реферат скачать
 

Способы акционирования и приватизации

для таких стран как США, Япония, Швейцария, где государственный

сектор и так был относительно невелик. Неоконсервативные

сдвиги в идеологии, общеэкономической теории и экономической

политике промышленно развитых стран были, затем экспортированы

в развивающиеся страны как через распространение идей в

мировом научном сообществе, так и посредством прямого давления

Запада через условия помощи. На рубеже 80-90-х гг. свыше 80

промышленно развитых стран Запада и развивающихся стран Азии,

Африки, Латинской Америки осуществили или осуществляли различные

программы приватизации государственной собственности.

Суть приватизации – разгосударствление собственности. В

силу этого отдельным принципиальным вопросом стала оценка

преимуществ частных предприятий перед государственными. В более

узкой постановке это вопрос позитивного влияния приватизации на

эффективность предприятий. Большинство исследователей склонны

согласиться с тем, что такое влияние присутствует, однако

(несмотря на наличие обширной теоретической и эмпирической

литературы) единая точка зрения пока не выработана. Существует,

по крайней мере, несколько доводов в пользу частных

предприятий:

- социальный: государственные предприятия представляют

собой инструмент «лечения» недостатков рынка с помощью ценовой

политики, учитывающей социальные маржинальные цены. Такие

функции и затраты негативно влияют на эффективность предприятий;

- политический: политическое (бюрократическое)

вмешательство в деятельность предприятия приводит к излишней

занятости, неоптимальному выбору продукции, неоптимальному

размещению и нехватке инвестиций, нечетким стимулам для

менеджеров. Эти предприятия более подвержены давлению

заинтересованных групп в ущерб максимизации прибыли;

- конкурентный: приватизация усиливает конкуренцию, которая

заставляет предприятия работать более эффективно. Частные

предприятия в большей степени подвержены дисциплине коммерческих

финансовых рынков;

- стимулирующий: менеджеры государственных предприятий

могут не иметь необходимых стимулов к эффективной работе или их

недостаточно контролируют.

При всем широчайшем диапазоне уровней развития, конкретных

мотивов приватизации (доходы в бюджет и оздоровление

государственных финансов, повышение эффективности экономики,

оживление конкуренции, реформа управления, специализация и

демонополизация, идеологические типа «народного капитализма»,

привлечение иностранных инвестиций), правовых и экономических

традиций, политических и идеологических доктрин все эти страны

объединяет одна ключевая характеристика, не требующая

комментариев: проведение приватизации в рамках уже существующей

рыночно-конкурентной среды, при наличии (доминировании)

частного сектора и в ходе поступательного эволюционного

развития экономики.

Системные преобразования в бывших социалистических

странах, прежде всего в России и в странах Восточной и

Центральной Европы, начались позднее, чем в развитых

государствах Запада и в развивающихся странах - примерно с 1989

г. В контексте перехода от командно-административной

(социалистической, плановой, централизованно планируемой)

системы хозяйства к системе хозяйства, основанной (по крайней

мере, в соответствии с экономической теорией) на рыночно-

конкурентных принципах, приватизации отводится особое место.

Триада "стабилизация-либерализация-реформа собственности" стала

классической для содержательного определения направлений

системных преобразований в переходной экономике, по крайней

мере, на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы

собственности в переходной экономике является приватизационная

политика и практика. В каждой из стран с переходной экономикой

существовали свои особенности приватизационной политики (таблица

1), связанные с национальными условиями, однако во всех случаях

переход активов в частный сектор носил системообразующий

характер с точки зрения движения к рыночной экономике.

