реферат скачать
 

Ситема показателей национальной экономики

Ситема показателей национальной экономики

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Чебоксарский институт экономики и менеджмента

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курс экономическая теория

На тему: «Система показателей национальной экономики»

Выполнила

студентка группы 1к 060499 СЭ Ул

Кубасова Олеся Валерьевна

Проверил: Уляков В.Н.

Ульяновск

2003

Содержание

Введение 3

1. Система национального счетоводства. 5

1.1. Определение систем национальных счетов. 5

1.2. Значение системы национальных счетов 8

1.3. Методология системы национальных счетов 9

2. Валовой национальный продукт. 16

2.1. Определение ВНП по расходам 17

2.2. Определение ВНП по доходам 20

3. Анализ динамики изменения валового внутреннего продукта. 23

Выводы 33

Литература 35

Введение

Макроэкономические показатели имеют большое значение, так как

позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем

производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно

определяющие функционирование экономики, как в краткосрочной, так и в

долгосрочной перспективе. Макроэкономические показатели служат также

основой для принятия тех или иных политических решений и определения

государственной политики.

Результатом функционирования национальной экономики являются все

товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени,

т. е. национальный продукт.

Показатели объема национального продукта, их динамика являются чутким

барометром, отражающим состояние "здоровья" экономики, показывающим

результативность действий правительства по повышению ее эффективности.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим

системам, существуют разные методы определения объема национального

продукта. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по СНС во

всех отраслях народного хозяйства. В странах с централизованной планово-

регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства,

принято подсчитывать национальный продукт, производимый только в отраслях

материальной сферы.

Для измерения национального в СНС служат различные макроэкономические

показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт

(ВНП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП).

Например, в США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. В

других странах, в том числе и в России, в соответствии с рекомендациями

статистической службы ООН основным показателем является ВВП. Количественные

различия между ВВП и ВНП незначительны.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение основных

макроэкономических показателей, теоретических и законодательных основ и

практики расчета показателей обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение системы

национального счетоводства и методам расчета ВВП, ВНП а также анализ

показателей национальной экономики.

Основными задачами настоящей курсовой работы являются:

- раскрытие понятия системы национального счетоводства, ее

особенностей и значения для национальной экономики;

- рассмотрение понятий основных макроэкономических показателей:

валового национального продукта, валового внутреннего продукта,

национального дохода, чистого национального продукта;

- определение значения системы национального счетоводства и основных

показателей для национальной экономики;

- анализ ВВП, ВНП национальной экономики.

При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее

законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и

дополнениями на 15 августа 2002 года), иное действующее законодательство

РФ, статистические данные, отражающие динамику основных макроэкономических

показателей национальной экономики.

1. Система национального счетоводства.

1.1. Определение систем национальных счетов.

Результатом функционирования национальной экономики являются все товары

и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е.

национальный продукт (НП).

Показатели объема НП, их динамика являются чутким барометром,

отражающим состояние "здоровья" экономики, показывающим результативность

действий правительства по повышению ее эффективности.

В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим

системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с

рыночной экономикой его объем определяется по (СНС) во всех отраслях

народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой

экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято

подсчитывать НП, производимый только в отраслях материальной сферы.

СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об

экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе

общественного воспроизводства.

Она появилась в 40—50-е гг. в наиболее развитых странах в ответ на

потребность органов государственного управления в информации

макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической

политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В

1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмотренную СНС,

которую предстоит внедрить в ближайшие годы большинству стран мира в

качестве международного стандарта.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и

перераспределения НП и НД в данной стране. Посредством национального

счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния

экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации

определить степень достижения целей национальной экономики, выработать

экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов различных

стран.

Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.

Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства

материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления,

армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т. п.

Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде

описывают все экономические операции, все стадии экономического процесса,

все активы и пассивы производственного процесса.

