реферат скачать
 

Социально ориентированная рыночная экономика

Наконец, третий урок социального рыночного хозяйства - это механизм

социального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотя

идея социального партнерства довольно необычна для воплощения в жизнь

благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании

патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм на деле

оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между

работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш

партнерских отношений между работниками и работодателями.

Вместе с тем западноевропейский опыт развития социального рыночного

хозяйства не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две

крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социально

ориентированной рыночной экономики в Беларуси: во-первых, изобретения

«своей» модели, полагая, что в мире нет ничего подобного, во-вторых,

попыток слепого заимствования западных моделей экономики.

3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ

В основных направлениях социально-экономического развития Республики

Беларусь на 1996-2000 годы и Национальной стратегии устойчивого развития

Республики Беларусь определены концептуальные теоретические основы

социальной рыночной экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная

открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной

инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов,

заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании

производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она

гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам

общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым,

инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми);

эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.

Такая экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных

прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства,

выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности,

гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и

общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов

его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально

незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством,

профсоюзами и союзами нанимателей.

Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому

экономическому строю в Республике Беларусь, берет на себя государство. Оно

определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую

политику, включая развитие государственной и частной собственности,

создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-

инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую

политику.

В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике должны

произойти изменения не только в соотношении экономических и

административных методов управления, но и в самом экономическом механизме,

включая и усиление механизма межгосударственного регулирования.

Для эффективного развития страны недостаточно создать необходимые

экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие

государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих

условий, так как общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь

с помощью механизмов рыночной системы с ее изъянами в области распределения

ресурсов при решении социальных и экологических проблем и безопасного

развития страны.

Стратегией трансформации государства на перспективу должно стать усиление

его роли в поддержании экономического и социального благосостояния;

сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и

общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе

надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия

граждан в формировании государственной политики через различные

общественные группы и государственные институты.

Для реализации этого стратегического направления следует уточнить круг

выполняемых государством функций по:

- обеспечению устойчивого роста уровня жизни населения, особо важных

экономических и социальных потребностей общества;

- обеспечению гарантий прав и свобод личности, прав собственника и

субъекта хозяйствования;

- созданию условий для устойчивого социально-экономического развития

и роста эффективности реального сектора экономики на основе

формирования устойчивой макроэкономической ситуации;

- поддержке инноваций и инвестиционных проектов, обеспечивающих

повышение уровня конкурентоспособности экономики республики;

- проведению активной внешнеэкономической политики, направленной на

развитие многовекторных интеграционных связей со странами ближнего

и дальнего зарубежья;

- созданию необходимых условий для оздоровления населения, повышения

уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития

здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

- поддержке социально незащищенных групп населения;

- охране окружающей среды и улучшению экологической ситуации;

- обеспечению национальной безопасности страны.

Таким образом, социально ориентированная рыночная экономика должна

сочетать: условия для развития конкурентной экономики и элементы

экономического регулирования рынка государством; сильную государственную

политику, направленную на повышение эффективности экономики и обеспечение

социальной справедливости в обществе; неприкосновенность и поддержку

частной собственности, и обеспечение ее сосуществования с эффективным

государственным сектором экономики. Основными средствами реализации

приоритетов и задач социально-экономического развития Республики Беларусь

до 2005 г. должны быть:

- развитие разных форм собственности и хозяйствования, обеспечение

их экономической свободы и равноправности;

- финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного

баланса и увеличение валютных резервов, преодоление инфляционных

процессов на основе проведения гибкой бюджетно-налоговой и денежно-

кредитной политики, постепенного отхода от затратной модели

ценообразования;

- активизация структурной перестройки экономики на основе

ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и

производств, а также развития сферы услуг;

- обеспечение производства конкурентоспособной и социально значимой

продукции на основе ускорения структурных преобразований,

реструктуризации предприятий, качественного обновления основных

фондов и государственной поддержки инновационной и инвестиционной

деятельности;

- внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику,

включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и

кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на

приоритетных направлениях социально-экономического развития

страны;

- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования

жилищного строительства (системы строй сбережений, строй

накоплений, ипотечного кредитования);

- расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и

среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного

капитала;

- превращение национального рынка в часть мирового хозяйства на

основе дальнейшей интеграции Беларуси в систему международного

разделения труда, формирования эффективных межгосударственных

холдингов и других интеграционных образований.

