реферат скачать
 

Шпаргалки к госэкзамену по теме Экономическая теория, финансы и кредит

|Формы кредита: 1).Коммерческий кредит - |собственности, т.е. возврата кредитору |

|кредит, предоставляемый одними |кредитных средств в полном объеме. С этой |

|предприятиями другим в виде продажи товаров|целью при выдаче кредита учитываются |

|с отсрочкой платежа. Цель коммерческого |многие факторы (срок кредита, размер, |

|кредита - ускорить реализацию товаров и |наличие обеспечения ссуды и т. д.), которые|

|заключенной в них прибыли. 2). Банковский |в свою очередь являются признаками для |

|кредит - предоставляется владельцами |классификации видов ставок процента и |

|денежных средств, банками, специальными |дифференциации их величины. Для определения|

|кредитными учреждениями заемщикам в виде |размера ссудного процента используют |

|денежных ссуд. Объект - денежный капитал. |показатель нормы процента, который |

|Цель - получение прибыли по ссудам (займам,|рассчитывают как отношение годового дохода |

|кредитам). 3).Потребительский кредит - |на ссуженную стоимость к ее абсолютной |

|предоставляется частным лицам. Его |величине. Уровень ставки процента по каждой|

|объектами являются товары длительного |конкретной ссуде зависит от множества |

|пользования (мебель, автомобили, |факторов. При ее определении, прежде всего,|

|телевизор), разнообразные услуги. 4). Гос. |учитывают срок кредита. Увеличение срока |

|кредит - совокупность кредитных отношений, |ссуды связано с риском ее непогашения из-за|

|в которых заемщиками или кредиторами |изменения внешней среды, фин. состояния |

|выступают гос-во и местные органы власти. |заемщика, риска упущенной выгоды от |

|5). Международный кредит - движение и |колебания ставок процента на рынке |

|функционирование ссудного капитала между |кредитных ресурсов. Ставка процента зависит|

|странами |от размера кредита. Это объясняется тем, |

|Виды кредита: Краткосрочный кредит - |что при больших суммах займа увеличивается |

|кредит, выдаваемый на срок до одного года, |риск, величина которого оценивается |

|предназначенный для формирования оборотных |размером потерь кредитора от |

|средств предприятий и фирм. Объект |неплатежеспособности заемщика. Цель |

|краткосрочного кредитования - оборотные |использования кредита бывает разной, в |

|средства заемщика: кредитование под остатки|зависимости от нее разной будет и ставка % |

|материальных ценностей, расчетные документы|. Повышенным риском обладают ссуды |

|в пути, затраты на производство, на |выдаваемые для устранения фин. затруднений,|

|реструктуризацию краткосрочной |на инвестиционные цели и т.д.. Различаются |

|задолженности и т.д. |ставки % в зависимости от формы кредита ( |

|Долгосрочный кредит - кредит, |коммерческий, банковский, государственный, |

|предоставляемый на срок свыше года и |потребительский и т. д.), а также от вида |

|используемый в основном в качестве |заемщика (кредит для торгово-промышленных |

|инвестиционного капитала. Среднесрочный |компаний, для сел.-хоз. предприятий, |

|кредит - предоставляется на сроки от одного|индивидуальных заемщиков). |

|года до 5-7 лет; сроки различаются по |Классификация ссудного процента по формам |

|странам и зависят от сложившихся традиций |кредита (коммерческий, банковский, |

|национальных рынков ссудных капиталов и |потребительский, государственный, |

|действующих законодательных норм. |международный), по видам кредитных |

|Функции кредита: 1).Перераспределительная, |учреждений (коммерческие банки; общества |

|при его помощи свободные денежные капиталы |финансирования и инвестиционные тресты - |

|и доходы аккумулируются и превращаются в |мобилизуют денежные капиталы не путем |

|ссудный капитал, который передается за |приема вкладов, а путем выпуска собственных|

|плату во временное пользование. 2). |акций и облигаций; эмиссионные банки – их |

|Эмиссионная (частично замещая наличные |ресурсы образуются не только за счет |

|деньги кредитными деньгами и ускорение |собственных капиталов и депозитов, но и за |

