реферат скачать
 

Японская экономическая модель

Японская экономическая модель

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Реферат

на тему : Японская экономическая модель

Выполнил :

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверил : Косарев И. А.

Саранск 2002

План :

Введение

1.) Особенности Японской экономической модели роста

2.) Политика сбережения в Японии

3.) Политика кредитования в Японии

4.) Инвестиционная политика Японии

Заключение

Список литературы

Введение

Хотя разговоры о "японском чуде" в общем почти прекратились, феномен

японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле,

почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически

лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы

последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои

экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?

Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-

технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую

степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти

перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в

непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и

экономических и социально-политических факторов. Особую роль в Японской

модели экономического роста уделяется инвестициям, системе сбережения и

кредитования, но вначале рассмотрим, что же из себя представляет и на чём

основана Японская экономическая модель.

1.) Особенности Японской экономической модели роста

Экономическая основа развития Японии и новых индустриальных стран Восточной

и Юго-Восточной Азии на начальных этапах практически одинакова. Частично

трансформированная японская модель принята в других странах, идущих по пути

Японии. Но эти пути нельзя считать абсолютно идентичными, так как отдельные

страны обладают различным экономическим потенциалом и уровнем развития.

Хозяйственное развитие Японии базируется на четырёх принципах:

1.) Жестокое государственное регулирование, т.е. мобилизация всех ресурсов

для решения приоритетных задач;

2.) Ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного

фонда накоплений и инвестиций (в новых индустриальных странах очень высока

экспортность хозяйства);

3.) Широкое привлечение иностранного капитала ( в первую очередь для

развития научно-технического прогресса);

4.) Создание крупных национальных монополий, имеющих возможности для

постоянного улучшения качества продукции и конкурентной борьбы на внешних

рынках.

Перечисленные принципы не являются «изобретением» восточно-азиатских

стран, они апробированы во многих странах с рыночной экономикой. «Чисто»

восточно-азиатский инструмент в данной модели – широкое использование

психологических (поведенческих) традиций населения, сформировавшихся в

сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных

и моральных ценностей, таких как:

1. жесткая дисциплина;

2. исключительное трудолюбие;

3. удивительная аккуратность;

4. настойчивость, терпение;

5. минимальные потребности;

6. ярко выраженное чувство коллективизма

(противовес западному индивидуализму);

7. преданность работодателю;

8. подчинение и уважение старших;

9. понимание своего места;

10. желание учиться.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина

проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и

западноевропейцев на 10 часов.

В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов

средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок

самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.

На социокультурных традициях базируется система образования, подготовки

и переподготовки кадров. По этому Японии больше учёных, чем во всей Европе.

Благодаря принятию всех этих принципов и ценностей в начале 50-х годов,

в разрушенной и ослабленной Японии начался быстрый экономический рост, по

уровню которого она обогнала все капиталистические страны.

Ускорению роста способствовало:

Во-первых, широкое обновление изношенного и устаревшего заводского

оборудования. Теперь в Японии 2/3 оборудования – новейшее. Страна расширяет

собственные научно-технические исследования.

Во-вторых, одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация

рабочего класса.

В-третьих, государственно-монополистический капитализм всемерно

способствовал перестройке японской промышленности: государство приняло на

себя значительную часть расходов по реконструкции и новому строительству

предприятий, предоставила монополиям налоговые льготы и широкий кредит.

В-четвёртых, когда расходы на армию были малы, государство имело

возможность вкладывать деньги в промышленность, но под давлением

реакционных сил Японии пришлось возрождать военно-промышленный комплекс,

что привело к оттоку средств из хозяйства.

Сейчас промышленность Японии специализируется на переработке

импортного сырья и разработке высоких технологий.

