реферат скачать
 

Стратегия социально - экономического развития России

по доле от выручки.

Для интенсивного развития бизнеса идеальным было бы довести уровень

налоговых изъятий в бюджеты всех уровней до 22% – 25% (на сегодняшний день

этот показатель составляет 30% – 35%). Это создаст условия большинству

предприятий для перехода на легальные схемы уплаты налогов, а также для

увеличения их инвестиционной активности. К примеру, в таких странах, как

Гонконг, Сингапур, которые делали мощные «прорывы» в экономике, уровень

налоговых составлял 18%.

Помимо непосредственного сокращения уровня налоговых изъятий, необходимо

также грамотно сбалансировать налоговую нагрузку, то есть она должна

правильно распределяться между налоговой нагрузкой на зарплату и

корпоративной налоговой нагрузкой. Если все это будет сделано, то через 2–3

года темпы экономического роста смогут значительно увеличиться, а

инвестиционные возможности и покупательная способность населения повысятся.

В стратегическом плане нам также необходимо основную налоговую нагрузку

перенести с производителей на стадию конечной реализации, где

осуществляется реальный оборот наличных денег.

Одной из наиболее эффективных мер для «оживления» отечественного

товаропроизводителя могло бы стать создание условий расширенного

воспроизводства, что позволит предприятиям инвестировать больше, чем это

нужно для поддержания производства. Для этого в налоговом законодательстве

необходимо предусмотреть возможность отнесения на затраты всех расходов,

необходимых предприятию (расходы по подготовке нового производства,

капиталовложения и т.д.) в наиболее короткие сроки. Такие меры окажут

позитивное влияние на обновление основных фондов, которые в настоящее время

находятся в критическом состоянии.

Размер ставки налога на добавленную стоимость у нас сейчас одна из самых

высоких в мире. Ее необходимо уменьшить, чтобы у предприятий появилось

больше оборотных средств, которые они будут направлять на развитие бизнеса.

Большую важность имеет вопрос об уменьшении ставки единого социального

налога, что будет способствовать выводу заработной платы из тени.

Во благо отечественной экономике послужит также проведение банковской

реформы, основной целью которой должно быть повышение степени открытости и

устойчивости коммерческих банков, а также переход на международные

стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Одной из приоритетных задач

государства на ближайшую перспективу является создание таких условий

деятельности российских коммерческих банков, которые позволили бы снизить

процентные ставки по кредитам и активизировать долгосрочное кредитование

отечественных предпринимателей.

Эффективным фактором развития малого и среднего предпринимательства

является благоустроенная, удобная и хорошо разветвленная сеть автомобильных

дорог общего пользования. Это связано с тем, что именно автомобильный

транспорт является основным для перевозки грузов субъектами малого и

среднего бизнеса, так как позволяет доставлять различные грузы «от двери к

двери» с низкими издержками.

Состояние автомобильной инфраструктуры России является крайне

неудовлетворительным: многие регионы и населенные пункты вообще не имеют

твердого автодорожного сообщения между собой, а ряд существующих

автомобильных дорог нуждается в капитальном ремонте. Кроме того, до

настоящего времени не завершено формирование сети федеральных автомобильных

дорог, связывающих все регионы России, что особенно остро ощущается в

Сибири и на Дальнем Востоке.

Таким образом, строительство и ввод в эксплуатацию новых дорог, а также

поддержание старых в исправном состоянии приобретают для нас одно из

первостепенных значений. Для создания современной и отвечающей потребностям

нашей страны автомобильной инфраструктуры необходимы целевые источники

финансирования дорожного хозяйства.

Проблема финансирования дорожного хозяйства приобрела для нашей страны

особую важность, так как с 1 января 2003 года произошла полная отмена

налога на пользователей автомобильных дорог, который сегодня является

основным источником формирования территориальных дорожных фондов. Отмена

этого налога привела к потерям территориальных дорожных фондов в размере

350 – 400 млрд. рублей. Если правительство до конца этого года не

предусмотрим условия финансирования дорожного хозяйства с 1 января 2005

года, то начиная со следующего года не будем иметь ничего, кроме разбитых

дорог, а планы по строительству новых дорог останутся только на бумаге. В

настоящее время в Государственной Думе ведется работа по решению данной

проблемы.