В итоге вырисовываются следующие контуры формирования модели социально-

экономического развития Республики Беларусь.

Во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной

рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм

социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование.

Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного

сектора экономики, а с другой — существование государственного. При этом

преобладание государственного сектора не должно означать каких-либо особых

для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем курс на

скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и

форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в

частные руки. Главными критериями здесь должны быть экономическая и

социальная эффективность.

В-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может

быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет

представлять единство государственного регулирования экономических

процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы

макро регулирования должно происходить только по мере становления и

нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере

экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли

государства в социальной сфере.

3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

После снижения валового внутреннего продукта за период с 1991 по 1995 г.

на 35% наблюдается тенденция его роста, который за период с 1996 по 2001 г.

составил 142,3%.[12] Достигнута положительная динамика производства

промышленной продукции и потребительских товаров, а также денежных доходов

населения, что способствовало расширению потребительского спроса, росту

объемов платных услуг и розничного товарооборота. Наблюдалась тенденция

увеличения экспорта, стабилизации положения на внутреннем рынке, улучшения

системы социальной защиты населения (см. таблицу 3).

Имеются положительные изменения в денежно-кредитной сфере и на валютном

рынке. Проводимая монетарная политика позволила уменьшить среднемесячный

прирост рублевой денежной массы с 7,3% в 2000 до 5,4% в 2001 г. и

способствовала почти двукратному снижению темпов роста инфляции (с 6,3% в

среднем за месяц в 2000 до 3,2% в 2001 г.). Индекс потребительских цен

(декабрь к декабрю предыдущего года) снизился с 207,5% в 2000 до 146,1 % в

2001 году.[13] Однако анализ социально-экономического развития страны

выявил и ряд отрицательных тенденций, среди которых следует особо выделить

преимущественно экстенсивный путь развития экономики при сохранении

структурных диспропорций в нерыночном секторе экономики и неэффективных

предприятий. Это привело к сдерживанию интенсификации производства, падению

его эффективности и ухудшению качественных характеристик социально-

экономического развития страны. В развитии экономики, начиная с 1991 г.,

можно выделить четыре этапа: 1991-1994 годы - снижение всех

макроэкономических показателей (достаточно сказать, что индекс

потребительских цен - ИПЦ - только за 1994 г. составил 2321%); 1995-1996

годы - приостановление обвального спада производства, снижение уровня

инфляции и дефицита государственного бюджета, а к концу периода -

проявление положительной динамики ВВП (в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8%,

ИПЦ - 152,7%); 1997-1998 годы - относительно высокие темпы прироста ВВП

(соответственно 11,4 и 8,4%); с 1999 г. и по настоящее время - замедление

темпов социально-экономического развития страны (прирост ВВП в 1999 г.

составил 3,4%, в 2000 - 5,8%, в 2001 г. -4,1%).[14]

Таблица 3. Динамика основных показателей социально-экономического

развития РБ в сопоставимых ценах (в % к 1990 году)[15]