|обращения денег). 3). Контрольная функция -|счет банкнотной эмиссии; специальные |

|банк жестко контролирует этот кредит. |кредитные институты - ипотечные банки, |

|4).Ускорение НТП. 5).Обслуживание |кредитная кооперация, сберегательные кассы |

|товарооборота. |и ломбарды), по срокам кредитования |

| |(краткосрочный, среднесрочный, |

| |долгосрочный). |

|41. Центральный банк России: его сущность, |42. Основные функции и операции |

|основные функции и инструменты |коммерческих банков. |

|регулирования экономики. |Можно выделить три важнейших элемента |

|ЦБ РФ - главный банк страны и кредитор |современной кредитной системы: центральный |

|последней инстанции. Он находится в гос. |(эмиссионный) банк; коммерческие банки; |

|собственности. ЦБ призван приводить |специализированные фин. учреждения |

|деятельность в соответствие с общей эк. |(страховые, ипотечные, сберегательные и |

|стратегией, и выступает ключевым агентом |т.д.). |

|государственной денежно-кредитной политики,|Есть определенный базовый набор операций, |

|при этом со стороны ЦБР используются в |без которого банк не может существовать и |

|первую очередь эк. методы управления и |нормально функционировать: прием депозитов;|

|только в отдельных случаях |осуществление денежных платежей и расчетов;|

|административные. |выдача кредитов. |

|Функции: Эмиссия банкнот (За ЦБ закреплено |Создание платежных средств тесно связано с |

|осуществление эмиссии наличных денег, |депозитной функцией кредитования банковских|

|организация их обращения и изъятия из |клиентов. Депозит может возникнуть: в |

|обращения на территории РФ); Проведение |результате внесения клиентом наличных денег|

|денежно-кредитной политики (совокупность |в банк или же в процессе банковского |

|мероприятий, направленных на изменение |кредитования. Если клиент внес деньги до |

|денежной массы в обращении, объема |востребования, то они превратились из |

|кредитов, уровня процентных ставок, |наличных в безналичные. Общая сумма денег в|

|основные инструменты - изменение норм |хозяйстве не изменилась. Если же деньги |

|обязательных резервов, размещаемых |зачислены на депозит, то общее количество |

|коммерческими банками в ЦБ; - регулирование|денег в хозяйстве увеличилось, так как банк|

|официальной учетной ставки; - проведение |своей операцией создал новые платежные |

|операций с ценными бумагами и иностранной |средства. Вторая обширная функциональная |

|валютой); Регулирование официальной учетной|сфера деятельности банков – посредничество |

|ставки ЦБ (используется ЦБ в операциях с |в кредите. Коммерческие банки выполняют |

|коммерческими банками по учету |роль посредников между хозяйственными |

|краткосрочных государственных облигаций, |единицами, накапливающими и нуждающимися в |

|коммерческих векселей и других ценных |денежных средствах. Функции банков |

|бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является|осуществляются через банковские операции. |

|оперативным инструментом государственного |Они подразделяются на пассивные и активные.|

|влияния на рынок ссудных капиталов); | |

|Проведение валютной политики (представляет |Пассивные: ресурсы формируются за счет |

|интересы РФ во взаимоотношениях с ЦБ |собственных (акционерный, резервный капитал|

|иностранных государств, а также в |и нераспределенная прибыль), привлеченных |

|международных банках и иных международных |(составляют основную часть ресурсов |

|валютно-фин. организациях; Регулирование |коммерческих банков, депозиты, а также |

|деятельности кредитных институтов (система |контокоррентные - единственный счет, |

|мер, посредством которых гос-во через ЦБ |посредством которого производятся все |

|обеспечивает стабильное и безопасное |расчетные и кредитные операции между |

|функционирование банков); Функция |клиентом и банком и корреспондентские |

|финансового агента правительства (ЦБ |счета) и эмитированных средств (средства |

|осуществляет операции по размещению и |клиентуры, которыми банку можно |

|погашению гос. долга, ведению текущих |пользоваться достаточно длительный период -|

