реферат скачать
 

Шпоры по экономичекой теории

удачна. 2) Сущ риск, что пониж з/п не стало бы эффективным ср-ом против

б/р З/п – ен только издержки для пр-ия , но ист доходов для потр-ля. Кейнс

рекомендовал след реш-е: гос-во должно бороться с б/р с пом

экспансионистской ф ин пол-ки. Повыш дох-ды гос-ва или пониж налоги можно

увелич в эк-ке совокупн спрос , что приведёт к повыш спроса на раб силу,

что пониз Ур-нь б/р. 3) б/р явл следствием деформации гибкости рынка.

62. Инфляция, её сущность, причины и формы проявления. Уровень инфляции и

её осн виды. Антиинфляционная политика.

Инфляция-длит и уст тенденция роста уен на прод-ию, не компенсируемая

увеличением её кач-ва. Падение покупательной способности денег, обеспечение

ден ед-цы в усл бум-ден обр.

2 вида: 1. инфляция спроса(ИС). Традиционно изменеия в ур-не цен объяснн

изб совокупным спросом. Эк-ка может попытаться тратить больше, чем она СП-

на произв. Она можетстремиться к какой то точе\ке находящейся вне кривой

своих произ возм.Произв сектор не в сост ответить на этот спрос увеличением

реал V прод-ии, тк все имеющиеся ресурсы уже полностью исп . поэтому этот

избыт-й спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный V прод-ии

и вызывает ИС. ПРИЧИНА инфляции для условий развитой рын эк-ки

амортизируется посредством ф-лы Фишера: MV=PQ, где М- ден масса, Р- цена, V-

скорость обращ денег Q- объём пр-ва.

2. Инфл, вызванная ростом издержек пр-ва, или падением совокупного

предложения может также возникнуть в рез-те уменьшения издержек и предлож

на рынке.

Теория инфляции, обусл ростом издержек, объясн рост цен такими формами ,

кот приводят к росту издержек на ед-у продукции. Издержки на ед-у продукции

– сред издержки при данном V продукции.

Общие затраты

Идержки на ед продукции= кол-во ед прод-ии

Повыш издержек на ед продукции в эк-ке сокращ прибыль и V продукции, кот

первые готовы предложить при сущ ур-не цен . В рез-те падения предложения

тов и услуг в масштабе всей эк-ки. Это падение предлож в свою очередь

возрастания Ур-ня цен => по этой схеме издержки (предложение), а не спрос

взвинчивают цены, как это происходит при ИС.Если мы обратимся к правой

части ф-лы MV=PQ, то обнаруж, что инф-е импульсы могут идти и от

предложения. 2 источника инфл обусл ростом издержек: рост номинальной з/п и

цен на сырьё и энергию. В реальном мире всё сложнее. На практике трудно

разл эти типы.

Типы инфляции: 1. умереннаЂ инфляция- цены растут медленно(мен 10% в год) 2

.галопирующая Ђнфл – цены раст от 20 до 200% в год . Б-во контрактов привяз

к росту цен или к иностр валюте. 3) гиперинфляция – кол-во денег в

обращении растёт астрономич темпами. Расх цен и з/п становится катастрофич.

Хаар-я инфл с научн точки зрения, отметим, что она может иметь как ценовые,

так и неценовые ф-мыпроявления. В соотв с этим различают открытый и

подавленный тип инфляции. Открытая неценовая инфл проявл в тенденции роста

цен, не связ с ростом кач-ва рпод-ии. Она серьёзно деформирует механизм

рынка. Ценовую инфл можно измерить. Если гос-во вместо возд на глубинные

причины инфл-ии начнёт продавлять формы и проявления фиксируя цены и

доходы и в крайнем случае устанавливая тотальный контроль над ценами и д-

ми, то инфл преобр в более опасный вид – подавление неценовой

инфляции.Подавл сопутств деформация рын мех-ма. Деформация может обернуться

полным подавл рын эк-ки. В разв рын эк-ке уже давно не допуск подавление

симтомов инфляции.

