реферат скачать
 

Сравнительный анализ путей сдерживания инфляции

набор мер направленных с одной стороны на сдерживание денежной массы, а

с другой стороны на расширение предложения через сокращение налоговых

ставок. В результате увеличивается бюджетный дефицит, увеличивается

государственный долг, что в совокупности с высокими % ставками

содействовало высокой инфляции и росту безработицы. В конечном итоге

темпы роста цен замедлились, безработица постепенно снизилась, но такое

избавление от стагфляции оказывалось слишком тяжелой для экономики.

Другой подход в борьбе со стагфляцией связан не со снижением инфляции

любыми путями, а превращением ее в управляемую. Необходимо добиваться не

возврата на кривую Филлипса с помощью мониторной и фискальной политики

на прямую воздействовать на совокупное предложение. Для этого может

использоваться целевое финансирование и кредитование, выборочная

поддержка отраслей. Данный подход создает меньше социальных издержек и

является более эффективным.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних

организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого

необходимо структурная реформа, направленная на преодоление возникших в

экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, « дозировки» и

последовательность применения привлекаемых « для лечения лекарств»

зависит от постановки правильного « диагнозов ».

« Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить

основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание

инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает

применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «

заболевания».

Инфляция может носить монетарные или преимущественно структурный

характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос или опережающий

рост заработков и цен на материалы и комплектующие. Инфляция может

стимулировать неопределенно низким курсом национальной валюты или

неопределенным снятием ограничений на регулируемые цены так называемые

ценооброзующих товаров. Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и

монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не

одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы

борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер,

постоянно уточняются и корректируются.

С точки зрения общества, борьба с инфляцией может привести к

значительным потерям в народном хозяйстве, т.е. росту безработицы и

спаду производства. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1%

безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного

уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с

потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 г.

оценивалось 6 160 млрд. долл.

Пытаясь обуздать вышедшую из под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60 – х годов, проводят так называемую политику

цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

роста заработной платы. Поскольку эта политика означает

административнюу, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией , то она не

всегда достигает объявленной цели. Параллельное применение различных

экономических мер для решения противоречивых проблем может сделать

экономическое регулирование в целом малоэффективным.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования

централизованной экономики предлагает использование как апробированных,

так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины,

методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об

особой формы инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями

переходного периода.

Следует отметить, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах,

вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое

укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей

не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования

оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от

централизованного управления к основанной на действии рыночных сил –

натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в

деталях, ни в целях. Управлять инфляционным процессом в переходной

экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции,

который не отвечал привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные

методы воздействия. В случае затяжного инфляционного « заболевания»

складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата,

негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести

экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России ( на начальном этапе экономической реформы )

можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствия

конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские

товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не

ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации

цен. Свободные цены пока ещё не стали ценами равновесия и не

работают на улучшение производственной структуры. В наиболее

сложном положении в результате непредвиденных скачков цен

оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать

потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность,

машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в

структуре потребительского спроса.

3. Сохраняются давления внешнего долга, резко сужающего маневр

валютными ресурсами. Практически отсутствует страховые фонды –

материальные и финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от

последовательности ее реализации и взоимодействия многих факторов.

Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается

бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем

должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится

сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к

развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает

новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не

обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой

дифференциации доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об

ограниченности пространства для стандартных рецептов сдерживания

инфляции . Это во – первых. Во – вторых, сложившаяся в стране ситуация

предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по

регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов

инфляции.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм,

включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы

предполагает достижение политической стабильности и договоренности,

согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые

разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не

способны дать желаемого результата.

b) Подходы к решению данной проблемы.

Теоретически существует, и были опробованы в практике зарубежных стран

несколько подходов к решению данной проблемы.

. Монетаристский. ( Ортодоксальный.)

Его сторонники рассматривают инфляцию как результат недостаточной

свободы действия рыночного механизма и избыточного предложения денег, в

связи с этим «типовая» ортодоксальная стодилизационная программа

предусматривает на ряду с мерами по « запуску» рыночного механизма.

1. Снижение бюджетного дефицита.

2. Ограничительную (рестриктивную) КДП

3. Ограничение роста или сокращение реальной заработной платы.

4. Девальвацию местной денежной единицы.

5. Реобилизацию внешней торговли и т. д.

При этом не « скрывается», что результатом такой политики является

спад производства, инвестиционный кризис, рост безработицы, спад

жизненного уровня населения (т. е. Шоковая терапия). Предполагается,

однако, что при последовательном курсе экономической политике

стабилизационный шок продолжается, не слишком долга, после чего

создаются условия для здорового экономического роста. При этом обычно

ссылаются на опыт ряда стран (Польша, Чили) в которой методы «шоковой

терапии», принесли положительный результат.