2.) Политика сбережения в Японии

В начале 50-х годов жесткое централизованное распределение финансовых

ресурсов было прекращено. С середины десятилетия частные банки уже имели

прочную базу для расширения— кредитования, так как стали быстро расти сбере

жения и вклады. Норма сбережения домашних хозяйств составила в 1955 г. -

11.9%; в 1960 г. - 14.5; в 1965 г.-15.8; в 1970 г.-17.7; в 1975-22.8 после

чего пошла на убыль, но и сейчас удержи вается на уровне 15-17%.

Основные факторы быстрого роста нормы сбережений с середины 50-х годов

таковы.

Во-первых, в результате перехода к жесткой финансовой политике резко

снизился уровень инфляции. С 1949 г. при решающей роли оккупационной

администрации (так называемая "линия Доджа") обеспечивалась

сбалансированность всех элементов государственных финансов: общего и

специальных счетов центрального бюджета, местных бюджетов, финансов

бюджетных организаций и предприятий.

Во-вторых, чрезвычайно низким был исход ный уровень финансовых активов

домашних хо зяйств, причем эти активы были в значительной мере обесценены

высокой инфляцией. Как только инфляцию удалось обуздать, у людей возникло

естественное стремление эти активы нарастить.

В-третьих, в 50-е годы стали заметно расти до ходы. Это было связано как с

достаточно успеш ной политикой целенаправленного стимулирова ния ключевых

отраслей, так и с тем, что война в Корее (1950-1953 гг.) создала

существенный до полнительный спрос на продукцию японской про мышленности.

В-четвертых, существенную роль сыграл де мографический фактор: низкий

удельный вес жи телей старших возрастов, которые, как правило, сберегают

меньше всех.

В-пятых, росту сбережений способствовала японская практика выплаты бонусов

(премиаль ных). Фактически все японские фирмы выплачи вают в середине года

своим работникам крупные единовременные бонусы (равные, как правило, двух-

трехмесячной зарплате), что подталкивает людей класть эти деньги "на

книжку".

В-шестых, те, кто сберегает, пользовались оп ределенными налоговыми

привилегиями. В част ности, долгое время проценты по небольшим (до 3 млн.

иен) почтовым вкладам не облагались на логом. С 1988 г. эта привилегия была

в основном отменена. Она продолжает действовать только для вкладчиков

старше 65 лет.

Наконец, в-седьмых, сберегать побуждали сравнительная неразвитость

потребительского кредита и до последнего времени невысокие уровни

государственных пенсионных выплат.

Подавляющая часть сберегаемых средств осе дала на вкладах в банках, а также

в государствен ной почтово-сберегательной сети (так называе мые почтовые

сбережения, о которых речь пой дет ниже). Неразвитый рынок ценных бумаг и

предельно жесткий контроль за оттоком финансовых ресурсов за рубеж

фактически не оставляли иных вариантов. В то же время вкладчик верил в

надежность национальных банков и тем более почтово-сберегательной сети. Это

было связано, в частности, с усилением надзора над банками со стороны

Министерства финансов и с жестким контролем Банка Японии.

В Японии, как известно, Банк развития работает на сбережениях граждан,

которые аккумулируются сберегательными кассами, затем собираются под

контролем Минфина в централизованный фонд, и тот в административном порядке

передается в использование Банку развития Японии, Экспортно-импортному

банку и еще 4-м институтам развития. Что бы там ни говорили о пользе

иностранных инвестиций (а они, безусловно, важны и нужны), главный источник

инвестиций -- национальный капитал, т.е. сбережения. Основной фактор,

определяющий размеры сбережений -- это уровень дохода населения. Растет

национальный доход -- растут и сбережения. Разумеется, эта зависимость не

прямая. На нее влияет склонность населения к "воздержанию от трат", что

зависит не только от экономической мотивации. Например, в Англии только 8%

доходов идет на сбережения, а в Японии -- более 30%.Например, 70%

банковского капитала Японии составляют денежные сбережения, личные

сбережения граждан. Передача личных сбережений этой мощнейшей финансовой

империи означает существование между ними прочного доверия. Здесь не нужны

ни клятвы, ни даже законы, потому что правовые нормы можно изменить. Важна

обстановка надежности и действенности законов, порядка и доверия к ним.

