реферат скачать
 

Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации

подготавливается по материалам выборочных обследований населения по

проблемам занятости (обследований рабочей силы), которые в 1992-1998гг.

проводились статистическими органами Российской Федерации с периодичностью

один раз в год (в 1995г. было проведено два обследования). Начиная с 1999г.

обследование населения по проблемам занятости проводится с квартальной

периодичностью, по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала. В

период между обследованиями Государственный комитет Российской Федерации по

статистике проводит ежемесячные оценки общей численности безработных,

которые уточняются после получения итогов очередного обследования. (см.

таблицу № ) Безработные, зарегистрированные в органах государственной

службы занятости, - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка

(трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации,

зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска

подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о

численности безработных, получивших официальный статус в органах

государственной службы занятости, разрабатывается Министерством труда и

социального развития Российской Федерации.

Уровень безработицы – отношение численности безработных к численности

экономически

активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.

Уровень безработицы, зарегистрированной в органах государственной

службы занятости, - отношение численности безработных, зарегистрированных в

органах государственной службы занятости, к численности экономически

активного населения в рассматриваемом периоде, в процентах.

5. Факторы, регулирующие рынок труда.

В самом общем понимании регулирование означает деятельность,

направленную на упорядочение, налаживание чего-то. Рынок труда представляет

собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может

нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок

труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при

которых купля-продажа труда становится необходимой. Под регулированием

рынка труда следует понимать поддержание его существования, выживания в

различных условиях, равновесия составных частей и соответствия с другими

структурами рыночной экономики. Факторы, регулирующие рынок труда

подразделяются на внутренние, рыночные, экономические. К основным рычагам

рыночного саморегулирования относятся цена товара, прибыль предпринимателя

соотношение платёжеспособного спроса на товары и их предложения на рынке,

конкуренция, процентные ставки по кредитам. В рыночной экономике все

товары, услуги, факторы производства, в том числе труд, имеют цену. На

рынке труда ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень

заработной платы увеличивает предложение труда во всех составных частях

рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий рынки рабочей силы, а

на внутрифирменном рынке предложение труда увеличивается за счёт

продолжительности и интенсивности труда занятых работников. В конечном

счёте, это служит важным фактором укрепления системы частного

предпринимательства и рыночной организации хозяйствования. Колебания цены

рабочей силы – заработной платы в сторону её снижения приводят к

противоположным результатам: ограничивают приток населения на рынок труда,

уменьшая предложение на рынке труда. В профессионально-квалификационных

группах с низкой оплатой тотчас же возникает дефицит в работниках. Низкая

оплата труда расширяет сферу бедности, снижает социальную защищённость

населения, усиливает социальную напряжённость в обществе, подрывая основы

частного предпринимательства и отвлекая население от рынка труда в другие

области занятости либо усиливая миграцию самой работоспособной части

населения в другие страны с более высокой оплатой труда. Таким образом,

цена рабочей силы – заработная плата выполняет важную, регулирующую рынок

труда экономическую функцию. Не менее важна роль прибыли предпринимателя,

который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно и

закономерно его стремление извлечь из купли рабочей силы максимальную

выгоду при наименьших затратах. Стремясь уменьшить затраты на наём рабочей

силы и увеличить прибыль, предприниматель модернизирует, обновляет и

внедряет новые, более производительные технологии, совершенствует

организацию труда производства, что требует персонала меньшей численности,

но более высокого профессионально-квалификационного состава. В результате

происходят глубокие изменения во всех частях рынка труда. Доход

предпринимателя является экономической основой его инвестиционной

инициативы. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой

коньюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его

количественно-качественный состав. Регулирующей силой, повышающей или

снижающей цену труда и определяющей движение рынка труда, является прибыль

предпринимателя. Поэтому она становится объектом конкуренции между

предпринимателями. Поэтому конкуренция и есть тот экономический механизм,

который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда.

Последняя побуждает наёмных работников переходить с одних фирм на другие,

менять профессии, и т.п., т.е. приводить в движение и регулировать рынок

труда.

Рынок труда регулируется спросом и предложением товаров – рабочей

силы и рабочих мест. Цена рабочей силы колеблется в зависимости от спроса

на неё и предложения: рост предложения снижает цену рабочей силы, рост

спроса повышает её. Однако нужно обратить внимание на взаимосвязь спроса и

предложения. Если растёт спрос на рабочую силу, повышая заработную плату,

то это привлекает наёмный труд, повышая его предложение. В итоге

оказывается, что рост спроса создаёт рост предложения, снижающего спрос. И

наоборот, рост предложения, насыщая спрос, сменяется отливом рабочей силы

под натиском снижающейся заработной платы. При подъёме деловой коньюнктуры

резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, это

порождает галопирующую инфляцию, съедающую рост доходов наёмных тружеников

за счёт обесценения денежной заработной платы.

