реферат скачать
 

Вексель, как средство преодоления кризиса платежей

необеспеченные расчетно-платежные инструменты, иногда маскируют финансовые

спекуляции и при высоком уровне инфляции, общем дефиците бюджета,

несогласованности действий смежных отраслей не предотвращают, а лишь

замедляют рост общей задолженности. Механизмы погашения взаимных

задолженностей предприятий путем переуступки долга и натурального обмена

(бартера) чрезвычайно трудоемки и зачастую неработоспособны при количестве

участников более 4-5. Ввиду отсутствия реальных платежных средств они не

активизируют операции с использованием наличных денег (заработная плата,

расчеты с бюджетом), их инициативный характер не позволяет корректно

прогнозировать движение денежных средств в отрасли или регионе.

Правительство Российской Федерации неоднократно отмечало, что,

несмотря на принятые меры по созданию рыночных механизмов государственного

управления экономикой и оздоровлению экономической ситуации, финансовое

состояние базовых отраслей народного хозяйства остается напряженным.

Недостаточен объем денежных средств, направляемых на производственные

инвестиции, недопустимо медленно формируется вторичный рынок ценных бумаг -

один из важнейших механизмов перераспределения и концентрации

инвестиционных ресурсов, увеличивается взаимная задолженность предприятий

между собой и перед бюджетами различных уровней. В отличие от

государственных, медленно развивается рынок частных (корпоративных)

долговых обязательств.

Опыт достаточно эффективной расшивки неплатежей накоплен рыночными

финансовыми структурами, использующими обращение векселей. Однако они не

обладают единством принципов управления и контроля и масштабом

государственного подхода, в большинстве своем не имеют встроенных

механизмов защиты от финансовых нарушений и склонны к использованию

дефицита платежно-расчетных средств в народном хозяйстве для размещения

необеспеченных векселей. Об этом свидетельствуют, в частности, финансовые

скандалы с векселями "Сибирьэнерго", Акцептного Дома "ЕЭС" и других

эмитентов.

Таким образом проблема неплатежей требует срочного создания

антикризисного механизма, эффективно оперирующего рыночными неинфляционными

платежно-расчетными инструментами.

Масштаб и актуальность этой проблемы приводят к необходимости

адекватных мер государственной поддержки и контроля. Это тем более важно в

связи с участившимися предложениаллм узкоотраслевых суррогатов

необеспеченных векселей и векселей коммерческих структур для межотраслевых

расчетов, что таит опасность утраты контроля над объемами выпуска и

порядком обращения векселей.

Прогноз инвестиций

Интенсивность промышленного производства в России в целом за период с

января 1990г. по декабрь 1995г. снизилась на 51,4%. Снижение произошло в

большинстве отраслей народного хозяйства. Наибольшее снижение зафиксировано

в легкой промышленности - 85%, машиностроении - 66%, промышленности

строиматериалов - 64%, лесной, древообрабатывающей и целлюлозно-бумажной -

61%, пищевой - 59%. В наименьшей степени интенсивность снизилась в цветной

металлургии - на 16%, ТЭК - на 34% и черной металлургии - на 42%.

После стабилизации с июля 1994г. по январь 1995г., с февраля 1995г.

отмечался некотрый рост интенсивности и в августе его стабилизация. Новый

цикл спада начался с сентября 1995г. Падение в сентябре - 2%, в ноябре -

2,1%.

Программа инвестиций в прошлом году осталась невыполненной. В связи с

этим Минэкономики прогнозирует при успешном выполнении программ по

финансовой и экономической стабилизации 1996г. объем инвестиций за счет

всех источников финансирования в объеме 365-375 трлн. руб. или 101-104% к

уровню 1995г. (индекс дефлятор 1,5). При неблагоприятном ходе реформ 385-

395 трлн. руб., или 92-94% (индекс дефлятор 1,75). В объекты

производственной сферы предполагается направить в первом случае 195-200

трлн. руб. и во втором - 205-210 трлн. руб. (темп роста к предыдущему году

98-101% и 89-91% соответственно). Темпы капитальных вложений в

непроизводственную сферу в 1996г. составят 105-108% и 95-98% к уровню

прошлого года.

