реферат скачать
 

Сущность и виды конкуренции

фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому,

если в результате использования достижений технического прогресса или

применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий

удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается

вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до

Q2.

[pic]

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с

покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна

установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и

сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и

совокупное предложение одного и того же товара, получим график,

показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас

товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1

выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

[pic]

При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный

по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов

будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3)

спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и

конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е,

достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не

покупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. При цене

равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены

продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции,

которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при

такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к

установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в

обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но

это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены

на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении

или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а

напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к

изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая

может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и

одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии

рынка.

В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно

началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен,

технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившимся уровне цены

существует своего рода «внешний предел», при котором производители или

вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены

обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены

приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными

и должны покинуть данную отрасль.

То в какой мере объем спроса на рынке повышается при данном снижении цены

или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень

эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности

показывает на сколько на сколько процентов меняется размер спроса на товар

в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это

показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в

соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичность

предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных

затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной

рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо

в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким..

Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные

закономерности функционирования рыночного механизма.

3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции

3.1 Чистая монополия

При такой форме организации рынка существует единственный продавец

определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное

положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в

пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых,

национальных, местных). Если и условиях свободной конкуренции любой

продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него

рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой

продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может

варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные

условия продажи.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее

видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное

положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют

производители-конкуренты.

Одна из причин появления и существования монополии состоит в таком

соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной

мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или

единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое

машиностроение н т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба

производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных

изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный

источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи

прав на его использование в течение определенного времени) и пр.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям

представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие

предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров

является обязательным условием возникновения и существования монополии.

Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть

в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только

уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий

с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные

воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а

покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество

продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка

повторяют черты монопольного типа.

В ряду рынков с монопольной структурой особое положение занимают так

называемые естественные монополии. В связи со значительной экономией от

масштаба производства и технологической нецелесообразностью развития

конкуренции на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект,

удовлетворяющий спрос клиентуры и получающий прибыль. Рассредоточить

производство на несколько предприятий нецелесообразно, так как это приведет

к неоправданному росту затрат. Рынкам естественной монополии присущи все

основные характеристики рынка монопольного типа. Однако способы воздействия

государства на эти рынки (прежде всего установление цен и тарифов) будут

отличными от тех, которые целесообразны по отношению к прочим монопольным

предприятиям.

3.2 Олигополия

При такой организации рынка на нем представлено небольшое число

сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно

различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке

противостоит значительное количество покупателей.

На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же

потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное

предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется

и монополия исчезает.

Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении

продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на

олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение

между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене

продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является

следствием принятого им решения.

Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное

предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное.

Поведение участников олигополького рынка можно сравнить с игрой, где за

каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход

игры в конечном счете не известен.

Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг

друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели

олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных

характеристик: продукция этого рынка может быть однородной

(стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на

рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.

3.3 Монополистическая конкуренция

Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г.

одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор,

рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных

типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между

совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и

потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической

конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая

монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая

представляется мне по природе дела исчерпывающей».

Основной чертой рынка монополистической конкуренции является

дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной

конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке

незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью

благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего

товарного рынка.

Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как

множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а

отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность

столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция

характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна,

эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге

товарными знаками.

В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке

монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на

рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению

совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению оли-гопольного типа.

Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках

использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на

рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение,

и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-

аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие

— аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку,

а для конкуренции аутсайдеров между собой — модель совершенной конкуренции

либо первый вид монополистической конкуренции.

Последнее в значительной степени зависит от характера продукции —

степени ее стандартизованное или, напротив, возможности индивидуализации

(сравните: уголь и целлюлоза или кондитерские изделия).

Спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции

такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке

покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем

у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной

власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика

других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке

товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на

товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже

(соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность

покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара.

Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно

уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей —

основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит

на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей

такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное

и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно

актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуги

др.), местоположение и т.д.

4. Проблема создания конкурентной среды в РФ

Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований

происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства,

отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием

централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах

производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались

существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных

монопольных структур, характерных для экономики советского периода,

ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию. централизацию

и концентрацию производства.

Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие

от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался

преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и

услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же

время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось.

Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения

этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным

монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в

частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем

налаживания контактов с органами власти.

