реферат скачать
 

Шпоры по экономичекой теории

углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению.

Проблемы реформирования.

В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической

организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой

необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа

командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как

тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма

собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу.

Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику,

поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное

реформирование отношений собственности предполагает переход к таким

социально-экономическим формам, которые адекватны современным

производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее

время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных

качеств собственности и труда.

76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт

перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России.

Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные

периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины

19, в России в период 1861-1913гг. Например Германия активно использовала

в годы первой мир. в-ны прямой контроль над производством и распределением

производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В

сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда

располагала военно-гос-ой эк-ой и нуждалась не только в восстан-ии

разрушенного хоз-ва, но и в реформировании. Переход ФРГ и Японии к рын.

эк-ке нового типа (1948-49) осущ- ся с помощью шоковой терапии

посредством либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого

внешнеэк-го и валютного контроля. Был устан-ен эффективный гос. контроль

за ценами многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для

стабилизации зарубежных платежей и для начального восстан-ия эк-ки и его

роста. Опыт ФРГ и Японии важен с точки зрения не только недопущения

разрывов эк-их связей между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь

с помощью превращения предприятий в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын.

связей с другими акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но

вначале все же сохранялась бюрократическая опека гос-ва над

национализированными в прошлом предприятиями В Германии, Японии, и многих

др. западноевропейских гос-ах и странах Азии благодаря проведенным реформам

за 5-6 лет был достигнут довоенный уровень пр-ва.

Что касается восточноевропейских стран, из наиболее распространенных

вариантов перехода к рын. эк-ке –эволюционного и радикального, то они

избрали 2-ой вариант, кот. Представлен в виде «шоковой терапии». Такой

метод был избран в Польше. Здесь кардинальным изменениям подверглись общ-ая

соб-ть, превратившаяся в частную, фин-ая и банковская сис–мы. Тов.-ден. отн-

ия приобрели всеобщий хар-ер. Была принята монетарная политика, сократилась

эмиссия денег, отменены налоговые льготы, дотации на различные товары и

т. д. Также была проведена политика ограничения доходов и либерализация

цен. В рез-те Польша уже в первые годы реформ добилась стабилизации эк-ки,

усил-ия фин. сис-мы, сократился внеш. долг, активнее заработал рынок.

Китай изобрел эволюцион. путь преобразования командно-адм. эк-ки в

рыночную. Реформа в Китае началась в конце 70-х г., когда наблюдался рост

пр-ва, но этот рост происходил за счет частного сектора. В Китае был

сохранен частный сектор со своими товарным хар-ом, на долю кот. приходилось

60% розничной торговли. В с/х было занято больш-во нас-ия , крестьянам была

дана свобода выбора выхода из коммун, их перевели на семейный подряд. Но

была повышена их ответственность за пр-во сельхозпродукции и реализации ее

гос-ву по договорным расценкам на основе твердых гос. заказов. Предприятиям

предоставляется право самост-но вести дело, оставлять часть прибыли на

развитие пр-ва , также предприятия гос. сектора превратились в акцион. общ-

ва. В обл-ти фин. сферы сохран-ся гос. цены (фиксированные и плавающие).

Китай привлекает к себе иностранный капитал, создавая для этого усл-ия.

Растет вывоз китайских товаров за рубеж.

77. Реформирование отнош-ий соб-ти и формир-ие рын. конкурентной среды

в усл-ях переходного периода.

Многочисленные попытки реформирования командной экономики оставались

малоуспешными, пока они не затрагивают основу производственных отношений -

отношения собственности. Господство государственной собственности и

бюрократического централизма не оставляло места для реального действия

рыночных закономерностей.

Переход от формального к реальному рынку возможен лишь в том случае, если

товарно-денежные операции осуществляются на основе принципа эквивалентности

и подчинены целям реализации экономических интересов хозяйствующих

субъектов. Это требует придания участникам экономических взаимодействий

качеств реальных собственников. На смену обезличенной государственной

собственности должна прийти система многообразных форм собственности,

субъекты которых обладают качествами реальных товаропроизводителей.

Адекватное современному состоянию экономики место необходимо при этом

отвести частной собственности, отражающей степень и характер обособленности

отдельных элементов и процессов в системе производительных сил. Частная

собственность может выступать как в индивидуальной, так и, что в большей

мере отражает особенности современного хозяйства, в коллективной форме.

Существенной трансформации подлежит система государственной собственности -

она не только ограничивается по масштабам, но и внутренне качественно

преобразуется. Переход к рынку возможен лишь в том случае, если предприятия

государственного сектора наделяются правами и ответственностью,

превращающими их в реальных субъектов рыночного хозяйственного механизма.

Государство как собственник может быть представлено, главным образом, через

участие в капитале предприятий и в присвоении части их доходов (помимо

налогов) соответственно доле в капиталах.

