реферат скачать
 

Теневая экономика – причины, масштабы, роль

Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег,

подготовленных в 1990 году, отмывание денежных средств и иного имущества -

это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной

деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или

иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные

финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное

имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности

и в результате возвращаются владельцу в ином "воспроизведенном" виде для

создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица,

инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также

противозаконности источников этих средств

В проекте Федерального Закона РФ "О противодействии легализации

("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" речь идет о доходах,

полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы. В

пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяются

как "вещи, деньги. ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные

права, приобретенные в результате совершения преступления или иного

правонарушения"

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание

правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными

средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем

1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных

источников.

2. Создание видимости законности получения доходов.

3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс

отмывания.

4. Уклонение от уплаты налогов.

5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежные средствам,

полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного

и комфортного потребления.

6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Важной задачей преступника является также согласование этих целей. Вместе с

тем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда.

Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, что

доступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему.

Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает собе

возможность легкого доступа к незаконным доходам, но не может надежно

скрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие в

совершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. В

этом случае он является прямым кандидатом на арест

Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению

легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями,

в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений

собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме:

некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются

обратно в принадлежащий кому-либо бизнес

Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступной

деятельности, важным звеном криминального экономического цикла

Операции, подобные отмыванию денег

Существуют специфические виды действий, которые также направлены на

обеспечение прямого доступа к денежным средствам, полученных незаконным

путем. Их особенность состоит в том, что они не включают операции,

специально направленные на сокрытие и маскировку источников происхождения,

владельцев, местонахождения, существования денежных средств, а также планов

их дальнейшего использования. Данные виды действий не подпадают под

определение отмывания денег в узком смысле. К ним относятся расходование

наличных средств и сокрытие доходов путем оставления на месте.

Расходование наличных средств. Преступник может установить дистанцию

между собой и правом собственности на нелегальные доходы, тратя их на

товары и услуги, вместо того, чтобы инвестировать их или превратить в

другие фонды, удерживаемые на длительный срок. Преступники тратить наличные

средства в больших размерах и либо оставляя при этом либо крайне скудную

документацию, либо не оставляя никакой документации, что затрудняет усилия

правоохранительных органов по восстановлению подобных операций.

Быстрая трата преступником своих доходов на приобретение потребительских

товаров может затруднить его обнаружение путем прослеживания

последовательности владения средствами

Сокрытие доходов путем сохранения их без движения. История организованной

преступности полна рассказами о деньгах, спрятанных в подвалах и склепах

или даже набитых в матрасы. Подобное поведение может быть не характерным

для "предпринимателей", действующих в области торговли наркотиками или

организованной преступности. Преступники могут вести себя таким образом,

если они зарабатывают больше того, что способны потратить или просто хотят

сосредоточить свои средства для личных расходов или инвестиций, то тогда

они не испытывают большой потребности в наличных деньгах или заменяющих их

ценных бумагах

Подобное экономическое поведение соответствует запросам тех преступников,

которых отличает более консервативная манера тратить деньги, например,

таких, которые могут позже потратить свои деньги в меньших количествах,

вызывая при этом меньше подозрений.

Теневая экономика и налоговая преступность

Следует признать, что существующая налоговая система носит переходный

характер и свои возможности исчерпала еще в 1994 г., а сегодня она дает

возможность для различных методов уклонения от налогов. Я хотела бы

перечислить несколько основных способов, не зависящих от вида налога,

причем схема уклонения от других обязательных платежей, как правило,

идентична способам уклонения от налога.

. Сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной

деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в

Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с

использованием подложных документов и документов фальшивых фирм;

неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете;

уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение

финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или

структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.

. Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы

искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские

счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы

убыли, необоснованного списания.

. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с

целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской

задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию,

с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на

счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие

налоги и др.

. Неправомерное использование льгот: введение основного вида деятельности

под видом льготированного, включение в основной штат неработающих

пенсионеров-инвалидов и др.

Неучтенные операции

К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-

хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, без

постановки на учет или представления отчетных балансов госналогинспекции,

неучет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских

документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы,

свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности,

однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие.

Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет мне сделать

вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершенных именно

данными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные

печати и бланки, используются отдельные утерянные паспорта, адреса и

фамилии других лиц.

