реферат скачать
 

Стратегия социально - экономического развития России

В связи с этим реальными участниками внутреннего потребительского рынка из

145-миллионного населения нашей страны являются лишь 40 миллионов человек,

а остальные зарабатывают недостаточно для того, чтобы осуществлять

регулярные покупки, и поэтому потребляют только товары первой

необходимости. В условиях, когда покупательной способностью обладает менее

30% населения, поднять экономику страны невозможно. Залогом устойчивого

экономического развития любого государства является существование широкой

прослойки среднего класса.

Таким образом, изменение сложившейся структуры покупательной способности

российского населения должно быть сконцентрировано на тех 97% населения,

которые являются потенциальными потребителями преимущественно товаров

отечественного производства.

Каких конкретных результатов в повышении материального благосостояния

населения нам удалось достичь за последние несколько лет?

Ряд преобразований, проведенных в социальной сфере, в частности

реформирование трудового и пенсионного законодательства, увеличение

расходов федерального бюджета, направляемых на выделение льгот и субсидий

малоимущим гражданам, уже позволили несколько улучшить материальное

положение наименее защищенных слоев населения.

Повышение размеров заработной платы и пенсии является важным, но не

единственным фактором улучшения благосостояния граждан. Особая роль в

данном случае отводится реформам трудового и пенсионного законодательства.

Новый Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, направлен

на улучшение условий работы граждан. Кодекс усиливает защиту прав

работников через установление таких видов защиты, как государственная и

профсоюзная, а также впервые предоставляет работнику право на самозащиту.

Трудовой кодекс предусматривает существенные изменения в области усиления

прав профсоюзов на контроль за обеспечением соблюдения законодательства о

труде, четко регламентирует права и обязанности работодателя и механизмы

разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Кроме того, в Кодексе установлено, что размер оплаты труда не может быть

ниже прожиточного минимума, при этом оплата труда должна осуществляться без

задержек. Кодекс также запрещает дискриминацию в сфере труда, содержит

ограничения в отношении сверхурочной работы, работы в ночное время, в

выходные и праздничные дни и др.

Пенсионная реформа направлена на переход от распределительной пенсионной

системы к накопительной, что позволит создать условия для увеличения

доходов нынешних пенсионеров, а также для накопления пенсионного капитала

населением трудоспособного возраста.

Важным нововведением пенсионной реформы является то, что пенсионеры,

продолжающие трудовую деятельность, теперь имеют право на получение

заработной платы и пенсии в полном объеме без каких-либо ограничений.

Пенсионная реформа также предоставила гражданам, продолжающим трудовую

деятельность, возможность распоряжаться частью своих пенсионных накоплений

и инвестировать их как в государственные ценные бумаги, так и в акции и

облигации российских и иностранных эмитентов с целью наращивания

собственного пенсионного капитала.

Новое пенсионное законодательство также предусматривает, что к пенсионным

средствам, помимо государственного Пенсионного фонда, будут также допущены

негосударственные пенсионные фонды. При этом негосударственные пенсионные

фонды, через которые будет осуществляться инвестирование накопительной

части трудовой пенсии, должны носить дополнительный добровольный и

необязательный характер. Создание такой схемы инвестирования части пенсий

позволит населению самостоятельно делать выбор, куда направить свои

пенсионные накопления – в Пенсионный фонд, который разместит пенсионные

деньги в консервативные инструменты с невысокой, но гарантированной

доходностью, или в негосударственные пенсионные фонды, способные предложить

своим участникам более рисковые инвестиционные портфели с большей

доходностью.

Подобная система инвестирования части пенсий позволит не только увеличить

размер выплачиваемой пенсии, но и сможет стать реальным источником

инвестирования в экономику.

Увеличение внутреннего платежеспособного спроса населения само по себе

будет оказывать позитивное влияние на развитие отечественного производства,

так как деньги граждан в конечном итоге попадут на потребительский рынок.

Однако этого недостаточно для формирования потребительского рынка. Более

того, повышение платежеспособного спроса, не сопровождающееся увеличением

производства товаров, может привести к «давлению» на рубль и росту

инфляционных процессов, что окажет отрицательное воздействие на экономику

страны в целом.

