реферат скачать
 

Шпоры по Основам Экономической Теории

коэф. мультипликатора будет равен 3.

35 циклический хар-р эк. развития. Эк. цикл и его фазы.

Движение общ. Произ-ва не явл. равномерным и непрерывным. Эк. рост

постоянно чередуется с падением повышения деловой активности её понижением.

Развитие рыночной экономики происходит волнообразно или циклически.

Цикличность эк. развития - это регулярно повторяющиеся колебания рыночной

экономики в движении общест. Произ-ва. Эк. цикл связан с определёнными

фазами времени протекания, чистотой повторения, амплитудами, показателями

деловой активности. Эк. цикл определяют как развитие рыночной экономики от

одного кризиса до начала другого. Эк. цикл включает след. Фазы:1.кризис

2.депрессия 3.оживление 4.подъём

Кризис(спад)-это такое состояние экономики, когда происходит нарушение её

равновесия, вызывающее её сокращение и преостановку произ-ва, а в наиболее

тяжёлых случаях и разрушение производит. сил. Кризисы произ-ва могут быть

двух основных типов:1.кризисы перепроизводства 2.кризисы недопроизводства.

Кризисы перепроиз. характерны для развитых стран. Причинами явл.

противоречия между производством и низким платёжеспособным спросом

населения (график) Кризис проявляется в следующем:

- возникновение излишних товаров относительно платежеспособного спроса на

них.

- Сокращение объёма произ-ва и деловой активности

- Банкротство предприятий

- Рост безработицы

- Падение цен

- Снижение ставки ссудного процента, падение жизненного уровня.

Эк. кризисы могут быть общие – это циклические кризисы перепроизводства.

Промежуточные отличаются от циклических тем, что не дают начало новому

циклу, а прерывают на определённое время фазы подъёма или оживления.

Существует такой тип кризиса как частичный - это кризис, охватывающий какую-

нибудь локальную сферу (финансовый кризис) Отраслевые кризисы поражают

определённую отрасль произ-ва. Структурные кризисы –это кризисы, вызванные

крупными диспропорциями в развитии общества (энергетич. кризис, сырьевой,

продовольственной и др. Мировые к.- это кризисы, затрагивающие экономику

ведущих стран мира.

Депрессия(стагнация)-это неустойчивое равновесие. Депрессия представляет

собой фазу приспособления хоз. жизни к новым усл. и потребностям.

Черты:

. Прекращения падения объема произв-ва и их стабилизация, но на более

низком уровне по сравнению с предшествующим периодом

. Рассасывание тов. Запасов

. Прекращение падения цен

. Увел предложения денежных средств банками

В фазе депрессии начальные процессы структурной перестройке эк-ки и

перехода на энерго- и материалосберегающие технологии.

Оживление – восстоновит фаза. Черты:

. Незначит расширение произв-ва

. Накот сокращение безработицы

. Постепенный рост цен и ссудного процента

. Рост спроса на новое пром оборудование (увел. инвестиций)

Подъем (бум). Черты:

. Превыщшение уровня произв-ва, достигнутого в предыдущем цикле

. Сокращение безработицы до минимальных размеров

. Возрастание спроса на продукцию отраслей, определяющих НТП

. Значит увел спроса на сырьевые рес.

. Увел цен на товары и ссудного процента

Превый кризис в Англии в 1825г.

С точки зрения длительности цикла различают:

1. циклы Кондратьева (45-50 лет)

2. строит цикла Кузнеца (15-20 лет)

3. циклы Джаглера (7-11 лет)

4. циклы Китчена (3-5 лет)

5. частные хоз. циклы (1-12 лет)

Совр. западная эк. лит-ра не отвергая классификацию циклов на фазы

применяют более агрегированное деление и выделяют всего 2 фазы: рецессия,

кот. объединяет кризис и депрессию, и подъем, включающий оживление и бум.

36 Безработица и ее формы

безработица – временная незанятость экономически-активного раселения (или

трудоспособного насел) в обществ произв-ве.

Причины:

1. структурые сдвиги в эк-ке

2. эк спад или дипрессия

3. сезонные изменения уровня произв-ва в отдельных отраслях

4. демографич изм в структуре насел

5. политика прав-ва и пофсоюзов в области зарплаты

6. сокращение армии

7. конверсия (переквалификация военных предприятий в гражданские

8. миграции

в реальной эк жизни безработица – превышение предложения рабочей силы над

спросом на нее.

