реферат скачать
 

Вексель, как средство преодоления кризиса платежей

развития банковских систем (Башкирия, Татарстан, Волгоградская, Ростовская,

Самарская, Свердловская области);

- ряд северо-кавказских республик, развитие банковских учреждений в

которых явно превышает реальные объемы финансовых ресурсов (Адыгея,

Дагестан, Кабардино- Балкария, а также Калмыкия);

- некоторые слаборазвитые (аграрные и депрессивные) области Европейской

части, "запоздавшие" с созданием собственной сети "новых" коммерческих

банков, в которых возникновение небольшого числа "новых" сильно увеличивает

темпы роста их общего количества (Архангельская, Ивановская, Кировская

области) и ряд других регионов.

Стимулом стабилизации в развитии национальной банковской системы стали

решения Центрального банка РФ об увеличении с 1 июля 1993 г. необходимого

минимального уставного капитала для вновь регистрируемых банков до 100 млн

руб., а с 1 марта 1994 г. - до 2 млрд. руб., а также установлении

поквартальных коэффициентов корректировки уровня минимального уставного

фонда вновь регистрируемых банков, эквивалентного 1 млн ЭКЮ.

Предусматривается также, что к 1999 г. коммерческие банки страны увеличат

уставный капитал до размера, эквивалентного 5 млн ЭКЮ. В последние месяцы

наметилась тенденция к активизации процесса отзыва банковских (а также

валютных) лицензий со стороны Центробанка РФ, что приводит к сокращению

количества банков.

В целом из общих тенденций 1993 - первой половины 1995 гг. в

региональном развитии банковской системы России следует отметить, во-

первых, начало активного проникновения крупнейших коммерческих банков путем

открытия филиалов за пределы своего региона и, во-вторых, массовое

разорение (закрытие) самостоятельных мелких коммерческих банков в небольших

населенных пунктах, главным образом, преобразуемых в филиалы более крупных

банков.

Первые места в списке ста крупнейших банковских центров не требуют

особых комментариев. Можно только указать на впечатляющий разрыв между

Москвой и Санкт-Петербургом по основным параметрам. Так, по числу

зарегистрированных банков во второй половине 1993 г.Москва опережала Санкт-

Петербург в 13 раз, по числу "внешних" филиалов - в 1,4 раза,, по

суммарному уставному капиталу - в 11 раз, по числу банков, имеющих валютные

лицензии, - в 9 раз. Вторая позиция Санкт-Петербурга достаточно прочна, но

по отдельным показателям в 1994 г. город начал испытывать растущую

конкуренцию со стороны крупных региональных банковских центров. Так, по

числу банков 2-е место в России в середине 1994 г. заняла Махачкала.

Превышение размеров активов крупнейших банков Санкт-Петербурга, входящих в

первую банковскую сотню, над аналогичным показателем для Уфы и Якутска было

минимальным. В 1995 г., однако, положение Санкт- Петербурга как второй

финансово-банковской столицы упрочилось.

Места с 3-го по 20-е в конце 1993 г. занимали центры, которые образуют

опорный каркас территориальной организации национальной банковской системы.

В их число вошли как завоевавшие статус межрегиональных финансово-

банковских центров - Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск,

Владивосток, Нижний Новгород и Самара, так и банковские центры,

претендующие на роль "вторых" банковских столиц крупных экономических

районов, например Уфа, Краснодар. Роль перечисленных выше городов в

национальной банковской системе оставалась высокой и в последующем.

В 3-м - начале 7-го десятка расположились банковские центры

регионального значения, ориентирующиеся в основном на обслуживание

ограниченной территории. Большинство из них - административные центры

соответствующих регионов, однако в их числе встречаются города, хотя и не

имеющие высокого административного статуса, но обладающие крупным

финансовым потенциалом (“столица" нефтедобывающего Приобья Нижневартовск,

центры автомобилестроения Тольятти и Набережные Челны, внешнеторговые порты

Новороссийск и Находка).

Начиная с 8-го десятка среди банковских центров начинают преобладать

города, не имеющие высокого административного статуса, которые в своих

регионах играют роль банковских субценгров. Встречающиеся в этой части

списка административные центры субъектов Федерации либо по тем или иным

причинам отстали в формировании отвечающей их статусу и роли в

территориальной организации хозяйства банковской инфраструктуры, либо не

имеют необходимого для ее развития финансово-экономического и социального

потенциала.

