реферат скачать
 

Шведская модель смешанной экономики

предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из

него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой

сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас

она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной

промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и

услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч человек.

Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий

входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,

металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и

коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах

составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150

тыс. человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения

особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту

и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60%

всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера -

транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех

жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины

производства электроэнергии приходится на государственное управление

“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области

как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных

(уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны

посредством различных экономических инструментов. Основной из них -

государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные

платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и

предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,

сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты

процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих

государственных расходов средства составляют государственное потребление и

инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%

оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение,

образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть

государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих -

медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов

приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды

(около 30%), образование (около 21%), электро - и водоснабжение (12%),

досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования - различные виды

социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики

распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования

домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% -

пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд.

крон.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники

доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального

страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для

последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные

государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального

правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,

15% - налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования - подоходные

налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67

млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются

дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения,

помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на

социальное страхование - основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных

услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в

том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном

страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49%

занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие

важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.

В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:

рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в

государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг

населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,

где основу составляет частный сектор.

2.3. Характеристика кооперативов

Особенностью шведской экономики является роль и значение

кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и

занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению

Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль

кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в

розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел

доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в

производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной

промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.

человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют

важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве

“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной

собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой

народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских

кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах

простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом

потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту

роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и

всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от

числа всего работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или

иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы

приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3

продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в

кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,

основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное

предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами

его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства -

никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ;

независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое

управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный

пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление

капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская

деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но

решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним

десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего

рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло

поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного,

трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной

частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских

кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).

КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ

потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число

обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в

1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в

потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается

торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и

просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том

числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности

мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также

несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют

кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже

похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном

шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению

экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и

на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала

серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время

кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на

положение дел в кооперативах.

Глава 3. Характеристика Шведской модели

3.1. Понятие «Шведская модель»

При анализе данного феномена нужно иметь в виду ряд обстоятельств.

Во-первых, целостная модель социального государства и "общества

благосостояния" в Швеции реализуется гораздо дольше, нежели где бы то ни

было: начиная с середины 50-х годов и до сего дня, с небольшими перерывами

на периоды, когда правительства, возглавляемые социал-демократами,

сменялись правыми. Правда, модель не отвергается и буржуазными партиями.

Во-вторых, основанная на принципах солидарности она выгодно отличается

от иных моделей, особенно американской, базирующейся на

индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального

законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-

политической жизни страны.

В-третьих, она глубоко документирована, поскольку отражена в

законодательстве (около 20 актов) - в отличие, скажем, от Дании и Норвегии,

где значительная часть социальных вопросов решается колдоговорным путем.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как

одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он

появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать

успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной

политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в

обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно

контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

смысл в зависимости оттого, что в него вкладывается. Некоторые отмечают

смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и

государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере

производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений

между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий

важной частью шведской действительности была централизованная система

переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы

с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве

главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и

выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой

государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера

перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как

результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс

социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем

жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие

“шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного

времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование

может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более

полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится

Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с

СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что

усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от

других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной

цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее

сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-

демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома

народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома,

большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды.

В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних

слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести

неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых

войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-

демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов

перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму,

длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики,

доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в

своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между

руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.),

поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и

исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является

предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия

по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра

Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих

пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики

цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.

В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности

шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы

поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и

отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма

между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на

внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно

осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые

отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали

получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не

смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из

кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал,

что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и

показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная

система производства эффективна, государство не вмешивается в

производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке

труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как

можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую

систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения,

но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на

инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в

распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через

налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В

реформистской идеологии такая деятельность получила название

“функциональный социализм”

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для

определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная

политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия

воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) -

обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду

специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и

является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации

классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию

общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию

доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового

общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и

наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных

показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.