Сттруктура безработицы по ее причинам включает 4 осн категории раб силы:

потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу,

пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда.

Уровень безработицы – отн кол-ва безработных к общему числу

работоспособных. УБ=Б/РС*100%.

Эк-ка не может ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь

трудовых). Она должна располагать резервами, кот можно привести в действие

в усл циклического развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке

определяется как занятость, составляющая менее 100% раб силы и равная сумме

уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень наз

естественным уровнем безработицы Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%,

в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных. В Европ странах средний уровень – 5%,

а в Швеции и Японии –3%.

Формы безработицы:

1. фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на др.

2. структурная

3. сезонная

4. циклическая,

полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная

и женская.

Закон Оукена–отражает отношения м/у уровнем безработицы и отставанием

объема ВВП. Согласно этому закону превышение текущего уровня безработицы на

1 % над предполагаемым естественным уровнем увеличивает отставание объема

ВВП на 2,5 %.

Соц-эк последствия: не производится какая-то часть товаров и услуг,

снижение налоговых поступлений гос-ву от з/п, деквалификация раб силы,

снижается уровень жизни семьи безработного, усиливается эксплуатация труда

и т.д.

38 объективная необходимость гос. регулирования эк-ки. Эк. ф-ии гос-ва.

Гос-во призвано корректировать те недостатки, кот. присущи рыночному

механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует

сохранению невоспроизводимых рес. и защите окр. среды; не может

регулировать исп-ние рес., принадлежащих всему человечеству, напр. рыбных

богатств океана. В усл. рынка порой игнорируются потенциально негативные

последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для произв-ва тов. и

усл. коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не

обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке.

Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых

товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен

нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными

процессами. Гос-во берет на себя ответственность за создание отн. равных

усл. для взаимного соперничества фирм, для эффективной конкуренции, за

ограничения монополизированного произв-ва. Гос-ву требуется направлять эк.

рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать произв-во

обществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктуется и тем, что ему

надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир.

рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и

о внешней политике, регулир. платежного баланса и валютных курсов.

В усл. рынка гос. регулир. Эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер

законодат., исполн. и контролирующего хар-ра, осущ. гос. учреждениями с

целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющимся усл.

хозяйствования.

Цели: достижение эк. и соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных

преимуществ, эк. безопасности, адаптации рыночного механизма к разл.

ситуациям.

Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны:

• поддержка функц-ния рыночной системы и созд. конкурентной среды, защита

конкуренции через антимонопольное законодат.;

• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения рес.

с целью изм. структуры нац. продукта, стабилизации эк-ки посредством

контроля над уровнем занятости и инфляции;

• ограничение действия некот. эл-в рыночного механизма. Так, жесткое

ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в сфере распределения

бюджетных рес. на поддержание и охрану обществ. порядка, нац. оборону,

транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов,

водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного

потребления и обеспечения общественно-нормальных усл. жизни, образования,

мед. обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования,

здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов;

• достижение и сохранение нац. конкурентных преимуществ в мировой эк-ке.

Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством развития способности фирм конкурировать в

новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

39 Формы, методы и инструменты гос. регулир.

Формы гос. регулирования: законодат., административн., судебные.

Общепринято деление методов гос. регулир. на правовые, адм., эк., прямые,

косвенные.

Правовое регулир. сост. в установлении гос-вом правил «эк. игры» для фирм-

производителей и потребителей. Опр. формы и права собств., усл. заключения

контрактов и функц-ния фирм, взаимные обязательства профсоюзов и

работодателей и др.

Адм. регулир. включают в себя меры по регулированию, контингентированию,

лицензированию, квотированию и т. д.. С помощью системы адм. мер осущ.

гос. контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Эк. методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень

концентрации капитала, структуризацию эк-ки и соц. усл., исп. факторов .

роста. С этой целью исп.:

•бюджетная и фискальная политика;

•денежно-кредитная политика;

•программирование;

•прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использ. бюджетно-налогового и

фискального механизма для достижения нац-эк. и соц. целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использ. метода косвенного

воздействия Центрального банка на эл-ты рыночного механизма.

Высшей формой гос. рег. явл. программирование, прогнозирование и

планирование. Объектами таких целевых программ явл. отрасли (в том числе

аграрная), регионы, соц. усл., направления научных исследований и т. д.

Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенац. программы по восст. эк-ки, структурной

перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации эк-ки.