Таким образом, рост доходов населения должен быть обязательно подкреплен

насыщением потребительского рынка товарами и услугами отечественного

производства, а это, в свою очередь, возможно через создание благоприятного

предпринимательского климата за счет грамотного проведения бюджетной,

налоговой, кредитно-денежной, банковской, инвестиционной, административной,

судебной политики.

В этом направлении удалось достичь определенных положительных результатов.

За последние несколько лет российская правовая система стала более

эффективной с точки зрения адаптации отечественных предприятий к

изменяющимся экономическим и социальным условиям и, таким образом,

позволила несколько активизировать экономическую жизнь в стране. Этому

способствовало, в частности, принятие ряда федеральных законов,

направленных на дебюрократизацию экономики, на реформирование земельного и

судебного законодательства, создание более понятных правил и эффективных

условий приватизации государственного и муниципального имущества.

В частности, Земельный кодекс, вступивший в силу 25 октября 2001 года,

позволил решить ряд накопившихся проблем. А именно, закрепил частную

собственность на землю, существующую во всем цивилизованном мире, что

позволило вывести земли из-под нелегального оборота и поставить продажу

земель под государственный контроль. Кроме того, Кодекс предоставил

возможность хозяйствующим субъектам приобретать земельные участки, на

которых располагаются объекты их недвижимости, что направлено на повышение

инвестиционной привлекательности российских предприятий, особенно малых и

средних.

Новый закон о приватизации государственного и муниципального имущества,

вступивший в силу в марте 2002 года, также оказал позитивное воздействие на

экономику. Он позволил сделать процесс приватизации более открытым,

прозрачным и плановым, а также исключает субъективный подход при выборе

способов приватизации. Кроме того, закон предусмотрел более широкое

вовлечение в процесс приватизации субъектов малого и среднего бизнеса.

Судебная реформа ознаменовалась вступлением в силу обновленных редакций

ряда федеральных законов, устанавливающих новый порядок назначения судей,

определения сроков полномочий председателей и заместителей председателей

судов, а также предельный возраст пребывания в должности судей. При этом

конечной целью реформирования законодательства должно стать создание

условий справедливого и быстрого разбирательства дел, касающихся

предпринимательской деятельности.

Что касается проведения административной реформы, то в данном случае речь

идет об изменении работы громоздкого, неповоротливого, неэффективного

государственного аппарата. Нынешние функции государственного аппарата не

приспособлены для решения стратегических задач. Государственный аппарат

должен быть эффективным и компактным. С 1 июля 2004 года вступил в силу

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обновленная редакция Федерального закона «О лицензировании отдельных видов

деятельности» направлена на существенное сокращение количества

лицензируемых видов деятельности, что также должно оживить нашу экономику.

Таким образом, за последние несколько лет была проделана большая работа по

реформированию законодательства, направленная на решение наиболее насущных

проблем страны. Произошедшие преобразования, безусловно, оказали позитивное

воздействие на нашу экономику и позволили нам сделать шаг вперед в своем

экономическом развитии.

Однако сложившаяся экономическая ситуация показывает, что всего этого

оказалось недостаточно для достижения поставленной цели по созданию емкого

потребительского рынка. Более того, многие из предпринятых мер не только не

привели к формированию потребительского рынка, но и создали препятствия на

пути к реализации этой цели.

Благоприятное воздействие на сокращение существующей «пропасти» между

наименее обеспеченными и наиболее богатыми слоями населения могла бы

оказать грамотная налоговая политика. Однако ряд положений налогового

законодательства не способствует улучшению уровня жизни наименее

обеспеченных слоев нашего населения.

Например, с 1 января 2001 года была принята единая ставка подоходного

налога в размере 13%. Кажущееся уменьшение налогового бремени для

большинства налогоплательщиков оказалось лишь мифом. В 2000 году, когда

действовала прогрессивная шкала, по ставке 12% подоходный налог платили 92%

населения, а по ставке 20% и 30 % – соответственно 6% и 2% населения. Таким

образом, облегчение налоговой нагрузки произошло лишь для 8% наиболее

богатой части населения. Для оставшихся 92% населения с низкими доходами,

которые должны стать основными потребителями товаров отечественного

производства, ничего положительного с точки зрения увеличения реальных

располагаемых доходов не произошло.

Некоторые положения Налогового кодекса также не позволяют создать

благоприятный предпринимательский климат в стране. Действующий Налоговый

кодекс носит исключительно фискальный характер и полностью утратил

регулирующую функцию, с помощью которой государство должно стимулировать

развитие тех или иных процессов экономики.