3.) Политика кредитования в Японии

Еще с конца 40-х годов, одновременно с массированным кредитованием по линии

Фонда восстановления, правительство и Банк Японии вместе с частными

кредитно-финансовыми институтами приступили к осуществлению, можно сказать,

стратегического курса на создание мощной и на дежной системы кредитования

производства, в которой важную роль играют как частные, так и

государственные институты. Можно выделить три основные составляющие этого

курса.

Во-первых, последовательно проводилась в жизнь идея, что частные кредитные

институты должны быть надежными, а их финансовое со стояние - здоровым. Под

руководством государ ства шла работа по ликвидации "плохих" (нелик видных)

активов. В этих целях использовалась и часть внутренних накоплений банков,

уменьшал ся уровень их уставных капиталов и т.д.

Во-вторых, формировалась кредитно-финансовая система, основанная на

разделении функций между разными типами специализированных кредитных

институтов. Идея заключалась в том, чтобы кредитование всех секторов

экономики и все виды кредитования были обеспечены специализированными

институтами, то есть чтобы были удовлетворены все потребности во всех видах

кредита.

Помимо обычных коммерческих банков (в Японии крупнейшие из них - они

кредитуют прежде всего крупных производителей - называют городскими, а

менее крупные - региональными), действуют:

- банки долгосрочного кредита (только им предоставлено право мобилизовывать

средства, выпуская банковские облигации, что облегчает привлечение

долгосрочных ресурсов), которые, вместе с траст-банками, специализируются

преж де всего на долгосрочном кредитовании :

- кредитные институты кооперативного характера (так называемые банки

взаимного кре дита, кредитные ассоциации и т.д.), которые вме сте с

региональными банками занимаются преж де всего кредитованием малого

бизнеса;

- институты, специализирующиеся на креди товании сельского хозяйства.

Специализированные кредитные институты, кроме того, активно кредитуют друг

друга. Так, городские банки, испытывая нехватку ресурсов для удовлетворения

спроса на кредит со стороны крупных фирм, активно занимают у остальных

кредитных институтов, как правило имеющих свободные средства.

И, наконец, третье направление стратегии формирования кредитной системы -

создание сильных институтов государственного кредито вания и

инвестирования.

Важную роль в массированном кредитовании производства играло

то, что государство регули ровало уровни процента по всем видам вкладов

(либерализация процента растянулась на десяти летия). При этом отчетливо

прослеживается тен денция к поддержанию процента на низком уровне.До начала

70-х годов по каждому виду вкладов государство устанавливало, как правило в

законо дательном порядке, верхнюю границу процента. Основы послевоенной

системы регулирования были заложены в 1947 г., когда начал действовать

Временный закон о регулировании процента. В соответствии с ним потолок

процента по вкладам стал определять Политический совет (руководя щий орган)

Банка Японии на основе рекомендации Консультативного совета по

регулированию процента. Первое время Банк расписывал по дробную шкалу

потолков в зависимости от вида и срока вклада. С 1970 г. механизм

регулирования был упрощен. Центральный банк устанавливал уже рекомендуемые

рамки процента, своего рода коридор. В реальной жизни все банки фиксировали

процент по верхнему уровню этого коридора.

Со второй половины 70-х и особенно в 80-е го ды стала набирать темпы

либерализация процента, фактически завершенная в 1994 г. Таким образом, в

течение десятилетий Япония использова ла прямые регламентации процента по

вкладам, стремясь держать его на низком уровне.

Кредитование как фактор быстрого роста вряд ли сработало

бы столь успешно, если бы не своеобразный японский "коктейль" в макроэко

номической политике: сочетание жесткого бюд жета с использованием всех

возможностей для кредитной экспансии.

