реферат скачать
 

Специфика и причины инфляции в Украине и антиинфляционная политика

труды, а, следовательно, и больше созданы стоимости. И наоборот.

Но величина новообразованной стоимости в конечном итоге всегда зависит не

от величины заработной платы, а от количества затраченного труда. И таким

косвенным методом определения величины новообразованной стоимости

пользуются тому, что на практике не разработана методика определения

величины стоимости товара. А поэтому при известной величине

новообразованной стоимости рост заработной платы будет вести к уменьшению

дополнительной стоимости, т.е. будет уменьшаться норма дополнительной

стоимости. Новообразованная стоимость в этом случае остается неизменной

тому, что рост заработной платы обусловлен не ростом затрат труда, как в

первом случае, а изменением пропорции распределения новообразованной

стоимости на стоимость необходимое и дополнительного продукта.

Если зарплата растет без дополнительных затрат труда и изменения нормы

дополнительной стоимости, то подсчитанная на ее основе новообразованная

стоимость является искусственно завышенной по сравнению с фактической. А,

следовательно, эта методика определения стоимости товара, которой очень

часто пользуются, является ошибочной. При этих условиях действительно

искусственно повышаются цены, что ведет к инфляции. Но допущенная ошибка

при определении стоимости товара не может быть основанием для установления

причинно-следственной связи между повышением зарплаты и инфляцией денег.

Эта связь исчезает вместе с исправлением ошибки.

При этом следует подчеркнуть, что инфляция произошла не тому, что повышена

зарплата, а потому, что она начислена без соответствующих затрат труда, а,

следовательно, является фальшивой стоимостью. На эту величину разбавлена и

дополнительная стоимость. Поэтому стоимость товара также стала

разбавленной, что привело к соответствующему росту его цены.

В условиях инфляции, обусловленной искусственным повышением цен, существует

уже обратная зависимость между ценами и зарплатой. Зарплата, которая

является денежным выражением стоимости необходимого продукта, в условиях

инфляции резко отстает от затрат труда, а, следовательно, и того денежного

выражения, которое должно быть при новом обесцененном стандарте их

измерения. Разница эта превращается в чистый доход. Поэтому удельный вес

зарплаты в новообразованной стоимости резко уменьшается. Если в 1990 г. она

составляла 45 % национального дохода, то в 1995 г. только 10 %.

Соответственно снижается и уровень жизни людей.

Чтобы оправдать это положение, следует уровень зарплаты привести в

соответствие со стоимостью необходимого продукта, измеренного новым,

обесцененным стандартом. Тогда опять возобновится предыдущая ее удельный

вес в национальном доходе, а, следовательно, и тот уровень жизни людей,

который был к этому, и таким образом, заработная плата опять будет

отображать фактические затраты труда, а, следовательно, и величину

новообразованной стоимости, только уже с новым денежным выражением.

Следовательно, повышение заработной платы в условиях инфляции является

объективно действующим экономическим законом соответствия денежных

выражений стоимости необходимого продукта, измеренных различными денежными

стандартами (официально действующим и обесцененным). А поэтому требования

трудящихся повысить зарплату являются справедливыми.

Относительно роста себестоимости продукции, который происходит при

повышении заработной платы, которое ведет к росту цен, то это уже результат

цепной реакции на первопричину инфляции. Оно связано с тем, что как

заработная плата, так и другие составные части себестоимости продукции

переводятся со старого на новый, обесценен стандарт их измерения. И этот

процесс роста себестоимости продукции будет происходить в те поры, пока

цена и себестоимость не будут измеряться одним и тем же стандартом. И тогда

опять наступит между ними равновесие, которое было в доинфляционный период.

И это является свидетельством того, что искусственное повышение цен и

причиненная им инфляция не решает экономических проблем, а только создает

иллюзию их решения.

Инфляция ведет и к обесцениванию сбережений населения, которые по существу

являются их нагроможденной заработной платой. И это обесценивание

происходит ровно в столько раз, на сколько повысились за это время цены.

Разница от этого обесценивания идет в кассу государства, банков и

коммерческих структур.

При этом очень часто правительственные лица, маскируя это перераспределение

доходов населения, всю вину возлагают на инфляцию. Так, на вопрос

телезрителей: куда делись наши сбережения, председатель Национального Банка

Украины В.А. Ющенко в телепередаче “Спрашивайте, отвечаем" 28 сентября

1994 года ответил так: их скушала инфляция. А поскольку инфляция

представляется как стихийное бедствие, с которым неутомимо борется

государство, то и виновных нет. Очевидно, виновные сами вкладчики, которые

доверили государству свои тяжело заработанные деньги. Мало того, что

государство под малые проценты пользовалось деньгами, решая свои проблемы,

и, за законом, должно бы отвечать за их сохранение, она теперь еще и

перевела вину на инфляцию. Стихию же не посадишь на скамью подсудимых.