|счетов правительства, надзору за хранением,|облигационные займы, банковские векселя и |

|выпуском и изъятием из обращения монет и |т.д). |

|казначейских билетов, а также переводу |Активные: Мобилизованные денежные средства |

|валютных средств при осуществлении расчетов|банки используют для кредитования клиентуры|

|правительства с другими странами). |и осуществления своей предпринимат. |

|Используя денежно кредитную политику как |деятельности. Вексельные операции |

|средство регулирования эк., ЦБ |подразделяются по учету векселей и ссуды |

|привлекает инструменты: Ставки учетного |под векселя. Подтоварные ссуды – ссуды под|

|процента (дисконтную политику); Нормы |залог товаров и товарораспорядительных |

|обязательных резервов кредитных учреждений;|документов. Фондовые операции. Их объектом |

|Операции на открытом рынке; Регламентацию |служат различные виды ценных бумаг. |

|эк. нормативов для кредитных учреждений. |Кредитные операции: Ссуды для |

| |финансирования оборотного капитала. Эта |

| |группа связана с нехваткой у предприятия |

| |денежных средств для покупки элементов |

| |оборотного капитала, необходимых для |

| |повседневных операций. Ссуды для |

| |финансирования основного капитала. Эта |

| |группа представлена средне- и долгосрочными|

| |кредитами для покупки недвижимости, земли, |

| |оборудования и т.п. |

|43. Собственные и привлеченные средства |44. Финансовый контроль, его основные формы|

|коммерческого банка, их структура и виды. |и виды. |

|К собственным ср-вам относят уставный и |Фин. контроль – специальная отрасль |

|добавочный капитал, фонды и страховые |осуществляемого в стране контроля. Наличие |

|резервы, а так же нераспределенная прибыль.|фин. контроля объективно обусловлено тем, |

|За счет собственных ср-в банки покрывают |что финансам как эк. категории присущи не |

|10-20% своей общей потребности в ресурсах, |только распределительная, но и контрольная |

|т.е. они работают преимущественно за счет |функции. Системность контроля достигается |

|привлеченных средств. Уставный капитал |комбинированным использованием его |

|образуется из величины вкладов участников |различных видов: логического и |

|банка и определяет минимальный размер |математического, документального и |

|имущества, гарантирующего интересы |фактического. |

|кредиторов. Добавочный капитал включает в |Способы документального контроля: |

|себя прирост стоимости имущества банка при |формальная и арифметическая проверка |

|его переоценке. Фонды банка образуются из |документов; юр. оценка хоз. операций, |

|чистой прибыли Страховые резервы это |отраженных в документах; сплошное и |

|обязательные резервы для покрытия возможных|выборочное наблюдение; встречная проверка |

|потерь по ссудам и операциям с ценными |документов; оценка законности и |

|бумагами при обесценивании последних. |обоснованности хоз. операций по данным |

|Все привлеченные ресурсы по способу их |корреспонденции счетов бухгалтерского |

|аккумуляции делятся на две большие группы: |учета; балансовые увязки движения |

|депозитные и недепозитные привлеченные |товарно-материальных ценностей с их |

|средства. Основную часть привлеченных |отражением в финансово-бухгалтерской |

|ресурсов банков составляют депозиты, т.е. |документации. |

|денежные ср-ва, внесенные в банк клиентами |Способы фактического контроля: |

|для хранения на определенные счета. |инвентаризация; экспертная оценка объема и |

|Недепозитные - ср-ва которые банк получает |количества выполненных работ, |

|в виде займов (кредитов) в основном с целью|обоснованности материальных затрат и выхода|

|поддержания своей ликвидности |готовой продукции; визуальное наблюдение |

|По категориям владельцев все банковские |при обследовании складских помещений, |

|депозиты подразделяются на депозиты юр. |производственных подразделений, состояния |

|лиц и вклады физ. лиц. |контрольно-пропускного режима. |

|По форме возврата депозиты принято |Среди форм финансового контроля выделяют |

|подразделять на: депозиты до востребования |предварительный, текущий и последующий |