В ообщем объеме инвестиций в этом году будут основными собственные

средства предприятий - 65%. Доля амортизационных отчислений возрастет и

ожидается на уровне 47% капвложений.

Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять за счет

эмиссии ценных бумаг, кредитов коммерческих банков и иностранных

инвестиций. Доля инвестиций за счет вторичной эмиссии ценных бумаг составит

2%. Основным из способов привлечения инвестиций на втором этапе

приватизации станет передача по конкурсу в доверительное управление

госпакетов акций.

Государственные инвестиции определены в размере 27,7 трлн. руб., что

составит 98-84% к уровню 1995г. , что будет направлено на поддержку

объектов социальной сферы и в быстроокупающиеся коммерческие проекты. В

производственной сфере крайне ограниченные средства направляются в осовном

на обеспечение надежного функционирования жизнеобеспечивающих систем

районов с суровыми климатическими условиями. Предполагается 3 трлн. руб.

разместить на конурсной основе. Так для конкурсного размещения в 1995г.

было представлено 600 проектов.

Величина привлекаемого частного капитала ожидается порядка 15 трлн.

руб.

В объеме за счет всех источников финансирования, направляемых в

производственное строительство доля отраслей ТЭКа составит 42-44%.

Государственные инвестиции в ТЭК будут в основном на финансирование

пусковых объектов с высокой пусковой готовностью по государственной целевой

программе “Топливо и энергия”.

Инвестиции в АПК планируются в объеме 25-34 трлн. руб., из них на

производственное строительство - 17-23 трлн. руб.

Предприятия машиностроительного комплекса будут производить перестройку

производств за счет собственных средств.

В лесном комплексе инвестиции оцениваются в 4,3 трлн. руб., в т.ч. 4,2

трлн. руб. за счет собственных средств. Намечается 800 млн.долларов

иностранных инвестиций.

В строительном комплексе государственная поддержка предусмотрена в

объеме 35 млрд. руб.

На развитие транспорта и связи из федеральноо бюджета планируется

привлечь 1174,4 млрд. руб.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику

на 01.01.96г. составил около 6,7 млрд. долларов. Большие надежды по

улучшению инвестиционного климата Правительство возлагает на реализацию

“Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций”, где в частности предусматривается создание систем страхования

и гарантий, механизма залога, решение вопросов приобретения участков земли.

Финансовое положение регионов

Финансы предприятий и организаций

Оценка региональных различий в состоянии финансов предприятий и

организаций (далее - финансов предприятий или корпоративных финансов)

проводилась на основе показателей задолженности предприятий по выплате

средств на потребление (задолженности по зарплате), а также финансовых

результатов деятельности предприятий.

Уровень и динамика задолженности по выдаче средств на потребление

оценивались по объему просроченной задолженности в расчете на 1 занятого на

01.01.1996 (в % к среднему по РФ уровню) и коэффициенту изменения этого

параметра за 1993-1996 гг. (табл. 1).

Основной географической закономерностью данной классификации является

преобладание северных и восточных регионов в верхней части таблицы (высокий

уровень задолженности по зарплате на 1 занятого). В большинстве регионов

европейского Центра задолженность по зарплате на 1 занятого заметно ниже

среднего по России уровня, однако за последние 2-3 г. наметилась четкая

тенденция к ее сближению со среднероссийскими параметрами.

Формально в наиболее сложном положении находятся регионы "левой

верхней" группы, в относительно благоприятном - "правой нижней", в

относительно благополучных (и наиболее многочисленных) регионах "левой

нижней" группы ситуация ухудшается, а в регионах "правой верхней" группы -

улучшается.

Однако такая трактовка не вполне соответствует показателям динамики

объема промышленного производства. Так, объем просроченной задолженности по

выдаче средств на потребление в расчете на 1 занятого на различные даты

рассматриваемого периода имеет прямую зависимость с ИФОПП (за 1991-1994гг.)