Существует достаточно тесная зависимость между рангом банковского

центра и численностью его населения. Рейтинг 65% банковских центров

примерно соответствует их рангу по численности населения. Остальные центры

делятся на две равные по численности группы. К первой относятся центры, чей

рейтинг в списке 100 банковских центров страны в конце 1993 г. был заметно

выше их ранга по численности населения. Среди крупных банковских центров к

ним относятся Ростов-на-Дону, Краснодар, Владивосток, Томск, Тюмень,

Калининград, а в целом с этой точки зрения безусловными лидерами являлись

Магадан, Южно-Сахалинск, Элиста, Якуток, Черкесок, Благовещенск,

Нижневартовск, Новороссийск, Махачкала.

Вторую группу образуют центры с явным отставанием их рейтинга в списке

100 банковских центров от ранга по численности населения. Такие

административные центры как, например, Пенза, Омск, Курск, Ульяновск, Улан-

Уда, Рязань, Архангельск, Чебоксары, Воронеж, Абакан, Иванове, Киров,

сохраняли к концу 1993 г. значительные неиспользуемые резервы для развития

банковской инфраструктуры и, соответственно, для повышения своего рейтинга

среди крупнейших банковских центров страны. Во второй группе оказались

также крупные промышленные центры, развитие которых в качестве банковских

центров сдерживается отсутствием высокого административного статуса

(Новокузнецк, Дзержинск, Тольятти, Набережные Челны, Орск). Подтверждением

этого является тот факт, что в число 100 банковских центров не попали не

уступающие по экономическому потенциалу многим республиканским, краевым и

областным центрам Ангарск, Березники, Волжский, Златоуст, Каменск-

Уральский, Магнитогорск, Нижний Тагил, Норильск, Прокопьевск, Рыбинск,

Стерлитамак, Таганрог.

При анализе банковских центров отмечается существенное влияние политико-

административного фактора. Так, 40% республиканских центров были отнесены

к первой из названных групп, тогда как по областным (краевым) центрам и

включенным в анализ городам областного (краевого, республиканского)

подчинения этот показатель составил соответственно 16% и 11%. В то же

время, 24% городов, не имеющих высокого административного статуса, вошли в

группу центров с нереализованным потенциалом для развития банковской

инфраструктуры, тогда как по республиканским и областным (краевым) центрам

этот показатель составил около 15%.

Существенное значение имеет и региональный фактор: половина центров,

вошедших в группу с повышенным относительно численности населения

банковским рейтингом, расположена на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

Особенно впечатляют масштабы банковской активности в Махачкале, Пальчике,

Черкесско, Элисте, несопоставимые с реальным финансово-экономическим

потенциалом соответствующих регионов. Наиболее убедительным объяснением

данного феномена представляется крупномасштабная финансовая поддержка этих

дотационных регионов за счет централизованных кредитов, перераспределяемых

через местные банки, а также характер традиций местного населения.

Анализ тенденций в динамике количества банковских центров в 1993 - 1995

гг. свидетельствует о сокращении их числа как в целом по стране, так и в

большинстве регионов. В ряде регионов (например Карелии, Рязанской,

Тульской областях) число банковских центров сократилось до единицы, то есть

вся банковская система области контролируется либо банками областных

(республиканских) центров, либо инорегиональными (как правило, московскими)

банками.

Размещение банковских капиталов и активов

Территориальные различия в распределении банковскогв капитала являются

еще более резкими, чем в размещении коммерческих банков. В целом в

Центральном экономическом районе сосредоточено около 50% суммарного

объявлению уставного фонда, еще треть приходится на Урал, Западную Сибирь,

Поволжье, Северо-Запад и Дальний Восток.

В середине 1994 г. (более поздние данные отсутствуют) регионами-

лидерами по концентрации уставного капитала были (вслед за г.Москвой в

порядке убывания) Московская (около 4% суммарного уставного капитала

российских банков), Самарская (2,8%), Свердловская (2,7%), Нижегородская

(2,2%) области Башкирия (1,9%), г.Санкт- Петербург (1,8%), Ростовская

(1,7%), Тюменская (1,5%) область. Краснодарский (1,5%) и Приморский (1,5%)

края. В двадцатку регионов-аутсайдеров вошли все республики Северного

Кавказа (кроме Дагестана), ряд областей Черноземной полосы (Брянская,

Курская, Орловская, Тамбовская) и Нечерноземья (Владимирская,

Ленинградская, Новгородская) и слаборазвитые регионы южной Сибири

(республики Алтай, Тува, Хакассия, Еврейская АО).

Общей тенденцией 1993-1994 гг, стало сокращение концентрации

банкоескаго капитала в российской столице.