На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий

экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные

преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений'

спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости

государственной политики. В этих условиях поведение значительной части

предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым

повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада

производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже

доминирующие на рынке предприятия стали применять новые методы поддержания

собственной конкурентоспособности, такие как:

. организация лоббирования собственных экономических интересов посредством

получения от органов власти разного рола законодательно оформленных

льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;

. участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения

конкурирующих субъектов с рынка;

. негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по

территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми

актами;

. организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и

недопущения на рынок иностранных конкурентов.

Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов

демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах страны.

Наряду с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках происходят с

участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков

процессы экономической концентрации уже в новых рыночных условиях. Наконец,

сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный

потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у

предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота

первичной экономической информации создают дополнительные трудности для

развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.

Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных

товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-

экономического положения многих предприятий, «выживающих» примитивными

способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна

составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали

демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали

дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в

части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и

освоения новой продукции.

Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной

конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и

сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают

в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой

платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие

монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют

потребители и сокращается производство.

В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок

факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав

собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и

низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала.

Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения

свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате

происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся

разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны как

хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти. Отличительной

особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих

рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том

числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных

администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции

из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это

способствует воспроизводству базы монополизма.

Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние

конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция

теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению

качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции.

Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции

отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой

промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось

значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том

числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем

значительная часть продукции российских предприятий оказалась

неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В

условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости

механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в

отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители

утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок

отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в

значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных

органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме

приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде

случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с

рынка.

В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России

созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных

рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и

принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в

экономике, сокращению сферы государственного регулирования и

административного управления предприятиями, демонополизации экономики и

развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ,

либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные

условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление

многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства

государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и

отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики

структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или

находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках

сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие

действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции

(горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная

сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов

и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых

субъектов).

Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к

монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как

индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и

антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной

промышленности имеют различную степень .развитости конкурентных отношений:

от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до

рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно

оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в

объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация

нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно

считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются

вертикально-интегрированные нефтяные компании.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также

рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа,

железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет

место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они

организованы по принципу «один субъект Российской Федерации — один

оператор», а ценообразование осуществляется с участием органов власти

субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в

наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе

социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением

Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа

определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

. совершенствование системы конкурентного права, форм и методов

антимонопольного контроля и регулирования:

. противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контролю за

отраслевой экономической концентрацией:

. распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на

финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок

ценных бумаг:

. усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

. разработка и реализация государственной политики демонополизации:

. преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

. применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных

товаропроизводителей:

. охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение

недобросовестной конкуренции в данной области:

. усиление интеграции деятельности национальных и международных

антимонопольных органов:

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной

степени реализованы, однако это не означает, что в России создана

полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная

система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции

необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы

антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики,

способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа

новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде

всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом,

будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство

и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой

деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы

она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению

хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование

транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению

территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации

рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о

рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой

ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей

государственной конкурентной политики становится создание (содействие

созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима

постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров

в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и

протекционизма» т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Заключение

Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между

участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных

условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые

различные, однако существует объективная потребность не только глубокого

познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы

движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм

движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между

предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба

подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как

"война всех против всех". Эта война выглядит так:

Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои

продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса,

продать товар дешевле.

Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей,

которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто

может предложить за товар более высокую цену.

Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с

объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более

сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом

указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на

однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы,

уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах,

является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок

является индикатором общественно необходимых потребностей общества в

соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных

возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу

материальных благ.

В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его

воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие

своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и

сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества

независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе

представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может

быть монополия или олигополия.

Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг

характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои

условия продажи товаров.

В разных странах в различное время существовали различные виды

монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени,

пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности,

входящих в монополистическое объединение.

Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты,

имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не

воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые,

газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным

обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется

исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид

продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой,

технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные

японские фирмы по производству видеотехники.

Устойчивые монополии характеризуются особым разнообразием

организационной структурой и управлением.

Библиографический список

Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр

«Маркетинг», 1999.

Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров:

АСА, 1995.

Огивина Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции. М., Экономика.

1999

Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. М., Экономика, 1995

Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.:

«Владос», 1999.

Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., Логос, 1999

Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 1998.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.