реферат скачать
 

Теория и практика фискальной политики в развитых странах и России

ликвидирована с соответствующим сокращением штатов. Штатная структура

оставшихся органов управления будет коренным образом пересмотрена.

Проведенное сокращение позволит существенно повысить реальную заработную

плату оставшимся государственным служащим, что будет компенсировать

планируемую отмену категориальных льгот и выплат в натуральной форме.

Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте будет снижаться

также по мере роста последнего при неизменном реальном объеме бюджетных

ассигнований. Этот процесс, естественный для динамично развивающихся стран,

а также постепенное снижение долговой нагрузки позволят и далее снижать

налоговое бремя.

Только бездефицитный бюджет (с возможными минимальными отклонениями в

отдельные годы) может стать основой устойчивого финансового положения

государства в кратко- и долгосрочной перспективе. При разработке стратегии

заимствований Правительство должно исходить не только из структуры

погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых

макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних

финансовых рынков. Выпуск государственных ценных бумаг в ограниченном

объеме и максимально ликвидной форме может стать основой восстановления

российских финансовых рынков, что требует от Правительства смещения акцента

на внутренние заимствования. Тем не менее, ожидаемое удорожание

национальной валюты, а также необходимость восстановления статуса надежного

заемщика на внешних рынках требуют отведения существенной роли и внешним

заимствованиям.

Другие два мотива, которые будут присутствовать в ближайшие годы при выборе

политики управления долгом - это необходимость поддержания хороших

отношений с международными финансовыми организациями, а также создание

благоприятных условий для кредитования частного сектора.

Правительство должно постепенно отказаться от широкого использования

практики связанного кредитования как неэффективного способа финансирования

бюджетных потребностей и/или гарантирования частных инвестиций. Следует

переместить акцент на страхование некоммерческих рисков при кредитовании

российских предприятий зарубежными институтами.

В Бюджетный кодекс должны быть внесены поправки, устанавливающие жесткие

финансовые и институциональные ограничения на субфедеральные заимствования,

включая требования к прозрачности бюджетов и возможность введения внешнего

финансового управления.

Приватизация государственной собственности, а также управление

государственными пакетами акций и другими активами должны осуществляться,

главным образом, из соображений эффективности. В конечном счете, это будет

подразумевать и максимизацию бюджетных доходов. Необходимо провести полную

инвентаризацию государственного имущества и его оценку, завершить

разграничение прав собственности на государственное имущество по уровням

власти (в особенности, в части земли и недвижимости). Это позволит перейти

к составлению и ведению на постоянной основе имущественного баланса и

бюджета государства. Любые государственные инвестиции должны вести к

увеличению этого баланса. Необходимо обеспечить полное изъятие рентных

платежей при передаче прав пользования государственным имуществом и наличии

вклада государства в уставный капитал предприятий и организаций.

2.1.3 Первоочередные задачи бюджетной политики

Первоочередные задачи бюджетной политики, которые необходимо решать в 2000-

2001 годах, исходят из стратегических ориентиров бюджетной политики и

соответствуют принципам, изложенным в Бюджетном послании Президента

Федеральному собранию.

Первый приоритет - это принятие налоговых законов, составляющих основу

второй части Налогового кодекса. Бюджет на 2001 год должен базироваться на

новой налоговой системе. Основные элементы налоговой реформы соответствуют

стратегическим ориентирам налоговой политики: введение низкой единой ставки

подоходного налога, снижение и установление регрессивной шкалы социальных

начислений на фонд оплаты труда, ликвидация налогов с оборота, включение в

состав затрат при расчете базы налога на прибыль все обоснованные издержки,

а также либерализация амортизационной политики, снижение и максимальная

унификация таможенных пошлин, отмена необоснованных налоговых льгот,

снижение числа и установление закрытого списка налогов и сборов. Снижение

налогов и упрощение налоговой системы, а также поправки в первую часть

Налогового кодекса, предусматривающие уточнение прав налогоплательщиков и

налоговых органов, должны привести к укреплению налоговой администрации.

Необходимо ликвидировать льготы по ЗАТО (а также все прочие особые

налоговые режимы, применяемые на различных территориях) и провести

инвентаризацию соглашений об избежании двойного налогообложения. Процесс

урегулирования налоговой задолженности предприятий должен быть существенно

ускорен на основе применения максимально прозрачных схем и инструментов при

сохранении равного подхода к налогоплательщикам и исключении неденежных

форм расчетов.

Второй приоритет - инвентаризация и оценка эффективности бюджетных расходов

и обязательств, включая федеральные целевые программы. Инвентаризация

должна затронуть все категории расходов и обязательств государства, все

уровни распоряжения бюджетными средствами. На ее основе будет возможна

оценка эффективности бюджетных расходов. Первые результаты инвентаризации и

оценки эффективности должны учитываться уже в процессе исполнения бюджета

на 2001 год. Бюджет на 2002 год и последующие годы должен формироваться на

основе проведенной работы и постоянного обновления ее результатов.