со значениями коэффициента корреляции на уровне 0,36-0,41. Это значит, что

чем выше в регионе задолженность по зарплате в расчете на 1 занятого, тем в

среднем меньше спад промышленного производства. Интерпретация этого факта

может' быть как формально- статистической (влияние различий в структуре

производства), так и "ситуационной" (например, "лежащие" предприятия вообще

не начисляют зарплату и потому не имеют задолженности по ее выплате).

табл.1

Таблица 1. Группировка регионов РФ по объему и динамике просроченной

задолженности по выдаче средств на потребление

| |Изменение за 1993-1996гг. |

|Объем |Рост (более 10%) |Стабильность в |Падение (более|

|задолжен| |пределах 10% |10%) |

|ности на| |изменения | |

|1 | | | |

|занятого| | | |

|более |Архангельская, |Читинская, |Тюменская, |

|120% от |Оренбургская, |Камчатская, |Иркутская, |

|среднеро|Челябинская, |Приморский край |Амурская, |

|ссийског|Кемеровская, | |Магаданская, |

|о уровня|Сахалинская, | |Красноярский, |

| |Башкирия, Якутия, | |Хабаровский |

| | | |края, Коми, |

| | | |Бурятия, |

| | | |Хакассия |

|от 80 до|Костромская, |Мурманская, |Тамбовская, |

|120% |Тульская, |Брянская, |Пензенская, |

| |Липецкая, |Белгородская, |Пермская, |

| |Волгоградская, |Курская, |Новосибирская,|

| |Самарская, |Саратовская |Томская |

| |Ульяновская, |области, Тува |области, |

| |Ростовская, | |Алтайский край|

| |Курганская, | | |

| |Свердловская, | | |

| |Омская области, | | |

| |Карелия, Чувашия, | | |

| |Татарстан, | | |

| |Удмуртия | | |

|менее |г-Москва, г |Владимирская, |Вологодская, |

|80% |.С-Петербург, |Калужская, |Псковская, |

| |Ленинградская, |Смоленская |Ивановская, |

| |Московская, |области, Марий Эл,|Кировская |

| |Новгородская, |Северная Осетия, |области, |

| |Орповская, |Алтай |Ставропольский|

| |Рязанская, | |край, |

| |Тверская, | |Мордовия, |

| |Ярославская, | |Калмыкия, |

| |Нижегородская, | |Кабардино-Балк|

| |Воронежская, | |ария, |

| |Астраханская, | |Карачаево- |

| |Калининградская | |Черкессия |

| |области, | | |

| |Краснодарский | | |

| |край, Адыгея, | | |

| |Дагестан | | |

Для более точной оценки необходим анализ финансовых результатов

деятельности предприятий региона.

Наиболее простой показатель для этого анализа - доля убыточных

предприятий. В группу регионов с высокой долей убыточных предприятий в 1996

г. (более 46% при среднем по РФ показателе в 36%) вошли Костромская,

Тамбовская, Пензенская, Курганская, Томская, Читинская, Амурская,

Камчатская, Магаданская, Сахалинская области. Приморский и Хабаровский

края, республики Мордовия, Калмыкия, Карачаево- Черкессия, Алтай, Тува,

Саха. В ней явно преобладают восточные регионы (ярко выраженное "пятно"

убыточности охватывает Восточную Сибирь и Дальний Вестей) и экономически

слаборазвитые республики. Низкая доля убыточных предприятий (менее 26% от

общего числа предариятий) сложилась в индустриально развитых регионах

европейского Центра и Урала *.Санкт-Петербург, г.Москва, Московская,

Ярославская, Свердловская области, республика Башкортостан).

Классификация регионов по объему убытков на 1 занятого (в % к среднему

по РФ уровню) на 1.01.96 и направлению изменения этого параметра по

сравнению с 1994 г. представлена в табл. 2.

Таблица 2.