|Показатели |1995г.|1996г.|2000г.|2001г.|

|Валовый внутренний продукт |65.0 |67.0 |88.9 |92.5 |

|Продукция промышленности |61.4 |63.5 |100.8 |106.3 |

|Продукция сельского хозяйства | | | | |

|(хозяйства всех категорий), |73.6 |75.4 |71.4 |72.7 |

|в том числе | | | | |

|сельскохозяйственные предприятия |54.6 |55.2 |53.9 | |

|Производство потребительских товаров |59.9 |65.3 |108.4 |114.6 |

|Инвестиции в основной капитал, |38.5 |36.6 |51.5 |48.4 |

|в том числе по объектам: | | | | |

|производственного назначения |34.7 |35.4 |45.6 |45.3 |

|непроизводственного назначения |47.9 |41.2 |66.2 |57.6 |

|Объем подрядных работ |33.1 |32.4 |38.8 |39.1 |

|Отправление грузов транспортом общего |23.9 |19.3 |17.2 |17.7 |

|пользования (без внутреннего водного) | | | | |

|Реальные денежные доходы населения |62.0 |73.0 |106.0 |132.5 |

|Реальные начисления заработная плата |55.7 |59.0 |94.9 |123.6 |

|Реальный размер назначений месячной |60.0 |60.0 |98.0 |146.4 |

|пенсии | | | | |

|Розничный товарооборот |42.8 |56.2 |103.6 |125.4 |

|Платные услуги |35.7 |37.8 |53.8 |58.6 |

|Удельный вес убыточных предприятий и |17.9 |18.4 |22.3 |34.2 |

|организаций в общем их числе (текущем г.) | | | | |

|Рентабельность реализованной продукции, |9.9 |9.7 |13.1 |8.2 |

|работ и услуг (в текущем году) | | | | |

|Индекс потребительских цен (декабрь к |344.0 |139.3 |207.5 |146.1 |

|декабрю) | | | | |

|Объем внешней торговли к 1995г., | | | | |

|в том числе: |100.0 |121.4 |153.4 |149.3 |

|экспорт |100.0 |117.7 |152.6 |154.6 |

|импорт |100.0 |124.7 |154.1 |144.7 |

|Сальдо внешней торговли (млн. долл. США в |-760 |-1228 |-1244 |-621 |

|текущем году) | | | | |

Сравнительный анализ экономических показателей свидетельствует об

ухудшении в последнее время положения Беларуси относительно состояния

экономик ее партнеров по СНГ. Так, за девять месяцев 2001 г. по приросту

ВВП среди десяти стран (по Туркменистану и Узбекистану данные отсутствуют)

Беларусь вместе с Молдовой занимали 9-10 места, по приросту общего объема

промышленной продукции и инвестиций в основной капитал она была на 7, по

ИПЦ - на 9, по росту цен производителей промышленной продукции - на 10

месте.[16] По уровню же инфляции Беларусь занимает «лидирующую» позицию на

протяжении пяти последних лет. Высокий уровень инфляции в существенной мере

повышает налоговую нагрузку на предприятия и не позволяет на всех уровнях

управления принимать эффективные решения.

Инфляция стала «производственной», и только организационно-

административными мерами ее преодолеть нельзя. Так, в начале 2002 г. темпы

снижения инфляции, которые имели место в 2001 г., приостановились. Инфляция

в I квартале2002 г. находилась на уровне I квартала 2001 г. и сейчас

является одним из препятствий привлечения иностранных инвестиций в нашу

экономику. Уместно отметить, что цены на многие отечественные товары уже

достигли мирового уровня, а на некоторые из них и превзошли его.

В реальном секторе экономики Беларуси наблюдается тенденция снижения

важнейшего показателя экономической эффективности производства - уровня

рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г.

составил всего лишь 8,2% против 15,2% в 1999 и 22,1% - в 1992 году.

Снижение уровня рентабельности говорит о том, что рост затрат

(себестоимости) на предприятиях страны опережает рост прибыли, т.е. имеет

место функционирование затратной экономики. Прибыль предприятий и

организаций в реальном выражении (скорректированная на индекс

потребительских цен) за 2001 г. уменьшилась по сравнению с 2000 г. на

19,4%. Одновременно более трети предприятий (34,2%) от общего их числа в

2001 г. были убыточными.[17]

За одиннадцать месяцев 2001 года кредиторская задолженность белорусских

предприятий выросла в 1,6 раза и достигла 8,1 трлн. руб., что составило 54%

от объема валового внутреннего продукта за этот период. Почти половина

(45%) задолженности - просроченные долги.[18] Вследствие этого

ограничиваются возможности банков в кредитовании реального сектора

экономики. Сохраняется тенденция снижения платежеспособности субъектов

хозяйствования и обеспеченности их оборотными средствами. Высока еще доля

бартера во внутренних и внешних операциях. Подобное состояние экономики

отрицательно сказывается на ее производственной и бюджетной сферах.

Во-первых, замедляется рост инвестиций, что блокирует расширенное

воспроизводство, процессы интенсификации и модернизации производства,

внедрение прогрессивных технологий, современных машин и оборудования и в

целом - обновление основных фондов. За 2001 г. снизились объемы капитальных

вложений почти во всех отраслях народного хозяйства Беларуси (за

исключением транспорта и связи). Износ активной части основных

производственных фондов превысил его критический уровень. Все это

сдерживает повышение конкурентоспособности товаров и не создает предпосылок

для долгосрочного экономического роста. В экономике не ослабевает действие

факторов, которые ограничивают объемы инвестиций. Это прежде всего

недостаток собственных источников финансирования, что является следствием

уменьшения прибыли, высокой налоговой нагрузки на товаропроизводителей и

ставки процента по кредитам (ставка рефинансирования увеличилась с 48% в

сентябре 2001 до 60% [19]в марте 2002 г.), низкой кредитоспособности

предприятий; высокого уровня инфляции, приводящей к оттоку денежных средств

из производственной сферы в финансовую и торгово-посредническую.

