реферат скачать
 

Рынок труда

образования и повышения квалификации, бесплатное питание в рабочих столовых

и др. Причём все эти программы являются дополнением к системе обязательного

государственного социального страхования.

Заметным явлением в сфере трудовых отношений и мотивации труда в

развитых странах стало развитие экономической демократии как процесса, с

одной стороны, продолжающего многолетние усилия по оптимизации

управленческих моделей в экономике, а с другой стороны, имеющего целью

гармонизацию социальных отношений на производстве и в обществе.

Экономическая демократия может быть охарактеризована как система,

включающая демократизацию собственности компании в форме привлечения

работников к её владению, а также участия работников в управлении компанией

в форме как предоставления им значительной производственной автономии, так

и представительства рядовых работников (или профсоюзов, где они имеются) в

руководящих структурах компании; контроль (по крайней мере, в определённых

пределах) со стороны работников за деятельностью администрации,

предоставление им права голоса при принятии ключевых производственных

решений. Важными элементами экономической демократии в компании можно

считать также регулярное информирование работников о ситуации в компании,

наличие постоянно действующей системы подготовки и переподготовки кадров,

использование различных дополнительных доходов в зависимости от

прибыльности компании, создание “кружков качества” и других форм активного

участия работников в делах своей фирмы.

В основе данного подхода лежат концепции ряда американских

экономистов, социологов и психологов (Ф. Херцберга, Д. Макгрегора и др.),

получившие название теорий “качества трудовой жизни”, “обогащения” и

“гуманизации” труда, “соучастия”, которые декларируют, прежде всего, тезис

о необходимости социальной и производственной активности работника,

важности фактора содержания труда для полного раскрытия потенциала

человека в производстве. В числе других важных принципов, характеризующих

современные концепции мотивации, можно выделить следующие: укрепление

социальных взаимосвязей в производственных коллективах, оптимальное

вовлечение работников во все этапы производственного процесса (от

планирования до контроля), создание возможностей для повышения

квалификации и служебного роста, атмосферы причастности каждого работника

к общим целям фирмы, компании.

В целом можно утверждать, что во многих западных компаниях идёт

процесс перехода от жесткой модели управления трудом, модели контроля,

основанной на концепции Тэйлора, к модели соучастия, основанной на

современных концепциях мотивации – качества трудовой жизни, обогащения и

гуманизации труда.

В России трудовые отношения призван регулировать Закон РФ “О

коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г.

1992 г. В нём регламентируются основные правила ведения коллективных

переговоров, порядок заключения коллективных договоров и соглашений, т.е.

документов, регулирующих отношения между работодателями и наёмными

работниками. Закон впервые в России признал право работодателя и работника

самостоятельно определять содержание коллективного договора. Обычно

коллективный договор включает пять положений:

– нормы и обязательства, регулирующие условия труда, в том числе

оплату труда, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия

и охрану труда, трудовые льготы;

- нормы и обязательства, регулирующие отношения, тесно связанные с

трудовыми, в первую очередь вопросы занятости и предоставления льгот

при высвобождении с предприятия;

- нормы, регулирующие социальное обслуживание работников (компенсация

транспортных расходов, организация питания, обеспечение жильем);

- обязательства и нормы, касающиеся социального обеспечения и

медицинского страхования работников;

- правила внесения изменений и дополнений в коллективный договор,

порядок и сроки осуществления контроля за реализацией договора,

который в нашей стране обычно подписывают представители администрации

и профсоюза.

Безработица и рычаги ее государственного регулирования

Безработица отражает состояние рынка труда, и анализ данных по ней

может отразить его скрытые в повседневной жизни тенденции, одновременно

давая возможность проводить своевременную социально-экономическую политику,

направленную на переподготовку и адаптацию занятых в устаревающих

отраслях, организацию общественных работ, включению механизмов

государственного регулирования в налоговой, таможенной и других сферах.

Существующее понятие уровня безработицы при полной занятости (т.е. не

включая циклическую безработицу) равно сумме уровней фрикционной и

структурной безработицы. Естественный же уровень безработицы возникает при

сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу

равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы

представляет собой до известной степени положительное явление, т.к.