Группировка регионов РФ по объему и направлению изменения

показателя величины убытков по всем видам деятельности

в расчете на 1 занятого в 1995 г.

| |Изменение за 1993-1996гг. |

| |Рост (более 10%) |Стабильность |Падение |

| | |в пределах |(более 10%) |

| | |10% изменения| |

|более |Архангельская, Тверская, |Мурманская, |Тюменская, |

|120% |Курганская, Иркутская, |Тамбовская, |Камчатская, |

| |Читинская, Амурская, |Кемеровская, |Сахалинская,|

| |Магаданская, Алтайский |Томская |Хабаровский |

| |край, Марий Эл Мордовия, |области, |край, Коми, |

| |Калмыкия, |Бурятия |Тува, Якутия|

|от 80 до |Ленинградская, |Оренбургская,|Калининградс|

|120% |Новгородская, Ивановская,|Омская |кая области,|

| |Костромская, Орповская, |области, |Кабардино-Ба|

| |Рязанская, Смоленская, |Адыгея |лкария, |

| |Курская, Липецкая, | |Карачаево- |

| |Вологодская, Пензенская, | |Черкессия |

| |Саратовская, Челябинская,| |Северная |

| |области, Краснодарский | |Осетия |

| |Красноярский, край, | | |

| |Карелия, Хакассия | | |

|менее 80%|г .С-Петербург, |Московская, |г-Москва, |

| |Вологодская, Псковская, |Белгородская,|Астраханская|

| |Брянская, Владимирская, |Новосибирская|, Самарская,|

| |Калужская, Тульская, |области, |Пермская |

| |Ярославская, Кировская, |Удмуртия |области, |

| |Нижегородская, | |Приморский |

| |Воронежская, Ульяновская,| |край |

| |Ростовская, Свердловская | |Татарстан, |

| |области, Ставропольский | |Дагестан |

| |край, Чувашия | |Башкирия, |

| | | |Алтай |

Факторы, в наибольшей степени влияющие на региональные различия в

удельном объеме убытков, в значительной степени совпадают с факторами

дифференциации доли убыточных предприятий. В отличие от предыдущего случая

выявлена достаточно выраженная прямая связь ИФОПП, т.е. в среднем спад был

глубже в регионах с меньшими убытками на 1 занятого и наоборот (этот факт -

еще одно проявление "обратной" зависимости между состоянием финансов и

динамикой промышленного производства регионов).

В группу регионов с высокими объемами убытков в промышленности в

расчете на 1 рубль произведенной продукции в 1995 г. входили Костромская,

Орловская, Тверская, Читинская, Амурская, Магаданская, Сахалинская,

Калининградская области. Алтайский край, республики Марий Эл, Калмыкия,

Северная Осетия, Алтай, Бурятия, Тува, Якутия (наивысшие значения, в 5 и

более раз превышающие среднероссийский уровень, отмечены для ряда

дальневосточных территорий и индустриально слаборазвитых республик).

Относительно благополучной была ситуация в Вологодской, Ярославской,

Кировской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой, Астраханской, Самарской,

Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Омской, Камчатской

областях. Приморском крае, республиках Карелия, Марий Эл, Башкортостан,

Удмуртия.

В целом, согласно полученным данным, тяжелое по формально-

статистическим параметрам состояние корпоративных финансов, как правило,

сопряжено с относительно неглубоким спадом промышленного производства и

наоборот. Исходя из этого, можно предположить, что состояние финансов

предприятий скорее ослабляет, чем усиливает влияние экономического кризиса

(в частности, спада промышленного производства) на межрегиональные различия

в уровне жизни населения.

Бюджетная обеспеченность

Бюджетная обеспеченность региона может рассматриваться как бюджетная

обеспеченность населения (уровень расходов региональных бюджетов на душу

населения) и бюджетная обеспеченность региональных властей (зависимость

бюджета региона от поступлений из федерального бюджета).

Типология регионов по уровню и тенденциям изменения бюджетной

обеспеченности населения (по отношению к среднему по РФ уровню)

представлена в табл.

Таблица 3

Типология регионов по уровню и динамике бюджетной

обеспеченности населения в 1992-95гг.

|Бюджетная| |Тенденции | |

|обеспечен| | | |

|ность | | | |

| |рост более |в пределах 10% |падение более |

| |10% |изменения |10% |

|более |г.Москва, |Иркутская, Камчатская|Мурманская, |

|120% от |республика |области, |Самарская, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.