Среди методов прямого ГРЭ преобладают разл. формы безвозвратного

финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких методов явл.

достижение приоритетов развития, защита обществ-необходимых секторов эк-ки

и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации

реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности,

ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое ГРЭ осущ. через инвестиции в опр. отрасли хоз-ва. Оно может идти по

2 направл.: или развитие гос. предприним. (напр., угольная пром.), или

субсидирование предприятий негос. сектора.

Гос-во реализует программу поддержки таких сфер, как образование,

здравоохр., охрана окр. среды.

Гос-во оказывает также прямое регулир. воздействие на экспорт, освобождая

экспортера от уплаты пошлин на ввоз опр. видов сырья, создавая льготное

кредитование экспорта либо представляя гос. гарантии под внешние кредиты.

Гос-во осущ. и прямое воздействие на нац. рынок путем гос. заказа. Под ним

понимают гос. задание фирме на произв-во опр. вида прод. в опр. сроки и в

опр. размерах на уникальную, особо дефицитную прод.

К косвенным отн.: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные,

индикативное планирование.

40 сущность и ф-ии финансов. Финансовая система.

Эк. структура любого общества не может функц-ть без нормально

организованного потока денежных средств м/у гос-вом и производств.

структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос-

вами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества,

устанавливая связи и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через

финансовый механизм гос-во реализует все свои ф-ии по управлению,

ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми структурами.

В ходе выполнения этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора роста нац.

эк-ки, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных

моментов в эк. росте. Они стимулируют снижение издержек произв-ва и их

конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру произв-ва,

межотраслевые и территориальные пропорции.

Сл-но, финансы – это система отношений по поводу распределения и исп.

фондов денежных средств или финансовых рес. через особые фонды и

учреждения.

Становление финансовых отн. происходит одновременно с развитием товарно-

денежных отн. в целях обслуживания потребностей гос-ва в организации эк. и

культ. жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохр.,

образования, пенсионного обеспечения и т. д.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, кот. включает в

себя бюджеты разл. уровней, фонды соц., имуществ. и личного страхования,

валютные резервы гос-ва, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и

некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках эл-

тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно

определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Чем более развиты рыночные отн., чем сложнее и многообразнее эк. связи в

гос-ве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые рес.

Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую

маневренность гос-ва в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий.

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. 3a счет

гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог.

мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и

т. д., а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным

переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы

обеспеч. обороноспособность и защиту.

К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы стали активно исп.

для достижения результатов стабильного роста – повышения конкурентной

способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной

неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала.

41 гос. бюджет.

Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший

денежный фонд, находящийся в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует

централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания гос. аппарата,

вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл.

мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ.

мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем

финансирования, выдачи субсидий и т. д.

Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый инструмент, отражающий

компромисс в соотнош. соц-эк. интересов разл. групп и партий. Это

компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по вопросам

налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.

С помощью бюджета гос-во осущ. сочетание централизованных и местных

интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных дотаций,

трансфертов.

Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и

инвестиции, катализатор развития НТП, повышение конкурентоспособности нац.

прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного сектора, на вооружение,

мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и

внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок

на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит.

и соц. динамику общества.

Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений,

прибыли казенной пром., поступлений от приватизации собств. и т. д.

Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные

расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в

общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Образовавшийся остаток доходов прав-во может исп. на непредусмотренные

программой или планом расходы, осущ. долгосрочные выплаты по гос. долгу или

перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).

Бюджетный дефицит по меж/нар. стандартам не должен превышать 5 % от ВВП.

Покрывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг,

займов у внебюджетных фондов.

Во время эк. потрясений, кот. могут постигнуть гос-во, прав-во нередко

прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия

такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.

42 налоги, их сущность, виды и ф-ии.

Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властями

средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий.

Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства.

Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на эк.

развитие гос-ва имеет длит. историю с периода широкого развития товарно-

денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен

еще в Римской империи во II веке.

В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискальную и эк-кую.

Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует денежные фонды.

Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инструмента перераспределения

нац. дохода, заинтересованности производителей и предприним. в развитии

разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-

ию налогов, гос-во оказывает влияние на реальный процесс произв-ва и

инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок налогов:

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения

независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.

д.).

2. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к

объекту налога без учета дифференциации его величины.

• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога

по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия

средств у лиц, получающих большие доходы.

• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода.

Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее

обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и

косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как

правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или

усл. Значит. часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.