Отрицательно на реальном секторе экономики отразились изменения, связанные

с налогом на прибыль. С 1 января 2003 года ставку по налогу на прибыль

организаций сократили с 35% до 24%, одновременно отменив все льготы по

этому налогу. При этом Правительством такие изменения объяснялись как

необходимые для резкого снижения налогового бремени.

В действительности, для большинства налогоплательщиков налоговое бремя по

этому налогу увеличилось, поскольку действовавшая ранее эффективная ставка

налога на прибыль с учетом льгот составляла около 20%.

Таким образом, с одной стороны, мы говорим о необходимости создания

благоприятных условий для инвестирования в реальный сектор экономики, с

другой стороны, на практике препятствуем достижению поставленной цели.

С 1 января 2002 года предприятия, инвестировавшие в производственную сферу

(капитальное строительство, приобретение оборудования) и тем самым

создававшие рабочие места и валовой внутренний продукт за счет своей

прибыли, имели возможность не платить налог на прибыль с сумм инвестиций,

что стимулировало отечественных производителей к инвестиционной активности.

В настоящее время такой порядок полностью отменен, что сдерживает вложения

отечественных предприятий, направляемых на развитие собственного

производства. Это сделано под предлогом необходимости сокращения налоговых

льгот, забывая о том, что налоговая система, кроме фискальной функции,

имеет еще и регулирующую функцию.

Кроме того, ухудшилось финансирование предприятиями научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые они ранее могли

осуществлять за счет собственных средств.

Предприятия малого и среднего бизнеса, являющиеся важным фактором развития

любой страны, также испытывают на себе негативные стороны Налогового

кодекса, который вообще ликвидировал все стимулирующие механизмы развития

бизнеса такого масштаба.

В частности, Кодексом была упразднена процедура формирования оборотных

средств во вновь созданных малых предприятиях, предусмотрен более

фискальный характер уплаты налога на добавленную стоимость и налога на

вмененный доход, что приводит к авансированию бюджета и разорению малых

предприятий, отменена льгота по налогу на прибыль, которая предусматривала

освобождение от уплаты налога на прибыль организаций малого бизнеса, в

первые два года их работы.

Кроме того, с 1 января 2002 года налоговая нагрузка на предприятия малого

бизнеса, которые переведены на уплату налога на вмененный доход, была резко

увеличена, так как на них возложили ответственность одновременно с этим

налогом уплачивать единый социальный налог. Такие нововведения вызвали бурю

возмущений со стороны субъектов малого предпринимательства. Президент

России также публично заявил о недопустимости принятия решений, которые

затрудняют работу малого бизнеса.

В связи с этим Правительству Российской Федерации было поручено подготовить

проект федерального закона, который должен был исправить создавшуюся

ситуацию. Однако правительственный вариант законопроекта, принятый

Государственной Думой в первом чтении, не соответствует поставленной цели

создания благоприятных налоговых условий для малого бизнеса.

Предприятия малого и среднего бизнеса являются важным фактором развития

экономики, так как при помощи таких предприятий можно осуществить быстрое

оживление экономики и насыщение внутреннего рынка качественными товарами и

услугами отечественного производства. Силами малых и средних предприятий

можно также создать новые рабочие места.

В результате таких непродуманных решений со стороны государства темпы роста

российской экономики сохраняются на низком уровне, большое количество людей

находится за чертой бедности, а значительное количество предприятий

работает недостаточно эффективно.

Отклонение от выбранного курса происходит из-за отсутствия у нынешнего

Правительства системной, целенаправленной и комплексной программы

долгосрочного развития страны, которая подменяется лишь отдельными

наработками. Создается впечатление, что у нас нет четкого понимания того,

куда мы хотим направить нашу экономику. На необходимость разработки

программы долгосрочного экономического развития страны также обратил

внимание Президент России в своем Послании Федеральному Собранию Российской

Федерации.

Без четкой программы Правительства, рассчитанной на 5–10–15 и более лет,

которая увязывала бы все стороны экономического развития страны, Россия

никогда не сможет достичь больших экономических результатов. Причем эти

результаты должны реально ощутить на себе российские граждане и предприятия

независимо от того, к какому типу бизнеса они относятся.