“фрикционным” безработным нужно время, чтобы найти соответствующие

вакансии, а “структурным” безработным требуется время, чтобы поменять

квалификацию в соответствием с направлениями научно-технического прогресса

и, часто, даже сменить место жительства. С другой стороны, в крайне редких

ситуациях, в экономике наблюдается дефицит совокупного спроса и возникает

такой уровень безработицы, который ниже естественного уровня (например, во

время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3-4%,

потребности военного времени привели к практически неограниченному спросу

на рабочую силу, обычным явлением стала сверхурочная работа, а также

совместительство). Причем естественный уровень безработицы не считается

сам по себе постоянным, он подвергается пересмотру вследствие

институциональных изменений (изменениях в законах и обычаях общества).

Например, в 60-х гг. многие считали, что этот неизбежный минимум

фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы, а сегодня

он составляет, по мнению многих экспертов, примерно 6%. Причины лежат, во-

первых, в изменении демографического состава рабочей силы, в частности,

женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно

довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы.

Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа

компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества

охватываемых ею работников, так и по размерам пособий. Это важно потому,

что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют

безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают

фрикционную безработицу и общий уровень безработицы. Проблема заключается в

том, что существует значительное количество рабочих, которые безуспешно

пытаясь найти работу в течении какого-то периода времени, теряют надежду на

ее получение. Хотя количество таких рабочих во время спада больше, чем во

время процветания, но все же заметное увеличение их числа не может не

вызывать подозрений об увеличении занятости на неофициальном рынке

безработицы. Вполне возможно, что человек, занятый продажей наркотиков или

работающий на Екатеринбургскую мафию, назовет себя “безработным”. Проблемы,

связанные с оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы

при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная

безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Главная “цена” безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в

состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и

может работать потенциальное производство товаров и услуг теряется

безвозвратно. Известный исследователь в области макроэкономики Артур Оукен

математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием

ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если

фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один

процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Например, в США в год

спада (1983) уровень безработицы достиг 9,5%, или на 3,5% больше

предполагаемого естественного уровня в 6%. Умножив эти 3,5% на коэффициент

Оукена (2,5), получим, что в 1983 г. отставание объема ВНП составляло

8,75%.

Кейнсианский анализ, рассмотренный выше, концентрировался вокруг

проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное

производство и занятость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в

экономике может возникнуть либо безработица (отрыв, вызванный спадом), либо

инфляция (отрыв, вызванный повышением цен), но инфляция и безработица

одновременно возникнуть не могут. Эта модель действительно объясняла

макроэкономическое функционирование в течение четырёх десятилетий до 1970-х

гг. То есть “Великая депрессия”, инфляционный бум периода второй мировой

войны, большинство взлётов и падений в экономике в 1950-1960-х гг. могли

быть интерпретированы и достаточно хорошо поняты в рамках контекста

кейнсианского анализа. Но в 1970-х гг. положение изменилось.

Сосуществование инфляции и безработицы ( одновременное возрастание

безработицы и уровня цен) стало постоянным явлением и превратилось в

главную макроэкономическую проблему 1979-х и начала 1980-х гг. В это время

дважды имели место взлёты стагфляции 1973-1975 гг. и 1978-1980 гг., которые

простая кейнсианская модель расходов объяснить не смогла. Упрощённая модель

этой зависимости выражается в кривой Филлипса, к которой экономисты пришли

на основе эмпирического сбора данных. Основными моментами, подтверждающими

концепцию кривой Филлипса, являются: а) несбалансированность рынка труда и

б) господство на рынке. Разнообразие рынков труда предполагает возможность

того, что по мере роста экономики полная занятость не может быть достигнута

одновременно на каждом отдельном рынке труда. В то время как для одних

специальностей в отдельных экономических районах будет наблюдаться полная

занятость, и даже неудовлетворительный спрос, безработица будет сохраняться

для других специальностей и районов. Это несоответствие означает, что в

растущей экономике при общем уровне безработицы в 7%, спрос на некоторые

виды труда в отдельных районах не будет удовлетворён, что, естественно

вызовет здесь рост зарплаты. Чистый результат будет состоять в повышении

цен, даже если экономика в целом всё ещё функционирует не при полной

занятости, т.к. реакция рынка на заполнение этих мест произойдёт не сразу

(требуются время и ресурсы для обучения рабочих и безработных этим редким

специальностям). Дополнительное, но более противоречивое объяснение кривой

Филлипса основывается на предположении о том, что профсоюзы и крупный

бизнес располагают значительной монопольной и ли рыночной властью для

повышения цен и зарплаты и что эту власть намного легче реализовать, по

мере приближения экономики к состоянию полной занятости. Следовательно,

сама схема “подталкиваемой зарплатой” инфляции выглядит приблизительно так:

по мере приближения экономики к состоянию полной занятости работодатели

испытывают всё большие трудности в получении новых квалифицированных

рабочих и профсоюзы становятся всё более агрессивными в своих требованиях

увеличения заработной платы. Результатом становится растущий уровень цен

пир отсутствии дополнительного совокупного спроса. События 70-х и начала 80-

х гг. просто-напросто противоречили идее альтернативной связи “уровень

инфляции - уровень безработицы”, воплощённой в кривой Филлипса. Данные за

1972-1974 гг. предполагают в лучшем случае смещение кривой Филлипса вправо,

т.е. в менее желательное положение, где каждый новый уровень безработицы

сопровождается более высоким уровнем инфляции (см. приложение ).

Экономисты кейнсианского направления объясняют происшедшее серией шоков

предложения, или ценовых шоков (они были выведены для США):

- драматическое повышение цен на нефть ОПЕК привело к росту издержек

производства и реализации практически всех товаров;

- в 1972-1973 гг. сложились крупные дефициты сельскохозяйственной

продукции, особенно в Азии и СССР, что резко увеличило экспорт

сельхозпродукции в эти страны, следовательно, цены на неё возросли;

- произошло обесценивание доллара, что вызвало резкие изменения в экспорте-

импорте;

- упразднение контроля над зарплатами и ценами, введёные администрацией

Никсона, т.к. после упразднения этой системы предприниматели быстро

вздули цены, для того чтобы компенсировать те потери, которые они

понесли во время действия контроля;

- действовали также тонкие факторы, включавшие тенденции

производительности и ожидания, т.к. темп роста производительности труда

начал снижаться на протяжении 60-х и всех 70-х гг. (прирост удельных

трудозатрат, т.е. издержек труда на единицу выпуска приблизительно

тождественен разнице между приростом номинальных ставок зарплаты и

увеличением производительности труда);

- инфляция 70-х гг. – это порождение инфляции конца 60-х гг., которая, в

свою очередь, была вызвана раздутыми военными расходами периода

вьетнамской войны.

