реферат скачать
 

Свободные экономические и оффшорные зоны и их роль в экономике

обязательны. Конфиденциальность для владельцев возможна. Расходы на

учреждения фирмы составляют примерно 3 тыс. долларов, ежегодные сборы –

2,5 тыс. долларов. Особенно привлекательно учреждение фирмы в

Люксембурге и тем, что выплачиваемые дивиденды не облагаются налогом.

Такая политика способствует тому, что в Люксембурге постоянно растет

капитал, помещенный в фонды.

Мальта (Республика Мальта) – государство, занимающее группу островов в

центральной части Средиземного моря. Наиболее крупные из них – Мальта,

Гоцо, Комино. Общая территория Республики Мальта около 320 кв. км.

Привлекательными на Мальте являются два типа фирм использующих

льготное налогообложения, - торговые и неторговые, включая холдинги.

Торговые фирмы облагаются 5%-ным подоходным налогом и обязаны ежегодно

предоставлять бухгалтерский отчет на аудиторский контроль. Их

регистрация занимает до 3-х недель.

Неторговые фирмы освобождены полностью от подоходного налога и ведения

бухгалтерской отчетности. Их регистрация занимает одну неделю.

Фирма должна иметь местного секретаря или номинального директора

(обычно это юридическое лицо). В отношении остальных директоров и места

проведения ежегодного собрания требования отсутствуют. Юридически

правомочны решения, которые подписаны директорами без созыва собрания.

Конфиденциальность владельцев надежно гарантирована, поскольку за

утечку информации на Мальте предусмотрена уголовная ответственность.

Правительство Мальты взимает разовые сборы при регистрации фирмы,

впоследствии – ежегодно. Учреждение фирмы стоит не менее 4-х тыс.

долларов, годовые расходы составляют примерно 3 тыс. долларов.

2.7. Оффшорные компании и мировая практика планирования налогов.

Во всем мире достаточно эффективно используется механизм

планирования налогов, который позволяет оптимально рассчитать

минимально необходимый размер налоговых выплат. Не последнюю роль в

этом механизме отводят оффшор-компании ( а в последствии оффшор-зоны),

которые появились во второй половине 20 века. Первые оффшор-компании

были созданы на небольших островных территориях и государствах, а сам

термин ''off shore'' условно переводиться как ''вне побережья''. Даже

поработав достаточно большое количество книг трудно сформулировать

четкое определение оффшор-компании, поэтому я сочла нужным сначала

остановиться на рассмотрении основных признаков оффшор-компании.

К основным признакам оффшор-компании можно отнести следующие:

[pic] Она не ведет коммерческой деятельности на той территории где

официально зарегистрирована.

[pic] Обычно имеет льготный налоговый статус.

[pic] Ежегодно вносит фиксированный сбор за свой статус.

Именно первый признак и дал термин ''офф-шор'', т.е. ведение

коммерческой деятельности ''вне побережья'' (вне территории), где

осуществлена официальная регистрация компании. Очевидно, это было

продиктовано соображениями защиты собственного (местного)

предпринимательства. В большинстве случаев первый признак и определяет

предоставление компании местного налогового статуса, а его нарушение

ведет к штрафу и лишению льготного налогового статуса.

Льготный налоговый статус (второй признак) обычно выражается в

освобождении от уплаты всех традиционных налогов (или только некоторых)

полностью или же в выплате этих налогов по сниженной (часто

фиксированной ставке) Этот статус обычно сохраняется у компании при

условии третьего признака – оплаты ежегодного фиксированного сбора.

В ряде стран секретарская компания (или секретарь) не обязательны, но,

как правило, она необходима самой оффшор-компании для

квалифицированного взаимодействия с официальными инстанциями страны.

Необходимость в использовании профессиональной секретарской компании

владелец оффшор-компании испытывает постоянно: при регистрации

компании, когда необходимо подготовить ряд документов в соответствии с

юридическими тонкостями страны регистрации; при функционировании

компании; при открытии банковского счета, и для взаимодействия с

обслуживающим компанию банком. Часто секретарская компания является

гарантом для банка, который достаточно доверяет ''знакомой''

секретарской компании нежели ''незнакомой'' оффшор-компании.

Секретарские компании – это организации, в которых собраны

профессионалы, призванные удовлетворить все запросы владельцев оффшор-

компаний, возникающие у них в связи с тем, что они удалены от

официального места регистрации компании. В традиционных оффшор-зонах

исторически сложилась высокая концентрация секретарского потенциала.