За последние несколько лет была проделана определенная работа по

реформированию нашего законодательства для развития внутреннего

потребительского рынка и активизации работы отечественных предприятий. Это

способствовало тому, что в экономике произошли некоторые позитивные

изменения, однако вследствие ряда ошибочных действий нам все еще не удалось

приблизиться к таким экономическим показателям, которым должна

соответствовать великая держава. Поставленную нами цель по формированию

емкого внутреннего рынка можно достичь только в том случае, если мы будем

эффективно использовать различные налоговые, бюджетные, кредитные и другие

инструменты повышения платежеспособного спроса и активизации отечественных

товаропроизводителей.

Помимо развития внутреннего рынка, необходимо также проводить грамотную

внешнеэкономическую политику, которая позволит России создавать

конкурентоспособные на мировом рынке товары и, таким образом, занять

достойное место в международном разделении труда.

Стремительно развивающийся процесс глобализации мирового хозяйства не

оставляет государствам, остающимся вне этого процесса, никакого шанса

создать высокотехнологичное производство качественных товаров внутри страны

и тем самым увеличить темпы экономического роста. Эффективное развитие

любой страны, даже той, которая в достаточной степени обеспечена природными

и людскими ресурсами, невозможно без ее интеграции в международную

экономику и участия в международном разделении труда.

В мире существует более 50 интеграционных группировок, которые в

перспективе должны стать наиболее влиятельными субъектами международных

экономических отношений. Яркими примерами взаимовыгодного

межгосударственного сотрудничества на трансконтинентальном уровне являются

Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирная таможенная организация; на

региональном уровне – Европейский союз (ЕС), Североамериканская ассоциация

свободной торговли (НАФТА), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество

(АТЭС), Общий рынок стран Южного полюса (МЕРКОСУР) и др.

Участвуя в интеграционных процессах, страны реализуют совместными усилиями

общую экономическую политику на своей территории, направленную на отмену

таможенных тарифов во взаимной торговле, проведение единой тарифной

политики по отношению к третьим странам, открытие границ для свободного

обращения товаров и услуг, а также на проведение единой денежно – валютной

политики.

Равноправное участие нашей страны в международных экономических

группировках, с одной стороны, позволит нам на более выгодных условиях

выходить со своими товарами на внешние рынки, сосредоточиться на

производстве товаров, по которым наша страна обладает конкурентными

преимуществами по сравнению с другими странами.

Сегодня Россия недостаточно активно участвует в международных

интеграционных процессах.

Оставаться в стороне от всемирных интеграционных процессов не является

целесообразным для России, однако вливаться в эти процессы необходимо лишь

на приемлемых для отечественных товаропроизводителей условиях. Нам

необходимо переходить к более конструктивным мерам: вырабатывать новые

подходы в экономической политике государств – участников Содружества

Независимых Государств, вступать во Всемирную торговую организацию на

приемлемых для нас условиях.

За время работы Содружества Независимых Государств выявилось много проблем.

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед СНГ, – несоблюдение странами-

участницами многосторонних договоренностей, заключенных на уровне

Содружества. Это связано с тем, что СНГ представляет собой объединение со

свободным и на деле мало обязывающим характером связей, где отсутствует

система ответственности за выполнением принятых обязательств. В связи с

этим внутри СНГ активно развиваются дву- и многосторонние отношения между

странами. К локальным объединениям, созданным внутри СНГ, относятся, в

частности, Союз России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество

(создано на основе Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана,

России и Таджикистана), Среднеазиатский общий рынок (членами являются

Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан). Образование отдельных

региональных сообществ не противоречит принципам и целям создания СНГ,

однако, если мы хотим сохранить группировку в полном составе, нам крайне

необходимо перевести договоренности СНГ, заключенные всеми странами-

участницами, в практическую плоскость и одновременно осуществлять

эффективный контроль за применением общего законодательства.

Множество проблем сохраняется не только в области добросовестного

применения законодательства, но в сфере его унификации странами –

участницами СНГ. Реальное объединение и экономическое сотрудничество внутри

СНГ идут недостаточно активно в связи с отсутствием должным образом

унифицированного налогового, таможенного, валютного, банковского

законодательства.