.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Негативные социальные и экономические

последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить

определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось

государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная

политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-

кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизациии

действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер

антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках

первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства)

предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование

государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,

одновременно может произойти спад

инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к

явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться

безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При

недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают

правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих

стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией,

она не всегда достигает объявленной цели.

63. Денежное обр и денежная система. Законы ден обращения.

Деньги в усл рыночной эк-ки осущ непрерыное движение в сфере обращения и

это движ связ прежде всего сисп ф-ии ср-в обращения и ср-ва платежа наз ден

обращением. Успешно ф-ие ден обр предп эффективную ден сист . Устр ден сист

опр видом использ ден эквивалента, типом ден оьращения и сущ в стране мех-

ом рег-я ден отношений.

Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии

денежное обращение прошло три исторических этапа:

золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела

золотое содержание или обеспечение;

золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя

путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства

государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и

медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства

отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги

за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки.

Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и

другими активами государственного банка.

Банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные

деньги, никак не связаны с золотом.

Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная

масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег

(безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом

денежного обращения.

Сколько денег нужно для обращения:

К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи +

возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. В упрощенном виде:

К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота

денежной единицы.

При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция.

В России общая масса денег - 12% от ВНП.

Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и

безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное

обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год.

Зависит от цен и количества товаров.

Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О

где Кд - количество денег для обращения и платежа

СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг

ПК - продажа в кредит

ВП - взаимопогашающие платежи

ВК - возврат кредита

О - число оборотов денежной единицы

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество

денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства

платежа.

Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг,

уровня цен и тарифов и скорости обращения денег.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за

известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода

постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания

услуг.

Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных

средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и

юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный

показатель движения денег.

64. Банковская система. Сущность, ф-ии и операции банков, их виды.

Банковская система - одно из высших достижений эк-кой цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности

национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и

расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной

единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых

посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные

средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика

минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или

коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых

связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных

средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися

в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный

срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог

недвижимого имущества;

- сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).

65. Кредит: принципы, функции и формы.

Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних домохозяйств,

предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они

требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств

являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их

взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки,

инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д.

Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди

потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений,

возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во

временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности,

называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду,

называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие

основные функции: перераспределительную; замещения наличных денег

кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции

определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие

производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В

зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают

онкольный (выдается на небольшой срок и погашается по первому требованию

кредитора); краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года

до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов

и заемщиков: банковский, коммерческий, государственный, потребительский,

международный, лизинг-кредит.

Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде

денежных ссуд предпринимателям, населению. В зависимости от обеспечения

различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные

(необеспеченные) ссуды. По срокам погашения ссуды бывают срочные,

отсроченные и просроченные. По характеру погашения различают ссуды,

погашаемые единовременным взносом и в рассрочку. Коммерческий кредит — это

кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной

форме путем отсрочки платежа. Государственный кредит имеет место, когда

заемщиком выступает Государство, а кредиторами — банки, население,

предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство

выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая

их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд

на приобретение товаров длительного пользования. Лизинг-кредит — это

предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных

средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем.

Он делится на финансовый и оперативный. Международный кредит получили

название внешние займы. Банки путем кредитования способны создавать новые

деньги. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов

является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с

помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на

предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства,

уровня цен и занятости.

66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии.

РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на

денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением)

и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции,

облигации и т.д.)

На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги

ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д.

Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и

вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.

Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного

капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу

части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является

прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия,

доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими

кредитами капиталу.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и

уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор

государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования

инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками

(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,

личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов

на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом

жилье).

Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.

Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных

реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача

которых возможны только при его предъявлении.

67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет.

Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых

отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые

институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый

рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования

и использования доходов первичной производственной структуры, а также

регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-

ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный

фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование

через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения

.Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных

ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения

ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью

финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития

страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм

двумя методами:

финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система

налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной

системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в

гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе

бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное

деление.Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета:

государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,

которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о

том, что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.