Переход к рынку предполагает развитие различных разновидностей смешанной

собственности, а также муниципальной и иных региональных форм

собственности; собственности общественных организаций т.д. Главный критерий

трансформ ^ии отношений собственности - экономическая эффективность вновь

возникающих хозяйственных единиц, комплексов и их взаимодействий. Новые

отношения собственности должны соответствовать объективным тенденциям

развития производительных сил, способствовать формированию рыночной

конкурентной среды и росту эффективности экономики.

формирования конкурентной среды

Хозяйственный механизм в переходный период направлен на создание

экономики с высокой степенью конкурентной активности. Это предполагает

формирование соответствующей конкурентной среды. Под последней понимается

рыночная система отношений, а также свобода предпринимательства, ничем,

кроме гражданского законодательства, неограниченная независимость, которая

позволяет принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские

решения принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские

решения. Конкурентная среда - это элемент рыночного механизма,

обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте

продукции, а также в сфере приложения капитала.

В переходной экономике конкурентная среда несовершенна: не упорядочены

права частной собственности и механизмы их защиты, еще полностью не

сложилась система банков и других финансовых организаций, не отлажены

договорные отношения между экономическими агентами. Для этого периода

характерны слабая видовая дифференциация фирм, преобладание отдельных их

видов. Многие из них стремятся извлечь выгоду из монопольного положения.

Конкурентность рынков развита недостаточно. Широкое распространение

получают различные законодательные органы, система лоббирования интересов

министерств и отдельных регионов при утверждении государственных программ

развития. Все это подчеркивает слабость и неразвитость режима конкуренции.

Формирование в переходной экономике конкурентной среды - сложный и

весьма длительный процесс. Он предполагает демонополизацию и

разгосударствление экономики, в том числе коммерциализацию государственных

предприятий и развитие частного сектора. Не менее важно в этом процессе

создание рыночной инфраструктуры, антизатратных механизмов, постепенное

прекращение субсидирования цен, и, наконец, - обеспечение конкурентных

рынков.

Проводя, например, демонополизацию экономики, следует помнить, что этот

процесс предполагает не разукрупнение существующих производителей, а

создание для них конкурентов на основе диверсификации производства,

формирования новых производств аналогичной продукции, а также доступ на

рынок иностранных конкурентов. Конкурентная среда в сформировавшейся

рыночной экономике предполагает, что хозяйствующие субъекты строят свои

отношения на доверии. Причем чем выше величина потенциального проигрыша по

отношению к величине потенциального выигрыша, тем выше должен быть уровень

доверия. Отсутствие цивилизованной конкурентной рыночной среды привело,

например, в России к появлению "новых предпринимателей", весьма

отличающихся от западных. Они, прежде всего, не организаторы производства,

а, как они сами себя называют, "бизнесмены", ищущие в каждый данный момент

максимальной и, главное, быстрой наживы.

На формирование конкурентной среды существенное влияние оказывает

хозяйственный риск, высокий уровень неопределенности. Это значит, что

участники экономических отношений не могут точно предвидеть промежуточные и

конечные результаты своих действий. В переходный период предприниматели

России работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому

способствуют: кризис в экономике и связанное с этим падение объемов

производства, разрыв хозяйственных связей, неплатежи; неустойчивость

политического положения; незавершенность формирования рыночной

инфраструктуры; несовершенство законодательных актов.

78. Разгосударствление и приватизация в усл перех к рын эк-ке в Р. В

ставшем обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования

на различных условиях государственной собственности в собственность

частных лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им темпы

хозяйствования.

Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших

социалистических странах, с их тотальным господством государственной

собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы

приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию

подлинно рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды,

адекватной частной собственности на средства производства. В ином случае

приватизация сведётся к юридическому оформлению раздачи бывшей

государственно-номенклатурной собственности в руки отдельных

представителей бывшей номенклатуры без всяких положительных последствий

для экономики в целом, прежде всего для повышения эффективности народного

хозяйства. Это будет переход от совместной номенклатурной к индивидуально-

номенклатурной собственности. С этой точки зрения процесс приватизации

шире просто разгосударствления и может рассматриваться как одна из

предпосылок и одновременно результатов процесса перехода к рыночной

экономике.

Разгосударствление собственности – термин «отечественного

производства», родившийся в странах бывшего союза. Во всех других

государствах процесс преобразования государственной собственности

называется приватизацией.

Разгосударствление экономики – процесс формирования многоукладной,

смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства

от функций прямого хозяйственного управления.

Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания

новых частных, коллективных предприятий, так и производствами действующих

государственных.

79. Особ-ти хоз-го механизма и изменение эк-их ф-ий гос-ва при переходе

к рынку.

Экономика переходного периода, принимающая рыночную форму, предполагает

соответствующий хозяйственный механизм, без чего она не может себя

реализовать.