Возражения противников монетаризма против такого подхода сводятся к

тому, что КД ограничение эффективно лишь в странах с развитой рыночной

экономикой и в условиях, когда инфляция не слишком высока. В противном

случае стабилизация покупается ценой глубокого спада производства,

длительных после кризисных депрессий, децентрализации и утраты страной

возможности нормального экономического развития.

. Кенсианский.

Сторонники данного подхода исходят из того, что государство способно

через механизмы финансов и КДП эффективно воздействовать на

платежеспособный спрос и сглаживать, таким образом, рыночные колебания.

В частности для периодов «перегрева» и связанного с ним ускорения

инфляции рекомендуются бюджетные и кредитные ограничения, для периодов

спада наоборот.

Феномен стагфляции отчетливо проявившихся в экономике западных стран в

70-е годы резко снизил возможности применения традиционных кенсианских

схем управления совокупным спросам и побудил внести коррективы в набор

методов государственной политики регулирования. Одновременное

сдерживание инфляции и стимулирования экономического роста может

достигаться за счет снижения налогов (особенно косвенных), оказывающих

непосредственное воздействие на повышение цены. Представление субсидий и

дотаций предприятиям базовых отраслей, с целью стабилизации цен на их

продукцию расширением государственных расходов. Многолетний опыт

применения кенсианских рекомендаций в развитых капиталистических странах

показал ограниченную эффективность многих мер финансовой и юридической

политики. Так в условиях значительной монополизации экономики снижение

налогов или представление субсидий не обязательно сопровождается

стабилизацией цен, поэтому в кенсианский подход были введены новые

элементы:

1. Государственное регулирование цен и заработной платы.

2. Воздействие на инвестиционную политику предпринимателей и т. д.

. Гетеродоксный (Структуралистский).

Теоретические основы данного подхода борьбы с инфляцией заложены

концепцией несовершенной конкуренции. Его сторонники исходят из

предпосылки о несовершенном характере рынка в силу господства

олигополистических и монополистических структур (государство, частные

фирмы, профсоюзы) способных устанавливать свои цены в значительной

степени независимо от платежеспособного спроса. Поэтому одним из

важнейших средств борьбы с инфляцией объявляется использование мер

административного регулирования, таких как ограничение роста цен вплоть

до полного их замораживания, регулирование заработной платы, валютного

курса, ставки банковского % и т. д. Эти меры обеспечивают временную

стабилизацию цен, которая должна быть использована для вывода экономики

из кризиса и расширения товарного предложения. Именно стимулирование

предложения, создание условий для роста доходов, а не снижения расходов

признается рациональным путем позволяющим достичь макроэкономического

равновесия и избежать социальных издержек дефляционного « шока».

Практика реализации гетеродоксных программ в ряде стран показала, что

они могут быть связаны с возникновением ряда острых проблем:

1. Сопротивление со стороны предпринимателей и профсоюзов к

замораживанию йен и доходов.

2. Резкому ускорению инфляции после их размораживания.

3. Углубление макроэкономической диспропорции.

Различные подходы к сдерживанию инфляции и в особенности выхода из

стагфляционной ловушки имеют недостатки, а эффективность их

практического воплощения зависят от социально – экономических условий, в

которых применяется соответствующий набор мер.

Глова 3. Мировой и отечественный опыты путей сдерживания инфляции.

a) Сдерживание инфляции в развитых и развивающихся странах.

Дадим обзор инфляционных процессов в США с 1920 г. В 20 – е годы, в

период процветания, уровень цен был абсолютно стабильным и упал, – то

есть произошла дефляция – в начале « великой депрессии» 30 – х годов.

Сразу же после Второй Мировой войны цены резко повысились. Общая

устойчивость цен была характерна для периода с 1951 по 1965 г., когда

ежегодное повышение цен составляло менее 1,5%. Но инфляция, охватившая

страну в конце 60 – х годов и разраставшихся в 70 – х годах, познакомила

американцев с такой инфляцией, темпы роста которой выражались

двузначными цифрами. В 1979 и 1980 гг. уровень цен ежегодно поднимался

на 12 – 13 %. Однако к середине 80 – х годов ежегодный уровень инфляции

стал ниже 4%.

Но мы не должны думать, что инфляция исключительно американское

явление. Фактически все другие промышленные страны, за исключением

Западной Германии и Японии, пережили более высокие темпы роста инфляции,

чем в США. В 1983 – 1987 гг. ежегодные темпы роста инфляции в Италии,

Австралии, Франции, Швеции и Великобритании были выше, чем в США. В

отдельные годы периода 80 – х годов в некоторых странах ежегодные темпы

роста инфляции выражались двузначными, а то и трехзначными числами.