Важную регулирующую функцию выполняют процентные ставки. В российской

переходной экономике удушающие налоги и пугающие процентные ставки по

кредитам свели на нет доходность реального сектора экономики, привели к

резкому падению объёмов производства промышленной и с/х продукции,

предельному сокращению инвестиционной активности и, в конечном счёте, к

обвальному сокращению предложения рабочих мест в реальном секторе

экономики. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение, конкуренция –

все эти рычаги саморегулирования рынка труда формируют доходы населения и

распределяют богатство общества.

Каким образом измеряется неравенство в распределении доходов?

Дифференциация заработной платы означает неравенство в распределении личных

доходов. Однако важнейшим фактором их распределения является неравномерное

распределение собственности на средства производства, ценные бумаги и

недвижимое имущество, реализуемое доходами в форме ренты, процента,

прибыли, дивидендов, арендных платежей и др. Чтобы определить глубину

различий в размерах доходов, используется кривая Лоренца ~ ученого, который

впервые применил для этого графический способ. С этой целью на

горизонтальной оси располагаются группы населения — от самых

малообеспеченных до самых богатых. Обычно население делят на пять частей

(квинте-лей), включая в каждую 20% населения. На вертикальной оси

фиксируется процент дохода. Если все группы населения имеют по 20% дохода,

это означает абсолютное равенство в их распределении, которое графически

отмечено прямой линией ОЕ, а абсолютное неравенство — линией OGE. Кривая

Лоренца отражает фактическое распределение дохода и находится между линиями

абсолютного равенства и абсолютно неравенства. Чем больше площадь фигуры

между прямой и кривой Лоренца, тем более неравномерно распределение

доходов, тем большей вогнутостью (точки А, В, С, D) характеризуется кривая

Лоренца, тем ближе она к точке G. Соответственно можно определить размеры

доходов всех групп населении, отмеченных точками А, В, С, D, Е (рис. 11).

По принципу кривой Лоренца и наша статистика учитывает дифференциацию

доходов, распределяя население на пять 20-процентных групп и показывая,

какой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения приходится на

каждую группу — от беднейшей до наиболее состоятельной группы. Это

определяется коэффициентом концентрации доходов — коэффициентом Джини,

который показывает степень неравномерности распределения населения по

уровню дохода. В случае уравнительного распределения доходов каждая группа

получает доход пропорционально своей численности, при значительной

неравномерности преобладающая часть общего объема доходов сосредоточивается

у небольшой по удельному весу (численности) группы. Так, коэффициент

концентрации доходов (коэффициент Джини), равный 0, соответствует

равномерному распределению дохода между всеми группами. Напротив, если

коэффициент Джини равен 1, это означает, что весь совокупный доход

приходится на одну группу. Статистические данные указывают на то, что в

последние годы 20% беднейшего населения России получало 6—8% от общей суммы

денежных доходов в стране, а 20% наиболее состоятельной части населения

концентрируют в своих руках 45—50% от общей суммы денежных доходов

населения России. Кроме коэффициента концентрации доходов (коэффициент

Джини) неравенство распределения денежных доходов измеряется так называемым

децильным коэффициентом, который указывает, во сколько раз доходы 10%

наиболее обеспеченного населения превосходят доходы 10% наименее

обеспеченного населения. В последние годы в среднем по России доходы 10%

богатых были в 13 раз выше доходов 10% беднейших. В Москве, как показывают

некоторые данные, эта разница между богатейшими и беднейшими прослойками

населения города еще больше (от 40 до 70 раз).

Однако важно разобраться за счёт чего же происходит уменьшение

неравенства различных слоёв населения по получаемым доходам. Происходит ли

это вследствие саморегулирования рынка или за счёт каких-то иных

регулирующих факторов? Общественность в странах рыночной экономики

неоднозначно реагирует на такое вмешательство государства в экономический

механизм саморегулирования рынка труда. Сторонники саморегулирования рынка

нетерпимо относятся к вмешательству государства. По их мнению, рыночный

механизм перерабатывает объем информации, недоступный для любой

информационной системы, обеспечивая естественный порядок в экономике

общества, рынок не мыслим без ограничения государственной власти.

Подлинная революция в вопросе о рыночном саморегулировании связана с

именем английского экономиста Дж.М. Кейнса. Его анализ предполагал, что

рыночные силы в современных условиях уже не являются эффективным

автоматическим механизмом регулирования рынка труда. Поэтому Кейнс отводил

государству центральную роль в стабилизации рыночной экономики, обеспечении

занятости и устранении безработицы.

5. Государственное регулирование рынка труда.

Любой механизм, созданный людьми, стареет, нуждается сначала в

текущем ремонте, затем – в капитальном, наконец – в замене другим

механизмом. Эта аксиома, которая вполне применима к механизму рыночного

саморегулирования в целом, к саморегулированию рынка труда в частности. По

мере развития рыночной экономики её механизм саморегулирования стал давать

сбой. По мнению Кейнса, настало время, когда рыночные механизмы в

значительной мере исчерпали возможности поддерживать свою жизнеспособность,

которая отныне должна подпитываться извне. Поэтому Кейнс указывал на

жизненную необходимость создания централизованного государственного

контроля в вопросах, которые в основном решало частное предпринимательство,

а теперь, по его мнению, государство должно будет осуществлять своё

руководящее влияние. Основной акцент Кейнс делал на учреждение

централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости,

что потребует значительного расширения традиционных функций правительства.