В целом картина концентрации банковских активов по регионам страны,

проведенная по сумме активов 200 крупнейших банков (около 4/5 суммарных

активов коммерческих банков), выглядит следующим образом. На 112 московских

банков, включенных в список "Тор 200" на 01.07.1995 г., приходится около

79% активов, на 6 банков "северной столицы" - более 3%. Далее следуют Соха

(Якутия) (5 банков; 1,6% активов), Самарская область (4; 1,6%), Башкирия

(4; 1,3%) и Тверская область (1; 1,1%). В первые 20 регионов попадают также

(в порядке убывания) Краснодарский квай, Кемеровская, Свердловская,

Пермская, Челябинская, Новосибирская области, Татарстан, Красноярский,

Приморский края, Тюменская, Московская, Омская, Иркутская области и Ханты-

Мансийский АО. Всего список 200 крупнейших коммерческих банков страны

формируют банки 46 регионов.

Одной из главных тенденций развития банковской системы России вплоть до

1995 г, было усиление концентрации банковских активов. Однако в конце 1994

- начале 1995 гг, этот рост замедлился, а затем и сменился на

противоположную тенденцию. При этом отмечаются четкие колебания в

концентрации банковских активов в течение одного календарного г.: к

середине г. концентрация банковских активов увеличивается, а к концу г.

уменьшается. Особенно наглядно это проявляется в первой банковской сотне и

первой банковской двадцатке (доли которых в общем количестве коммерческих

банков неуклонно снижались). В начале 1993 г. доля ста крупнейших банков в

активах национальной банковской системы составляла чуть более 60% (без

учета Внешторгбанка РФ), в середине 1993г. - около 71%, еще через год - уже

около 78%, затем - незначительно сократился до 76% к 01.01.1995 г., а к

середине 1995 г. упала ниже 70%. Колебания доли активов 20 крупнейших

банков следующие: 01.01.1993 г. - 40% (без Внешторгбанка), 01.07.1993 г. -

65%, 01.01.1994 г. - 38%, 01.07.1994 г. - 52%, 01.01.1995 г. - 51%,

01.07.1995 г. - 46%.

Всего с начала 1993 г. до середины 1995 г. в список ста крупнейших

российских банков (по данным агентства "Рейтинг") входили коммерческие

банки из 45 регионов. При этом устойчиво в списке банковских гигантов

размещаются банки только 25 регионов. На 01.07.1995 г. в данный список

входили банки 27 регионов, в том числе в 9 регионах имеет место хотя бы

минимальный уровень конкуренции между крупными банками.

Дополнительной оценкой качества коммерческих банков может выступать

картина распределения банков, имеющих лщензию Центробанка РФ на совершение

операций в иностранной валюте. Общее количество таких банков в начале 1995

г. превысило тысячу (1014 на 01.02.1995 г., или около 40% всех

зарегистрированных коммерческих банков). Опережающие темпы роста банков с

валютной лицензией всех видов было характерно прежде всего для регионов

Северного, Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского, Западно-Сибирского

и Восточно-Сибирского районов. В конце 1994 - начале 1995 гг. темпы роста

таких банков снизились. Данный факт свидетельствует о том, что валютные

лицензии уже к 1993 г. охватили основные регионы, и затем имело место

выравнивание региональных диспропорций по этому показателю.

В конце 1994 г. в г.Москве было расположено более 350 банков с

валютными лицензиями. Большое количество таких банков располагалось в

индустриально развитых регионах (часто без превалирования

экспортоориентированных отраслей) и в регионах- "воротах" в Россию (среди

последних лидировал Краснодарский край с 37 "валютными" банками на

01.10.1994 г.). Более 20 банков с валютными лицензиями находились в г.Санкт-

Петербурге, Ростовской, Свердловской областях, 10 и более - в Башкирии,

Татарстане, Приморском и Хабаровском краях, Вологодской, Иркутской,

Калининградской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской,

Самарской, Саратовской и Тюменской областях. Ханты-Мансийском АО.

Типы региональных банковских систем

При сопоставлении различных банковских показателей на разные даты (в

1993-1995 гг.) отмечается сохранение большинством регионов своих

рейтинговых позиций, что свидетельствует о завершении формирования

основного каркаса и значительной инерционности сложившейся к 1993 г.

национальной банковской инфраструктуры. Другим наглядным примером этого

являются высокие положительные значения корреляции основных анализируемых

величин в разрезе регионов (по некоторым показателям корреляция

приближается к 1).

Обращает на себя внимание безусловное лидерство российской столицы.