Третий приоритет - приостановка, сокращение или отмена обязательств

государства, которые не могут быть профинансированы в 2000-2001 годах. Это,

прежде всего, нефинансируемые "федеральные мандаты". Адресные детские

пособия, поддержка ветеранов войны и инвалидов, а также ликвидаторов аварии

на Чернобыльской АЭС останутся приоритетными обязательствами государства.

Прочие социальные льготы необходимо трансформировать в адресную социальную

помощь с обязательной проверкой нуждаемости и преимущественно в денежной

форме. Отмена большинства категориальных и ведомственных льгот должна

компенсироваться соответствующим повышением реальной заработной платы и

денежного довольствия. Отраслевые обязательства государства должны

устанавливаться текущим бюджетным законодательством. Регионы, имеющие

достаточные ресурсы, будут иметь возможность перевода части федеральных

обязательств на региональный уровень.

Четвертый приоритет - концентрация ресурсов федерального бюджета на решении

ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных

расходов. Основные направления, на которые будут использоваться

дополнительные доходы в 2000 году, это: урегулирование бюджетной

кредиторской задолженности, обеспечение внутренней безопасности страны,

повышение реального уровня пенсий и заработной платы бюджетников. В 2001

году необходимо опережающее увеличение бюджетных расходов на образование,

здравоохранение, культуру, науку и судебную систему за счет сокращения

субсидий экономике и неэффективных инвестиционных программ. Должно

происходить дальнейшее увеличение реальной заработной платы государственных

служащих и работников бюджетной сферы. Важным направлением расходов станут

адресные жилищные субсидии и пособия по безработице.

Пятый приоритет - более четкое разграничение расходных и налоговых

полномочий между бюджетами трех уровней, завершение формирования новых

систем финансовой поддержки регионов и финансирования федеральных мандатов.

Необходимо внести поправки в Бюджетный кодекс, конкретизирующие расходные

полномочия различных уровней власти и максимально сужающие сферы совместной

компетенции. Наряду с централизацией большей части доходов расширенного

бюджета, должна начаться реальная децентрализация налоговых полномочий.

Фонд финансовой поддержки регионов должен распределяться на основе

усовершенствованной формулы, объективно определяющей налоговый потенциал и

бюджетные потребности регионов. В федеральном бюджете должно быть

предусмотрено финансирование федеральных мандатов на региональном уровне. В

Бюджетный кодекс должны быть внесены поправки, устанавливающие жесткие

финансовые и институциональные ограничения на субфедеральные заимствования,

включая требования к прозрачности бюджетов и возможность введения внешнего

финансового управления.

Шестой приоритет - урегулирование кредиторской задолженности федерального

бюджета и завершение реструктуризации государственного долга, начало

функционирования единой системы управления государственным долгом. Часть

существующей задолженности должна быть реструктурирована путем выпуска

ценных бумаг в максимально ликвидной форме. Уже в этом году необходимо

завершить в целом переговоры с внешними кредиторами Российской Федерации,

что в 2001 году позволит возобновить заимствования на внешних рынках в

рамках сбалансированного бюджета. Правительство должно урегулировать свои

финансовые взаимоотношения с Банком России, с тем чтобы создать максимально

благоприятные условия для осуществления эффективной денежно-кредитной

политики.

Седьмой приоритет - завершение формирования казначейской системы на

федеральном уровне, ускорение этого процесса на других уровнях бюджетной

системы. Федеральное казначейство должно охватить расходы "силовых

ведомств" и доходные счета таможенного комитета, принять на обслуживание

высокодотационные территории. Необходимо стимулировать создание

казначейских систем на региональном и местном уровне, оказывать им

всемерную техническую и методологическую поддержку.

Восьмой приоритет - реализация новых требований прозрачности бюджетов и

бюджетных процедур, максимальная консолидация внебюджетных и целевых

бюджетных фондов. Необходимо ввести требование обязательной публикации

бюджетной отчетности по всем разрезам бюджетной классификации на всех

уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого необходимую методологическую

базу. Процедуры государственных закупок товаров и услуг должны стать

максимально открытыми, следует минимизировать практику закупок "у

единственного производителя". В 2001 году необходимо максимально

консолидировать в бюджетах всех уровней расходы внебюджетных и целевых

бюджетных фондов. В частности, упраздняются Федеральный фонд занятости, а

также Федеральный дорожный фонд с переводом соответствующих расходов в

федеральный бюджет на общей основе с полным казначейским контролем.

Внебюджетные средства федеральных бюджетополучателей должны покрываться

казначейским учетом.

Девятый приоритет - переход к новым принципам управления государственными

активами. Необходимо провести полную инвентаризацию государственного

имущества и его оценку, завершить разграничение прав собственности на

государственное имущество по уровням власти (в особенности, в части земли и

недвижимости). Это позволит перейти к составлению и ведению на постоянной

основе имущественного баланса и бюджета государства. Необходимо обеспечить

полное изъятие рентных платежей при передаче прав пользования

государственным имуществом и наличии вклада государства в уставный капитал

предприятий и организаций. Продажа государственного имущества должна

осуществляться с учетом соображений эффективности и бюджетных потребностей.

