реферат скачать
 

Социально-экономические последствия инфляции

рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в

повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной

конвертируемости рубля и расширением валютных прав юридические лица и

граждане активно покупают доллары на рубли. Практически это означает, что

Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для наших

банков. Примерно 20% денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г.

Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета

1995 г. ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в

частности ЕС. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному

изменению) валютному коридору, совершенствование порядка котировки

официального курса рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской

межбанковской валютной биржи служили антиинфляционным якорем.

Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в

декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.)

вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму

свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс

рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике

преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в

условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых

колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по

мере достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с

большей амплитудой колебаний курса рубля, что позволит ослабить

инфляционные ожидания.

Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является

регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля

к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки

колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл. и выше), что характерно для

стран, переживающих экономические и политические трудности. Тем самым

Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для

экономического роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная

программа сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она

должна включать меры против:

а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями

юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;

б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части

экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках,

авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты

налогов в инвалюте и т. д.);

в) «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается

во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов

российских банков; завышении счетов «Ностро» в иностранных банках-

корреспондентах; авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости

за рубежом.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное

регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование

экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной

стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают

пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить

минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим

рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего

развития. Даже в США установлен стратегический минимум золотых резервов,

несмотря на официальную концепцию «доллар лучше золота». В России золото

валютные резервы (сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд. долл. в

конце 1998 г. и 10,8 млрд. в марте 1999 г.) ниже международного стандарта

их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта. К

этому критерию следовало бы добавить и предстоящие платежи по внешнему

долгу (около 18 млрд. долл. в 1999 г.)[14]. Наиболее реальным источником

пополнения золотых резервов России представляется скупка золота

государством у производителей.

В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема

урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных

финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк,

Европейский банк реконструкции и развития и др.) для России. Установленная

этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования

средств Россией снижает возможности использования данного фактора для

оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов,

используемых в основном для финансирования бюджетного дефицита, не

обеспечивает оздоровления экономики.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных

законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов

рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна

из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы

обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для

нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации

законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть

рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у

предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к

правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости

денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо

преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г.

политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм

управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные

методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта.

Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято

официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений

в денежной системе, так как это усиливает недоверие и

«бегство» от рубля к инвалюте.

Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена

на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике,

которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит

крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин;

проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью

превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими

приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными

структурами.

Регулирование инфляции. Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой

дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический спад,

безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует

мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом.

Важно признание необходимости государственного регулирования экономики в

дополнение к рыночным регуляторам.

Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит

экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом

виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в

ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с

кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.

В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г.

преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм

(пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного

регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт

этих двух подходов в деятельности Правительства.

Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в

трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему

экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования.

Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию

экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с

рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России

будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной

экономики.

Заключение

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный

многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее

населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает

практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует

больших сил и материальных затрат.

С начала капиталистической эпохи производства за инфляцией укрепилось

понятие, как о негативном процессе, рождающего социальные катастрофы.

Однако вопреки этой точке зрения в развитых капиталистических странах, в

соответствии с последними достижениями экономической мысли, сознательно

поддерживается необходимый уровень инфляции, что стало возможным в большей

части в силу развития и усовершенствования аппарата и инструментов её

контроля.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по

предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением

неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации

экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и

развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными

экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы

дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по

преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с

политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к

государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и

сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы

как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по

оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-

кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать

многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе

лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости

сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии

требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди

них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование

налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение

ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности,

проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Список использованной литературы

1. «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, изд. «Дело», 1999.

2. «Экономический образ мышления» П. Хейне М., 1998.

3. «Инфляция и антиинфляционная политика в России» /Под ред. Л.Н.

Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000. – 256 с.: ил.

4. «Экономика» П. М. Самуэльсон 1999 г. т.1, гл.15, 19; т.2, гл.36,39.

5. Вестник статистики. - 1999. - № 3-с 60.

6. Известия. – 1998. – 10 сентября.

7. Известия. – 1999. – 24 апреля.

8. Известия. – 2001. – 30 октября.

9. Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г.

10. Финансовые известия. – 2001. – 3 июля.

11. «Основы экономической теории» М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков М.: Экономика,

1998 г.

12. Учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А.С. Булатова, изд.

«Бек» М. 2000 г.

14. Российский экономический журнал. - 2000. - № 5.

Приложение *

Таблица 1.