Высокая степень развитости банковских систем характерна также для наиболее

развитых субъектов Федерации с большой численностью населения. Это ведущие

регионы Поволжья, Северного Кавказа, Урала, г.Санкт-Петербург, Московская,

Нижегородская области и главные регионы Сибири (Саха (Якутия), Красноярекий

край, Иркутская, Новосибирская и Тюменская области), а также активно

внедряющая новые хозяйственные отношения Калининградская область. Обращает

на себя внимание непропорционально высокий рейтинг Дагестана. В Западной

Сибири в лидерах оказались не главные нефтегазодобывающие регионы (Ханты-

Мансийский и Ямала-Ненецкий АО), а собственно Тюменская область.

Совершенно различные банковские системы сложились в "пристоличных"

областях. Если в индустриально развитом Подмосковье помимо значительной

роли столичных банков активно развиваются местные банковские структуры, то

банковскую систему малонаселенной Ленинградской области можно отнести к

разряду наиболее отсталых.

В нижней части рейтинга по степени развитости банковской инфраструктуры

оказалось большинство депрессивных регионов, где возможности для развития

банковской системы сдерживаются слабым людским и экономическим потенциалом.

Это почти все республики Северного Кавказа (за исключением оказавшегося в

лидерах Дагестана) и примыкающая к ним Калмыкия, слаборазвитые национально-

территориальные образования юга Сибири (республики Алтай, Тува, Хакасом,

Еврейская АО, а также Читинская область) и ряд областей европейской части

стуаны, многие из которых также характеризуются глубоким спадом

производства, низким уровнем жизни и высокой безработицей.

Один из наиболее широко применяемых при рассмотрении уровня развития

банковской системы регионов показателей - уровень обеспеченности населения

банковскими учреждениями.

В целом на 01.08.1995 г. уровень обеспеченности населения коммерческими

банками и банковскими учреждениями в России составили, соответственно, в

среднем 1 ,74 банка и 5,54 банковских учреждения на 100 тыс. жителей. При

этом наблюдается значительный разрыв между наиболее и наименее

обеспеченными регионами. Так, по количеству коммерческих банков на 100 тыс.

человек разрыв между субъектами Федерации даже без учета Москвы достигает

20 раз, а по числу банковских учреждений (коммерческих банков и банковских

филиалов, без филиалов и отделений Сбербанка России) - 6 раз.

Регионы с низкой (или даже "нулевой") обеспеченностью коммерческими

банками распадаются на три группы. Во-первых, это слаборазвитые автономные

округа зоны Крайнего Севера (Ненецкий, Уста-Ордынский, Бурятский,

Чукотский, Эвенкийский) с недостаточным для возникновения самостоятельных

коммерческих банков финансовым и социально-экономическим потенциалом и

потому обладающие "нулевой" обеспеченностью коммерческими банками. Во-

вторых, регионы вокруг Москвы и Санкт- Петербурга, испытывающие, по-

видимому, сильную конкуренцию со стороны крупнейших банковских центров

страны (Владимирская, Ленинградская, Новгородская, Тульская области) и,

наконец, в-третьих, широтная зона преимущественно агроиндустриальных

регионов, в значительно степени совпадающая с так называемым "красным

поясом" политической оппозиции федеральному центру и подавленной деловой

активностью (Воронежская, Курганская, Курская, Орловская, Пензенская,

Тамбовская области). В большинстве областей двух последних групп один

коммерческий банк приходится более чем на 200 тыс. жителей.

Высокая обеспеченность коммерческими банками, помимо Москвы, характерна

для: "окраинных" регионов с выгодным экономико-географическим положением,

претендующих на особое место в развитии внешнеэкономических связей

(Калининградская, Камчатская и Сахалинская области);

- отдельных регионов Северного Кавказа (Республики Адыгея, Дагестан,

Карачаево- Черкессия, Чечня и Ингушетия, Краснодарский край);

- богатых топливно-сырьевыми ресурсами регионов Сибири (Республика Саха

(Якутия), Магаданская, Томская и Тюменская области. Ханты-Мансийский и

Ямале-Ненецкий автономные округа), что косвенно отражает стремление

руководителей предприятий добывающих отраслей промышленности России иметь

возможность проведения независимой финансовой политики;

- отдельных национально-территориальных образований с невысокой

численностью населения (республики Алтай, Калмьжия.Таймырский (Долгано-

Ненецкий) автономный округ). Следует отметить, что две последних республики

также активно добиваются на федеральном уровне статуса свободных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.