реферат скачать
 

Социально-экономические последствия инфляции

неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а

главное - застой в экономике и инвестициях.

Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика

усугубила экономический спад, разрушение производственного и научного

потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди

174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов

государства, но и способов перераспределения национального дохода в

интересах большинства народа, а не привилегированной кучки[7]. Валютно-

финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в

августе 1998 г, Обнажил эфемерность официально объявленной финансовой

стабилизации и победы над инфляцией, вызвал глубокие экономические и

социальные потрясения. В их числе: замораживание выплат по внутренним и

внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и

финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках,

кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или

прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение

темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на

потребительском рынке. Следствием разбалансированности экономики и

политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до

84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале -

4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением

платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных

доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997

г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов

относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь

месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%. Но не

смотря на то, что в 2000 году инфляция составила 20,2%[8] не стоит считать,

что инфляция побеждена и находится под контролем. Для сдерживания инфляции

необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом

многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией

воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами.

3.2. Антиинфляционная модель для России.

Цель предлагаемой антиинфляционной модели - не подавление инфляции

любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и

государственными методами) в интересах подъема национального производства и

экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима

небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым

стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой

научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких

критериев вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится

согласованный низкий уровень инфляции.

Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения

поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить

«дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

3.2.1. Общеэкономические меры.

1. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной,

налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных

рыночных отношений.

2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с

подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального

производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной,

банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная

модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее

стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат

обеспечением рубля.

3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса

инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств

на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования

свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного

сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.

«Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли

государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее

выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки

инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на

Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для

стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и

частные инвестиции.

Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась

Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений

населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм

перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности,

путем налогового регулирования.

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых»

капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным

каналам. Для этого необходимы решительные меры.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций

для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный

приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых,

иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из

боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-

третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции

в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции

(80% иностранных инвестиций в первом полугодии 1998 г.) в государственные и

корпоративные ценные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во

время кризиса в России в августе 1998 г.

Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия

зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечение

прямых иностранных инвестиций, но в 1998 г. и 1999 г. (оценка) их ежегодный

объем составил 3-4 млрд. долл., или 63% к 1997 г. Общий объем накопленных

прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл. в январе 1999 г.

3.2.2. Сдерживание финансовых факторов инфляции.

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление

бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления

бюджетного кризиса в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов

в зависимости от реального наступления доходов распространяется на

незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку,

здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для

погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

• нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная

«черная касса»);

• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной

ликвидности;

• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует

строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс

необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного Дефицита, хотя

формально за счет секвестирования он доведен До уровня (3,5% ВВП в 1997 г.,

3,2% в 1998 г.), приемлемого Международным валютным фондом для

предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его

покрытия без инфляционных последствий.

В сложившейся ситуации в конце 1998 г. стал неизбежным возврат к

эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита, которая официально не

практиковалась с 1995 г. по ноябрь 1998 г. В 1994 г. кредиты Центрального

банка РФ Министерству финансов РФ из 10% годовых покрывали 50% бюджетного

дефицита. Возобновление выпуска денег в порядке кредитования государства с

ноября 1998 г. чревато усилением инфляции, если не будет соблюдаться

установленный лимит эмиссии и принцип возвратности этих кредитов[9].

Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать

экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии

к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от

реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая

политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую»

экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на

фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому

опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его

усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение

налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой

собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные

налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение

от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового

законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание

Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) и ужесточение контроля за сборщиками

налогов. В этой связи взятый с конца 1998 г. курс на перераспределение

налогового бремени необходимо дополнить эффективным механизмом

ответственности налогоплательщиков.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики

является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего

экономическому подъему. Сумма неплатежей в экономике (1,5 трлн. руб. в

октябре 1998 г.) в четыре раза превысила денежный агрегат М; (365,8 млрд.

руб.), в 1999 г. (июнь) - в 2,6 раза, хотя неплатежи составили 1,49 трлн.

руб. (45% обязательств предприятий и организаций).

Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных

расчетов, то это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип

государственной монополии на выпуск денег и создаст источник

неконтролируемой денежной эмиссии[10].

3.2.3. Регулирование денежных факторов инфляции.

1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи

опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму,

хотя их причины коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом

проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы

ошибочно отвергать роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому

антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и

скорости их обращения.

Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам

монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по

коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП

рублевой массой (М2/ВВП):

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии,

очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и

рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей

хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 г.

Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что

важно для повышения монетизации ВВП и ликвидности экономики[11].

Характерное для кризисной ситуации повышение экономической роли золота

проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию денег под прирост

официальных золотых резервов, но и в выпуске в 1999 г. золотых

сертификатов, червонцев, пятикопеечных монет по 6 г 583-й пробы.

Следовательно, практика лишний раз подтвердила, что золото не просто ценное

сырье, а валютный металл, используемый для государственной и частной

тезаврации. По некоторым оценкам, на руках у населения России сосредоточено

7 т золота. За 1998 г. коммерческие банки продали 500 кг золотых

слитков[12].

Но это не дает основания для внеисторических проектов восстановления в

России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь

идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы

доллару может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к

рублю и банковским вкладам.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной

массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30

- 40% против 5 - 10% в развитых западных странах). Снижению потребности

оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных

платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата

заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.

3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию

скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее

равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и

внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах

анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

3.2.4 Оздоровление банковской системы.

Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии

экономического роста политики является санация и реструктуризация

банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом.

«Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО-ОФЗ, парализовало с

августа 1998 г. деятельность крупных банков, что привело к кризису

неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои

рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные средства банков

хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на

Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки фактически

оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до 1,4 тыс. в

середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних банков, у

которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.

Кризис банковской системы выявил ее узкие места:

1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и

безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции,

разбазаривая средства вкладчиков;

2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими

банками;

3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении процедуры

банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных

управляющих и др.).

Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял

меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда

обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались

менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по

реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и

стабилизации.

3.2.5. Регулирование цен и заработной платы.

Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной

антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под

влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и

цен. Предприятия монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать

производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.

Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен

недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости

динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже

при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике

при кризисной ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен

государственным в виде лимитирования их роста. Характерно, что в условиях

валютно-финансового кризиса в отдельных регионах России были попытки

ограничить в пределах 10 - 20% рост цен во время паники на потребительском

рынке (за август - сентябрь 1998 г. цены выросли на 43,5%).

Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс.

Российский рынок цепных бумаг бурно развивался и по количественным

показателям приближался к статусу развитого рынка. По итогам 1996 г. и

первому полугодию 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению

курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Российской торговой

системы (РТС) повысился с 200 до 400 пунктов, за первое полугодие 1997 г.

объем капитализации достиг 80 млрд. долл., а торги - 100 млн. долл. в

отдельные дни (без сделок, заключенных вне РТС)[13].

Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада,

продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. В частности, угрозу

представляла пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы.

Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для

покрытия бюджетного дефицита, как это принято в мировой практике. Но

выплата высоких доходов по ним «съедала» 1/3

бюджетных расходов в конце 1998 г. - начале 1999 г. Чрезмерный рост сектора

государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным

последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций (евробондов) на мировой

финансовый рынок позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не

было обеспечено эффективное использование этих валютных заимствований (не

для латания бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их

погашения усугубили кризис фондового рынка.

Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и

его внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной

монополии, интеграция России в мировую экономику - все это открыло шлюзы

внешних факторов инфляции, которые переплелись с внутренними. Индекс

открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в

США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры

мировых рынков.

Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного

роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.