Например, в Москве на конец 1997 года по 109 адресам было

зарегистрировано 506 тыс. юридических лиц, что составляет 21% все

зарегистрированных в городе предприятий. Если учесть, что четверть из них,

как показывает практика, действующие, то можно представить количество

«полных» теневиков в одной только столице. Анализ практики регистрации

предприятия показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков,

сдающих финансовые отчеты в налоговые органы, из года в год уменьшается, в

то время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растет.

Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов путем проведения

теневых сделок является их неотражение в бухучете легально существующих

предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрыть

произведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидности

подобных теневых операций.

С 1996 года большое распространение, особенно среди крупных промышленных

предприятий, получило перемещение денежных средств через счета дочерних

фирм и торговых партнеров. В этом случае принадлежащие предприятию

денежные средств скрываются на счета и вступают в оборот в соответствии с

устным или письменным договором между руководителями.

Также существует практика наличного расчета между предприятиями.

Использование сложных, непрямых расчетов само по себе не является

криминалом. Часто это вынужденная реакция на недостаток оборотных средств.

Вместе с тем они позволяют маскировать реальные сделки и создают

возможность их неотражения в бухгалтерском учете или сокрытия средств от

уплаты в бюджет. Действия могут считаться теневыми только при условии

выполнения последних условий.

Сокрытие части оборота

Ко второй группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки,

которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских

документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или

выручка. Для доказательства того, что создание неучтенной продукции

является именно целью сделки, а не последствием сокрытия от налогообложения

результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота была

выведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то есть

с этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая теневая операция.

В бухгалтерских счетах или первичных счетах могут также не отражаться

эпизоды сделок. Многие контракты заключаются, например, при помощи

посредников и передаются на исполнение третьим организациям. Но при этом не

оформляется в письменной форме с соответствующими изменениями и

дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3% до 6%, которые

фактически уходят в «тень». Вывод сокрытой выручки из легального оборота и

свидетельствует о теневом характере произведенной сделки. Происходит

сопутствующая теневая сделка.

Псевдооперации

Этот вид теневой операции осуществляется посредством заключения

фиктивного контракта – псевдосделки. Суть этого способа состоит в

следующем: оформляется фиктивная сделка, благодаря которой денежные средств

или товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо

фирмы, а реально оказываются выведенными в теневой оборот или вновь

легализуются в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор

сделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности.

Ведь факта налогового преступления или правонарушения нет: сделка учтена,

перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской

задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть

начислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов не

оказалось, - проблема налоговых органов, благо существующая

законодательство «позволяет» сделать подобный вывод.

Заключение одной псевдосделки – проявление простой псевдооперации. На

практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных

трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя

ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров

(выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующих

субъектов часто используются либо подставные фирмы.

Схемы сокрытия доходов при помощи подставных фирм и фиктивных документов

иногда разрабатываются высокопрофессиональными юристами и аудиторами, таким

образом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была

минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом «вешались» бы на

баланс реально несуществующих фирм. Гражданско-правовые отношения

оформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером,

поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В результате

ответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующих

субъектов, а лица действительно совершившие такую операцию, практически

уходят от уголовного наказания.

Практикуемые подходы к “высветлению” теневой экономики

В государственных властных структурах, общественных организациях и

научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой»

экономики.

Первый —радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г.

и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального

накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо:

отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной

экономики и образование мощных финансово-производственных кланов,

проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной

предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой.

Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того,

чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь

с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в

том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести»

сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих

«начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова

подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на

социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и

усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции,

налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия

спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального

контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства,

направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В

качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно

рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении

представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за

соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым

физическими лицами доходам».

Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается

зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от

500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-

первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп

населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-

третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного

прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к

причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные

замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют

отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от

неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и

за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том

числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в

России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих

субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв

правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное

признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения

исполняют криминальные структуры).

Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под

пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те

трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх

мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в

руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых

государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые

доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что

достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она

ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц

спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на

время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную

активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных

осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не

документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести

благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для

шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов

будут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став фактором

поощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких

гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному

миру.