Инфляция в Израиле была настолько жесткой, что за один пятилетний период

в 80 – х годах цены на бак бензина поднялся до 30 тыс. шекелей. За пять

лет до того, такой суммы хватало, чтобы купить автомобиль. Ежегодные

темпы роста инфляции в Боливии в 1985 г. равнялись 3400%. Это значит,

что обед за 20 $ в 1984 г., обошелся в 1995 г. уже в 680 $. В 1987 г.

ежегодные темпы роста инфляции в Бразилии составили примерно 400%. По

сообщению « Уолт Стрит Джорнал», за три недели цены на номер в Цезарь

Парк отеля Рио – де – Жанейро удвоилось с 1600 до 3200 крузейро в сутки.

Следует отметить, что, хотя инфляция в США в 70 –х годах и начале 80 – х

была серьезной и мучительной, вряд ли ее можно сравнить с инфляцией во

многих других странах.

В России в 1985 по 1989 г. разрыв между расходной и доходной частью

государственного бюджета вырос с 18 до 120 милд. руб., или с 3,5 до 19%

к национальному объему страны. Возросший дефицит несет огромный вред

денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неопределенные денежные

выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.

Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе

1946 г. 829 котильонов (единицы с 22 нулями) обесцененных форинтом были

равны стоимости одного довоенного форинта. Американский доллар стоил

3*10^ 22 форинтов. В 1947 г. японские рыбаки и фермеры пользовались

весами, чтобы взвешивать валюту и мелочь, а не утруждать себя пере

считыванием. С 1938 по 1948 г. цены в этой стране повысились в 116 раз.

В 1922 г. уровень цен в Германии поднялся на 5470% В 1923 г. уровень

цен вырос в 1300000000000 раз. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок, Мясо – 2

млн., батон – 200 тыс., 1 яйцо – 60 тыс.марок. Цены росли так быстро,

что официанты несколько раз изменяли их в меню во время завтрака. В

России количество денег в обращении выросло с 27 млрд. в январе 1818 г.

до 219 трил. 845 млрд. к декабрю 1921 г. Эмиссия привела к падению

покупательной способности рубля в 10 млн. руб. в 1990 г., до 89 млрд.

руб. в 1993 г. и 1513 млрд. руб. в 1992 г. В 1995 г. она составила 45578

млрд. руб. При этом денежная масса отставала от реальных потребностей

в силу опережающего роста цен. Все это усиливала инфляционные процессы,

вело к развалу денежно – кредитной системы.

Особую остроту инфляционный процесс приобрел во второй половине 70 – х

годов. Так, среднегодовой темп прироста розничных цен в США составлял

в1956 – 1965 гг. – 1,7%, в 1966 – 1974 гг. – 5,1%, в1975 – 1980 гг. –

9,3%. В Англии в то же время – 3,1%, 7,1%, 15,8% ; в Италии – 3,4%,

6,0%, 17,9%; во Франции – 5,0%, 5,9%, 10,9%. В конце 80 – х годов темпы

роста цен понизились и составили примерно 4% в год ( в 1987 г. – 3,7%) ,

что соответствовало модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом

причин, среди которых основные – падение мировых цен на нефть, усиление

ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение

производительности труда, сдерживание роста заработной платы.

Инфляция в странах Восточной Европы в конце 80 – х годов потребовала

существенных преобразований в хозяйстве, перехода к рыночным механизмам

регулирования экономических процессов. Смена политического руководства

создала предпосылки для проведения реформ. В начале 90 – х годов в

политике этих стран, направленной на становление рыночного хозяйства,

первоочередными стали задачи сбалансирования макроэкономических

пропорций путем реорганизации системы цен, структуры доходов и расходов

государственных бюджетов, кредитного и налогового регулирования и т. д.

Либерализация цен для обуздания инфляционных тенденций сопровождается

ограничительной политикой в области доходов. В производственной сфере

это достигается путем повышения процентных ставок за кредит,

ужесточением налогов, сокращения дотаций из госбюджета и др.

Регулирование доходов населения наряду с различными методами ограничения

роста зарплаты предусматривает меры социальной защиты, в первую очередь

наиболее уязвимых групп населения. Однако это не смогло предотвратить

снижение жизненного уровня населения рассматриваемых стран за последние

годы.

Постановление о либерализации цен с 1 февралят1991 г. принятое

правительством Д. Попова, считается началом экономической реформы в

Болгарии. За первые два месяца осуществления реформы произошел резкий

скачек цен. В целом за год рост цен составил 573,7%, а среднемесячный

прирост – 15,7%, хотя правительство прогнозировало трехкратное повышение

цен за это время. Уровень инфляции в 1991 г. в Болгарии оказался самым

высоким среди стран Восточной Европы.

К началу 90 – х годов, когда большинство восточноевропейских стран

притупило к осуществлению экономических реформ, Венгрия уже значительно

продвинулась в направлении рыночной экономики.

Согласно принятому в конце 1990 г. закону о ценах, главная

регулирующая роль в ценообразовании отводится к рынку и конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.