В конце 1992 года была разработана и утверждена Государственная

программа перехода Российской Федерации на принятую в международной

практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной

экономики, содержащая комплекс мероприятий, направленных на пересмотр всей

системы учета и статистики России.

Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях

действия административно-командных методов управления экономикой,

находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного

планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом

наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости

обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Изменения в системе экономических отношений в стране, связанные, в

первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием

негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере,

обусловливают применение новых методов статистического наблюдения, новых

подходов к формированию информационной базы - системы статистических

доказателен, разрабатываемых государственной статистикой, деется в виду

более полное сближение методов формирования статистической информации со

стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных

экономических Организаций. Важным элементом создания новой методологической

основы статистики является переход к международным статистическим

стандартам, которые предполагают внедрение в практику системы национальных

счетов (СНС).

Следует отметить, что система национального счетоводства, внедряемая в

практику российской экономической жизни, основана на методологии

Европейской системы интегрированных экономических счетов, в то же время

российская система национальных счетов, естественно, строится с учетом

специфических особенностей российской экономической системы, которая в

настоящее время находится на этапе перехода к рыночным экономическим

отношениям. Также при построении российской системы национальных счетов в

определенной мере используются и рекомендации Системы национальных счетов

ООН.

Что же такое система национальных счетов (СНС). СНС - это адекватный

рыночной экономике национальный учет, построенный в виде определенного

набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической

деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном

хозяйстве. Основным положением системы национальных счетов является расчет

обобщающих показателей развития различных отраслей в рамках национальной

экономики на различных стадиях воспроизводственных процессов, а также

взаимоувязка этих показателей как между собой, так и во временных

промежутках. При этом каждой воспроизводственной стадии соответствует свой

специальный счет или группа счетов в рамках системы национальных счетов. За

счет подобного методологического подхода создаются предпосылки и условия.

Для анализа движения произведенной в обществе массы товаров и услуг, а

также добавленной стоимости при прохождении их Через все стадии процесса

общественного воспроизводства.

В настоящее время известно достаточно много вариантов СНС, включая

варианты, действующие и рекомендуемые к Принятию различными международными

организациями, Такими, как ООН, организация экономического сотрудничества и

развития, Евростат, и некоторыми национальным» статистическими службами.

Однако все существующие варианты унифицированы по основным показателям и

различаются только некоторыми особенностями представления информации, g

России в настоящее время внедряется система, основанная на Европейской

системе интегрированных экономических счетов с перспективой перехода на

пересмотренную систему национальных счетов ООН.

1.2. Значение системы национальных счетов

Использование СНС в отечественной практике позволяет получить ряд

важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа

функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики.

Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой

национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение,

располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги,

валовые инвестиции, сальдо внешней торговли, сальдо текущих операций с

заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции

развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются

экономическая политика и меры по ее осуществлению. Причем СНС учитывает

результаты экономической деятельности не только по производству

материальных ценностей или оказанию услуг в сфере материального

производства, но и по оказанию других платных и бесплатных услуг.

Внедрение СНС в практику народнохозяйственного учета и управления

целесообразно также и в целях обеспечения международной сопоставимости

информации как условия интеграции России в мировую экономическую систему,

развития международного экономического и технического сотрудничества,

установления целевых контактов и так далее. Одним из условий вступления

России в международные экономические организации является представление ею

информации, исчисленной на основе международных стандартов.

Система национальных счетов предполагает использование двух типов

классификаций - по отраслям и секторам. Группировка хозяйственных единиц по

отраслям определяется как группа единиц с однородным производством

(например, промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

Группируются хозяйственные единицы по отраслям в соответствии с типами их

экономического поведения. Выделено 5 секторов: нефинансовые предприятия;

финансовые предприятия; органы государственного управления; общественные

организации, обслуживающие домашнее хозяйство; домашние хозяйства.

