реферат скачать
 

Теневая экономика в России

Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения

не развиваются и приходят в упадок.

Важной тенденцией в изменении структуры потребления является увеличение

объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию

деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно отнести наркорынок,

эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

10. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма.

Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от

взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли

они конкурирующими.

Предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят

ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и

снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и

потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора

ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.

Б.Свенссон рассматривает два типичных случая воздействия нелегального

сектора экономики на легальный:

1. Легальные и нелегальные предприятия конкурируют в отношении одних и

тех же товаров и услуг.

Более высокая рентабельность подпольных предприятий, не выплачивающих

налоги, приводит к перераспределению капиталов и рабочей силы в пользу

подпольной экономики. В результате нарушения правил конкуренции некоторые

легальные предприятия теряют рынки сбыта, несут убытки и разоряются. Такое

перераспределение ресурсов может продолжаться до тех пор, пока чистая

доходность легальных предприятий (за вычетом налоговых и других отчислений)

не сравняется с показателями нелегального сектора.

Занятие нелегальной деятельностью может не обеспечить сверхприбыли

соответствующим лицам. Б. Свенссон приводит следующий пример1.

В ресторанном деле владельцы ресторанов, использующие в своей работе

нелегальные средства, устанавливают более низкие цены на пищу и спиртное.

Это побуждает и владельцев ресторанов в легальном секторе снижать цены. В

результате вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для

потребителей. Однако в дальнейшем легальные рестораны не получают

достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не

благодаря рационализации работы, а вследствие нелегального приобретения

сырья, уклонению от уплаты налогов и социальных платежей.

Но если конкуренция будет продолжаться между оставшимися владельцами

ресторанов, то выгода, возникшая в результате недоплаты налогов, может

достаться клиентам в виде более низких цен. Если же во всех ресторанах

будет процветать экономическая преступность и вследствие конкуренции цены

снизятся до себестоимости, за исключением налогов, то в результате все

владельцы ресторанов получат такие же доходы, как если бы они были

легальными, "белыми" и полностью платили бы положенные налоги и платежи.

Нелегальная работа, конкурирующая с легальным сектором, то есть

связанная с вытеснением легальной деятельности, является отрицательным

явлением для общества, а полученные сторонами дополнительные выгоды

являются доходами безбилетников, бесплатно пользующихся общественными

благами.

2. При отсутствии прямой конкуренции легального и нелегального секторов

искажается соотношение цен и других пропорций в областях производства и

потребления, что не имело бы места, если бы вся экономики была легальной. В

условиях полной занятости результат является отрицательным, поскольку

продукция легального сектора, высоко оцениваемая потребителями, заменяется

более низко оцениваемой продукцией нелегального сектора. Некоторые

экономисты полагают, что умеренное использование нелегальной работы может

позитивно влиять на уровень всей экономики и стать средством компенсации

отдельных потерь с точки зрения эффективности экономики.

Предположим, что работодатель намерен нанять работника для выполнения

определенной работы. Самая высокая цена, которую он готов заплатить, равна

выгоде от такой работы. Для работника самая низкая цена, за которую он

соглашается произвести работу, составляет компенсацию за сокращение его

свободного времени. Если установленная почасовая заработная плата 10 руб. в

час., социальные платежи - 39%, подоходный налог - 12%. Это означает, что

за час легальной работы работник может оставить себе 8,8 руб. Для

работодателя стоимость работы будет составлять 13,9 руб. за час. Таким

образом, работа будет выполнена легально, если выгода работодателя буде

выше выгоды работника в 1,58 (139:88) раз. С общественной точки зрения

будет целесообразно трудовое соглашение, где работник, оценивающий свое

время дороже 8,8 руб., выполнит работу, которую работодатель оценивает

дешевле 13,9 руб. в час. Максимальный эффект будет достигнут, если всем

работникам и работодателям удастся заключить соглашение за плату в пределах

между 13,9 и 8,8 руб. за час. Если за счет уклонения от уплаты налогов

будут расширены рамки обмена, то есть заключены дополнительные сделки о

выполнении работ, которые не были бы выполнены легально, то такие

нелегальные сделки могут быть оценены с экономической точки зрения

положительно. Общество при этом не теряет налогов, поскольку в легальном

режиме работы выполнены не будут.

Положительные последствия такой экономической деятельности этим не

ограничиваются. Получатели нелегальных доходов, расходуя свои деньги,

создают спрос на блага, производимые легально с уплатой всех

предусмотренных налогов и платежей. Таким образом, нелегальные доходы

создают своеобразный мультипликативный эффект увеличения дохода и налоговых

платежей в смежных отраслях. Это - наглядный пример экономического

правонарушения, имеющего следствием Парето-улучшение.

Что касается других форм криминальной экономической деятельности, и

прежде всего, экономической и организованной преступности, то их влияние на

режим конкуренции однозначно деструктивно. Экономические последствия

монополизации были подробно проанализированы при изучении курса

экономической теории. Среди конкретных форм криминальной экономической

деятельности, нарушающих правила конкуренции, особо выделяются

злоупотребление доминирующим положением на рынке, незаконное пользование

авторскими правами, интеллектуальной собственностью, средствами

индивидуализации продукции юридического лица, коммерческий подкуп. Особо

деструктивно влияние на режим конкуренции организованной преступности,

одной из ключевых целей которой является установление монопольного контроля

над рынками и сферами деятельности. Способность организованной преступности

производить крупные капиталы и проникать в законный бизнес и с помощью

контроля над ценами разорять конкурентов представляет собой серьезную

угрозу будущему любого общества.