Во-вторых, негативные тенденции в реальном секторе проявляются в

уменьшении поступлений налогов в бюджет, что приводит к его дефициту.

Ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования приводит к

серьезным трудностям при формировании доходной части бюджета. Если доходная

часть государственного бюджета за 2001 г. составила 33,9% от величины ВВП,

то расходная - соответственно 35,6%.[20] Главная причина дефицита бюджета -

нерациональные его расходы, неэффективная поддержка сельского хозяйства и

жилищного строительства. Особенностью формирования бюджета Беларуси

является высокий удельный вес в доходной части налогов и сборов - около 90%

(в ряде зарубежных стран, в том числе и России, этот показатель составляет

примерно 65%, а 35%[21] - другие источники: плата за землю, продажа

государственной собственности, страховая и лотерейная деятельность, игорный

бизнес, вовлечение в систему налогообложения теневого сектора экономики).

Требует решения проблемы избыточного уровня налогов и внебюджетных

сборов, которые представляют собой совокупное давление государственных

финансов на экономику, особенно в малом бизнесе, характеризующимся

низкофондо- и капиталоемкостью. При этом необходимо снизить долю косвенных

налогов, которые позволяют товаропроизводителям перекладывать налоговое

бремя на потребителей, способствуя росту цен и инфляции. Это обесценивает и

доходы предприятий, и налоговые поступления, и бюджет. В результате

существующее налогообложение реально не обогащает бюджет и в слабой степени

связано с денежно-кредитной политикой государства.

Существующая в стране сеть банков не отвечает современным требованиям

социально-экономического развития страны. Не имея резервов усилить

банковскую систему за счет качественного роста экономики, в последнее время

предпринимаются меры структурного характера. Введены повышенные требования

к минимальному размеру собственного капитала коммерческих банков. В

частности, для получения генеральной лицензии их собственный капитал должен

составлять не менее 5 млн. евро, а лицензии на работу с населением - не

менее 10 млн. евро. По состоянию на 1 марта 2002 г. собственный капитал в

размере не менее 5 млн. евро сформировали 17 коммерческих банков из 22

действующих (исключая банки, работающие на территории СЭЗ и Белорусский

биржевой банк). Банки, не достигшие собственного капитала в сумме 10 млн.

евро, вынуждены будут возвращать вклады населению и прекратить данное

направление своей деятельности.

Субъекты хозяйствования всех форм собственности страдают от неэффективной

фискальной политики. В республике действуют до 40 различных налогов и

платежей, множество льгот и привилегий. В результате несут потери

предприятия и, как следствие, государственный бюджет. За 2001 г.

задолженность по платежам в бюджет возросла в 3,2 раза и составила на 1

января 2002 г. 134,2 млрд. рублей.

Особенностью исполнения бюджета в 2001 г. явилось перераспределение

статей расходов с тем, чтобы довести среднемесячный размер заработной платы

в бюджетной сфере до уровня, эквивалентного 100 долл. США (в основном за

счет уменьшения бюджетного финансирования инвестиций и субсидий). В 2001 г.

государственный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,7% от ВВП (против 0,6%

в 2000 г.).[22] Почти весь его размер был профинансирован за счет

инфляционного источника - эмиссии и кредитов Национального банка.

В 2001 г. происходило опережение роста денежных доходов населения и фонда

оплаты труда по сравнению с ВВП. Эта тенденция (без снижения в структуре

затрат стоимости материалов, топлива, энергии) негативно отразилась на

состоянии валютного и кредитного рынков, финансовом положении предприятий и

исполнении бюджета. В структуре использования денежных доходов населения

доля покупки иностранной валюты за 2001 г. выросла до 13,3%. Объем покупки

населением иностранной валюты в банках страны в 2001 г. превысил объем

продаж примерно на 430 млн. долл. США. При этом значительная часть этой

разницы идет на приобретение импорта, т.е. происходит стимулирование

зарубежного товаропроизводителя.