Передовые страны: дефляторы ВНП и потребительские цены

| |В среднем | |IV |

| | | |квартал[15]|

| |1981-|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |

| |90 | | | | | | | | |

|Азия |7.1 |8.3 |7.6 |10.7 |15.9 |12.8 |8.2 |4.8 |8.0 |

|Афганистан |… |… |… |… |… |… |… |… |… |

|Бангладеш |10.3 |6.3 |3.5 |3.1 |6.3 |7.7 |4.5 |4.8 |7.9 |

|Бутан |9.1 |13.3 |16.0 |8.9 |8.1 |10.7 |7.0 |7.0 |7.0 |

|Бруней-Дарусс|… |1.6 |1.3 |4.3 |2.4 |6.0 |2.0 |1.7 |— |

|алам | | | | | | | | | |

|Камбоджа |… |197.0|75.0 |114.3|-0.5 |7.7 |6.8 |8.0 |14.8 |

|Китай |6.9 |3.6 |6.4 |14.7 |24.3 |16.7 |8.4 |2.8 |-0.8 |

|Фиджи |7.1 |6.1 |8.2 |6.5 |4.9 |5.2 |0.6 |— |2.2 |

|Индия |8.9 |13.9 |11.8 |6.4 |10.2 |10.2 |9.0 |7.2 |13.0 |

|Индонезия |8.6 |9.4 |7.5 |9.7 |8.5 |9.4 |7.9 |6.6 |59.6 |

|Лаос |43.1 |13.4 |9.8 |6.3 |6.8 |19.4 |13.0 |19.3 |81.0 |

|Малайзия |3.2 |2.6 |4.7 |3.5 |3.7 |3.4 |3.5 |2.7 |5.3 |

|Мальдивская |4.8 |14.7 |16.8 |20.1 |3.4 |5.5 |6.2 |7.2 |5.0 |

|респ. | | | | | | | | | |

|Маршалловы |… |4.0 |10.3 |5.0 |5.6 |8.3 |9.6 |4.8 |4.0 |

|острова | | | | | | | | | |

|Мьянма |12.3 |29.1 |22.3 |33.6 |22.4 |28.9 |20.0 |10.0 |10.0 |

|Непал |9.3 |19.3 |5.9 |9.1 |8.7 |9.2 |1.7 |10.1 |9.0 |

|Пакистан |6.9 |11.6 |3.6 |9.8 |11.3 |12.4 |10.3 |12.5 |7.8 |

|Папа Новая |5.8 |7.0 |4.3 |5.0 |2.9 |17.3 |11.6 |3.9 |13.5 |

|Гвинея | | | | | | | | | |

|Филиппины |-9.2 |18.7 |9.0 |7.6 |9.1 |8.1 |8.4 |6.0 |9.7 |

|Самоа |6.4 |-1.8 |9.0 |1.7 |12.1 |-2.9 |5.4 |6.9 |2.2 |

|Соломоновы |11.8 |10.8 |9.2 |9.2 |13.3 |9.6 |12.1 |8.1 |8.0 |

|острова | | | | | | | | | |

|Шри-Ланка |12.2 |12.2 |11.4 |11.7 |8.4 |7.7 |15.9 |9.6 |5.0 |

|Таиланд |4.4 |5.7 |4.1 |3.4 |5.1 |5.8 |5.9 |5.6 |8.1 |

|Тонга |10.4 |13.5 |8.7 |3.1 |2.4 |0.3 |2.8 |1.8 |2.9 |

|Вьетнам |130.7|84.4 |37.8 |8.4 |9.4 |17.0 |5.8 |3.2 |7.7 |

|Средний |19.2 |28.0 |25.1 |25.3 |31.4 |35.6 |24.2 |23.1 |23.6 |

|восток и | | | | | | | | | |

|Европа | | | | | | | | | |

|Бахрейн |1.9 |1.0 |… |2.1 |0.4 |3.1 |-0.2 |1.0 |-0.2 |

|Кипр |4.9 |5.0 |6.5 |4.9 |4.7 |2.6 |3.0 |3.6 |2.2 |

|Египет |17.4 |19.5 |21.1 |11.2 |9.0 |9.4 |7.0 |6.2 |3.8 |

|Иран |18.4 |20.7 |24.4 |22.9 |35.2 |49.4 |23.1 |17.3 |22.0 |

|Ирак |21.5 |263.8|12.8 |68.0 |44.7 |208.4|34.5 |45.0 |45.0 |

|Иордания |7.3 |8.2 |4.0 |3.3 |3.5 |2.4 |6.5 |3.0 |4.5 |

|Кувейт |3.8 |9.1 |-0.5 |0.4 |2.5 |2.7 |3.6 |0.7 |0.5 |

|Ливан |7.5 |11.7 |18.0 |23.0 |17.0 |10.0 |7.0 |6.0 |5.0 |

|Мальта |2.2 |2.6 |1.8 |4.0 |4.1 |4.0 |2.4 |3.1 |2.4 |

|Оман |1.8 |4.6 |1.0 |1.1 |-0.7 |-1.1 |0.3 |-0.8 |-0.9 |

|Катар |3.6 |4.4 |3.1 |-0.9 |1.3 |3.0 |2.5 |2.6 |2.6 |

-----------------------

[1] Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье. М.

1980 г. с.116.

2 В учебнике по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова я

столкнулся с таким названием инфляции предложения, как инфляция издержек.

с. 385.

3 Учебник по курсу «Экономическая теория» под ред. А. С. Булатова. изд.

«Бек» М. 1998г. с.388.

[2] Несмотря на то, что первоначально кривая Филлипса относилась к

взаимосвязи между темпами роста заработной платы и уровнем безработицы,

название позже было распространено на все кривые, относящиеся к инфляции и

безработице.

[3] «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи стр.602

[4] Вестник статистики. - 1999. - № 3. -'С. 60.

[5] Известия. - 1998. - 10 сентября.

8Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г.

[6] Денежный агрегат М2 увеличился с 361,2 млрд. руб. в январе до 448,3

млрд. руб. в декабре 1998 г. В январе 1999 г. рост денежной массы

замедлился, а в феврале возрос до 463,9 млрд. руб., в июне до 567,7 млрд.

руб.

[7] Например, П. И. Родионов («Газпром») предложил своеобразную

параллельную валюту в форме товарных газовых облигаций. См.: Известия. –

1999. – 24 апреля. – С. 3.

11 Денежный агрегат увеличился на 65% с августа 1998 г. по 1 июля 1999 г.

(с 343,6 млрд. руб. до 657,7 млрд. руб.).

[8] Известия. – 2001г. – 30 октября. – С. 1.

[9] Финансовые известия. – 2001г. – 3 июля.

[10] Известия. – 1998. – 30 октября.

[11] Данные относительно IV квартала предыдущего года

[12] Данные за 1991 относятся только к западной Германии

[13] Данные за 1991 относятся только к западной Германии, кроме того

используется обновлённый ИПЦ для объединённой Германии, введённый в

сентябре 1995 г.

[14] Потребительские цены не включают проценты по закладным

-----------------------

Рис. 4

Рис. 3

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.