Принципиальным требованием к бюджетной политике должно стать обеспечение

реальной бездефицитности государственного бюджета, как на кассовой основе,

так и на основе обязательств. Бездефицитный бюджет станет сигналом о

проведении ответственной бюджетной политики и залогом общей финансовой

устойчивости государства.

2.2. Реформирование налоговой системы и таможенной политики.

Налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития

государства. Многочисленные изменения, которые ежегодно на протяжении 1992-

1999 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь

некоторые частные проблемы, не затрагивая, однако, основ системы. К

сожалению приходится констатировать, что текущая таможенная политика в

последние годы была сведена главным образом к увеличению сбора таможенных

платежей в федеральный бюджет.

На протяжении 1995 - 1998 годов периодически осуществлялись попытки

улучшения собираемости налогов и таможенных платежей как путем улучшения

системы налогового и таможенного администрирования, так и путем

совершенствования законодательства. Однако все предпринимавшиеся меры

давали весьма ограниченный и краткосрочный результат, вслед за чем

собираемость налогов и таможенных платежей вновь падала до прежнего уровня

или ниже.

Цель налоговой реформы заключается не в том, чтобы собирать больше налогов

и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов

снизить уровень налоговых изъятий;

б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к

налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях;

в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к

экономическим решениям фирм и потребителей.

При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение

уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства,

так и для налогоплательщиков. Создание справедливой и нейтральной налоговой

системы требует решения, по крайней мере, трех взаимосвязанных проблем:

ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного

объема задолженности предприятий по налогам и совершенствования процедур

уплаты налогов и налогового администрирования.

Важным шагом в области налоговой реформы явилось принятие в 1998 г. и

вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Кодекса, что

позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между

налогоплательщиками и контролирующими органами, а также администрированием

сбора налогов. Кодекс четко определил права и обязанности участников

налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по

уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил

ответственность за налоговые правонарушения. Кодексом были установлены

закрытые перечни федеральных, региональных и местных налогов, введены

важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования

качественно новой налоговой системы.

Основная задача при доработке первой части Налогового кодекса состоит в

обеспечении более разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий

налоговых органов, что является главной предпосылкой эффективного

функционирования фискальной системы. В рамках этой задачи предлагается, с

одной стороны, более строго регламентировать порядок применения некоторых

принудительных мер: в частности, ограничить возможности произвола при

взыскании налоговой задолженности, доначисленной налоговыми органами по

итогам налоговой проверки, смягчить режим ареста имущества

налогоплательщика, сузить перечень оснований для приостановления операций

по счетам в банке. Еще одно направление совершенствования налогового

законодательства - сокращение возможностей для уклонения от налогообложения

путем ведения хозяйственной деятельности без налоговой регистрации, через

фирмы-однодневки и т.д.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного

использования инструментов таможенного контроля и регулирования

товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в

реализации торгово-политических задач по защите российского рынка,

стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению

структурной перестройки и других задач экономической политики Российской

Федерации.

2.2.1. Стратегия налоговой реформы.

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения

основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения

"точечных" изменений в налоговое законодательство. Проблема может быть

решена исключительно принятием единого, взаимосвязанного и комплексного

документа, в котором достигается баланс интересов государства и

налогоплательщиков, и разработки четкого плана по внесению в него

сбалансированных поправок по мере создания необходимых для этого

предпосылок. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны,

снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов

(ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой стороны,

- б?льшую "прозрачность" налогоплательщиков для государства, улучшение

налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от

налогообложения. Насущной задачей является скорейшее решение проблемы,

касающейся обеспечения сбалансированности фискальной, протекционистской и

регулятивной функций таможенных платежей и, в первую очередь, таможенных

пошлин как одного из основных инструментов таможенной политики.

Проводимые мероприятия в области реформирования налоговой системы не должны

ограничиваться лишь совершенствованием законодательства. Они должны

включать в себя также:

o установление жесткого оперативного контроля за соблюдением

действующих законов и резкое усиление мер, направленных на

пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических

операций, не подпадающих под налогообложение;

o усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и

высокой общественной опасности налоговых преступлений.

Налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение

действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное

преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и

перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой,

стабильной и предсказуемой налоговой системы.

В рамках осуществления налоговой реформы должны быть достигнуты следующие

цели.

Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы будет

достигаться за счет

o выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков

(прежде всего, путем отмены имеющихся необоснованных льгот и

исключений);

o отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на

экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и

сборов (прежде всего, оборотных налогов);

o исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по

отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих

налогов;

o улучшения налогового администрирования и повышения уровня

собираемости налогов за счет включения в налоговое

законодательство дополнительных механизмов и инструментов,

налогового контроля;

o сокращения числа контролирующих органов;

o упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий

налоговых органов (в том числе за счет создания

специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей

юрисдикции и арбитражных судах);

o сокращения возможностей для уклонения от налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.