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой

структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание

ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам

экономики, сформированным в зависимости от функций, выполненных

хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать

процессы в области распределения и перераспределения доходов,

финансирования инвестиций. Так, счета для сектора "домашние хозяйства"

обеспечат данными для анализа важных аспектов социальных процессов и уровня

жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли

сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании ВВП. Экономические

операции представляются в СНС в виде счетов. Каждый счет относится к одному

аспекту экономической деятельности.

1.3. Методология системы национальных счетов

СНС включает следующие счета:

а) внутренней экономики: продуктов и услуг; производства; образования

доходов; распределения доходов; использования доходов; капитальных затрат;

финансовый счет;

б) "внешнеэкономических связей" ("остальной мир"): текущих операций;

капитальных затрат; финансовый счет.

На уровне России были выполнены экспериментальные расчеты основных

счетов системы за 1985-1991 годы: "производство товаров и услуг",

"образование и использование Доходов", "операции с капиталом". Освоены

расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) в постоянных ценах. Все

результаты прошли международную экспертизу.

Исторически первоначально был осуществлен экспериментальный расчет

счетов производства, образования доходов, использования доходов,

капитальных затрат и счета продуктов и услуг для российской экономики в

текущих ценах за 1989, 1990, 1991 и 1992 годы. При этом остальные счета,

как например, сектора "остальной мир", вторичного распределения и

перераспределения доходов, финансовые счета, счета в постоянных ценах, а

также счета балансовых таблиц национального богатства вводятся поэтапно в

соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на

принятую в международной практике систему учета и статистики на основе

требований рыночной экономики.

Рассмотрим в качестве примеров два счета из СНС, счет производства и

счет образования доходов (табл.3.1).

Таблица 1.1

Счет производства

|Использование |Ресурсы |

|Промежуточное потребление |Валовой выпуск продуктов и услуг |

|В том числе: |В том числе: |

|в сфере материального |продуктов и материальных услуг |

|производства |нематериальных услуг |

|в непроизводственной сфере Валовой |чистые налоги на продукты |

|внутренний продукт в рыночных ценах |чистые налоги на импорт |

|Итого | |

| |Итого |

Валовой выпуск включает продукцию всех отраслей народного хозяйства. В

последней редакции классификатора выделяются 13 отраслей сферы

материального производства (новые: информационно-вычислительное

обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая

деятельность по обеспечению функционирования рынка) и 8 -непроизводственной

сферы.

Конкретно в состав валового выпуска продуктов входят: стоимость

продукции, реализованной фирмами на сторону; изменения незавершенного

производства, полуфабрикатов и готовой продукции, еще не реализованной;

продукция, произведенная и потребленная на производственные нужды самих

фирм (по особому кругу продуктов); продукция. использованная на собственное

строительство, а также переданная другим самостоятельным подразделениям

фирм; выпуск сельскохозяйственных и продовольственных продуктов для

собственного потребления домашними хозяйствами и т.п.

Валовой выпуск услуг состоит из рыночных и нерыночных услуг. Рыночными

являются услуги торговли и общественного питания, связи, транспорта,

складов и хранилищ, услуги по аренде, эксплуатации жилья, сдаче внаем

жилья, помещений и земли, услуги прачечных, химчисток и т.д., услуги

финансовых учреждений, по страхованию, платные услуги здравоохранения,

физической культуры, народного образования, культуры и искусства,

информационно-вычислительные услуги и др.

Нерыночные услуги представлены услугами, издержки по которым

покрываются (целиком или главным образом) за счет бюджета, добровольных

взносов домашних хозяйств или доходов от собственности. Речь идет об

услугах органов государственного управления, партийных и общественных

организаций, услуги обороны, обязательного социального страхования и др. В

качестве стоимости такого рода услуг принимаются: выручка за

предоставленные услуги (для коммерческих организаций, кооперативов,

населения, занятого деятельностью без образования юридического лица); их

издержки, включая износ основных фондов (для бюджетных организаций,

некоммерческих банков, страховых организаций бюджетного типа); величина

фактически полученной квартирной платы (для услуг по аренде нежилых

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.