Это компании, ведущие дела сотен и тысяч компаний и не упускающие ни

одной мелочи в обеспечении их жизнедеятельности.

В современных условиях оффшор-компания – это один из атрибутов

бизнеса, использующего механизм планирования налогов. Роль этого

важнейшего атрибута можно достаточно хорошо проиллюстрировать на

следующей схеме, которую можно назвать базовой в экспортно-импортных

операциях. Оффшор-компания вместо традиционной торговой компании

принимает заказы от клиентов и поставляет товар напрямую от

производителя к потребителю. При этом даже нет необходимости менять

маршрут доставки товаров потребителю, важно только предоставить

транспортной компании (которая осуществляет доставку товара)

отгрузочные документы, подписанные оффшор-компанией.

Следует особо подчеркнуть, что в слаженной работе механизма

планирования налогов необходимо иметь оффшор-компанию с надежной

репутацией.

Вывод: мировая экономика накопила огромный положительный опыт создания

и функционирования СЭЗ различного типа, которые сегодня служат

средством проведения региональной экономической политики (выравнивания

межрегиональных различий) выступает инструментом проведения

промышленной политики, нацелены на создания отраслевых очагов

экономического роста а иногда является составной частью государственной

стратегии экономического развития.

Глава 3.

СЭЗ России.

Задачи

[pic] Показать историю создания свободных экономических зон России.

[pic] Рассмотреть основные концептуальные принципы создания СЭЗ в

России на первом этапе.

[pic] Определить основные цели и особенности этого процесса в России.

[pic] Выявить основные ошибки и просчеты при создании СЭЗ в России.

[pic] Анализ жизнеспособности Калининградской СЭЗ «Янтарь».

Россия значительно позже многих других стран мира стала на путь

создания СЭЗ, осознав значение этого направления для своего

экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в

XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования

статуса так называемых ”свободных портов'', обеспечивающих беспошлинное

хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на

время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного

срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с

1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми. (с 1878 г.). Однако, в

связи со значительным усилением к концу 19 века государственной

политики протекционизма, практика ''свободных портов'' стала затухать,

уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических

зон.

В советский период свободные экономические зоны фактически не

признавались. Только в марте 1989 года впервые выходит Постановление

Совмина РСФСР ''О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности

государственных, кооперативных и иных общественных предприятий,

объединений и организаций'', в котором провозглашается создание в

опытном порядке на территории России нескольких СЭЗ, именуемых в то

время ''зонами свободного предпринимательства''.

В Правительстве СССР вырабатываются предложения о создании первых зон

в Находке, Выборге, Новгороде. В экономических и государственных

кругах, у общественности страны быстро возрастает интерес к этой

проблеме, и уже к концу 1990 года почти 60 регионов и городов страны (в

том числе Калининградская область) делают заявки и предложения в

Правительство СССР о создании на своих территориях СЭЗ различного типа.

В этот же период времени ведется активная работа по формированию

советской концепции СЭЗ.

[pic] Зоны свободного предпринимательства, в отличии от большинства

западных СЭЗ, должны быть ориентированы на первом этапе не столько на

экспортную продукцию и услуги, а преимущественно на производство

высококачественной продукции на внутренние рынки страны (на принципах

импортозамещения).

[pic] Зоны должны создаваться ''сверху'' – по инициативе центральных и

региональных государственных органов власти.

[pic] Зоны могут создаваться как в приграничных, так и в глубинных

регионах СССР. По площади они могут занимать значительные территории.

[pic] Зоны свободного предпринимательства классифицироваться на:

комплексные (производственного характера), внешнеторговые

(транспортные, таможенные и др.), функциональные зоны, именуемые иногда

в то время отраслевыми (свободные банковские зоны, технопарки, научно-

промышленные парки, технополисы, туристско-рекреационные зоны и др.)

[pic] На первом этапе создания зон свободного предпринимательства

предполагалось оформлять СЭЗ на основе индивидуальных законодательных и

других юридических актов для каждой СЭЗ. В дальнейшем, по мере

накопления и обобщения опыта создания отечественных СЭЗ предполагалось

создать единое государственное регулирование этого процесса.