Динамичное развитие экспорта не вызвало адекватного развития реального

сектора экономики - финансовое состояние предприятий ухудшилось. Низкий

уровень рентабельности предприятий, а также недостаточная инвестиционная

база не позволили продвинуться им в решении проблем расширения рынков сбыта

продукции и сокращения просроченной внешней задолженности.

Важнейшим средством повышения эффективности экономики страны является

активизация инвестиционной деятельности и, в частности, использование

прямых иностранных инвестиций - единственного инструмента, не связанного с

увеличением долгового бремени государства при привлечении капитала в

экономику. Однако объем иностранных инвестиций в стране пока незначителен.

В последние годы приток их имеет тенденцию к снижению. Так, перспективы

увеличения прямых инвестиций связываются в основном с ходом выполнения

одного инвестиционного проекта - строительством газопровода «Ямал -

Западная Европа». Однако этот проект не может кардинально повлиять на

ситуацию из-за снижения объема инвестиций. Низкий удельный вес иностранных

инвестиций в ВВП страны (в пределах 6-8%[23]) говорит о том, что

экономический рост в ней достигается за счет внутренних экстенсивных

факторов практически без дополнительных источников развития.

В этой связи разработанная правительством новая редакция Национальной

программы привлечения инвестиций в экономику страны предусматривает

обеспечение пропорций расширенного воспроизводства основных фондов за счет

повышения удельного веса инвестиций в ВВП до 26-28%.[24] При этом в общем

объеме будут преобладать внутренние инвестиции и политика государства будет

направлена, в первую очередь, на их стимулирование путем введения новой

амортизационной политики, моратория на введение новых налогов, а также

уменьшения ставки налога на прибыль и сокращения льгот по налоговым

платежам. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от

институциональных преобразований и законодательства по вопросам

собственности, условий деятельности совместных и иностранных предприятий.

При этом удельный вес реально работающих предприятий с участием

иностранного капитала на начало 2001 г. не превышал 60%[25] от числа

зарегистрированных.

Среди основных направлений инвестиционной политики в ближайшей

перспективе целесообразно выделить:

. формирование инвестиций, альтернативных государственным источникам

финансирования, и обеспечение коммерческого характера их

использования;

. развитие системы конкурсного размещения всех инвестиционных ресурсов

по критериям их экономической эффективности;

. увеличение объемов инвестиций для развития сферы экспорта услуг;

. формирование среды, способствующей повышению инвестиционной

активности негосударственного сектора экономики и привлечению

частных (отечественных и иностранных) инвестиций для реконструкции

предприятий путем активного развития фондового рынка.

Главными же средствами повышения уровня благосостояния белорусского

народа и обеспечения устойчивого развития экономики страны являются:

. экономики на основе взаимодействия рыночных механизмов формирование

социально ориентированной рыночной ее функционирования и

упорядочения государственного регулирования социально-экономических

отношений;

. обеспечение качественных параметров экономического роста и развития

народнохозяйственного комплекса страны на основе активизации, прежде

всего инвестиционно-инновационной и предпринимательской

деятельности;

. формирование нового постиндустриального информационного общества.

При этом особое внимание следует уделить формированию рыночного

механизма, который наиболее эффективно осуществляет свои функции в

условиях: а) конкуренции; б) экономической свободы товаропроизводителя при

ограниченности всех видов ресурсов; в) свободы перемещения материальных,

трудовых и финансовых ресурсов по различным направлениям и сферам их

применения; г) свободы выбора продавцов и покупателей; д) свободы

ценообразования. Только при наличии этих условий рынок обеспечивает высокую

мотивацию к труду и эффективность производства, сбалансированность спроса и

предложения на микроуровне, динамику и равновесие между совокупным спросом

и совокупным предложением на макроуровне.

Функционирование рыночного механизма определяет и пределы

государственного вмешательства в экономику: задача государственного

регулирования заключается в том, чтобы не разрушить механизм самонастройки

рынка.

