактурного

производства на многие отрасли промышленности неизбежно приводило к

разорению ремесленников, которые не могли конкурировать с более дешевыми и

добротными товарами, создаваемыми на мануфактурах. Ремесленники вынуждены

были ликвидировать свои мастерские и в лучшем случае наниматься на

мануфактуры, а в худшем — становиться в ряды бродяг и нищих.

Разорив своих собственных крестьян, господствующие классы Англии (в

особенности та часть их, которая приняла непосредственное участие в

капиталистическом производстве), подгоняемые ненасытной жаждой обогащения,

перебросили свою деятельность в колонии. Именно с этого времени

колониальная политика европейских держав. колониализм со всеми его ужасами,

порабощением народов, самым бесстыдным грабежом их и разорением получает

свое начало. Сначала испанцы и португальцы, затем англичане, т. е.

английские феодалы, превратившиеся в капиталистов, и капиталисты, охотно

приобретающие дворянское звание, направляют свои жадные взоры на вновь

открытые страны. Испанские и португальские идальго, воинственные и

жестокие, буквально опустошили Центральную Америку. Англичане уничтожили

туземное население Северной Америки, голландцы проникли в Юго-Восточную

Азию. При помощи обмана и прямого грабежа они добывали там колоссальные

богатства и привозили их в Европу, где превращали в капитал, который служил

дальнейшей эксплуатации своих собственных трудящихся масс. Все эти действия

европейских захватчиков составляют тоже важный элемент первоначального

накопления.

От испанцев и англичан не отставали и голландцы. История голландского

колониального хозяйства — а Голландия была образцовой капиталистической

страной XVII в.—дает нам непревзойденную картину предательства, подкупов,

убийств и подлостей. Нет ничего более характерного, как практиковавшаяся

голландцами система кражи людей на Целебесе для пополнения рабов на Яве.

Для этого готовили специально похитителей людей. Вор, переводчик и продавец

были главными агентами этой торговли людьми, туземные принцы — главными

продавцами. Украденных молодых людей заключали в целебесские тайные тюрьмы,

пока они не достигали возраста, достаточно зрелого для отправки на корабли,

транспортировавшие рабов. Колониальная система в целом способствовала

форсированному росту торговли и судоходства. «Общества-монополии» были

мощными рычагами концентрации капитала. Колонии обеспечивали рынки сбыта

для быстро возникающих мануфактур, а монопольное обладание этим рынком

вызывало усиленное накопление. Сокровища, добытые за пределами Европы

посредством прямого грабежа, порабощения туземцев, убийств, притекали в

монополию и тут превращались в капитал, служивший для эксплуатации своего

же народа, обнищавшего в процессе первоначального накопления. Колониальная

система, просуществовавшая вплоть до наших дней, держала порабощенные ею

народы в тисках безудержной эксплуатации, для успеха которой империалисты-

колонизаторы оставляли население колоний жить в невежестве и нищете,

правильно полагая, что чем хуже живет народ колоний, тем меньше можно ему

платить за его труд: они препятствовали промышленному развитию колоний,

заставляя колонии производить сырье для своей промышленности и покупать

готовые изделия метрополии. И такая политика продолжалась столетия, причем

на смену старым эксплуататорам, испанским, английским, голландским и

французским капиталистам, пришли монополисты США, самые грозные и самые

грязные эксплуататоры, выполняющие роль жандармов — охранителей реакции во

всем мире. Колониальная система провозгласила наживу конечной и

единственной целью человечества.

Капитализм внос коренные изменения не только в хозяйственный строй. С

ним связано рождение двух новых классов: промышленной буржуазии, владельцев

орудий и средств производства, и пролетариата, лишенного и того и другого и

принужденного жить продажей своей рабочей силы.