В концепции создания зон свободного предпринимательства перед ними

ставилось несколько целей, среди которых необходимо выделить:

[pic] обеспечение ускоренного социально-экономического развития

регионов, где расположены эти СЭЗ;

[pic] широкое использование при производстве продукции в зонах

передовых отечественных и зарубежных научно-технических разработок;

[pic] создание условий для интенсивного привлечения иностранных

инвестиций в зоны;

[pic] постепенный перевод производства СЭЗ от импортозамещающей

продукции для внутреннего рынка на конкурентоспособную продукцию для

экспорта;

[pic] активное включение экономики страны в систему международных

экономических связей.

Нарастание процесса создания СЭЗ совпало с трудным переломным

историческим этапом в жизни страны – с августовскими событиями 1991

года и последующим распадом СССР.

Наметившийся ранее более или менее организованный и планомерный процесс

создания СЭЗ на территории России в силу новой ситуации и

развернувшегося экономического кризиса в период с 1991 – 1998 гг.

замедлился, пришел в русло стихийного развития и не оправдал тот

оптимизм, который связывался с идеей создания СЭЗ в нашей стране. К

концу 1992 года в стране насчитывается 11 объявленных СЭЗ различного

типа и масштабности. Среди них зоны в Находке, Калининградской области,

Алтае, Сахалине, Чите, Ингушетии и др. Общая площадь этих зон составила

около 1 млн. кв. километров, т.е. 7% территории всей страны. Поэтому

не случайно правительство Е. Гайдара, а затем

В. Черномырдина, формально поддерживая в последующие годы, тормозило их

развитие, видя экономическую несостоятельность стихийного подхода к их

созданию. Только в Калининградской области, Находке и Ингушетии в

течение ряда лет наблюдалось некоторое продвижение в развитии и

функционировании СЭЗ.

В этот время идею СЭЗ пытаются использовать некоторые сепаратистские

силы за рубежом и в России в качестве отправной базы по ослаблению

позиций ряда окраинных регионов страны и созданию предпосылок к их

выделения в будущем из состава России. Например, в Калининградской

области под видом заботы об ее дальнейшем развитии в условиях

эксклавности и действия режима Особой экономической зоны некоторыми

лидерами общественных движений и сепаратистскими силами выдвигаются

заведомо неприемлемые предложения по созданию на ее территории

Прибалтийской демократической республики в составе России (с

последующей ее трансформацией в Прибалтийскую немецкую республику) или

же придание области некоего государственного статуса в составе России,

что по своим последствиям одно и то же, что и Прибалтийская республика.

С приходом к власти Правительства РФ во главе с Е. М. Примаковым в

конце 1998 года наметился некоторый поворот в сторону поддержки СЭЗ.

Так, уже в декабре 1998 года выходит в свет проект Закона РФ о создании

Особой экономической зоны на территории Курильских островов Сахалинской

области.

Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998

гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые

моменты.

[pic] Особый статус получали территории, по размерам превосходящие

некоторые европейские страны. Это важно, поскольку граница СЭЗ должна

быть обустроена не хуже государственной (правда, там обходятся без

пограничников, но колючая проволока по периметру зоны бывает — на

Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в

развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов. Нетрудно посчитать,

сколько денег пришлось бы вложить администрации, скажем, СЭЗ “Даурия” в

Читинской области — ее территория превышает 431 тыс. кв. километров, —

чтобы обустроить ее на подобающем уровне. Конечно, ни в одной

российской СЭЗ никто и не помышлял о чем-либо подобном.

[pic] Отсутствие до настоящего времени четкой законодательной базы

создания СЭЗ и ОЭЗ на территории России. Прежде всего необходим

достаточно полно разработанный закон о СЭЗ и корректировка в

соответствии с ним других нормативно-правовых актов в области валютного

регулирования, таможни и прочего. Все эти нерешенные вопросы ведут к

экономической нестабильности в сфере создания и функционирования СЭЗ.

[pic] К неблагоприятным моментам, оказывающим отрицательное воздействие

на иностранных инвесторов российских СЭЗ, можно отнести крайне слабое

развитие их инфраструктуры. Сюда, прежде всего, относится транспорт,

системы телекоммуникаций, связь гостиничный сервис.

[pic] Сдерживающим фактором для иностранных инвесторов является высокий

уровень коррупции и сложная криминогенная обстановка в России. Это в

целом ухудшает инновационный климат.