На самом деле государство, пользуясь временно свободными средствами,

построила фабрики, заводы, произвела товары, которые теперь продает по

монопольно-высоким ценам. Таким образом, сбережения населения не сгорели,

не исчезли. Их не “скушала" инфляция. Они существуют теперь в форме

Мерседесов, лимузинов, счетов в швейцарских банках и т. д. Их присвоили те,

кто в течение 2-3 лет с рядовых граждан превратились в миллиардеров, а

сейчас хотят приватизировать все национальное богатство страны.

Государство, которое за законом несет ответственность за сохранение

сбережений населения, в условиях инфляции должно постоянно их индексировать

в соответствии с темпами инфляции. Источником этой индексации являются

товары, произведенные при помощи одолженных денег, которые теперь уже

продаются по завышенным ценам. И новая сумма индексированных сбережений

должна равняться той сумме денег, которая теперь нужна для покупки того

количества товаров, которое можно было приобрести в доинфляционный период

за сэкономленные деньги, то есть

[pic]

где S0 сумма денег, которая подлежит индексации;

N0 количество товаров, которые можно было купить за эту сумму денег

Z0 цены товаров к инфляционному периоду;

Z1 цены товаров инфляционного периода.

Следовательно, в сколько раз выросли цены на товары, в столько раз должна

быть индексированной и сумма сбережений. Именно в столько раз и

обезценнились сбережения населения под влиянием действия этого фактора. Как

уже указывалось, цены в 1995 г. выросли сравнительно с 1990 г.

приблизительно в 100 тыс. раз. В столько же раз должны были бы произойти и

индексации сбережений.

Но, к сожалению, государство не спешит выполнять свой долг перед

населением. Выданный в конце 1994 г. Президентом Украины Л. Кучмой указ об

индексации сбережений населения увеличивает их только в 2 200 раз.

Но даже простые расчеты указывают на ошибочность таких утверждений.

Например, если в вас на сберегательной книжке в 1991 году была 1000

карбованцев, то, учитывая и ту индексацию, которая уже была к этому (в 1,4

раза), ваша сумма вырастет до 2 680 тысяч. Если за 1 000 карбованцев вы

могли тогда приобрести 25 пар женских сапожков, то за эти индексированные

деньги разве что одну пару. Аналогичное и с другими товарами, как и с

продуктами питания. Ведь на рынке по существу действуют старые цены 1991

года, хотя, увеличенные в 100 тысяч раз. То же для расчета коэффициента

индексации сбережений не нужно удаваться в какие-то сложные формулы. Здесь

достаточно определить только индекс роста цен общей товарной массы. Т.е.

стоит сравнить, что можно было приобрести за определенную сумму денег

тогда, еще к инфляции, и какая сумма денег нужная для приобретения этого

товара теперь. Вот и вся арифметика.

Но и это еще не все. Индексированную сумму, как указывается в указе

Президента Украины, вкладчик не может взять наличностью, чтобы таким

образом купить необходимые товары. Деньги ему выдадут в форме сертификатов,

предназначенных для приватизации имущества. Поэтому пенсионер, который

кровавыми мозолями зарабатывал всю жизнь свои сбережения, чтобы обеспечить

собственную старость, вынужденный, видите, стать капиталистом, владельцем

средств производства, которые ему уже ни к чему. И чтобы получить живые

деньги, он должен идти с этим капиталом (сертификатом) на рынок и продавать

его. Понятно, что за бесценки. Кому это выгодно? Конечно, разве что тем,

кто хочет стать настоящим капиталистом. А для вкладчика, и особенно

пенсионера, это превращается в дополнительные муки.

Такой сложный путь возвращения денег вкладчикам объясняют потребностями

избежания новой инфляции. Если вместо карбованцев выдадут сертификаты, то

они могут быть проданные за реальные, существующие уже в обращении деньги,

а, следовательно, такая индексация денег не требует дополнительной эмиссии

денег. Но эту же саму проблему можно решить, если предложить вкладчикам

купить за сертификаты или чеки необходимые им товары. И, наконец,

государство само может продавать на аукционе свое имущество и вырученные

деньги возвращать вкладчикам, как это делают банкроты во всех странах мира,

а не поручать это дело тем же пенсионерам, какие не осведомленные с тайнами

коммерции.

