реферат скачать
 

Социальная политика государства

получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом

принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не

имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер

потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. эти

выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноком

матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание

детей в детских учреждениях, в школах - интернатах. Размер такой дотации

зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их

часть, выступает в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно

в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной

сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода

“дополнительные” доходы : они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя

распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры

индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями

общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части

государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те,

которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности.

Например, за бесплатной медицинской помощью обращаются те, кто чаще и

серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами

школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Но, чрезмерно активное вмешательство государства в

перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению

деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в

целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании

доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной

напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению

производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов

вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе

связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной

справедливостью. Это противоречие, по одному из мнений, лежит в сфере

соприкосновения экономической и духовной сфер жизнидеятельности человека,

каждая из которых развивается по своим законам, но тем не менее тесно

взаимосвязанных. При всей однотипности экономических законов в странах с

рыночной организацией хозяйства экономические процессы в них развиваются на

базе специфических для каждой страны духовных, нравственных устоев

общества, национальных традиций, исторических особенностей, формирующих

особые мотивы хозяйственного поведения. Так, чрезвычайно высокие ставки

налогов, взымаемых с доходов частных лиц и прибылей корпораций в Швеции,

являются например неприемлемыми для США, их введение могло бы привести

американскую экономику к катастрофе.

Следовательно, масштабы перераспределительных процессов в различных

странах неодинаковы, но, по общему признанию, они особо велики в Швеции.

Так, если взять распределение дохода по факторам производства в этой стране

и сгруппировать домашние хозяйства в 10 групп ( т.е. по 10% населения ), то

получится следующая картина : валовой доход домашнего хозяйства в высшем

10%-м классе будет примерно в 100 раз больше, чем у низших 10% населения.

Но если взять располагаемый доход ( т.е. доход после уплаты налогов и

получения трансфертных выплат ), то разница между высшей и низшей группой

домашних хозяйств составит значительно меньшую величину : превышение уже

будет не в 100 раз, а всего в 4 раза. Таковы масштабы перераспределения,

которые нередко и у шведских экономистов вызывают определенные сомнения :

так, по проведенным в Швеции исследованиям, сокращение различий в

заработной плате ( после уплаты налогов ) во многом способствовало снижению

динамичности рынка труда.

Необходимо отметить, что уровень экономического развития страны

определяет уровень и масштабы потребления, а, значит, во многом и условия

формирования потребностей людей.

При этом надо сказать, что система социальной защиты не определяется

только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен

в общественное производство ( учащиеся, пенсионеры, инвалиды ). Она

включает в себя защиту и лиц, участвующих в общественном производстве и

прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через

регламентирование в законодательной форме труда ( продолжительность рабочей

недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охраны труда и

др. ) и его оплаты (установление минимальных ставок заработной платы и др.

), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнение.

Эта сторона системы социальной защиты также определяется уровнем

экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем

общественного самосознания.

Дальнейшее развитие социальной политики в условиях рыночной экономики

с социальной ориентацией характеризуется ее перерастанием в общественно -

преобразующую политику, пытающуюся охватить все социальные группы и имеющую

цель обеспечить выравнивание имущественных различий, различий в доходах и в

возможностях начала деловой деятельности. В рамках этой социальной политики

были проведены мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий,

укрепления семьи и совершенствования системы образования. Новые импульсы

получила политика, отражающая интересы среднего слоя, молодежи, женщин и

престарелых. Политика в интересах иностранных рабочих по найму, учет

имеющихся проблем, связанных с адаптацией в трудовом окружении и в

общественной жизни, требуют осуществления дальнейших мер в рамках

квалифицированной помощи. При этом должны учитываться социальные проблемы,

характерные как для стран из которой прибыл рабочий, так и для страны, где

ему предоставляется работа.

В прошлом государственная социальная политика проводилась главным

образом по принципу удовлетворения потребностей одновременно многих групп

населения ( по принципу “линейки” ). Это не в последнею очередь объяснилось

тем, что отсутствовала конкретная информация о проблемах и реальностях

общественной жизни и современного мира труда, что в сою очередь тормозило

процесс приятия решений государством в этой области. В прошлом

отсутствовала конкретная информация о структуре рабочих мест и занятости,

об условиях труда ; не было также подробной информации о распределении

капитала, отсутствовали данные о малообеспеченных слоях населения, о

невысоком уровне пенсионного страхования. Усилия, направленные на

обеспечение большей обозримости процессов в области социальной политики,

привели к созданию эффективных статистических данных и эффективных

информационных систем, призванных повышать эффективность социальной

политики и способствовать стабилизации социального обеспечения. С помощью

анализа объединенных данных, а также путем издания отчетов ( например,

отчет о методах регулирования уровня пенсии ) предпринимаются попытки

повысить эффективность социальной политики, обеспечить возможность ее

регулирования и возможность контроля за ней . этим путем следует идти и в

дальнейшем.