[pic] Рост социальной напряженности по регионам страны, вызванный

затяжным экономическим кризисом, отрицательно сказывается на притоке

иностранных инвестиций в СЭЗ.

Вывод: таким образом, можно констатировать, что на начало 1999 года

инвестиционный климат и условия создания СЭЗ в России по ряду основных

параметров не соответствуют требованиям в этой сфере международной

экономической деятельности.

В 1993 году Закон о таможенном тарифе и ряд других законодательных и

нормативных актов унифицировали налоговый режим для всех предприятий,

включая резидентов СЭЗ. Статус свободной зоны фактически обесценился.

Впрочем, ликвидация основных льгот для СЭЗ была вполне обоснованной.

Деятельность всех без исключения СЭЗ не привела ни к повышению

активности предпринимателей в этих регионах, ни к притоку иностранных

инвестиций, ни к развитию местных производств и уж тем более к созданию

новых. Так, в Калининградской области объем привлеченных иностранных

инвестиций в прошлом году составил всего 13,3 млн долларов (в 1996 году

— 22,2 млн), продолжается спад промышленного производства. И это при

том, что набор предоставленных области льгот весьма привлекателен для

предпринимателей. Между тем идея создания СЭЗ была весьма благой.

Конечно, о том, что СЭЗ станут трамплином для качественного скачка всей

экономики страны, никто и не помышлял (хотя именно эту цель ставил

перед создателями СЭЗ один из проектов соответствующего закона). А вот

о том, что они смогут обеспечить нормальное существование депрессивных

регионов страны, их главы подумывали всерьез. Главы местных

администраций регионов, ставших СЭЗ или претендовавших на этот статус,

сознательно или нет (сейчас это уже неважно) суть понятия “свободная

экономическая зона” понимали по-своему. Выбивая у федеральных властей

статус СЭЗ для своего региона, местные власти добивались лишь одного —

налоговых и таможенных льгот для предприятий, зарегистрированных в

регионе. Например, в финансово-экономическом обосновании присвоения

Калининградской области статуса особой экономической зоны так прямо и

сказано: подобный статус нужен “для выравнивания экономических условий

в области с другими российскими регионами”. Более того, ни одна просьба

местных администраций о создании в регионе СЭЗ не сопровождалась

расчетом целесообразности ее создания и экономической эффективности

деятельности. Вполне вероятно, что будь такой расчет проведен до

создания СЭЗ, многих проблем, да и краха зон в целом удалось бы

избежать. По крайней мере стало бы ясно, нужна ли вообще СЭЗ в этом

регионе, какое именно производство привлекло бы в регион наибольшие

инвестиции, где именно его надо размещать. Залогом успеха китайских СЭЗ

многие экономисты считают именно то, что они появились в наиболее

удобных для этого местах и там были созданы наилучшие условия для

привлечения инвестиций. В России же ничего подобного не случилось.

Отечественные СЭЗ превратились в “черные дыры”, через которые в страну

поступал беспошлинный товар, а из нее в виде неуплаченных налогов

утекали значительные финансовые средства. Это и было главной причиной

фактической ликвидации СЭЗ (хотя на бумаге все они, за исключением

“Ингушетии”, ликвидированной в 1996 году, продолжают существовать и по

сей день, называясь СЭЗ и не имея при этом никаких льгот). Бывший

министр финансов России Владимир Панcков однажды очень точно выразился

по поводу целевых льгот: “Как только власти создают благоприятный

климат для отрасли, для региона, там начинаются игры, выходящие за

рамки нормальных экономических отношений”. Однако многие госчиновники

неурядицы СЭЗ списывают только на отсутствие законодательства о них. И

действительно: количество законопроектов о СЭЗ, который уж год

блуждающих в Госдуме, перевалило за десяток, и когда хоть один из них

станет законом, так до сих пор и неизвестно. Похоже, что не скоро. Ведь

даже самый поверхностный анализ законопроектов (и последнего в том

числе) наводит на мысль, что их разработчики были категорически против

развития свободных экономических зон в России. Вот лишь один пример.

