реферат скачать
 

Теневая экономика в России

развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее

о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного

уступающей по масштабу экономике официальной. Если в странах Запада в

теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от

деятельности используются как дополнительный источник дохода, в

развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности

неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные

средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в

законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной

деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

Постсоциалистические страны. Согласно различным исследованиям,

наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в

экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России

(27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая

экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году.

Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием

государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне

легальной деятельностью в официальной экономике.

В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в

балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В

Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В

Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов,

сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн. населения

насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы". В

то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей

угнана из западноевропейских стран.

Россия. Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3%

ВВП, в 1990-1991 годах - 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще

через три года, согласно данным Московского института социоэкономических

проблем, - уже 46%. Особенность и уникальность российской теневой экономики

связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж,

двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица,

коррупция. Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных

отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на

теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот

показатель превышает 63%. Еще одной чертой новой теневой экономики в России

стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним

исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют

официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в

"посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся -

в челночном бизнесе.

В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет

устойчивую тенденцию к росту. По оценке аналитиков американского

инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4%

(официальный ВВП лишь на 1,8%).

Глава 2. Причины и последствия теневой экономики

1. Причины возникновения теневой экономики.

Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако,

комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более

разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся

отрасли рыночной экономики.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию

теневой экономики:

1. Экономические факторы:

высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг.

на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо

меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции -

61%).

Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80-

90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие

стимулов к активной производственной деятельности.

переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и

сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на

экономику в целом;

Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При

плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может

иметь множество преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей

искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и

является теневой сектор.

несовершенство процесса приватизации;

деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых

видов экономической деятельности;

высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение

доходов любым способом;

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.

д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди,

потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату,

соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с

работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие

больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких

социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники

оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина"

оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над

наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что

никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

несовершенство законодательства;

недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению

незаконной и криминальной экономической деятельности;

несовершенство механизма координации по борьбе с экономической

преступностью.

( незащищенность прав собственности.

Порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее

хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут

быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и

правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо

использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты

налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

( Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности",

стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что

будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно

отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика

развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее

объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине

элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в

целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше,

степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие

теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со

вседозволенностью деформация морально этических требований.

2. Эволюция теневой экономической деятельности

Сравнение результатов исследований, проведенных социологическим

центром академии с разрывом в 10 лет (в мае 1990 г. и в феврале 2001 г.),

позволяет судить об изменениях, которые произошли за эти годы в теневой

экономике.

Первый бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения,

осуществляющего теневую деятельность. По данным опроса, в 1990 г. наряду с

работой по официальному месту занятости подрабатывали на теневом рынке

труда около 8% трудоспособного населения. В 2001 г. доля населения,

совмещающего работу в официальной экономике с теневой деятельностью,

составила 41% от количества опрошенных. Из их числа треть (34%) занимается

незарегистрированным бизнесом, а 66% – работают по найму на теневом рынке

труда. Кроме этого, немало людей, которые порвали с официальной экономикой

и заняты только на нелегальном рынке труда. С учетом того, что в теневой

экономике реализуются интересы большой массы населения, требуется

максимальная продуманность мер государственного воздействия на нее. В ином

случае неизбежен рост социальной и политической напряженности в обществе.

Второй существенный аспект выражается в том, что за годы реформ

теневая экономика заняла в нашем обществе качественно иную нишу. Раньше она

была в роли антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя

и компенсировала изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика

имеет общую рыночную основу и в известной мере общую идеологическую базу.

Но объективные противоречия между ними, в центре которых находится

государство, стали более существенными. В повседневной практике это

выражается в том, что интерес государства состоит в пополнении финансовых

ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий и

населения развернут прямо противоположно. На этом и держится теневая

экономика, сокращающая налогооблагаемую базу, а то и прямо торпедирующая

"бремя" налоговых и других выплат. В нынешних условиях, при которых

официальная экономика выживает с большим трудом, не способна обеспечить

эффективную трудовую занятость и приемлемый жизненный уровень людей,

теневая экономика, как говорится, обречена на дальнейшее развитие.

Возможности применения репрессий против нее ограничены, да и прямое

административное давление малопродуктивно. Поэтому необходим поиск таких

экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию

интересов государства и других субъектов экономических отношений.

Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика

выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только

спутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько

процентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и

продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального

ремесленничества и т. п.. В настоящее время ее удельный вес, по оценкам

экономистов, достигает 20 – 30%, а то и 40% ВВП. Она срослась с официальной

экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных

и финансовых ресурсов.