В России приватизационный процесс начался отнюдь не сразу,

ему предшествовала целая серия подготовительных мер

идеологического и правового характера. Точно так же с

завершением приватизационных программ реформа собственности в

переходной экономике в самом широком смысле не завершается, но

лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной"

приватизации начинается формирование действительно эффективной

системы прав собственности. Практически во всех странах с

переходной экономикой необходимо отметить такие проблемы, как

связь приватизации с изменением властных отношений в обществе,

масштабы приватизации; отсутствие рациональной рыночно-

конкурентной среды; огромные технические сложности;

необходимость идеологического выбора; отсутствие на стартовом

этапе необходимой институциональной инфраструктуры; высокий

уровень коррупции и иных криминальных явлений. Хотя России не

пришлось решать такие проблемы, как реституция или заметный

региональный сепаратизм в ходе приватизации, в российских

условиях разработка и реализация приватизационной политики

особенно усложняется в силу действия (более весомого по

сравнению с другими странами переходной экономики) следующих

факторов:

во-первых, параллельно с процессом выбора глобальных

моделей, на микроуровне происходит спонтанный перевод

государственных предприятий и имущества в иные формы

собственности (коллективные и частные, или же квази-коллективные

и квази-частные);

во-вторых, высочайший уровень концентрации наравне с

отсталостью многих секторов российской промышленности

препятствуют проведению эффективной и социально "мягкой"

структурной перестройки до и в ходе приватизации;

в-третьих, и это особенно важно, именно приватизация и

проблемы преобразования собственности есть та область

экономических реформ, где политический и популистский прессинг

наиболее тяжел.

Политический фактор в приватизационной политике, в

частности, самым непосредственным образом усиливает

противоречивость и нестабильность законодательной базы, что

проявляется в отсутствии единого правового подхода,

одновременном действии противоречащих друг другу нормативных

актов, частой смене тактических установок и моделей, принятии в

ряде конкретных случаев актов, дающих той или иной стороне

эксклюзивные права вне рамок законодательства, возможность

отмены уже принятых решений.

. Таким образом, основные формы разгосударствления общественного

сектора экономики включают в себя:

. приватизация государственной собственности,

o аренда,

o контрактация,

o стимулирование производства в частном секторе.

Аренда предполагает передачу только права распоряжения

предприятием, при этом сохраняется профиль его деятельности и

гарантии занятости.

Смысл приватизации состоит в том, чтобы использовать

преимущества частной инициативы для повышения эффективности

производств, которые прежде относились к общественному сектору.

При этом возможно сохранение ответственности государства за

финансирование этих производств, что достигается с помощью

контрактации и стимулирования производства в частном секторе.

При контрактации наилучшим образом сочетается

государственное финансирование с частной формой организации

производства. В настоящее время в странах со сложившейся

рыночной экономикой именно контрактация является наиболее

распространенной формой разгосударствления. Причем, если раньше

на основе контрактов в основном обеспечивалась деятельность

предприятий общественного сектора, то теперь все более обычным

становится использование контрактов для замещения общественного

сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей.

Стимулирование производства в частном секторе означает

сокращение участия государства в производственном процессе,

когда вместо финансирования государственных предприятий

осуществляется государственное финансирование частных

предприятий и общественных некоммерческих организаций в виде

субсидий и налоговых льгот.

Следует иметь в виду, что различные формы

разгосударствления способны сочетаться, они могут использоваться

в различных пропорциях.

Теоретический и практический интерес в этой связи

представляет проблема определения допустимых границ

разгосударствления и приватизации. К сожалению, дискуссии о

целесообразности, формах и масштабах приватизации часто бывают

затуманены идеологическими предрассудками.

Аргументы в пользу более масштабной приватизации основаны,

главным образом, на более высокой производительности и

экономичности частного сектора. Стремящиеся к получению

максимальной прибыли фирмы, в процессе конкуренции за получение

контрактов достигают меньшей стоимости предоставляемых услуг по

сравнению с государственными предприятиями. Максимизация прибыли

и угроза потери конкурентного преимущества (или даже

банкротства) являются для предпринимателя мощными стимулами

поиска оптимального соотношения персонала, ресурсов, технологии

и организации для достижения наилучших результатов. Тогда как

государственные чиновники, напротив, стремятся не к снижению

затрат, а к увеличению расходов.