В области налогового законодательства некоторыми странами СНГ применяются

такие правила взимания косвенных налогов, которые не просто затрудняют

интеграцию, но даже приводят к дезинтеграции. В частности, Россия имеет

двусторонние соглашения с Азербайджаном, Арменией, Кыргызстаном,

Казахстаном и некоторыми другими странами СНГ, согласно которым косвенные

налоги в отношении всех товаров, за исключением нефти и газа, взимаются по

принципу страны назначения. В соответствии с этим принципом налог на

добавленную стоимость и акциз не уплачиваются в стране производства

товаров, а уплачиваются в той стране, в которую эти товары поставляются.

Это означает, что организации-экспортеры должны иметь документы,

подтверждающие реальный экспорт, то есть фактическое пересечение товарами

границы страны-экспортера, что можно обеспечить только за счет хорошо

контролируемых таможенных границ. Таким образом, переход на принцип

взимания косвенных налогов в стране назначения приводит не к снятию

таможенных границ, а наоборот, к их укреплению.

В торговых отношениях целесообразно было бы применять принцип взимания

косвенных налогов по принципу страны производства, при котором косвенные

налоги взимаются не в стране, являющейся импортером, а в стране

производства товара. Это позволит сделать таможенные границы более

открытыми и тем самым ускорит процесс интеграции в СНГ.

Содействие продвижению экономического сотрудничества может оказать также

углубление производственно-технологических и кооперационных связей между

экономическими субъектами, инвестиционное сотрудничество стран–участниц

СНГ, образование финансово-промышленных групп, а также совместных страховых

структур.

Как показывает история, процесс интеграции нескольких государств в единую

структуру должен пройти определенную эволюцию, прежде чем будет достигнут

желаемый результат. В конечном итоге на месте ныне существующего СНГ должно

быть создано интеграционное сообщество, способное играть самостоятельную

роль в международных делах, обеспечить непрерывный сбалансированный рост

экономик государств-членов, свободный товарообмен и добросовестную

конкуренцию, создать условия для активного выхода стран СНГ на мировой

рынок и повышения уровня жизни населения, а впоследствии постепенно

приблизиться к созданию платежного, а затем и валютного союза. Все это

можно достичь только при условии четкого выполнения каждой страной –

участницей СНГ взятых на себя обязательств, скоординированности внутренней

экономической политики с интересами других государств – членов, полной

унификации и гармонизации национальных законодательств и их соответствия

общим правилам СНГ.

Таким образом, потенциал СНГ реализован еще не полностью, так как реальную

позитивную отдачу от членства в этой организации можно будет достичь лишь

при условии активного и заинтересованного участия всех стран СНГ.

Россия и ВТО

Что касается вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию

(ВТО), то в данном случае нам необходимо четко понимать, что вступление в

ВТО – это не путь к всеобщему благосостоянию, а лишь инструмент, который

можно использовать для укрепления экономических позиций нашего государства.

По правилам ВТО, членами которой являются более 140 стран мира,

осуществляется более 90% мировой торговли, поэтому оставаться в стороне от

общепризнанных мировых правил торговли нам нецелесообразно.

Членство в ВТО предоставит нам ряд позитивных условий для развития внешней

торговли, в частности исключит дискриминационные меры, применяемые в

отношении товаров отечественного производства, предоставит доступ к

международному механизму разрешения торговых споров, а также будет

способствовать улучшению имиджа России как полноправного участника

международной торговли.

Присоединение России к ВТО – важный шаг для включения России в глобальную

экономическую систему. Однако поспешное присоединение к ВТО без просчета

всех последствий и учета предложений отечественных товаропроизводителей

является недопустимым. Нам нужно выработать такие механизмы присоединения,

которые бы исключали ущемление прав России в сфере международной торговли,

обеспечивали реальное улучшение ее торгово-политического режима и

содействовали расширению доступа российских поставщиков на мировые рынки

товаров и услуг.