По данным опроса руководителей предприятий и организаций, 38,3% из них

в прошлом (2000 г.) регулярно или периодически занимались выпуском "левой"

продукции, 57,6% – постоянно или достаточно часто нанимают работников без

официального оформления. На частных предприятиях практика нелегального

труда наблюдается чаще, чем государственных. Проникновение теневой

экономики в разные отрасли народного хозяйства показывают такие примеры. В

декабре 2000 г. (только за один месяц) осуществляли на теневом рынке пошив

и ремонт одежды 19,9% опрошенного населения, ремонт квартир и сантехники –

15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались услугами автосервиса –

10,9%, покупали стройматериалы и заказывали строительные работы – 10,5% и

т.д.

Приведенные факты говорят о величине вклада теневой экономики в

удовлетворение массовых потребностей населения. Этот вклад также

заслуживает внимательного учета при разработке мер воздействия на нее.

Учета как в плане насыщения рынка товарами и услугами, так и в связи с

ценами, ибо теневой рынок более адекватен нежели официальная экономика

платежеспособности населения.

Четвертая особенность развития ситуации проявляется в том, что теневая

экономика образует симбиоз с теневой деятельностью представителей органов

власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах

общества. Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и

нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит

рассчитывать на их самоочищение. Во–первых, в различных структурах

государственной службы пустила глубокие корни чуть ли не отлаженная система

поборов; во–вторых, при, в принципе, самом негативном отношении общества к

поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно важных

вопросов.

Однако проблема столь остра, что противодействие ее разрастанию требует

решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику, инициируемое с

целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует

развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их

распространением. Кроме того, наличие теневых отношений в системе

государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуре

резко ускоряют процесс утраты правовых и нравственных ограничителей в

обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно осуждали "левую" работу в рабочее

время 71% опрошенного населения, в настоящее время – только 28,2%. Раньше

торговлю вне магазинов считали зазорной 85%, ныне – 42,2% населения и т. д.

Самопроизвольное оздоровление общественной морали и правового сознания

маловероятно. Лобовые призывы к населению от имени налогового ведомства

типа "Уплати налоги и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию.

По данным опроса, только 23,5% руководителей предприятий видят реальную

опасность быть уличенными в уклонении от налогов; считают допустимым не

платить налоги с доходов от индивидуальной трудовой деятельности 64,3%

населения.

В то же время в обществе имеются социально–психологические предпосылки

восстановления нравственных ограничителей и правовых табу, так как в

массовом сознании нарастает недовольство процессами морального упадка и

даже демонстративной вседозволенности. Например, 73,9% опрошенного

населения считают совершенно недопустимым уклонение от уплаты налогов и

финансовые махинации в крупном бизнесе. Вызывает большое раздражение у

многих людей, особенно у руководителей предприятий, вымогательство денег в

медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно–патрульной службе и

криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом в органах власти. В

массовом сознании растет понимание того, что теневая экономика наносит

обществу больше вреда, чем пользы. Об этом свидетельствуют сопоставимые

материалы опросов, проведенных в мае 1990 г. и в феврале 2001 г. И это

представляет собой хороший ресурс, а также опору для реализации новой

государственной политики, направленной на развитие экономики и оздоровления

российского общества в целом.

Несмотря на то, что в 2001 г. в сравнении с 1990 г. в оценках теневой

экономики утратила значение ориентира идеологическая сторона, вектор

распределения мнений о ней изменился от положительного полюса к

отрицательному. Среди руководителей предприятий, опрошенных в феврале 2001

г., примерно такое же распределение мнений: ответили, что от теневой

экономики больше пользы 2,7%, и польза, и вред – 29,5%, больше вреда –

54,9%, затруднились ответить – 12,9%.

Такое массовое настроение в принципе является благоприятной основой для

инициатив высших эшелонов государственной власти по оздоровлению

экономических отношений и упорядочению системы их регулирования.

2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной

экономической деятельности

Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом

хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и

проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев

некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное

воздействие. Эти немногочисленные ситуации рассматриваются в последней

части пункта.

Здесь рассматриваются преимущественно негативные последствия

криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной

с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных

условиях криминальная экономика превращается в доминирующий,

системообразующий сектор экономических отношений, определяющий

направленность развития всей социально-экономической системы и создающий

условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях

криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и

управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная

система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность

становится основой международной специализации, определяющей место страны в

международном разделении труда. Конкретные социально-экономические

последствия криминальной экономики крайне многообразны, как многообразна и

разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее

последствия.

Негативные последствия теневой и криминальной экономической

деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях:

| |деформация налоговой сферы; |

| |деформация бюджетной сферы; |

| |влияние на эффективность макроэкономической политики; |

| |воздействие на кредитно-денежную сферу; |

| |деформация структуры экономики; |

| |влияние на экономический рост и развитие; |

| |влияние на инвестиционный процесс; |

| |влияние на состояние природной среды; |

| |деформация структуры потребления; |

| |влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма; |

| |влияние на систему международных экономических отношений; |

| |Позитивные стороны теневой экономики. |

| | |

| | |

1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на

распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных

расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты

налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых

законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки

стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает

неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием

нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного

труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а

официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых

поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической

деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.