И здесь, рядом с тем, что государство грубо нарушило свои обязанности перед

вкладчиками, переводит работу на них, относится все же и цель, что и при

подсчете коэффициента индексации поставить человека в такое положение,

чтобы она продала свой сертификат за бесценки. А на поверхности все будет

выглядеть так, как будто правительство выполнил свой долг, индексировало

сбережение, а вкладчик получил их. Но остался ни с чем со своей вины, ибо

не сумел выгодно продать свой сертификат. На самом деле же человек остался

обманутым своим родным государством дважды: сначала при помощи

инфляционного механизма, а потом ее антиинфляционными мероприятиями.

Часто правительственные лица спрашивают, где взять деньги, чтобы возвратить

их вкладчикам. И видят только один выход эмиссия денег, которая приведет

к еще большей, небывалой в мире инфляции. И сознательно не видят второго,

совсем простого, но едино верного пути решения этой проблемы изъять

награблено у воров и возвратить его владельцам, как это делается во всех

странах мира. При этом следует наказать тех, кто допустил это хищение

народного добра, как этого делается всегда относительно рядовых членов

общества. Люди не виновные, что это имущество разворовываемое, вывезли и

продолжают вывозить за границу и т. д. Держава должна была обеспечить

надежную охрану национального богатства и социальную справедливость в

обществе. Здесь есть конкретные люди, которые проводят ту или другую

политику, а, следовательно, они и должны отвечать за ее последствия.

Жесткая монетарная политика содействовала ликвидации проявлений инфляции.

Но, к сожалению, она не только не ликвидировала, но и содействовала

активизации такого инфляционного фактора, как спад производства и усиление

стагфляции инфляционного процесса, который сопровождается падением

объемов производства. (Табл. 4)

По сообщению Министерства статистики Украины, объем промышленной продукции

уменьшился против соответствующего периода 1995 года на 14,1% (за 10

месяцев 1994 года на 29,7%). Падение объема производства хранится на

предприятиях всех ведущих отраслей.

Таблица 4. Темпы прироста, снижения объемов промышленной продукции в

Украине в 1993-1995 годах (в процентах к соответствующему периоду 1995

года).

| |1993 |1994 |1995 |

| | | |И |январь-|январь-|январь-|

| | | |квартал|апрель |май |июнь |

|Общий объем |-8,0 |-28,2 |-12,1 |-12,7 |-12,7 |-13,6 |

|промышленной | | | | | | |

|продукции | | | | | | |

|Производство |-15,9 |-26,7 |-20,3 |-22,5 |-22,0 |-22,4 |

|товаров народного| | | | | | |

|потребления | | | | | | |

|в т.ч. | | | | | | |

|- |-10,1 |-18,3 |-16,3 |-18,4 |-17,7 |-18,6 |

|продовольственные| | | | | | |

|товары | | | | | | |

|- алкогольные |-13,9 |-20,2 |47,6 |38,1 |18,8 |12,1 |

|изделия | | | | | | |

|- |-25,1 |-40,4 |32,3 |-34,0 |-34,0 |-33,1 |

|непродовольственн| | | | | | |

|ые товары | | | | | | |

Наибольшим он остается в легкой промышленности, промышленности строительных

материалов и машиностроении и металлообработке. Следует отметить, что

анализ динамики объемов производства на предприятиях негосударственного

сектора показывает изменение формы собственности в большинстве случаев

сегодня не позволяет преодолеть общую для всей экономики трудность. В

коллективных предприятиях объемы продукции сократились на 26,8%, - в

акционерных обществах открытого типа - на 17.4%.

Существует элементарная закономерность: если в экономике происходит спад

производства, то товарное обеспечение денег уменьшается. Создается

ситуация, когда при неизменном абсолютном размере денежной массы ее

относительная величина (относительно товарного обеспечения) увеличивается.

Происходит обесценивание денежной единицы. Ведь именно производство

является источником пополнения товарного обеспечения денег. А поэтому

результаты деятельности в производстве могут быть или инфляционным, или

антиинфляционным фактором.

Простое ограничение денежной массы хотя и тормозит динамику цен, но в то же

время гнести производство, не позволяет разорвать цепь трудовых

обязательств. В украинской экономике сложилась парадоксальная ситуация,

когда рядом с инфляцией возник реальный дефицит денег, т.е. дефляция.