Условия присоединения России к ВТО должны не только не ухудшить сегодняшнее

положение товаропроизводителей, а предоставить им новые возможности

развития при помощи действующих в рамках ВТО механизмов защиты

национального рынка. Это можно сделать за счет использования переходных

механизмов вступления в ВТО, в частности, переходного периода, в течение

которого по предварительному согласованию разрешается сохранять

определенные ограничения по защите национального производителя для

смягчения негативных последствий присоединения.

В особо жесткой защите нуждаются предприятия, имеющие стратегически важное

значение для обеспечения национальной безопасности государства

(промышленность вооружений, космическая, авиационная, судостроительная,

электронная промышленность), а также ряд чувствительных отраслей российской

экономики, к которым относятся сельское хозяйство, автомобильная,

химическая и металлургическая промышленность, а также сфера услуг. Защитные

меры должны препятствовать полной замене импортом отдельных

конкурентоспособных видов отечественной продукции и услуг.

Экономика страны в настоящее время не полностью подготовлена к вступлению в

ВТО: налицо разрыв между относительно благополучным сырьевым экспортным

сектором и предприятиями, ориентированными на внутренний рынок. Динамика и

структура внешней торговли России и современных высокоразвитых государств

существенно отличаются. В мировой торговле значительный удельный вес

приходится на готовую высокотехнологичную продукцию и на услуги. В

структуре российского экспорта преобладают базовые товары и простейшие виды

услуг, в импорте заметное место принадлежит товарам и услугам, связанным с

удовлетворением потребительского спроса.

Для извлечения максимальной прибыли от членства в ВТО нам необходимо

готовить экономику к открытию границ через изменение структуры нашего

экспорта и импорта, готовить законодательную базу, налоговую, кредитно-

денежную систему, банковский и страховой секторы, сворачивать неэффективные

и стимулировать перспективные отрасли. Это тяжелый, болезненный процесс. Но

другого пути нет, если мы хотим использовать членство в ВТО эффективно и в

своих интересах.

Согласно правилам ВТО каждый член этой организации должен обеспечить

соответствие своих национальных законов правилам, действующим в рамках ВТО.

В связи с этим нам предстоит проделать огромную работу по приведению

отечественного законодательства в соответствие с правилами ВТО. В первую

очередь это относится к Таможенному кодексу, законам о государственном

регулировании внешнеторговой деятельности, о мерах по защите экономических

интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, о банках и

банковской деятельности, о валютном регулировании и валютном контроле.

Необходимо будет также пересмотреть большое число международных договоров,

заключенных Российской Федерацией с различными государствами, на что может

понадобиться достаточно длительное время.

Вступление России в ВТО необходимо. Однако Россия должна добиться наилучших

условий присоединения страны к ВТО, которые исключат ущемление прав России

в сфере международной торговли, а также защитят отечественных

товаропроизводителей в период их становления.

Россия – страна с огромным потенциалом. У нас есть все, чтобы стать

сильной, процветающей державой: богатейшие природные и людские ресурсы,

блестящие научные разработки и достижения. Но все это не будет работать до

тех пор, пока не будет ясной и четкой стратегии социально-экономического

развития. Такой стратегии, к сожалению, у нас все еще нет.

Заключение:

Вступление России в ВТО необходимо. Однако Россия должна добиться наилучших

условий присоединения страны к ВТО, которые исключат ущемление прав России

в сфере международной торговли, а также защитят отечественных

товаропроизводителей в период их становления.

Россия – страна с огромным потенциалом. У нас есть все, чтобы стать

сильной, процветающей державой: богатейшие природные и людские ресурсы,

блестящие научные разработки и достижения. Но все это не будет работать до

тех пор, пока не будет ясной и четкой стратегии социально-экономического

развития. Такой стратегии, к сожалению, у нас все еще нет.

Используемая Литература

1. "Экономика и жизнь", № 24, 2003-2004 г

2. Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2002.

Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. М., 2004.

3. Основы экономической теории /Под ред. Камаева В. Д. М., 2000.

4. Учебник по основам экономической теории /Под ред. Камаева В. Д. М.,

2001.

5. Экономика / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко и др. М., 2003.

6. Экономическая теория /Под ред. Деминой М. П. Иркутск, 2003.

7. Экономическая теория/ Под ред. И. П. Николаевой. 2004.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.