Первоочередными направлениями социально-экономического развития

Республики Беларусь на 2001-2005 годы являются:

. финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного

баланса и увеличение валютных резервов на основе проведения гибкой

бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики;

. активизация структурной перестройки экономики на основе

совершенствования воспроизводственной, технологической и отраслевой

структуры народно-хозяйственного комплекса; специализация,

кооперирование и интеграция крупных и небольших предприятий;

ускоренное развитие наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и

производств, а также сферы услуг;

. ускорение структурных преобразований на микроуровне,

реструктуризация предприятий и обновление основных фондов;

. государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных

проектов, обеспечивающая повышение уровня конкурентоспособности

экономики республики и ее субъектов хозяйствования;

. внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику,

включая, прежде всего увеличение объемов прямых иностранных

инвестиций, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на

приоритетных направлениях развития экономики;

. ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования

жилищного строительства - системы стройсбережений, стройнакоплений,

ипотечного кредитования;

. расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и

среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного

капитала;

. дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения

труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных

финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси

и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных

образований.

ВЫВОД

К выводам, которым пришел автор, таковы: для социально ориентированной

экономики характерны сильные позиции государства в регулировании

воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная

политика государства направлена по отношению ко всем членам общества.

Регулируются занятость населения, уровень доходов, в отдельных случаях – и

населения, уровень доходов, в отдельных случаях и – цены. При этом

регламентирующие функции государства распространяются не только на

макроуровень хозяйственной деятельности, но и на деятельность субъектов

микроэкономики. Сторонники данной модели утверждают, что абсолютно

“свободный рынок”, рынок без государственного регулирования способен

привести к тем же последствиям, к каким приводит действие централизованно

управляемой системы. Данный тип экономики автор рассмотрел на примере двух

стран: Швеции и Германии.

И, безусловно, для РБ огромное значение имеет зарубежный опыт, но вместе

с тем он не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две

крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социально

ориентированной рыночной экономики в Беларуси:

1) изобретения “своей” модели, полагая, что в мире нет ничего

подобного;

2) попыток слепого заимствования западных моделей экономики.

Жизненность и дееспособность рынка как формы функционирования товарного

производства подтверждена длительным периодом человеческой истории. Такое

его “долголетие” предопределено тем, что в самой сути развитого рынка

содержаться механизмы его саморазвития и саморегулирования. Государство

своей экономической деятельностью лишь дополняет и направляет эти процессы.

До сих пор речь велась о рынке как некой статистической модели. Динамику же

рынка можно понять, лишь изучив механизм его функционирования.

Список используемых источников:

1. Ламеко П. Шведская модель экономической реформы// Белорусский

банковский бюллетень, N2,2001.

2. Гутник В. Германия // МЭ и МО.- 2001.-N8

3. А. С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития

РБ//Экономика. Управление. Право. N2. -2002

4. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.И.

Зеленкевич, Н.В. Черченко и др. ; под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ

“Экоперспектива”, 1996.- 336с.

5. Менеджмент рынок: Германская модель. Учеб. пособие / Под ред. проф.

У. Рора и проф. Долгова. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 480с.

-----------------------

[1] Ламеко П. Шведская модель экономической реформы// Белорусский

банковский бюллетень, N2,2001.-с.46.

[2] Ламеко П. Шведская модель экономической реформы// Белорусский

банковский бюллетень,N2,2001.-с.46.

[3] Ламеко П. Шведская модель экономической реформы//Белорусский Банковский

Бюллетень,N2.-2001.-с.46.

[4] -//-

[5] -//-

[6] -//-

[7] Гутник В. Германия // МЭ и МО.- 2001.-N8.-с.79.

[8] -//-

[9] -//-

[10] Гутник. Германия.//Мировая экономика и международные отношения.-N8.-

2001.-с.82.

[11] -//-

[12] А. С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития

РБ//Экономика. Управление. Право. N2. -2002.-с.6

[13]-//-

[14] -//-

[15] А.С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития

РБ//Экономика. Управление. Право,N2.-2002.-с.6.

[16] А.С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития

РБ//Экономика. Управление. Право,N2.-2002.-с.6

[17] -//-

[18]-//-

[19] А.С. Головачев Анализ и тенденции социально-экономического развития

РБ//Экономика. Управление. Право,N2.-2002.-с.6

[20] -//-

[21] -//-

[22] А.С. Головачев. Анализ и тенденции социально-экономического развития

РБ//Экономика. Управление. Право,N2,2002.-с.6.

[23] А.С. Головачев. Анализ и тенденции социально-экономического развития

РБ//Экономика. Управление. Право,N2,2002.-с.6.

[24] -//-

[25] -//-

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.