С одной стороны, проводилась политика сба лансированности всех элементов

государствен ных финансов. Скажем, в 1954 г. правительство установило

потолок бюджетных расходов в 1 трлн. иен и сумело продержать концепцию

триллионного бюджета в течение трех лет. Когда экономический рост приносил

в бюджет допол нительные доходы, правительство использовало их для снижения

уровней налогообложения, избе гая при этом роста расходов. Аргумент для

этого был весьма убедительный: рост бюджетных расходов легко принимает

необратимый характер, чего нельзя сказать о росте доходов.

С другой стороны, одновременно с ужесточе нием бюджетной политики Банк

Японии стал, на пример, активно скупать у частных финансовых институтов

облигации госзайма, тем самым по вышая уровень монетизации экономики и

способ ствуя расширению кредитования.

В годы высоких темпов роста в стране наблю далось явление, которое называли

перекредитова нием. Частные кредитные институты предостав ляли кредиты (а

также осуществляли вложения в акции и прочие ценные бумаги) в масштабах,

пре вышающих сумму от сложения объемов привле ченных ими вкладов и

оплаченного капитала. Иными словами, давали производителям взаймы больше,

чем сами имели на руках. Разница же в основном погашалась займами у Банка

Японии. В годы бурного экономического роста при улуч шении финансово-

экономических показателей фирм и в условиях жесткого "индивидуального"

руководства коммерческими банками со стороны Банка Японии перекредитование,

можно сказать, себя оправдало . Его результатом стал инвести ционный бум

произошедший в стране.

С 1984 г. правительством осуществляются программы

кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского

банка развития (ЯБР). Указанная деятельность осуществляется через созданные

при ЯБР «центры содействия притоку иностранных инвестиций». В настоящее

время семь таких центров действуют внутри страны (Саппоро, Канадзава,

Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и пять за рубежом (Вашингтон,

Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне).

Как правило, кредиты по линии ЯБР предоставляются по льготной ставке тем

компаниям, доля иностранного капитала в которых составляет более 50%

средств, расходуемых на приобретение земельных участков, оборудования,

зданий или строительство этих последних.

В 1996 г. МВТП сняло условие, ограничивающее предоставление кредитов ЯБР

только теми проектами, которые связаны с внесением первичных инвестиций в

шесть отраслей с высокими технологиями (электроника, системное

машиностроение, высокочистые химические вещества, новые материалы,

биоиндустрия и разработка передовых компьютерных программ). Теперь главное

требование, предъявляемое к содержанию проектов, для которых отпускаются

кредиты ЯБР, состоит в том, чтобы они «содействовали обменам в области

технологии» или имели отношение к созданию «инфраструктуры, необходимой для

прямых иностранных инвестиций в Японии».

В 1996 г. ЯБР начал осуществление новой программы предоставления

иностранным инвесторам кредитов для оплаты ими расходов по аренде

сооружений, налога на имущество и страховых премий. С 1996 г. стало также

возможным получение иностранными инвесторами кредитов ЯБР для

инвестиционных целей в тех случаях, когда доля иностранного инвестора в

капитале компании возрастает до 1/3 или выше в результате слияния с нею или

ее приобретения.

В целях содействия развитию промышленности и более

равномерному размещению промышленных предприятий, в том числе с иностранным

участием, создана правительственная Корпорация регионального развития

Японии (КРРЯ). Действуя совместно с главами местных органов власти,

Корпорация организует распродажу земельных участков под создание

«индустриальных парков» и «научных городов-технополисов». Кроме того, КРРЯ

осуществляет кредитование особо оговоренных видов производства, в частности

проектов, связанных с созданием компьютерных программ в 23 районах Токио,

финансирует работы по переводу предприятий или отдельных их производств из

Большого Токио, Кинки и Тюбу в периферийные районы. Кредиты КРРЯ также

предоставляются компаниям, которые планируют вложить свои средства в районы

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.