И хотя предполагаемые меры, отмечал Кейнс, покажутся «ужасающим потрясением

основ» частного предпринимательства, - это «единственное практически

возможное средство избежать полного разрушения» существующей рыночной

экономики и условие успешной деятельности частного предпринимательства.

Наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования Кейнс

считал его неспособность обеспечить полную занятость на рынке труда и

произвольное, несправедливое распределение богатства и доходов. Чтобы не

допустить дальнейшего нарастания социальной напряжённости, он предложил

систему государственного вмешательства в рыночное регулирование. С этой

целью государство разрабатывает программы занятости, социальной защиты

безработных и помощи той части населения, которая находится за чертой

бедности. Чтобы уменьшить безработицу, государство должно проводить

финансово-бюджетную политику, которая предоставляла бы предпринимателям

выгодные условия вложения капиталов создание дополнительных рабочих мест.

Чтобы покрывать возросшие расходы по «лечению болезней» рыночного

саморегулирования, государство должно применять систему налогообложения на

логообложения на доходы, прежде всего на доходы (прибыль, процент,

ренту) предпринимателей.

Эффективность экономического вмешательства государства, помимо

регулирования занятости и доходов заключается в его попытках исправить

«ошибки» рынка. Например, строительство государством дорого, линий связи и

других объектов, неподъёмных для частного предпринимательства, но

необходимых ему.

Стабилизационная функция государства состоит в его контроле и

сглаживании колебаний делового цикла, когда при использовании

государственной финансовой и налоговой власти оно влияет на уровень

производства. Занятости, инфляции, сдерживает безработицу и поддерживает

экономический рост.

Справедливость государство поддерживает, перераспределяя

национальный доход в пользу бедных, оказывая помощь безработным,

престарелым, нетрудоспособным, многодетным и другим, создавая по существу

широко разветвлённую и надежную социальную защиту безработных и

слабозащищённых слоёв населения.

Было бы, однако, ошибочным ограничивать государственное регулирование

рыночной экономики и рынка труда только экономическими методами по рецептам

Кейнсианства. Значительно раньше, ещё на заре рыночной экономики

государство начало применять правовое регулирование рынка труда

законодательными актами. Рыночное законодательное регулирование стало

развиваться в ходе реформирования советской экономики, однако находится в

стадии становления, не преодолевая пока в должной мере негативные

проявления рыночного саморегулирования. Только в конце 2001г. был принят

Трудовой кодекс Российской Федерации, претворение в жизнь которого – дело

времени.

Рынок труда самый сложный и взрывоопасный в системе рыночной

капиталистической экономики. Взрывоопасность эта определяется свойствами

рынка труда рождать самые трудные и нетерпимые для нормального

существования общества социальные проблемы, которые сам по себе рынок труда

не в состоянии решать. В условиях рыночной экономики это тяжёлое бремя

вынуждено на себя брать государство.

Законом определено, что государство осуществляет регулирование

занятости и рынка труда экономическими, законодательными и организационными

методами. Экономические методы предполагают государственные методы

финансирования кредитной, бюджетной, инвестиционной и налоговой политики,

которые способствовали бы сохранению, развитию, созданию рабочих мест.

Законодательное регулирование направлено на соблюдение трудового

законодательства, законных прав и интересов граждан, государственных

гарантий и на улучшение законодательства о труде и занятости населения.

Организационное регулирование предусматривает создание соответствующего

федерального органа, государственной службы занятости населения и других

государственных органов содействия занятости в стране. Деятельность

государственной службы занятости должна основываться на государственной

политике занятости, которая изложена в ст. 5 Закона о занятости.

Было бы неправильно считать, что в современной рыночной экономике

развитых стран на рынке труда действуют: механизм саморегулирования,

государственные формы вмешательства и поддержки рынка труда, профсоюзное

движение (через коллективные договоры, тарифные соглашения, социальное

партнёрство и др.) Рынок труда подвергается регулирующему воздействию

многих других общественных и природных сил. На рынок труда постоянно

действуют три общественные силы: 1. Забастовочное движение, демонстрации,

митинги, пикеты и другие организованные профсоюзами или непосредственно

трудящимися действия, направленные на повышение заработной платы, улучшение

условий труда и быта, сокращение рабочего дня т.п. 2. Влияние средств

массовой информации, средств связи и транспорта. 3. Влияние нравов,

обычаев, привычек и традиций на рынок труда. К числу постоянно влияющих на

рынок труда природных факторов относятся региональные, климатические,

географические условия. Наглядное представление о факторах, регулирующих

рынок труда, дает схема .

6. Современная стадия формирования рынка труда в Российской

Федерации.

Существует ли рынок труда в Российской экономике? Однозначно на этот

вопрос ответить пока нельзя. Можно сказать, что идёт процесс формирования

рынка труда, если иметь в виду полнокровный рынок труда в масштабах всей

экономики. Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования

российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие

социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.