|(договор на условиях выдачи по первому |контроль. |

|требованию); срочные депозиты (договор на |Предварительный проводиться до совершения |

|условиях возврата по истечении срока); |операций по образованию, распределению и |

|условные депозиты (договор на иных |использованию денежных фондов. Он имеет |

|условиях возврата т.е. при наступлении |важное значение для предупреждения |

|определенных условий - целевые, страховые, |нарушений фин. дисциплины. Текущий – это |

|накопительные вклады). |контроль в процессе совершения денежных |

| |операций (в ходе выполнения фин. |

| |обязательств перед гос-вом, получения и |

| |использования денежных средств для |

| |административно – хоз. расходов, |

| |капитального строительства и.т.д.). |

| |Последующий – это контроль, осуществляемый |

| |после совершения фин. операций (после |

| |исполнения доходной и расходной части |

| |бюджета; использования предприятием или |

| |учреждением денежных средств, уплаты |

| |налогов и.т.п.) В этом случае определяется |

| |состояние фин. дисциплины, выявляются её |

| |нарушения, пути предупреждения и меры по их|

| |устранению. |

|45. Сущность и основные функции финансов. |46. Финансовая политика государства: |

|Финансовые ресурсы и основные источники |содержание и требования. Структура |

|формирования. |финансового аппарата РФ. |

|Финансы - важнейшая эк. категория, |Совокупность гос. мероприятий по |

|отражающая эк. отношения в процессе |использованию фин. отношений для выполнения|

|создания и использования денежных средств. |гос-вом своих функций представляет фин. |

|Их возникновение произошло в условиях |политику. Она охватывает широкий комплекс |

|перехода от натурального хоз-ва к |мероприятий: разработку концепции фин. |

|регулярному товарно-денежному обмену и было|политики, определение ее основных |

|связано с развитием государства и его |направлений, целей; создание фин. |

|потребностей в ресурсах. Функции финансов: |механизма; управление фин. деятельностью |

|Распределительная (формирование |гос-ва. Основу фин. политики составляют |

|первоначального капитала, образующегося за |стратегические направления, которые |

|счет вкладов учредителей, авансирование его|определяют долгосрочную и среднесрочную |

|в производство, воспроизводство капитала, |перспективу использования финансов и |

|создание основных пропорций при |предусматривают решение главных задач, |

|распределении доходов и финансовых |вытекающих из особенностей функционирования|

|ресурсов, обеспечивающих оптимальное |эк. и соц. сферы страны. Важной составной |

|сочетание интересов отдельных |частью фин. политики является установление |

|товаропроизводителей, хозяйствующих |фин. механизма, при помощи которого |

|субъектов и государства в целом); |происходит осуществление всей деятельности |

|Контрольная (Распределительные отношения |гос-ва в области финансов. К элементам фин.|

|затрагивают интересы общества в целом, так |механизма относятся формы фин. ресурсов, |

|и отдельных хозяйствующих субъектов. |методы их формирования, система |

|Поэтому первостепенная задача - их |законодательных норм, которые используются |

|оптимальная организация. Объективная основа|при определении доходов и расходов |

|контрольной функции - стоимостной учет |государства. Задачи фин. политики: (1) |

|затрат на пр-во и реализацию продукции, |обеспечение условий для формирования |

|выполнение работ и оказание услуг, процесс |максимально возможных фин. ресурсов; (2) |

|формирования доходов и расходов денежных |установление рационального распределения и |

|фондов). |использования фин. ресурсов; (3) |

|Фин. ресурсы - это совокупность собственных|организация регулирования и стимулирования |

|денежных доходов и поступлений из вне, |эк. и соц. процессов фин. методами; (4) |

|предназначенные для выполнения фин. |создание эффективной и максимально деловой |

|обязательств предприятия, финансирования |системы управления финансами. |

|текущих затрат и затрат, связанных с |Направления фин. политики: снижение |

|расширением производства. Собственные фин. |налоговой нагрузки на экономику, |

|ресурсы включают первоначальные взносы |упорядочение гос. обязательств, создание |

|учредителей и часть денег, полученную в |эффективной системы межбюджетных отношений.|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.