реферат скачать
 

Социальная политика государства в переходной экономике

комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка

требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится

прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности

питания, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление

расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной

сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни,

здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения

необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств;

разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного

регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную

переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие

жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными

приоритетами) являются:

- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

- обеспечение занятости населения, повышение качества и

конкурентоспособности рабочей силы;

- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной

защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и

социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности

населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение

социальной инфраструктуры.

Эти цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди

первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем

задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование

системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных

нормативов); законодательное закрепление порядка определения и

использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики

его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение

минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до

уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр

системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого

их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав

граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования

системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого

экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство

экономика больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение

потребностей человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого

социального развития, заметного улучшения материального положения населения

и всего комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в

социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает

выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому при

разработке социальных приоритетов следует учесть потребности регионов в

бюджетных трансфертах.

Необходима разработка региональных программ занятости, социальной

защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит

сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

В региональной социальной политике основное внимание должно быть

уделено следующим проблемам:

- выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых

расходов;

- поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

- адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время

регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так,

среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля,

используемая для материальной поддержки безработных.

Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является

резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и

богатых; кроме того существенно изменилась структура бедных слоев

населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория ''новых

бедных'' трудоспособных людей, которые готовы работать, но не могут

заработать достаточно средств для содержания семьи. Государственное

регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и

усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым

группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на

оплату жилищно-коммунальных услуг. Проводимая в России жилищно-коммунальная

реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот

только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. В ходе

проведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление

уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудового вклада

каждого человека, усилить адресный характер социальной помощи. Численность

лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации,

достигает 100 млн. человек.[3] Поэтому при значительных бюджетных

средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до

каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть

бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут

достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна

заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего

благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и

предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для

отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До

настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда,

соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют

экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по

охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на

производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за

соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и

в госсекторе, где резко растет производственный травматизм. Основы

законодательства РФ об охране труда не дают необходимых гарантий

ра6отающим. Этот документ не предусматривает социальной защиты от

профессиональных рисков, не обязывает работодателей соблюдать правила

техники безопасности и гигиены труда.

Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении

ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда. Должен

быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций

работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей

достижению высокого уровня его безопасности. Внедряемый при этом

экономический механизм будет выполнять две функции: наказания работодателя

за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощрения

его при существенном улучшении этих показателей.

Социальная защита работников не может ограничиваться только

регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости

хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с

учетом демографической нагрузки увольняемого. Это относится и к системе

социальных выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим за внуками,

необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за

престарелыми и инвалидами.

В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия,

выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются

безадресно, без учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти

пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не

гарантируют необходимой социальной защиты.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных

выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому

человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу

которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в

ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать

установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех

групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за

счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в

Великобритании, Швеции и в других странах).

Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по

нескольким направлениям. При определении размеров социальных пособий

целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального

размера оплаты труда и учитывать при назначении пособий, выплачиваемых в

порядке социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход. Следует

законодательно закрепить право на получение только одного вида социальной

помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям и

компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, будет

развиваться система денежной и натуральной помощи малообеспеченным на

уровне субъектов РФ.

Размеры такой помощи намечается определять, учитывая сложившийся в регионе

среднедушевой доход семьи, прожиточный минимум и демографическую ситуацию.

Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по

нуждаемости, предварительно опробовав ее в трех субъектах Российской

Федерации, где высок уровень бедности. Важную роль при многообразии форм

собственности и хозяйствования должна играть социальная защита основных

прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой

социально незащищенных групп населения государственных гарантий в

определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства

населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение,

продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков,

регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех

наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования

предприятий и организаций.

В рамках социальной политики особое место занимает политика в области

образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется

противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить

конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и

высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть

государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент

учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава,

развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом,

образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора

социально-экономического развития России. В то же время реформы в сфере

образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического

объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе

гарантированное бесплатное, образование в пределах государственных

образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в

соответствии с законодательством; содействовать развитию сети

образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и

видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем);

повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в

выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы,

научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания

заслуживают вопросы дальнейшего развития высшего и послевузовского

образования, что связано в первую очередь с введением платы за обучение при

равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы

возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного

финансирования будут ограничены продолжающимся снижением жизненного уровня

населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством

подготовки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости

диплома. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочного

обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а возможности

кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в

условиях экономического кризиса. Поэтому необходима разработка новой модели

финансирования высшей школы.

Прежде всего, следует образовать федеральный внебюджетный фонд высшей

школы для финансирования прежде всего вузов, готовящих специалистов для

фундаментальных наук. Размеры (абсолютные и относительные) этого фонда

следует устанавливать в первоочередном порядке до утверждения других статей

бюджета. Такой порядок исключит возможность исполнительных властей

маневрировать ресурсами, направляемыми в высшую школу, урезать расходы на

высшее образование в связи с изменением бюджетных приоритетов.

Создание федерального внебюджетного фонда особенно важно потому, что в

последние годы сократился приток специалистов в науку. За счет данного

фонда может осуществляться контрактная подготовка студентов и аспирантов

для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными

исследованиями. Контрактная подготовка даст возможность в известной мере

решить и проблему повышения заработной платы.

Кроме того, следует придать вузам статус некоммерческих организаций, что

предполагает освобождение их от всех видов налогов, сборов и пошлин,

предоставление в распоряжение вузов всей валютной выручки от их

внешнеэкономической деятельности. В вечное пользование без права отчуждения

вузам необходимо передать землю и другие ресурсы территории, на которой они

расположены.

Наиболее гибким способом направления бюджетных средств для высшей школы

является образовательный ваучер, предполагающий предоставление кредита на

получение высшего образования. Система централизованного кредитования

получения студентами высшего образования может быть разнообразной:

безвозвратный кредит, льготный кредит, возвратный кредит.

Коммерциализацию высшего образования следует проводить наряду с

обеспечением государственных гарантий его получения, в сочетании с

развитием негосударственных учебных заведений. При создании новых вузов

допустимы любые формы собственности, но существующие институты

приватизировать нецелесообразно.

Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении

статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и

моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет

запрещена приватизация учебных заведений. Необходимо предусмотреть, чтобы

для строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными

органами бесплатно на приоритетной основе.

Коммерциализация системы высшего образования может осуществляться путем

передачи функций владения и использования вузовской инфраструктуры через

арендно-лизинговые отношения. При этом государство продолжает оставаться

собственником этой вузовской инфраструктуры, а вузы получают финансовую и

экономическую самостоятельность. Чтобы исключить возможность вмешательства

властных структур в деятельность вузов и сохранить их автономию,

целесообразно создавать независимые от правительства экспертные советы по

высшей школе, которые имели бы право самостоятельно расходовать

направляемые на развитие и функционирование высшей школы средства.

Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с

осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются:

децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы

отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от

жесткой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка

медицинских услуг; введение многоканальности финансирования; финансирование

основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством

осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических

стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг;

государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в

области медицины на конкурсной основе. Соблюдение конституционных гарантий

по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-

эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных

и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:

- устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет

изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

- приоритетность в государственной и муниципальной системах

здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и

смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа

жизни;

- повышение эффективности использования финансовых, материальных и

кадровых ресурсов здравоохранения;

- защиту права пациента на получение своевременной и качественной

медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов

усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского

обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации,

оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и

осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены

от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на

развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы

здравоохранения является разграничение функций центра и регионов.

Целесообразно, чтобы и в дальнейшем на федеральном уровне решались многие

вопросы организации и финансирования здравоохранения. Но федеральным

органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государственного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.