Социальная политика не является изобретением капитализма для подкупа

рабочего класса. Проведение социально - политических мероприятий признается

необходимым во всех общественно - политических системах. Международная

организация труда ( МОТ ), которой в 1999 году будут 80 лет, внесла своими

конвенциями существенный вклад в оформление социально ориентированных

рыночных экономик и их социальную политику.

Социальные последствия экономических и технических перемен, к

примеру, представляют собой проблемы, требующие обсуждения независимо от

общественного устройства стран. Это относится как к анализу причин

нежелательных процессов, так и к эффективности использования средств,

направленных на предотвращение, сдерживание и устранение последствий.

Нарушение экономического равновесия, социальные диспропорции, групповая или

профессиональная потребность в защите могут появиться в любой динамически

развивающейся стране. Здесь по-прежнему остается пространство для

межгосударственного сотрудничества и облика опытом, т.е. формирования

международной социальной политики.

В России для определения бедности отдается предпочтение расчету

прожиточного минимума. Нормативно- статистический метод его расчета,

используемый в настоящее время, предполагает оценку составляющих

нормативного набора продуктов питания по средним ценам покупки, а затраты

на непродовольственные товары, услуги и т.д. определяется по их фактической

доле в общих расходах 10% наименее обеспеченных семей. Считается, что объем

и структура расходов прожиточного минимума дают возможность удовлетворить

необходимые потребности различных категорий населения при минимальных

затрат.

Теоретически прожиточный минимум является чертой, ниже которой

государство не должно допускать снижение жизненного уровня своих граждан,

обеспечивая им материальную поддержку. Поэтому самое сложное - примирить в

его величине и наборе компонентов требованья научной обоснованности,

ресурсной обеспеченности и социальной допустимости. В сегодняшней социально

- экономической ситуации указанные принципы находятся в весьма заметном

противоречии друг с другом.

Что касается финансовых возможностей государства, то оно не может

гарантировать всем даже этот усеченный физиологический минимум, быстро

растущий в связи с инфляцией. Финансовые ограничения являются самым

серьезным препятствием к формированию эффективной системы социальной защиты

населения.

Удовлетворение таких социокультурных потребностей, как образование,

поддержание здоровья, обеспечение отдыха и проведение досуга, стало в

условиях разрушения института общественных фондов потребления

проблематичным для большей части населения, не говоря уже о

малообеспеченных. Казалось бы, переход ко всеобщей платности должен был

заставить включить затраты на такого рода потребности в набор услуг

прожиточного минимума, но экономически возможности государства не позволяют

этого. Сиюминуточный результат - обострение криминальной обстановки,

долговременные последствия - снижение образовательного уровня населения,

ухудшение его здоровья и разрушение системы культурных ценностей. Поэтому

приходится констатировать, что использование в качестве точки отсчета

физиологического прожиточного минимума свидетельствует не о приверженности

теоретической концепции абсолютной бедности, а о тревожных экономических

реалиях.

Между тем и с позиции индивида и с точки зрения общества в целом

большое значение имеет улучшение благосостояния по сравнению с

предшествующими периодами, нежели с показателями уровня жизни верхних слоев

населения. Фактор неравенства внутренне присущ любому из существующих

социально - экономических устройств. Поэтому усиление подоходной

дифференциации или увеличение имущественного расслоения нельзя однозначно

отождествлять с падением уровня жизни низкодоходных групп населения.

Несмотря на постоянный рост стоимости прожиточного минимума

численность населения с доходами ниже этого уровня постепенно уменьшается

начиная с 1993 г. Однако для того, чтобы приблизиться к показателю самого

неблагополучного из доперестроечных годов - 1991, долю бедных надо

уменьшить в 2,5 раза ( по отношению к 1989 г. - почти в 10 раз ).