Хозяйственный механизм представляет собой совокупность конкретных

экономических форм хозяйствования, методов управления, организационных

структур и правовых форм, посредством которых осуществляется экономическое

развитие общества. Сфера его действия распространяется не только на

производство, но и на общество в целом. Хозяйственный механизм выступает

системой организации общества как вершителя производительного процесса,

подчиняется определенным объективным общественным закономерностям. Поэтому

можно утверждать, что каждому этапу развития экономики присущ свой особый

хозяйственный механизм. Переходная экономика порождает промежуточный тип

хозяйственного механизма - уже не административно-командного, но еще и не

совсем рыночного. Это переходное состояние характеризует экономику общества

с двух сторон. Во-первых, со стороны изменения в управлении

(демонополизация, децентрализация, переход от вертикальных к горизонтальным

связям и др.). Во-вторых, речь идет об управлении самим переходом от одной

экономической системы к другой. В переходной экономике постепенно создаются

условия для возникновения новой модели управления, в основе которой

находятся интеграционные процессы, ориентированные на долгосрочную

перспективу. В прежней системе хозяйствования экономические преобразования

являлись прежде всего результатом политических решений, нежели

экономической целесообразности. В России, как наследие недавнего прошлого,

в переходный период наблюдается тесное переплетение политической и

экономической власти в функционировании хозяйственного механизма. В

частности, властные полномочия в значительной мере продолжают определять

доступ к собственности и возможности предпринимательской деятельности. В

становлении хозяйственного механизма переходной экономики особую роль

приобретают формирование конкурентной среды; деятельность предприятий в

условиях многообразия форм собственности; денежные и финансово-кредитные

отношения; открытые внешнеэкономические отношения.

80. Соц-ая политика гос-ва в усл-ях переходного периода.

Совр-ая высокоразвитая рын. эк-ка харак-ся усилением взаимосвязи соц-ых и

эк-их факторов. При этом эк-ая эффективность во все большей степени

становится зависимой от соц-ых параметров хоз-ва: инвестиции в

«человеческий капитал» превращаются в наиболее рентабельную и стратегически

приоритетную форму капиталовложения. Этим предопределена особая роль соц.

политики, значение которой еще более весомо для стран с переходной эк-ой.

Социальная политика призвана обеспечить формирование и расширение

социальной базы реформ, регулирование отношений между предпринимателями и

работниками, защиту интересов малообеспеченных слоев населения и других его

групп, испытывающих объективные трудности в связи с рыночной перестройкой

хозяйства. Объектами социальной политики являются также правовые

идеологические и иные надстрочные факторы реформирования, борьба с

экономической преступностью, экономическая ориентация производства и другие

стороны общественных отношений. Главным субъектом социальной политики

является государство в лице центральных институтов власти, но важную роль в

придании реформам необходимой социальной ориентации играют и другие

общественные институты - партии и профсоюзы, объединения предпринимателей и

потребителей, средства массовой информации, фирмы и регионы.

Очевидно, что успех реформ зависит от того, происходит ли в ходе их

осуществления улучшение экономического положения основной массы населения.

В связи с этим, деятельность всех субъектов социальной политики должна быть

направлена на расширение социальной базы реформ, на постоянное увеличение

числа людей, доходы, уровень и образ жизни которых растут и качественно

совершенствуются по мере углубления реформационных преобразований. Следует

пресекать экономические тенденции псевдопредпринимательства, возникающие в

условиях политической и правовой неопределенности, изменение норм

экономического поведения, этики и психологии. В особой защите нуждаются

группы населения, по объективным причинам не способные эффективно

включаться в конкурентную борьбу - больные и престарелые, семьи с большим

количеством иждивенцев, малообеспеченные слои, лишенные «стартового

капитала» и д.р. Системы социального обеспечения и социальных гарантий при

переходе к рынку не только не должны ликвидироваться, но, напротив,

подлежат всемерному развитию и совершенствованию. Особо важным компонентом

социальной политики в переходный период является регулирование-занятости,

имеющее, помимо экономического, большое политическое, идеологическое и

психологическое значения. Необходимы как меры финансовой поддержки

безработных с помощью пособий, так и, прежде со структурной перестройкой

экономики.

81. Формир-ие открытой эк-ки в переходный период.

В процессе перехода к рын. эк-ке важное место отводится внешнеэк-им

факторам. Постсоциалистические страны переходят от прежних систем к

открытой эк-ке. Сущность данного процесса предполагает интеграцию этих

стран в систему мирохозяйственных связей, максимальное использование

преимуществ международного разделения труда. Переход России к открытой

экономике происходит в очень сложных условиях, носит противоречивый

характер. В, частности, в последние годы были сняты практически все

ограничения во внешнеэкономической деятельности. Это привело к большим

негативным последствиям. Вместо ожидавшегося улучшения . экономических

результатов произошло ухудшение количественных и качественных характеристик

международного обмена России. За 1992-1995гг. ее внешнеторговый оборот

сокращался быстрее, чем уменьшался валовой внутренний продукт. В последние

годы усилилась финансовая и технологическая зависимость от промышленно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.