Мировая практика создания СЭЗ показала, что инвестиции туда можно

привлечь, лишь предоставив инвестору четко определенные экономические

льготы и одновременно гарантировав ему свободу вывоза полученных

прибылей и неприкосновенность этих льгот в течение, как минимум,

десятилетнего срока. Между тем последняя версия законопроекта говорит

потенциальному инвестору лишь о возможности получения льгот. Причем не

конкретизирует, в каком размере. Никаких послаблений валютного режима

на территории СЭЗ законопроект тоже не предусматривает. Ни один

нормальный инвестор на такие условия не пойдет. Что ж, стремление

депутатов предотвратить появление в России “черных дыр” весьма

похвально, если, конечно, именно оно подвигло их на разработку такого

закона. А вот в том, что именно из этих побуждений действует

исполнительная власть, сомнений нет никаких. Это подтвердил прошлой

осенью представитель президента в Думе. По его словам, сейчас начинает

преобладать мнение, что для страны, создающей открытую рыночную

экономику, СЭЗ не нужны, поскольку они создают привилегированные

условия для зарегистрированных в них фирм и одновременно способствуют

уходу от налогообложения отечественных производителей.

3.2. СЭЗ ''Янтарь'' (Калининград и Калининградская область)

Калининградская область - одна из наиболее уникальных в Российской

Федерации из-за своего географического положения, естественных

характеристик и истории.

Изменяющаяся политическая и экономическая ситуация в Европе создает

новые возможности для этой области. В самом близком будущем она станет

"островом" России на Балтийском море. К 2004 г. Калининградская область

будет иметь обычные границы с европейскими странами.

Область становится как мост между Скандинавскими странами,

Западноевропейскими странами и остальной частью России, обеспечивая

дорогу западным деловым партнерам на обширный Российский рынок.

Калининград становится отправной точкой для Российских регионов в их

интеграции с Европейской экономикой и Европейским Союзом. Сегодня ее

уже называют «витриной экономических реформ в России».

Это - единственная Российская область, которая имеет законную основу и

преимущества для иностранных инвесторов, которые гарантированы

следующими действиями:

- Соглашение по разделению обязанностей между Правительством США,

Российской Федерации и Администрации Калининградской области

- Федеральный Закон " О Специальной Экономической Зоне в

Калининградской Области "

- Местный Закон " О Привлечении Инвестиций в Калининградскую Область "

- Местный Закон " О Создании Местных Свободных зон в Калининградской

Области "

Местные власти в настоящее время развивают структуру, которая превратит

СЭЗ в зону банковского дела и международного финансового центра. С

преимуществами, обеспечеваемыми СЭЗ, Калининградская область

становиться воротами на огромный Российский рынок.

22 января 1996 Президент России подписал Федеральный Закон " О

Специальной Экономической Зоне в Калининградской Области ": для того

чтобы обеспечить более благоприятные условия для социально-

экономического развития области и привлечения иностранных инвестиций

необходимо расширение торговли, экономическое, научное и

технологическое сотрудничество с иностранными странами.

Вся Калининградская область была обозначена как Специальная

Экономическая Зона, исключая места имеющие стратегическую важность.

Практически это означает, что для бизнеса в Калининграде,

удовлетворяющего условиям СЭЗ, имеются следующие преимущества:

- Все товары, произведенные в СЭЗ и экспортируемый в другие страны

будут свободны от таможенных и других пошлин в течение таможенной

регистрации товаров. Отсутствие НДС. Товары будут рассматриваться

произведенными в местном масштабе, если стоимость дополнительной

обработки - не меньше чем 30 %, а для некоторых электронных приборов и

современных технологий только 15 %. Это означает , что приняты хорошие

условия для организации сборочных производств области.

- Товары, импортированные из других стран в СЭЗ будут свободны от

таможенных и других пошлин.

- Товары, произведенные в СЭЗ и экспортированные в другую часть

Российской Федерации (также как на территорию Таможенного Союза) будут

свободны от таможенных и других пошлин.

- Иностранные инвесторы, участвующие в СЭЗ имеют право переводить

прибыль за границу в иностранной валюте.

Из-за новых тенденций экономического развития, Калининград стал моделью

индустриальной реконструкции и начиная с 1993, реформа экономики стала

очевидной. Область имеет определенный индустриальный потенциал для

развития, поддерживаемый природными ресурсами.

Результатом появления иностранных инвесторов стало

[pic] открытие сотен совместных предприятий (главным образом с

Германией, Польшой, Литвой, Белоруссией, Францией, Швеция).

[pic] Принят акт о Местной Экономической зоне, создающих законную

почву, для стимулирования роста СП.