Что касается непосредственно денежных доходов, то для исследования

явления малообеспеченности важен не только их конечный уровень, но и

процесс формирования : из каких составляющих они складываются и в каких

пропорциях. Соотношение заработной платы, доходов от индивидуальности

трудовой или предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, пособий,

льгот, налогов и прочих обязательных платежей имеет важное значение для

понимания реальной ситуации в низкодоходных группах населения.

Показатели душевого денежного или совокупного дохода образуются в

результате внутрисемейного перераспределения и, естественно, зависят от

типа и размера семьи, соотношения в ней работающих и иждивенцев. Однако с

развитием рыночных отношений, в частности фермерского хозяйства и малого

предпринимательства, возможно придется по опыту зарубежных стран переходить

к учету в качестве доходной ячейки домохозяйства, независимо от того,

является ли оно семейным, или его члены объединены только совместным

проживанием.

По результатам обследования 6,5 тыс. семей на шестнадцати территориях

России, проведенного в июле - сентябре 1992 и 1993 г.г., у 20% наименее

обеспеченных семей самодеятельные занятия ( работа по найму,

предпринимательство ) давали более 60% общего дохода, тогда как 40%

покрывались за счет различных видов социального обеспечения. (В США в

настоящее время в семьях, живущих ниже уровня бедности, на зарплату

приходится менее 25% ).

Предпринимательская деятельность была характерна менее чем для 1%

низкодоходных хозяйств и давала всего 0,1% их дохода. Что же касается

индивидуальной трудовой деятельности, то для немногим более 3% ею

занимающиеся она в среднем являлась убыточной. Доход от собственности при

действующей ставке налога на продажу не может быть использован в качестве

источника повышения благосостояния. Он составлял только 0,3% против 7,1%

доходов их других источников, которые имели примерно 23% хозяйств. Сюда

относятся необлагаемые или укрываемые от налогов трансферты, теневая

торговля, незарегистрированная сдача жилой площади в поднаем и т.д. Можно

сказать, что для низкодоходной группы доходы из других источников имели

даже белее важное значение, чем пособия, поскольку последние, хотя их и

получало вдвое большее число семей, по удельному весу в общем доходе были

одинаково незначительны. В доходах домохозяйств, находящиеся ниже уровня

бедности, удельный вес пособий был еще меньше и составлял всего 6,8%. Что

касается соотношения различных социальных выплат, то первое место среди них

занимали по удельному весу пенсии, а на долю дотаций и пособий в сумме

приходилось немногим больше 11%. ( Пособия по безработице в 1992-1993 г.г.

еще не играли существенной роли ).

По данным общероссийского обследования домашних хозяйств, на конец 1993

года около 30% людей трудоспособного возраста, в том

Таблица 1[1]

Динамика показателей пенсионного обеспечения, %

|По |Средний |Средний |Минимальный |Минимальный|

|состоянию|размер |размер |размер пенсии|размер |

|на : |пенсии по |пенсии по |по старости |пенсии по |

| |отношению |отношению к |(учитывая |старости |

| |к среднему|величине |компенсацион-|по |

| |размеру |прожиточного|ные выплаты) |отношению к|

| |зарплаты |минимума |по отношению |минимальной|

| | | |к минимальной|заработной |

| | | |заработной |плате |

| | | |плате | |

|1.01.1991|38 |245 |100 |152 |

|1993г. | | | | |

|1 января |22 |119 |100 |77 |

|1 апреля |31 |133 |100 |77 |

|1 июля |31 |130 |105 |72 |

|1 октября|34 |140 |189 |74 |

|1994г. | | | | |

|1 января |30 |138 |180 |87 |

|1 апреля |32 |126 |235 |73 |

|1 июля |34 |118 |189 |62 |

|1 октября|36 |139 |264 |81 |

|1995г. | | | | |

|1 января |32 |110 |264 |53 |

Таблица 2[2]

Динамика оплаты труда и прожиточного минимума ( ПМ )

работающих.

