реферат скачать
 

Социально-экономические последствия безработицы и пути их преодоления

существует только фрикционная и ограниченная структурная безработица. В

России массовая безработица порождается трансформационным экономическим

кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной

экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный

характер. Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь

следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако

по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее

участие государства. Успех реформ в России в решающей мере зависит оттого,

сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных

связей, эффективно найти свое место в системе международного разделения

труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком

развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить

конкурентоспособную продукцию. Конкурентоспособную и на мировых рынках, и,

тем более, на своем собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на

искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки

в виде взвинченных таможенных, лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря,

путь к подлинной экономической стабилизации и, в частности, к

предотвращению условий появления массовой безработицы лежит через повышение

производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию

численности персонала. Среди конкретных причин, обусловливающих

сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить

следующие: Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской

экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в

том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже

давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с

аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было

занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала

тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,

препятствовало росту производительности труда. С другой стороны,

необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки

производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности

производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало

искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда,

способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников,

подавлению у них стимула к лучшей работе, подавлению у них стимула к

лучей работе. Одним словом, долгие годы существовала устойчивая и весьма

массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко

и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело

- частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате

их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников,

т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в

том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам

хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс

людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как

сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования

предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не

могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее

ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально

приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется

предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или

юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и

осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые

собственники рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу освобождения

от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий

безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как

возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть

свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и

зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не

может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся

бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих,

и, в конечном счете, - кризисом неплатежей по всем технологическим

цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие

предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не

может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор,

питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются

глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только

микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и

макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех

отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой

рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей,

продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для

экономики которой характерны глубокие диспропорции, такая перестройка

породит массовую структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших

условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы.

Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими

союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между

Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение

предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции,

что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для

бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно

гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит

весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем

более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на

практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что

на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах

концентрации военных заводов.

1.4 Социально-экономические последствия безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно.

Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с

проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых

глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить

большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования

структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств.

Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать

массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы,

которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение

"разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде

количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а

социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный

характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного

воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных

параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной

обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие

несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень

безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России

значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность

детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий

безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к

специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и

оценки последствий безработицы.

Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб

или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного

времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые

затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление

социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России,

поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути

выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального,

экономического и политического развития страны на современном этапе.

Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной

сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и

копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное

логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также

использование адаптированных методов исследования социально-экономических

последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой

взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых

с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к

труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На

волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории

человечества политические режимы (примером может служить приход к

власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий

безработицы служит основанием для включения в число основных

макроэкономических функций государства политики регулирования ранка

труда и стабилизации занятости.

1.5 Пути преодоления безработицы.

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой

руководствуется правительство конкретной страны.

Современные мальтуазианцы предлагают поддерживать стабильность на

рынке труда с помощью государственной политике ограничения

рождаемости.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой

заработной плате, предлагают:

( содействовать снижению заработной платы;

( разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они

добиваются, оборачивается ростом безработицы.

( государству трудоустраивать работников, претендующих на

невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки

заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками.

Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже

при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Кейсианские программы борьбы с безработицей предполагают

использование двух блоков мероприятий (см. схему).

| Тактические методы |Стратегические мероприятия |

|Организация |Государственные заказы |Снижение учётной |

|государством |частному сектору |ставки процента |

|общественных работ | | |

Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном

периоде, когда положительные сдвиги в экономике ещё не ощущаются.

Его содержанием становятся общественные работы, которые должно

организовать и оплатить государство за счёт своего бюджета.

Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования

производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог,

больниц и т.д.). Главное – занять население во имя социальной

стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского

спроса со стороны работников.

Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных

оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие

- потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной

массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага:

государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за

счёт увеличения государственных расходов (возможно при и росте

дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить

государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть

хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам

значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в

действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая

их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и

соответственно рассасывает безработицу.

Кейсианские программы успешно применялись после второй мировой

войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли

естественные объективные трудности для их претворения в жизнь.

Источниками финансирования этих программ всегда был государственный

бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно

разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведёт к

дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста

товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции

инвестиционный спрос снижается.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы,

которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса.

Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду.

Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей

название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в

условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне

инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно

уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях

государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что,

безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует

здоровую денежную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи

эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого

производства, разоряет производителей, продукция которых не

отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок

выполняет постепенно, но в условиях циклического спада

производства банкротства приобретают массовый характер. После этой

суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и

адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми

товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую

силу.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ

приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что

ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные

формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше,

когда страна быстро справляется с трудностями экономического

кризиса. Но в условиях России последовательное использование

монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада

и безработицы, специфические для стран, переходящей от

административно-командной системы к рыночной.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России

является снятие административных, правовых и экономических ограничений,

препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института

прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной

собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости

населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых

рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на

др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных

массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке

сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости

населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские

хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным

специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий

день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение

ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Глава II. Проблемы безработицы в России

2.1 Экономические реформы и рынок труда

Важнейшей компонентой рыночной экономики выступает рынок труда.

Развитый рынок труда позволяет наиболее полно и эффективно использовать

вещественный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать

сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать проблемы

безработицы.

Рынок труда в России в настоящее время характеризуется следующими

явлениями:

- быстрым сокращением численности экономически активного населения;

- сдвигами в структуре занятости – ее перераспределением в сферу услуг,

где работает более половины занятых, и частный сектор – 37% занятых. Вне

госсектора работает 63% занятых;

- высокой концентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67%

всех занятых);

- высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий и

приемов на работу к среднегодовой численности занятых превышает 30%. Но

при этом миграция по трудовым мотивам низкая – 20% всех мигрантов);

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.