Снижение совокупного предложения вызывает пропорциональное изменение

уровня безработицы и уровня цен. То есть растут оба показателя, давая в

результате стагфляцию. Числовые параметры стагфляции 1973-1975 гг. были

весьма значительны. Уровень безработицы подскочил с 4,9% в 1973г. до 8,5% в

1975г., внеся существенный вклад в сокращение реального ВНП на 49 млрд

долларов. В то же самое время уровень цен вырос на 21%. Схема стагфляции

1973-1975 гг. в основных чертах повторилась в 1978-1980 гг. На этот раз

гигантское увеличение цен на нефть ОПЕК до 21 доллара за баррель в

сочетании с ростом цен на сельскохозяйственные продукты дало толчок к росту

цен на 26%, тогда как уровень безработицы подскочил с 6,1% до 7,6%. В

течение этого трёхлетнего периода ВНП увеличивался на очень скромные 2% в

год. К 1988 г. стагфляция 70-х практически сошла на нет. Важным событием,

которое предшествовало такой благоприятной тенденции был глубокий спад 1981-

1982 гг., в значительной степени вызванный жёсткой денежной политикой. Спад

привёл к росту безработицы до 9,2% в 1982 г. В условиях экстремального

сокращения рынка труда рабочие были вынуждены примириться с сокращениями

приростов их номинальной зарплаты – или в некоторых случаях принять даже

сокращение зарплаты, - для того чтобы сохранить рабочие места. Фирмы, в

свою очередь, были вынуждены ограничить повышение цен, для того чтобы

удержать свою относительную долю резко сжавшегося рынка. В течение

нескольких лет экономического подъёма 1983-1988 гг. инфляция и безработица

одновременно снижались. В русле традиционных монетаристских и нарождающихся

неоклассических концепций была выдвинута и популяризирована теория Милтона

Фридмена об адаптивных ожиданиях. Теория адаптивных ожиданий предполагает,

что в краткосрочном плане может существовать альтернативность инфляции и

безработицы, но в долгосрочном плане такой альтернативы нет. Всякая попытка

снизить уровень безработицы ниже естественного приводит в движение силы,

которые дестабилизируют кривую Филлипса и сдвигают её вправо. При этом

существуют два принципа, основанные на практических наблюдениях: когда

действительный уровень инфляции выше, чем ожидаемый, уровень безработицы

упадёт; а если фактический уровень инфляции ниже ожидаемого, повышается

уровень безработицы. Возникла также теория рациональных ожиданий, которая

утверждает, что предприниматели, потребители и рабочие обычно осознают как

функционирует экономика, и достаточно эффективно используют имеющуюся

информацию, для того чтобы защитить свои собственные интересы. Если

государство вводит стимулирующую политику, рабочие ожидают роста инфляции и

последующего сокращения реальной зарплаты. Следовательно, рабочие включают

эту ожидаемую инфляцию в свои требования повышения номинальной заработной

платы.

За последние три десятилетия трактовки кривой Филлипса изменились

радикально. Первоначальная идея об устойчивой альтернативности безработицы

и инфляции уступила место подходу адаптивных ожиданий, в соответствии с

которым подобная альтернативная связь возможна лишь в краткосрочном

интервале, но в долгосрочном она не существует. Возникшая позднее теория

рациональных ожиданий доказывает, что макроэкономические рычаги должны

использоваться крайне осторожно, поскольку её последствия заранее

учитываются как рабочими, так и работодателями. Следовательно, делается

вывод о том, что никакой связи между инфляцией и безработицей не существует

(даже кратковременной). Взятые вместе гипотезы естественного уровня

безработицы приводят к выводу о том, что политика маневрирования спросом

не может повлиять на объёмы реального выпуска продукции и занятости в

долгосрочном плане, а воздействует лишь на уровень цен.

Методы косвенного государственного регулирования предполагают решение

данной проблемы путем стимулирования деловой активности и, соответственно,

уровня занятости. Со времен Дж. М. Кейнса ключевая роль в использовании

макроэкономических рычагов отводится механизму мультипликатора. На

сегодняшний день экономической теории известно множество разнообразных

мультипликативных эффектов, которые пронизывают отдельные сферы экономики.

Необходимо рассмотреть весь экономический кругооборот, начинающийся с

государственных макровоздействий и завершающийся приростом численности

занятых (см. приложнние 5). Подобный анализ базируется на отслеживании

цепочки мультипликаторов, задействованных в указанном кругообороте. Прежде

всего, речь идет о сущности денежно-кредитной политики, под которой

понимается возможность государства управлять объемом предложения денежной

массы. Однако в реальности такое управление напрямую невозможно и

осуществляется косвенным образом посредством эмиссионного механизма.

Конкретно данная акция реализуется в виде эмиссии или детезаврации

Центральным банком страны так называемых центральных денег, которые

представляют наличные платежи денежно-кредитной системы. Технически

выпуск или ликвидация центральных денег осуществляется государством путем

проведения Центральным банком операций на открытом рынке по купле =

продаже ценных бумаг; возможна и прямая денежная эмиссия банкнот (или их

уничтожение). Мероприятия по увеличению обязательных резервов одновременно

подкрепляются политикой ликвидных средств, заключающейся в строгой

регламентации нормы резервирования: доля средств коммерческих банков,

хранимых в Центральном банке виде центральных (наличных) денег, строго

определена. В этом случае денежная масса складывается из обязательных

резервов и банковских денег (кредитов), то есть безналичных платежей.

Выпуск коммерческими банками "бухгалтерских" (расчетных) денег строго

лимитирован.

Так как банковская система реагирует на рост увеличением кредитов в

соответствии с коэффициентом обязательных резервов, это позволяет

государству, задействуя эффект кредитного мультипликатора, повышать

денежно-кредитную активность экономической системы в необходимых ему

размерах. Разумеется, монетарная политика государства не ограничивается

регулированием денежных резервов. Последняя предполагает также активную

политику процентных ставок, введение лимитов кредитования, предоставление

льгот по кредитам, выделение целевых кредитов, поддержание определенного

соотношения между краткосрочными и долгосрочными кредитами, законодательные

изменения и корректировки кредитного механизма и т.п. Именно инъекция

денежной массы определяет объемы производства и инвестиций.

К числу рычагов финансово-бюджетной политики относятся

государственные расходы и налоговые ставки. Манипулируя данными величинами,

государство может влиять на уровень деловой активности в стране, тем самым

формируя необходимую экономическую среду для расширения занятости.