|Год |Среднемесячная |ПМ работающего |Минимальная |

| |зарплата | |зарплата |

|1994 |тысяч |% к |тысяч |% к |тысяч |% к |

| |рублей |предыду|рублей |предыду|рублей |предыду|

| | |щему | |щему | |щему |

| | |месяцу | |месяцу | |месяцу |

|январь |134,2 |103 |53,1 |110 |14,62 |27,5 |

|февраль |144,7 |108 |61,6 |116 |14,62 |23,7 |

|март |164,8 |114 |67,9 |110 |14,62 |21,5 |

|апрель |175,0 |106 |74,8 |110 |14,62 |19,5 |

|май |192,0 |110 |87,5 |117 |14,62 |16,7 |

|июнь |207 |108 |96,5 |110 |14,62 |15,2 |

|июль |221,0 |106 |103,3 |107 |20,5 |19,8 |

|август |232,8 |106 |101,3 |98 |20,5 |20,2 |

|сентябрь|255,0 |109 |103,8 |103 |20,5 |18,0 |

|октябрь |265,0 |104 |118,5 |114 |20,5 |17,3 |

|ноябрь |281,6 |106 |136,7 |115 |20,5 |15,0 |

|декабрь |355,0 |126 |163,6 |120 |20,5 |12,5 |

числе молодежи и почти 40% детей, живут в условиях бедности. Среди лиц,

принадлежащих к семьям с тремя детьми, доля бедных более чем в 2 раза

превышает среднюю по всему населению.

Конкретные результаты регулирования денежных доходов малообеспеченных

выражается в соответствии их основных характеристик ( см. таб. 1 и 2 ).

Приведенные данные свидетельствуют о некотором росте среднего размера

пенсий по отношению к средней заработной плате. Минимальный размер пенсии

почти не опускался ниже 70% от величины соответствующего прожиточного

минимума. Соотношение рассмотренных показателей свидетельствует, что

материальное положение малоимущих пенсионеров было относительно лучше и

улучшалось быстрее, чем у низкооплачиваемых работающих.

Естественно, что в условиях ограниченных ресурсов социальная политика

направлена в первую очередь на поддержание уровня жизни нетрудоспособных.

Однако нельзя упускать из виду необходимость создания для трудоспособных

благоприятных условий для самообеспечения.

Слабость распределительной политики заключена и в самой системе

назначения социальных выплат, из-за чего нарушается принцип адрисности и

происходит распыление ресурсов. В этом повинно в первую очередь

несовершенное законодательство. Чтобы оценить масштабы необоснованных

расходов, достаточно отметить выплату пенсий в полном размере работающим

пенсионерам, индексацию общего размера пенсии, а не прожиточного минимума в

ее составе, выплату надбавок к пенсиям, компенсации на удорожание товаров

для детей, без учета материального положения семей.

Абсолютный дефицит товаров ( продуктов питания и непродовольственных

) к настоящему времени практически преодолен. В апреле 1994 г. уровень

насыщенности рыночной торговли продовольственными товарами был равен 88% и

возрос по сравнению с 77% в 1993 году.

В целом можно констатировать, что товарное предложение как продуктов

питания, так и промышленных изделий могло бы удовлетворить спрос. Однако

для малообеспеченных слоев населения на перовом месте остаются ограничения

по доходам. Рост цен не позволяет выступать в качестве полноценных

субъектов потребительского рынка. В результате на постоянное недоедание

обречена, например, часть инвалидов. По данным департамента по делам

инвалидов. Минсоцзащиты, 22% одиноких инвалидов не могут не могут

обеспечить себя картофелем, 17% - хлебом, 22% - мясом, 45% - не могут

покупать фрукты1.

Потребление непродовольственных товаров из-за постоянного роста цен

оказалось практически недоступным населению, живущему за чертой бедности.

Если в первые 9 месяцев 1994 г. среднемесячные темпы прироста цен

составляли 8%, то в IV квартале они увеличились до 13%.

Принципиально изменяется ситуация с потреблением услуг. Их оплата в

бюджет прожиточного минимума включает из расчета доли расходов на них у 10%

наименее обеспеченных семей. В этой группе находятся пенсионеры и инвалиды,

имеющие большие льготы по оплате. Но сюда попадают и работающие с низким

уровнем душевого дохода, и безработные, и беженцы. Стоимость же проезда в

городском транспорте за 1994 г. увеличилась в среднем в 10-13 раз, в

поездах дальнего следования и пригородных поездах - в 5-7 раз. В результате

в 1 квартале 1995 г. стоимость месячного единого билета в Москве более чем

втрое превышала минимальную заработную плату.

Плата за жилье возросла в 24 раза, горячее водоснабжение - в 18,

услуги детских- дошкольных учреждений в 3-4 раза.

Обоснованные объективными экономическими причинами, но не оправданные

с человеческой точки зрения различия в условиях реализации доходов

усиливают социальную напряженность.