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а

не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности

в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом

противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее

сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты

использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс,

власти столкнутся с сопротивлением не только “теневиков”-хозяйственников,

ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих

условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая

экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать

безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне

групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих на

боку” предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального

баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при

использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как

“относительно низкий”, а уровень сопротивления властям — как “относительно

высокий”. В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее

перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом

социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового

потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством

способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого

капитала желателен, но нереалистичен, ибо “теневики”-хозяйственники этого

не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие

очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под

“дамокловым мечом”, причем угрозы идут и от государства, и от криминальных

элементов. Уходя от налогов, “теневик”-хозяйственник не избегает поборов:

взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету. Экономические

последствия этих поборов ддя предпринимателей те же самые, что и результаты

жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства

выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав

преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением

минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением

возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко

нарастает стремление “спать спокойно”.

Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто

экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в

том числе “теневая”, имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или

позже “теневики”-хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за

границы занятой ниши.

Наиболее активными критиками идеи легализации «теневого» капитала

являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу

службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся «теневая»

сфера в большей или меньшей степени кримина-лизирована (это, как говорится,

следует «по определению»). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не

пойман — не вор».

Россия вошла в шестерку стран с самой развитой теневой экономикой

Группа экономистов во главе с профессором Фридрихом Шнайдером из

Университета Иоганна Кеплера в Линце (Австрия) опубликовала исследование,

посвященное объемам теневой экономики в 76 развитых и развивающихся странах

мира. Рейтинг стран показывает, какой процент экономики государства

приходится на теневой сектор. Под теневой экономикой исследователи понимали

как официально не зарегистрированные доходы от легального бизнеса, так и

прибыли от запрещенных законом видов деятельности. По оценке

исследователей, в промышленно развитых странах "в тень" уходит в среднем 15

проц. официально называемого объема валового национального продукта, а в

развивающихся - в среднем около 33 проц. С учетом этих цифр из официального

мирового ВНП, оцениваемого Международным валютным фондом в 39 трлн долл.,

на долю теневиков приходится 9 трлн долл. Мировая теневая экономика

сопоставима по объемам с официальной экономикой США. Среди стран абсолютным

лидером по объему теневой экономики стала Нигерия. В этой стране около 77

проц. денег находится "в тени". От Нигерии немного отстают Таиланд и

Египет, где на долю теневиков приходится около 70 проц. ВНП. Нигерия

известна своими финансовыми мошенниками, Таиланд - проституцией и

наркотиками. Египтяне умудряются практически не платить налогов от доходов

с туристического бизнеса. Следующая группа стран, где теневая и официальная

экономика практически равны, - Филиппины и Мексика. На шестом месте в

рейтинге стоит Россия. По оценке профессора Шнайдера, на долю российских

теневиков приходится около 40 проц. ВНП страны. России немного уступают

Малайзия и Южная Корея. Согласно российским официальным оценкам, которые

дает Госкомстат, на долю теневиков приходится около 30 проц. ВВП.

Заключение

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует

учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные

доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.

Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов

экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа

действий следующая:

. Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например,

гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим

их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС,

акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из

теневого оборота;

. Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение

кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств

неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

. Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы,

закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

. Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов

в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и

фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности.

Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой

элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры

обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо

вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия.

Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота

приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит

решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить

внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему

снабжения населения социальными благами (прежде всего образования,

здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.

В то же время такая система может быть относительно устойчива только при

задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными

последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но

обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть

которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную

экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности

мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное

хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано

предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к

теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны

огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд

практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего

дела — задача, достойная истинных реформаторов.

Список использованной литературы

1. “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991.

2. “Экономика и время” /Журнал.

3. Закон РФ "О противодействии легализации доходов, полученных незаконным

путем".

4. “Россия и современный мир” /Вопросы экономики /Пороховский А.

5. “Теневой” сектор обеспечивает рост российской экономики”/Новая газета

6. “Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России” /Вопросы

экономики /Макаров Д.

7. Сайты:

. http://www.ccsis.msk.ru/

17 http://users.g.com.ua/

18 http://www.rol.ru/

Оглавление

Введение 2

Немного истории 4

Факторы увеличения объема теневой экономики 6

Негативные последствия экономики переходного периода 9

Стабилизирующее влияние теневой экономики 12

Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? 17

Структура теневой экономики 19

Понятие отмывания денег, полученных преступным путем 22

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем 24

Операции, подобные отмыванию денег 25

Теневая экономика и налоговая преступность 27

Неучтенные операции 28

Сокрытие части оборота 30

Псевдооперации 31

Практикуемые подходы к “высветлению” теневой экономики 32

Россия вошла в шестерку стран с самой развитой теневой экономикой 36

Заключение 37

Список использованной литературы 39

Оглавление 40

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.