В области политического устройства государства на смену сословной

монархии приходит абсолютная монархия — как арбитр между старым

господствующим классом феодалов и буржуазией и как защитница обоих классов

от революционного движения народных масс, подвергающихся и феодальной и

капиталистической эксплуатации. Буржуазия становится все более мощным в

экономическом отношении классом, но все же недостаточно сильным, чтобы

поставить вопрос о захвате власти. Власть остается в руках феодалов, но

централизованная монархия, стремясь повысить свои доходы, поддерживает

укрепляющееся капиталистическое хозяйство и буржуазию, а та в свою очередь

опирается на абсолютную монархию, которая обеспечивает ей успешную

конкуренцию на внешнем рынке и ссудами поддерживает и расширяет

мануфактурное производство.

В ряде государств Европы, как в больших, так и в малых, устанавливается

эта новая форма монархии. Даже в Англии при Тюдорах (1485—1603), несмотря

на существование парламента, королевская власть приобретает исключительно

большую силу. Однако по мере роста буржуазии и ее богатства господству

феодалов приходит конец. Используя народные массы, ненавидевшие феодалов и

феодальную эксплуатацию, буржуазия стремится к власти. Наступает период

буржуазных революций.

Первая, но неудачная буржуазная революция произошла в Германии. Она

началась как выступление против католической церкви — идеологического

покрова феодализма. Церковь в Германии, пользуясь политическим

неустройством страны, раздробленной на множество мелких княжеств, и не

встречая сопротивления со стороны сильной центральной власти, смотрела па

Германию как на главный источник своих доходов. Поэтому здесь на самой

ранней ступени капиталистического развития немецкое бюргерство,

перераставшее в буржуазию, выступило против бесконечных материальных

претензий как местного духовенства, особенно крупных духовных феодалов, так

и центра католицизма — папского государства. Немецкая буржуазия в лице

своего представителя Мартина Лютера (1483—1546) требовала «дешевой» церкви,

ликвидации власти папы над немецкой церковью и подчинения последней

светской власти. В Германии началось широкое общественное движение,

охватившее в конечном счете и народные массы. Однако народ требовал не

только изменения церковных порядков, но и широкой социальной реформы,

подрывавшей феодальные устои, в отдельных же случаях высказывались и более

радикальные идеи переустройства общества на началах «божьей

справедливости», идеи, в которых проступало смутное представление народных

масс, особенно немецкого предпролетариата, о возможности социального

равенства.

Началось широкое восстание крестьянских масс — Великая крестьянская

война в Германии (1524—1525 гг.), которая так напугала буржуазию, что она

отошла от движения, пошла на соглашение с феодалами и вместе с ними

принимала участие в жестокой расправе с крестьянами. В результате этого

реформация ограничилась только реформой церкви, упрощением церковного

культа, отменой многих обрядов и таинств. Она не только не уничтожила

феодальных порядков, но даже укрепила их. Церковные земли и имущество были

конфискованы князьями, которые больше всего и выиграли от реформации,

обогатившись за счет церкви. Германия как была, так и осталась политически

раздробленной на множество самостоятельных государств-княжеств. Власть

императора становилась все более призрачной.

Первой успешной буржуазной революцией было восстание Нидерландов против

Испании, под властью которой Нидерланды находились еще с XV в. Нидерланды

были передовой в хозяйственном отношении страной.

К началу XVI в. мануфактурное производство достигло высокого уровня в

южной части Нидерландов: во Фландрии и Брабанте; в северной части — в

провинциях Голландия, Зеландия и др.— сильно развилось животноводство,

рыболовство (ловля сельдей) и кораблестроение. Антверпен был центром

оживленной мировой торговли.

В политическом отношении Нидерланды, разделенные на 17 провинций, имели

общие Генеральные штаты — представительство всех провинций, но они входили

в состав владений Габсбургов, императоров Германии и королей Испании, и

управлялись наместником испанского короля. Эта связь высокоразвитой страны,

ставшей на путь капиталистического развития, с реакционной феодальной

испанской державой грозила Нидерландам, особенно при фанатике и изувере

короле Филиппе II, самыми тяжелыми последствиями. Буржуазия этой страны

перешла от католицизма к протестантизму и всячески охраняла свои вольные

права и привилегии, в том числе самоуправление. В то же время Филипп II

пытками и кострами преследовал еретиков и собирался подчинить всю страну

испанскому абсолютизму. Он ввел в Нидерланды свои войска и намеревался

покончить с самоуправлением.

