реферат скачать
 

Современная налоговая система России

Современная налоговая система России

Тема: Современная налоговая система России.

Содержание

|Введение. |2 |

|I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития |4 |

|рыночной экономики | |

|1.1. Сущность налога |4 |

|1.2. Функции налогов |7 |

|II. Налоговая система России |9 |

|2.1. Основные принципы построения налоговой системы |9 |

|в экономике России. | |

|2.2. Структура действующей налоговой системы Российской |12 |

|Федерации | |

|III. Основные налоги собираемые на территории России. |22 |

|3.1. Подоходный налог с физических лиц |23 |

|3.2. Налог на прибыль предприятий и организаций |26 |

|3.3. Добавленная стоимость. |30 |

|3.4. Акцизы. |32 |

|IV. Противоречия действующей налоговой системы России |34 |

|4.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы |35 |

|4.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской |39 |

|Федерации | |

|4.3. Нестабильность налоговой системы России |40 |

|V. Пути реформирования налоговой системы |42 |

|Заключение. |46 |

|Литература. |49 |

|Приложения |50 |

Введение.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В

условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую

политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные

явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным

инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и

обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими

интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной

подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы

предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения

предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и

местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При

помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая

привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и

прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к

экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора

рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного

хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в

развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в

1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о

налоговой системе.

Среди них:

V «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,

V «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,

V «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие.

Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов,

сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и

обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и

отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их

плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в

соответствии с вышеуказанным законом.

В данной курсовой работе предпринята попытка, разобраться в действующей

налоговой системе России, выделить её основные противоречия и пути её

реформирования.

Содержание курсовой работы изложено на 50 листах машинописного текста.

При подготовке курсовой работы изучалась литература, список которой

представлен на

странице 49.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1.1. Сущность налога

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как

известно, налоги появились с разделением общества на классы и

возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания

... публичной власти ... »[1].

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без

налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению

коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных

средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из

этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов

государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд,

охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно

должно собирать налогов. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой

системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения

налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие

платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и

налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором,

пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет

соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый

плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными

актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и

физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании

государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим

звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов

являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица,

на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность,

уплачивать налоги»[2].

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения,

льготы по налогам согласно закона.

Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы

(прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности

налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными

ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества,

добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты,

установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых

законодательными актами, следующая льгота:

V необлагаемый минимум объекта налога;

V изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

V освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории

плательщиков;

V понижение налоговых ставок;

V вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

V целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку

взимания налогов);

V прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России

необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с

налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли

налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие

государством в пользу общества определённой части валового внутреннего

продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные

участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое

содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и

граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу

формирования государственных финансов.

1.2. Функции налогов

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и

функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции -

фискальную, стимулирующую и регулирующую. В настоящее время налоговой

системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет

реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления

необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных

расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в

первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали

финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов

государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая

функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём

участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого

директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в

отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в

различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного

спроса населения. Однако между стимулирующей и регулирующей функциями

налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на

отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические

процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к

микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.

Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на

спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста

производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие

достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и

санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

II. Налоговая система России

«Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в

установленном порядке, образует налоговую систему» [3].

2.1. Основные принципы построения налоговой системы

в экономике России.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить

основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для

налогообложения любой страны и заключаются в следующем: Уровень налоговой

ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е.

уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим

расширение производства.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала

недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых

странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей

кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего

один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в

неизбежности платежа, т.е. обязательность уплаты налогов.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого

ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при

построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех

функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации

не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно

оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия

существующего налогового законодательства выявились многочисленные

противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия

многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою

очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности.

Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и

положительные моменты.

На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на

следующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям

приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В

условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного

(постепенного) переноса налогового бремени на граждан.

Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами

доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля

косвенных налогов в последнее время возрастает.

Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу

доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур

вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за

поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно

направленных на стимулирование производства.

Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения

налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и

уголовной ответственности.

Установлена обязательность постановки всех субъектов

предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых

органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после

регистрации в налоговых органах.

Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на

счетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходами

предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их

просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также

финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и

прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в

России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были

подразделены на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги

взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным

относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой деятельности;

д) налог от биржевой деятельности;

е) налог на операции с ценными бумагами;

ж) таможенные пошлины;

з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в

специальный внебюджетный фонд РФ;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в

федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в

краевые, областные бюджеты краёв, областей, областной бюджет автономной

области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в

порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

к) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"

и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;

с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов,

выраженных в иностранной валюте.

Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р"

зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л"

являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним,

зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе

РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет

автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других

уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в

составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных

бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах «н» - «п»

зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении

соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные

налоги (в т.ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики

налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд

устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её

территории.

Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте «с» зачисляются в

соответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актом

Российской Федерации об этом налоге.

Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных

областей, автономных округов. К этим налогам относятся:

а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными

долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ,

краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной

области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов,

городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

б) местный доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги, указанные в подпунктах «а», «б» и «в», устанавливаются

законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории.

При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.