Калининградская область богата и в естественными и человеческими

ресурсами. Городское население около 500.000 людей, среди них высоко

образованные и квалифицированные рабочие, ученые и инженеры, обученные

в Университетах, колледжах и профессионально-технических школах. Около

100 тысяч людей - работают в 200 больших индустриальных предприятиях.

Основа экономического развития Калининграда - промышленность,

обеспечивающая 40 % производства в области, почти 70% производства

предназначено для экспорта. Приблизительно 4 миллиона тонн экспортно-

импортного груза в год обрабатывается в портах.

Одно из преимуществ, которое делает Калининград очень благоприятным для

делового сотрудничества,по сравнению с другими областями, хорошо-

развитая транспортная инфраструктура.

Среди других Российских городов Калининград ведет по числу открытых

Совместных Предприятий. Тесные деловые связи были установлены с

соседними странами: Литвой, Польшей, Белоруссией и Германией. Всего на

01.10.1997 число Совместных Предприятий в Калининградской области с

капиталом из более чем 50 стран мира, среди которых Франция, Швеция,

Дания, Италия, Австрия, Нидерланды, Норвегия) около 1400. В 1996 они

произвели изделий и оказали услуг на более 500 миллиардов рублей

(приблизительно 83 миллиона USD). Прямо сейчас, все больше кампаний из

других регионов Российской Федерации участвуют в торговых и финансовых

операциях. Это делает Калининград главным центром межрегиональных

отношений. Это видно из постоянного увеличения торговли и производства,

а также роста числа представительских офисов инвестиционных групп из

разных Европейских стран и стран СНГ.

Иностранные инвестиции пользуются на территории свободной экономической

зоны правовой защитой и их режим не может быть менее благоприятным,

чем соответствующий режим для имущества отечественных юридических лиц и

граждан. В Положении также предусмотрено, что не допускается какая-либо

дискриминация предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с

другими действующими в СЭЗ предприятиями. Говорится и о том, что не

допускается принудительное изъятие иностранных инвестиций: "Не

допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением

временного приостановления по решению суда права инвестора на вывоз

этого имущества до погашения инвестором своих обязательств". На первый

взгляд, включение этих общих положений, повторяющих соответствующие

положения российского законодательства (за исключением последнего),

представляется излишним. Однако с практической точки зрения включение

таких правил в Положение дает иностранному инвестору более полное

представление о режиме инвестиций в данной зоне.

Согласно ст. 42 ЗИИ России, в зоне "Янтарь" был максимально упрощен

порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В

соответствии со ст. 42 ЗИИ предприятие с участием иностранного капитала

с объемом до 75 млн. руб., а также филиалы, отделения и

представительства предприятий с иностранными инвестициями могут

регистрироваться непосредственно в свободной зоне Комитетом по развитию

свободной экономической зоны.

Вопросы создания совместных предприятий должны решаться на месте. По

данным на май 1994 г., в зоне "Янтарь" было зарегистрировано 771

предприятие с иностранными инвестициями, из них — 565 с долевым

участием и 206 — полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Общий

объем иностранных инвестиций за 1993 год составил 5 млн.долл. США. В

конце 1994 г. в СЭЗ работало уже 866 СП.

В зоне "Янтарь" возможны различные формы хозяйственной деятельности

иностранных фирм. Так, многие польские и австрийские фирмы выразили

интерес к возможностям создания консигнационных складов, что

представляет несомненный интерес для государств, не имеющих выхода к

морю, а также для таких соседских стран, как Польша. Как и ко всякой

СЭЗ, имеющей перспективы хозяйственного развития, проявляют интерес

многочисленные банки, желающие участвовать в создании совместных

банков. Такие предложения были сделаны банками Польши, Италии и США.

Хозяйственная деятельность в зоне осуществляется без каких-либо

ограничений. Исключение сделано Положением в отношении хозяйственной

деятельности, связанной с использованием расположенных на территории

зоны месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых

ресурсов. В этих случаях применяется действующее в России специальное

законодательство.

Необходимо отметить, что такой особый режим применяется в Российской

Федерации в этих случаях по отношению ко всем зонам. В Указе Президента

Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию

свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской федерации"

было специально предусмотрено, что условия хозяйственной деятельности в

СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском,

разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых

природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской

экономической зоны, определяются соответствующим законодательством и

нормативными актами Российской Федерации.

Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять

посреднические и бартерные операции, которые производятся в этой зоне с

товарами и услугами. Экспорт произведенных в зоне товаров, а также

импорт не подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров,

которые предусмотрены установленным законодательством перечнем.

В отношении подлежащих лицензированию товаров, производимых в зоне,

возник вопрос о предоставлении права на их лицензирование

администрацией зоны. Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил

предоставить ему такое право в отношении янтаря, рыбы и угля,

добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и использованию

янтаря получила право выдавать лицензии на разработку и вывоз янтаря за

пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина

добавленной стоимости его обработки на территории свободной

экономической зоны составляет не менее 30%.

Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и импортируемые

товары, которые используются для производства продукции или реализации

на месте, освобождаются от уплаты таможенной пошлины. В первые пять лет

функционирования зоны полученная предприятием с иностранными

инвестициями валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении,

за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и

10% — в фонд социальной защиты населения.

Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт

товаров через территорию свободной экономической зоны.

Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Согласно ст. 41 ЗИИ

России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим. Он заключается

в том, что иностранные инвесторы и предприятия с иностранными

инвестициями облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на

переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут быть

меньше 50% налоговых ставок, действующих на территории России для этого

вида налогоплательщиков. В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены

следующие налоговые льготы: 1) все предприятия в зоне освобождаются от

уплаты налога на экспорт продукции, производимой в зоне, и на импорт

товаров, используемых при производстве экспортной или

"импортозамещающей" продукции; 2) в течение первых пяти лет

функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий не

может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в

размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта

не менее 30 % годового объема производства введены налоговые каникулы

сроком до 5 лет в отношении уплаты налогов и перевода части прибыли за

границу, установлено взимание налога на прибыль не более 16%, за

исключением части прибыли, переводимой за границу.

Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие

производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще

освобождается от налогообложения.

Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия

закона о свободных экономических зонах Российской Федерации сохранен

тот порядок налогообложения, который был установлен Законом России об

иностранных инвестициях и положениями о свободных экономических зонах.

Следовательно, установленный в Российской Федерации общий порядок

налогообложения, на основе которого иностранные инвестиции и

предприятия с иностранными инвестициями были лишены некоторых

действовавших ранее льгот, на налогообложение в свободной экономической

зоне не распространяется. Иными словами, основные налоговые льготы

сохраняются только для свободных зон.

Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993

г. разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных

экономических зонах не должны применяться.

Из установленных Законом об иностранных инвестициях России льгот

наиболее существенны следующие: пониженные ставки для пользования

землей и иными природными ресурсами, право на долгосрочную аренду

сроком на 70 лет с правом субаренды, возможность введения упрощенного

порядка въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизового.

Для зоны "Янтарь", как и для ряда других зон, упрощенный порядок въезда

и выезда введен Положением о зоне.

Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система начисления

зарплаты в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные

счета в банке и выплаты в виде именных чеков, расчетно-кредитных

карточек и других безналичных платежей для использования в специальных

магазинах зоны и за рубежом.

Вывод: Создание СЭЗ на территории России происходит крайне

медленно. СЭЗ России превратились в ''черные дыры'' через которые в

виде неуплаченных налогов уходил значительный финансовый капитал.

Вследствие чего СЭЗ в республике Ингушетии была ликвидирована (1996

г.), некоторые СЭЗ числятся таковыми лишь формально, однако не имеют

никаких налоговых льгот. Калининградская СЭЗ является наиболее удачным

экспериментом в области создания СЭЗ в РФ. Необходимо пересмотреть

подход к созданию таких зон в РФ в связи с ее огромной территорией.

СЭЗ, на мой взгляд, на первом этапе должны создаваться в районах с

достаточным потенциалом экономического развития, эти районы должны

иметь выгодное географическое положение (возможность торговать –

порты), территория СЭЗ не должна быть большой, вклады в создание таких

зон должны быть по возможности минимальны. В ходе исследования мне

показалось, что в Калининградской области удачно сочетаются все данные

требования и поэтому есть определенный результат. К сожалению, у всего

этого есть один существенный недостаток – отсутствие какой бы то ни

было достойной правовой базы. Что позволяет правительству время от

времени начинать дискутировать вопрос о лишении Калининградской области

налоговых льгот, что само по себе сводит на нет саму идею СЭЗ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.