Тогда в Нидерландах резко усилилось недовольство, охватившее не только

буржуазию и народ, но и дворянство, которое боялось, что на его место в

управлении и в эксплуатации народа станет жестокое и жадное испанское

дворянство, а страну в целом постигнет судьба американских колоний.

Эта оппозиция переросла в восстание, которое длилось с 1566 до 1609 г. и

закончилось тем, что северные провинции во главе с Голландией отложились от

Испании и превратились в самостоятельную республику Соединенных провинций,

или просто Голландскую республику. Только южные провинции Нидерландов

остались в руках Испании и влачили довольно жалкое существование, тогда как

Голландия, которая первая заложила основы колониальной системы, уже к 1648

г. достигла высшей точки своего торгового могущества и была образцовой

капиталистической страной XVII в. Правда, народные массы Голландии и в 1648

г. испытывали страдания от чрезмерного труда и жестокого гнета. Но такова

уж судьба всех капиталистически развивающихся стран во всем мире.

Капитализм процветает на эксплуатации народных масс, принужденных жить за

счет продажи своего единственного достояния, оставшегося ему после

экспроприации, своей рабочей силы.

Начальная стадия развития капитализма в недрах еще господствующего

феодального способа производства вызвала колоссальные по своему значению

перемены и в структуре общества, и в характере государства: появились два

новых класса — буржуазия и пролетариат, усложнилась классовая борьба и в

результате этого возникла новая форма государства — абсолютная монархия. Не

меньшие изменения происходили и в области духовной культуры, в науке, в

верованиях людей, другими словами — во всей идеологической надстройке

общества этого третьего периода средневековья.

Складывавшийся новый класс буржуазии — организатор капиталистического

производства и в городе, и в деревне — нуждался для успеха своего дела в

производстве товаров, в повышении производительности труда, в том, чтобы

производить больше, лучше и дешевле, так как только таким путем

предприниматель мог рассчитывать на победу над своим конкурентом. А для

этого нужно было знать лучше и свойства сырья, из которого производились

товары, т.е., в конечном счете, нужна была наука о природе и ее

закономерностях.

Начало капиталистической эры было ознаменовано теш умственным движением,

которое носит название гуманизма и Возрождения. И то и другое явление в

культурной жизни Европы и было связано с возникновением нового способа

производства — капиталистического — и с появлением класса буржуазии. Подъем

хозяйственной жизни и дальнейший рост хозяйства и хозяйственной

деятельности людей отодвинул старое средневековое мировоззрение,

поддерживаемое в Западной Европе католической церковью, которая стремилась

перенести удовлетворение требований справедливого порядка на тот свет и

учила, что человек в земной юдоли должен возлагать все свои надежды на

бога. Теперь предприниматель-буржуа возлагал свои надежды на самого себя,

на свою ловкость, предприимчивость, энергию. Поэтому в центре нового

мировоззрения стал уже не бот', а сам человек (homo), откуда и это новое

мировоззрение получило название гуманизма.

Время, когда распространялся гуманизм, называется эпохой Возрождения.

Это явление было общим для всей Европы. Называется оно так потому, что

гуманисты открыли, как много в области науки, и в особенности в области

искусства, было сделано античными народами— греками и римлянами. Стараясь

подражать им и даже идти, особенно в области науки, дальше античных

народов, они и называли свое время «Возрождением», т. е. восстановлением

античной культуры.

Первые ростки гуманизма появились в Италии, а вскоре буржуазная культура

стала стремительно развиваться в других странах Европы. Немало

способствовало этому книгопечатание, изобретенное в середине XV в. в

Германии Иоганном Гутенбергом.