В 1994 году сумма производства и запасов товаров народного потребления в

дважды превысила денежные расходы (за исключением импортных товаров и

иностранной валюты). Опыт свидетельствует спонтанные, эмиссионные вливание,

распыляясь в банковско-кредитной системе и мультипликуясь в теневой

экономике сопровождается новыми инфляционными витками. С другой стороны

страшная не эмиссия сама по себе. Важно, которую она имеет направленность,

каким образом используется. Нужные точно направленные денежные инъекции,

которые могли бы ускорить заторможенный цикл “производство-реализация-

выплаты".

Доказательством последнего есть платежный кризис, который уже в течение

последнего времени перекрывал сосуды отечественной экономики. Растет

взаимная задолженность у большинства отечественных предприятий,

учреждений, организаций независимо от типов собственности и форм ведения

хозяйства.

Именно поэтому государство должно осуществить переход к прямой бюджетной

поддержке отдельных производств, которые отвечают приоритетам ее

структурной политики и которые в возможности за такой поддержки выйти на

рынок эффективного ведения хозяйства.

Опыт развития украинской экономики свидетельствует, что след взвешен и с

научных позиций подойти к ограничениям темпов инфляции и бюджетному

дефициту. Без комплекса активных и сопроводительных действий они удручают

платежеспособность, как предприятий, так и население. При этом нужен особый

механизм финансирования с тем, чтобы денежные инъекции применялись

непосредственно для производства и ни при каких условиях не шли на

погашение долгов, нагроможденных предприятиями значительно раньше.

Существует необходимость разделить денежные потоки между государственными

предприятиями и коммерческо-посредническими структурами, исключив

возможность скрытой, не контролированной миссии за счет вторичного

использования заимообразных и платежных денежных ресурсов, выпуска не

лицензированных ценных бумаг, которые поглощают государственные средства,

направляя их в теневой оборот.

Для обеспечения отмеченных средств необходимо создание Государственного

бюджетного банка. Ведь государственные средства, распределение которых

осуществляется через сеть коммерческих банков, не находят своего

конкретного назначения вследствие ряда объективных и субъективных причин.

Приведем такой пример: во IІ полугодии 1995 года в ходе санацию было

принято решение о помощи 240 предприятиям на сумму 36 трлн. крб. Во-первых,

предоставление этой помощи было заблокировано коммерческими банками под

предлогом неуплаты задолженности. Во-вторых, коммерческие банки вследствие

объективных принципов своей деятельности, максимизации прибыли не могут

предоставлять кредиты под процент, приемлемый для предприятий, которые

нуждаются в санации. Поэтому кредиты предоставляются под непосильные

проценты для предприятий, которые без того пребывают в тяжелом финансовом

состоянии.

Если профинансировать приоритетные программы металлургического,

химического, машиностроительного комплексов, медицинской и

микробиологической и пищевой отраслей, то эффективность финансовых расходов

по импортозамещению и экспорта прогнозируется очень высокой. По предыдущим

расчетам такие мероприятия относительно политики импортозамещению и

экспорта обусловят, в конечном итоге рост ВВП, снижение потребительских цен

1999 году на 10-13%, в 2000 сравнимо со 1995 в 2 раза. Обеспечение роста

производства у отмеченных отраслей через механизм мультипликатора приведет

и к оживлению производства в смежных отраслей, а через рост заработной

платы буду стимулировать выпуск потребительских товаров. В то же время

улучшится торговый баланс. Только за счет этого сальдо торгового баланса в

1999 году может быть позитивным. В результате такие импульсы должны

стимулировать производство и тормозить инфляцию.

Для обеспечения пополнения производственных запасов по новым ценам (части

оборотных средств) в период к окончанию производственного цикла должна

осуществляться политика умеренного не шокового ограничения кредитной

эмиссии с целью приспособления предприятий к условиям снижения инфляции.

Иначе при условиях политики дальнейшего постепенного ограничения инфляции

существует угроза финансового банкротства предприятия.

Попытка реализации продукции с заданным самим предприятием необходимым

уровнем рентабельности изготовления продукции в условиях постепенного

ограничения кредитной эмиссии также может закончиться банкротством

предприятия. Для выживания предприятия и избежания угрозы банкротства может

осуществлять реализацию продукции за нулевой рентабельностью. Более того,

выжить избежать банкротства можно даже при условиях отрицательной

рентабельности (убыточности производства). Предприятие должно покрыть

изменения расходов на изготовление продукции (сырье, материалы,

комплектующие изделия, заработную плату, другие расходы). При этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.