Предприятия, приобретенные лицами, входящими в организованные преступные

группировки, как правило, имеют преимущества перед соблюдающими законы

соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов,

издержках производства и выплате займов банкам. Проникновение

организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к

нарушению естественного действия рыночных сил. В конце концов это

сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены

платить более высокие цены. Чрезвычайно опасна для эффективной конкуренции

недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных

институтов. Распространение организованной преступности может привести к

политическому клиентелизму и контролируемому рынку.

В некоторых случаях криминальная экономическая деятельность может оказать

положительное воздействие на развитие конкуренции, развиваясь в тех

отраслях, которые имеют тенденцию к монополизации.

11.Влияние на систему международных экономических отношений.

Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику,

дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру

платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на

доходы частных фирм. Эксперты ООН полагают, что нельзя недооценивать

воздействие "отмытого" капитала на международную экономику. По оценкам,

средства, которые в 80-х годах были вовлечены только в незаконный оборот

наркотиков, составляли порядка 3-5 триллионов долларов. По оценкам

некоторых специалистов, эти суммы еще выше. Журнал South утверждал в 1984

году, что незаконный оборот наркотиков составляет от 8 до 9 процентов общей

мировой торговли. Эти масштабы позволяют незаконным преступным группировкам

оказывать влияние на мировую финансовую систему.

Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению

национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют

суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы

поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию,

то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения.

12.Позитивные стороны теневой экономики.

Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие

на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, некрминализованной ее

части. Например, это может относиться к позитивной экономической

деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в

производство ВВП.

К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно

отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или

предприятия и обеспечение занятости части населения.

Некоторые социологи рассматривают нелегальный сектор как реакцию на

безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому

сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а

сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут

контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить

свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют

личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что

работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без

квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда

окажутся не на уровне.

В заключение можно отметить, что все же большая часть исследователей

считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная

деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям

(увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или

потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам).

Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему

регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел

существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб

государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам,

действующим в рамках закона. Среди всех форм криминальной экономической

деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность

организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются

социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны

общественной жизни.

На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко

проникает в государственную администрацию и политические структуры, включая

вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает

этические нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают

все аспекты жизни общества. В руководстве для дискуссии на девятом

Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями отмечено следующее: "Организованная преступность создает

прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и

представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные

власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает

нормальное функционирование социальных и экономических институтов

компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим

процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые

успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует

человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает,

опутывает и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин и детей, и

вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в

частности в проституцию".

Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по

контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую

государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую

цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты

экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над

экономической преступностью в самом общем виде является установление

правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как

правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая

составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет

предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством

криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является

основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его

антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как

отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-

правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем

между социально-экономическим развитием и уровнем преступности"1.

Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и

взаимообусловленность между гражданскими, административными

правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается

правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие

детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть

механизма формирования личности преступника и деликатной личности,

совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и

имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба с менее опасными

видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми,

финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является

эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые

средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических

отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его

виды:

Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного

субъекта можно выделить:

. банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;

. страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при

страховании ответственности, а также при некоторых видах

имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;

. потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами

защиты прав потребителей.

. аудиторский (независимый) контроль - осуществляется

специализированными негосударственными аудиторскими организациями;

. контроль, осуществляемый специализированными негосударственными

организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и

другие организации на рынке услуг безопасности экономической

деятельности).

. Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего

контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита,

ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.

В зависимости от предмета и сферы контроля различают:

( финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный, бюджетный,

аудиторский и т.п.)

. финарегистрационный контроль - контроль за соблюдением

законодательства при регистрации субъектов предпринимательской

деятельности;

. лицензионный контроль и надзор - контроль за соблюдением

законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей

лицензированию;

. антимонопольный контроль - контроль за соблюдение антимонопольного

законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной

власти и местного самоуправления;

. контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

. контроль за соблюдением законодательства в отдельных сферах экономики

и на отдельных рынках, в том числе - на рынке ценных бумаг, в сфере

страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, в сфере

торговли, в сфере оборота алкогольной продукции.

Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля,

осуществляемого Государственной регистрационной палатой. Этот орган

производит регистрацию предприятий различных организационно-правовых форм.

Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" полномочия по

регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной,

городской и районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3

ст. 78).

Разрешительный способ возникновения юридических лиц является средством

контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять

предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль

при создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать

осуществлять незаконную экономическую деятельность. В частности, в

интересах борьбы с коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве

предпринимателей и работать по совместительству в коммерческих структурах

должностные лица органов государственной власти и управления и

государственные служащие.

Юридический статус любое предприятие приобретает только в результате

государственной регистрации. При внесении изменений и дополнений в уставные

документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В процессе

перерегистрации регистрационная палата и местная администрация осуществляют

текущий контроль за их деятельностью. Несовершенство действующего

законодательства о регистрации предприятий в определенной степени

способствует криминализации экономики. Гражданский кодекс РФ (ст. 51) по

этому вопросу делает отсылку на закон о регистрации юридических лиц,

который не принят.

Специалистами предложены ряд мер по усилению регистрационного контроля

предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся -

установление ответственности за нарушение порядка регистрации как для

потенциальных руководителей регистрируемых предприятий, так и для

должностных лиц регистрирующих органов; предусмотреть правовые основания

для отказа в регистрации некоторым категориям лиц (например, ранее судимым

за корыстные или корыстно-насильственные преступления, в отношении которых

возбуждены уголовные дела либо имеются иные достоверные данные об их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.