С методологической точки зрения финансово-бюджетное регулирование в

отличие от кредитно-денежной политики достигает поставленной цели более

"коротким" путем, напрямую воздействуя на совокупный выпуск. Это связано с

тем, что экзогенные сдвиги в государственных расходах и налоговых ставках

представляют собой не косвенное, а непосредственное регулирование денежной

массы в обращении. Так, например, рост государственных расходов может

покрываться либо за счет денежной эмиссии, либо за счет роста

государственного долга в результате осуществления внутренних или внешних

государственных займов. Монетарный характер фискальных изъятий очевиден.

После более подробного анализа связи между уровнем выпуска и объёмами

государственных расходов, можно отметить, что отличие проведенных

фискальных построений от традиционных, заключается в том, что здесь

рассматривается изменение ставки самого налога, а не величины налоговых

поступлений. Последний подход предполагает так называемый паушальный

(аккордный) налог, который дает одну и ту же величину налоговых

поступлений при любой величине валового внутреннего продукта и не позволяет

рассмотреть роль конкретного макроэкономического рычага, используемого

государством при проведении политики занятости. Кроме того, паушальный

налог соответствует регрессивной налоговой системе, в то время как для

большинства промышленно развитых стран типичны прогрессивные или

пропорциональные (как в нашем случае) системы налогообложения.

Выше рассматривались последствия государственных мероприятий для

масштабов занятости и безработицы. Однако совершенно очевидно, что

возможно возникновение важных побочных эффектов в результате задействования

макрорычагов. В частности, один из аспектов государственного регулирования

– проблема сбалансированности бюджета. В свете данной проблемы все

государственные воздействия должны анализироваться с точки зрения их

влияния на бюджетный дефицит. Достаточно просто оценить изменения в сумме

налоговых платежей, а, следовательно, и сдвиги в бюджетном дефиците.

При выборе государственной политики занятости все макроэкономические

воздействия должны быть скоординированы таким образом, чтобы рост

бюджетного дефицита был по возможности минимальным.

Другим важным результатом стимулирующей государственной политики

является рост материальных затрат. Причем приросты затрат и валового

внутреннего продукта связаны между собой мультипликативной зависимостью.

Учитывая ограниченность, а иногда и острый дефицит многих природных

ресурсов, а также истощение действующих сырьевых баз, изношенность и

дороговизну связанных с ними иммобильных фондов, оценка роста материальных

затрат во многих случаях представляет собой особую важность. Наибольшую

разработанность в методическом отношении данный вопрос находит в схемах

межотраслевого баланса.

Сказанное позволяет лучше понять место теории государственного

регулирования занятости в общей системе макромоделей и осознать вероятность

возникновения возможных ошибок при проведении конкретных прогнозных

расчетов в современных условиях.

Особенности и проблемы российского рынка труда

Необходимые меры преодоления критического состояния рынка труда в

регионах, вытекающие из всего изложенного, могут быть сформулированы в виде

следующего перечня задач.

1. Исходить из первостепенной важности адекватной оценки и

формирования реального спроса на трудовые ресурсы, не полагаясь на

традиционный “заявочный” принцип.

2. Существенно повысить долю услуг, оказываемых негосударственными

структурами на рынке труда, прежде всего по содействию созданию новых

перспективных рабочих мест и переподготовке кадров с учетом требований.

3. Совместными усилиями ГСЗ и коммерческих фирм, региональных

аналитических и маркетинговых служб выявлять и систематически уточнять

перспективные трудодефицитные сферы региональной экономики, осуществлять

мониторинг вакансий в разрезе региональных приоритетов в непосредственном

контакте с работодателями.

4. По линии региональных администраций, а также ассоциативных структур

предпринимателей требовать от работодателей перспективные планы не только

высвобождения, но и приема работников; на этой основе разрабатывать

сводные региональные программы содействия занятости, балансы предложения и

спроса рабочей силы, перспективные профессиональные модели дефицитных

кадров.

5. Проводить политику концентрации финансовых ресурсов регионов на

приоритетных трудодефицитных сферах экономики, линию на привлечение к

ресурсному обеспечению перетекания рабочей силы крупных региональных

банковских и корпоративных структур; стимулировать предприятия, работающие

“на прием” кадров и обеспечение их загрузки.

6. На основе привлечения дополнительных финансовых ресурсов и

улучшения использования региональных фондов занятости постепенно переходить

к опережающей системе профессионального обучения, ориентированной на

занятый контингент (но при наличии четкой информации о будущих сферах

трудоустройства).

Приложения

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.