Сложившаяся экономическая ситуация в стране доказывает, что в дальнейшем

нам нужно усилить работу по улучшению нашего законодательства, которая была

бы целиком и полностью направлена на устранение всего того, что еще мешает

людям нормально жить и работать.

Необходимые меры

Какие меры нам необходимо предпринять в первоочередном порядке для того,

чтобы наше население и бизнес на практике смогли ощутить изменения к

лучшему?

Во-первых, необходимо более эффективно задействовать различные

экономические инструменты внутренней политики государства, к которым

относятся налоговые, бюджетные, кредитные и другие. Во-вторых, необходимо

грамотно использовать сложившуюся к настоящему времени благоприятную

экономическую конъюнктуру, которая характеризуется высокими ценами на

энергоресурсы, в частности на нефть и газ, большими золотовалютными

запасами Центрального банка России, активным сальдо торгового баланса.

Подробнее остановлюсь на дополнительных экономических инструментах,

внедрение и грамотное использование которых является для нас крайне

необходимым.

Повышение уровня благосостояния наших граждан невозможно осуществить

исключительно за счет повышения уровня заработной платы и пенсии или

проведения отдельных, обрывочных преобразований. В данном случае необходим

комплексный подход: нужно изменять структуру межбюджетных отношений,

создавать новые рабочие места, осуществлять модернизацию производства,

оптимизацию управления, повышение квалификации работников, особенно

работников бюджетной сферы, а также грамотно использовать различные

бюджетные, налоговые, кредитные инструменты.

Сложившиеся межбюджетные отношения характеризуются большой концентрацией

финансовых ресурсов на федеральном уровне. Из-за того, что самые крупные

налоги, имеющие постоянную тенденцию к росту, закреплены за федеральным

бюджетом, доля доходов регионов в общей сумме доходов консолидированного

бюджета 2004 года составляет лишь 38%. При этом Бюджетным кодексом

установлено, что в субъектах Российской Федерации должно оставаться не

менее 50% консолидированного бюджета страны. Все это привело к увеличению

за последние несколько лет количества дотационных регионов. Таким образом,

если в 90-х годах в РСФСР таких регионов было всего 5, то сегодня их

количество достигает 71.

Из-за существенного перекоса межбюджетных отношений в сторону центра на

региональном и местном уровне очень остро стоят проблемы финансирования

заработных плат и пенсий.

Так, с 1 декабря 2003 года должно было произойти повышение заработной платы

работникам бюджетной сферы за счет повышения тарифной ставки первого

разряда Единой тарифной сетки. Однако во многих регионах реальное повышение

оказалось незначительным. Связано это с тем, что региональные и местные

бюджеты не имеют средств для финансирования заработной платы работникам

бюджетной сферы.

Низкий уровень доходности региональных бюджетов не только не позволяет

субъектам справиться с обязательствами по выплате заработной платы

бюджетникам, но и увеличивает иждивенческие настроения в регионах, так как

чем ниже их собственные доходы, тем на большую сумму средств из

федерального бюджета они могут рассчитывать. В связи с этим необходим

механизм, который мотивировал бы региональные власти искать новые источники

доходов.

Повышение зарплаты бюджетникам также должно осуществляться при грамотном

расходовании имеющихся бюджетных средств, поэтому в будущем нам необходимо

избавляться от неэффективных расходов, которые не должны относиться к

государственному бюджету, а высвобождаемые деньги направлять на повышение

зарплат.

Содействие увеличению покупательной способности малообеспеченных слоев

населения сможет оказать инструмент кредитования потребительского спроса по

образцу ипотечного кредитования. Проведение такой кредитной политики должно

стимулироваться и частично финансироваться государством.

Для успешного функционирования отечественного бизнеса необходимо применять

комплексные меры: создать более понятные условия работы предприятий,

находящихся в частной собственности, довести до конца земельную, судебную,

административную, банковскую реформы, а также реформу правоохранительных

органов, разработать законодательство о банкротстве предприятий, создать

удобную современную инфраструктуру.

Необходимо, с одной стороны, снижать налоговую нагрузку на субъекты малого

и среднего предпринимательства, с другой стороны, стремиться к введению

одинаковой и справедливой нагрузки на предприятия малого и среднего

бизнеса. При этом речь идет о равенстве налоговой нагрузки не по сумме, а

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.