На рубеже между старой, церковной и поной, гуманистической культурой

высится величественная фигура флорентийского поэта Данте Алигьери

(1265—1321 гг.), автора «Божественной комедии». Она написана на итальянском

языке. И это не случайно. В XIV—XV вв. во многих государствах пробуждается

национальное сознание, и писатели-гуманисты, отлично владевшие древними

языками и писавшие научные трактаты по-латыни, свои литературные

произведения создавали не на латинском, а на народных языках.

В творениях гуманистов отразились их раздумья о жизни; сюжеты они

черпали, как правило, не из церковных легенд, а из окружающей их

действительности, героями их произведений становились не идеальные рыцари,

а простые люди. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов,

именами которых гордится человечество,— Франческо Петрарка и Джованни

Боккаччо (Италия), Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен (Германия),

Эразм Роттердамский (Нидерланды), Мигель Сервантес (Испания), Вильям

Шекспир (Англия) и др.

С эпохой Возрождения связан и высочайший расцвет изобразительного

искусства. Художники и скульпторы, утверждая реалистические принципы,

правдиво отображали современную им действительность, воспевали красоту

человеческого тела и величие человеческого духа (Леонардо да Винчи,

Микеланд-жело, Рафаэль, Тициан, Веласкес, Рембрандт и др.).

Семимильными шагами двинулась вперед наука. Гуманисты старались изучать

природу на опыте. Они заложили основы современного естествознания (Кардано,

Галилей), механики (Леонардо да Винчи, Галилей), проникали в тайны

мироздания (Коперник, Галилей), анатомии и физиологии (Везалий, Гар-вей),

материалистически осмысливали природу (Френсис Бэкон, Джордано Бруно).

В области политики они стремились поддерживать центральную власть,

которая обеспечивала порядок в государстве. Они, наконец, выступили против

католической церкви, которая учила, что феодальный строй, как и весь мир,

создан богом, а поэтому всякий протест против существующего порядка

непозволителен и грешен.

Заключение

Капитализм – это общественно-политический строй, при котором владеющие

орудиями производства крупные частные собственники — предприниматели —

нанимали и эксплуатировали (присваивали результаты труда) рабочих, не

имевших ни своих орудий труда, ни земли.

В анализе западноевропейского капитализма авторский коллектив

основывался на открытых марксизмом законах развития и объективной логике

изменений последней эксплуатационной формации. Авторы опирались на

результаты исследований, проделанных советскими экономистами в данной

области в последние годы. Были учтены также оценки и выводы, содержащиеся в

работах зарубежных исследователей-марксистов. Экономика и политика западной

Европы, как и других ведущих капиталистических государств, формировались

под влиянием ряда факторов, определяющих ход мирового развития в тот

период.

Список использованной литературы:

1. Новая история, М., 1991

2. Краткая всемирная история, изд-во «Наука», М., 1965

3. Е. Г. Лапшев, И. К. Шереметьев и другие “Европа: капитализм и

общество. Противоречия развития”. Москва, 1990. А. Ф. Шульговский

4. “Европа на крутом повороте своей истории”. Москва, 1967.

5. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в

Европе: Социально - экономические проблемы. - М., 1969. - 318 с.

6. Дружинин Н.М. Генезис капитализма. - М., 1955. - 79 с.

7. Нечкина М.В. О “восходящей” и “нисходящей” стадиях феодальной

формации. Вопросы истории. - М., 1958, №7.

8. Нечкина М.В. К итогам дискуссии о “восходящей” и “нисходящей” стадиях

капитализма. Вопросы истории. - М., 1963, № 12.

9. Очерки всемирной истории. Период феодализма. XV-XVII в.. - М., 1955.,

6т. - 506 с.

10. Переход от феодализма к капитализму в Европе. - М.: Мысль, 1969. - 318

с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.