Учитывая, что даже в странах с развитой рыночной экономикой не более

чем у 10% граждан основным источником доходов являются предпринимательская

деятельность, а остальные - это лица наемного труда и иждивенцы, приходится

констатировать, что у нас трудоспособное низкодоходное население, а тем

более, нетрудоспособные, имеют очень немного шансов самостоятельно улучшить

свое материальное положение.

5. Заключение.

Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не

аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи,

можно доказать следующую теорему :

успешное решение проблем выхода из глубочайшего социально - экономического

кризиса, повышения уровня и качества жизни невозможно без умелого

использования эффективных рыночных механизмов.

Можно привести три аргумента в доказательство этой теоремы.

Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства,

соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей,

являются главным источником роста национального богатства и, следовательно,

увеличения личных доходов работников, массы и доли этого богатства,

выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и

образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем богаче нация, тем

более значительны потоки средств которые она может направлять на социальное

развитие. Убедительны примеры - Германия и Япония, которые от послевоенной

разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь

блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения и качества

жизни населения.

Второй. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства -

не только потребители национального богатства, но и его производители. В

перспективе значимость сферы услуг, в качестве источника общественного

богатства будет нарастать, прежде всего засчет рыночных услуг. Развивая

науку и образование, культуру и здравохранение мы способствуем увеличению

национального богатства - единственного источника роста уровня и качества

жизни.

Третий. Социальная сфера становится все более эффективным полем

приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования,

культуры, искусства в развитых странах растет опережающими темпами,

увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокое

прибыли. В начале 90-х годов продажа видеокассет с США превысила 10 млрд.

долл. в год. Быстро растет рынок программного и мультимедийного продукта,

огромны доходы мощных телерадиокомпаний. Ренессанс искусства, превышение

его в крупнейший экономический ресурс, американский футуролог Джон Нэсбитт

считает одной из десяти глобальных тенденций 90-х годов. Это одна из

характерных черт становится гуманистически - информационной

постиндустриальной цивилизации, которая станет доминирующей в следующем

веке. Десятки миллиардов долларов прибыльного вкладываются в медицину,

здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство

на мировом рынке, потеснив нефть.

На этом фоне мирового прогресса, сложившиеся в России, в связи с

переходом к рынку, тенденции представляются уродливыми и

противоестественными. А именно : обнищание десятков миллионов работающих,

пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу,

сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее

качества для большинства населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом.

Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и

талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается,

скудеет.

Россия может сохранить высокое звание великой державы, одно из

лидирующих мест в мировом сообществе XXI века не путем увеличения добычи и

экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества

своего ВПК ( который теряет одну позицию за другой ). Основа ведущего места

России в мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте

и богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас

сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать,

страна надолго откатится на дальнюю периферию мирового прогресса,

накопленное за тысячелетие российской истории духовного богатства будет

бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально -

экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу

науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения

государственного и частного капитала, перспектива возрождения России и

решения сложнейшего комплекса проблем социального характера будет успешно

решена.

6. Список использованной

литературы.

1. Денисов. Н.

Социальная политика : цели, принципы, механизмы реализации

Экономист, - 1995 г. № 11

2. Концепция социальной политики в России : Из доклада Института

социально - экономических проблем народонаселения РАН

Общественные науки и современность - 1994 г. № 6, стр.

23-31.

3. Курс экономической теории

Под редакцией профессора Чепурина М.Н.

Киров, 1994 г. - Издательство “ АСА “

4. Савченко П.

Социальные приоритеты : проблемы и решения

Экономист - 1995 г., № 5, стр. 58 - 66.

5. Соколинский В., Исалова М.

Экономическая политика (спецкурс).

Лекция № 5. Социальная политика

Российский экономический журнал - 1996 г., № 3,

стр. 98 - 103.

6. Социальная политика : реформа социального страхования Общество

и экономика - 1995 г., № 10 - 11, стр. 49 - 81.

7. Шмидт. Г.

Социальная политика как составная часть социальной рыночной

экономики

Вести Московского университета. Серия 6.

Экономика - 1994г., № 5, стр. 31 - 47.

-----------------------

[1] Айзинова И.М. Малообеспеченность : старые проблемы, новые тенденции //

Проблемы прогнозирования - 1995г., № 6 ,стр.108.

[2] Айзинова И.М. Малообеспеченность : старые проблемы, новые тенденции //

Проблемы прогнозирования - 1995г., № 6 ,стр.108.

-----------------------

Д

о

х

о

д

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.