Противники приватизации утверждают, что было бы наивно

ожидать снижения затрат на предоставляемые по контрактам услуги

даже в долгосрочной перспективе. По их убеждению, приватизация

является причиной коррупции, снижения качества и роста цен на

предоставляемые услуги. Частные структуры стремятся в первую

очередь обслуживать наиболее доступных и выгодных клиентов,

пренебрегая труднодоступными и невыгодными. Кроме того, снижение

стоимости услуг часто достигается не повышением эффективности

производства, а падением их качества. Необходимы дополнительные

затраты ресурсов на регулирование и контроль за деятельностью

частных фирм, поставляющих товары и услуги по государственным

заказам и непосредственно потребителям. Поэтому преимущества

конкуренции, этого главного аргумента приватизационного подхода,

часто оказываются иллюзорными, особенно при угрозе потери таких

неэкономических ценностей, как подотчетность производителей

товаров или услуг, социальная справедливость, государственная

компетентность. Так, например, приватизация в некоторых сферах

может привести к снижению или даже прекращению финансовой

поддержки беднейших и незащищенных слоев населения.

Сторонники приватизации отвергают эти опасения как

преувеличенные, заявляя, что на самом деле приватизация приводит

к усилению подконтрольности и улучшению оказываемых услуг.

Заключение четко составленных государственными органами

контрактов и контроль за их исполнением могут гарантировать

качество услуг и их предоставление всем нуждающимся. Кроме того,

поскольку клиенты сами платят за услуги, то ценовой механизм

обеспечивает обратную связь, удостоверяющую их качество.

4. Процесс приватизации и акционирования в России.

Первые законодательные акты по приватизации в России были

приняты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их

практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991

г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации

государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с

которым были утверждены разработанные на основе проекта

Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные

положения программы приватизации государственных и муниципальных

предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1

января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым

документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и

давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в

России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала

основополагающим документом для последующей масштабной

приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с

одной стороны, между платной (для активной части населения) и

безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым

коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью

приватизации для всех и разделом собственности среди работников

предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с

экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели,

как остаточная методика оценки имущества, игнорирование

реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и

в ходе технической приватизации, проблемы социальной

инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации

одновременно с проблемой сохранения технологических цепей,

отсутствие инвестиций и т.п..

. Предусматривалось четыре способа приватизации:

o аукцион,

o коммерческий конкурс,

o аренда с правом выкупа,

o акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер

предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три

категории, для каждой из которых устанавливались свои условия

приватизации. Критериями определения размеров предприятия

являлись численность работников и стоимость основных фондов (см.

табл. 16.1.).

Малые предприятия, к которым не применялась процедура

акционирования, подлежали продаже любому покупателю через

аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти

предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Такой

метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые

заключили с государством договор аренды, с правом последующего

выкупа имущества предприятия.

На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в

два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование

в акционерные общества открытого типа), то есть изменение

организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались

акции, которые распределялись между членами трудового

коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и

юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору

коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или

муниципальной собственности. В органы управления таких обществ

назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных

образований.

Перечень отраслей, где должны образовываться

государственные корпорации устанавливался Указом Президента РФ

"О мерах по реализации промышленной политики при приватизации

государственных предприятий" (1992 г.). В данном Указе также

устанавливалось, что в случае приватизации государственных

акционерных обществ без закрепления контрольного пакета акций в

федеральной собственности Правительство РФ и ГКИ РФ могут

использовать для сохранения контроля над соответствующими

предприятиями "золотую акцию", находящуюся в государственной

собственности и дающую право на "вето" при принятии собранием

акционеров решений о деятельности соответствующего АО.

Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом

конкретном случае необходимо было решать, что лучше при

акционировании: выделять из состава действующих гигантов

конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять

некоторые группы предприятий, создавая крупные компании,

владеющие контрольным пакетом их акций и получившие наименование

холдингов.

Как известно, стержнем российской приватизационной

программы стала модель массовой приватизации, которая объединила

широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и

распределение приватизационных чеков среди граждан России

(сторона спроса). Важными элементами этой модели стали закрытая

подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и

система посредников - чековых инвестиционных фондов. Его

важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой

системы прав собственности, стало формирование новых

институтов: корпоративного сектора экономики (более 30 000

АО), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных

инвесторов, а также около 40 млн. формальных акционеров по

итогам массовой приватизации. Не менее важно, на наш взгляд, и

осознание реально достижимых целей приватизации в переходной

экономике на разных этапах трансформации. Будет наивным

оценивать итоги реализации этой модели только по официальным

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.