реферат скачать
 

Рынок труда

и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и

материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на

рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся

меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением

труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на

рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко

второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их

пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При

этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке

труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического

цикла соответствует специфическая экономическая политика.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно

выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое

воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в

организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест

в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и

переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития

производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности

рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов,

организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования

в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая,

кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации

основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок,

бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает

влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.[2]

Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с

балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры

обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее

эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами

неполной занятости, которая является одним из условий эффективности

занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке

труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных

форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от

политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской

деятельности. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона о занятости,

сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда,

повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и

переподготовку работников.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна

включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и

переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности

формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить

тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком

трудовых ресурсов.[3]

Политика занятости.

Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как

комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс

общественного воспроизводства. Нужно рассмотреть демографические факторы,

оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть

специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения,

а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование

социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов,

обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование

трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование

цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное

регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора

социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой

деятельности.

До последнего времени под давлением объективных и субъективных

обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к

сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации

помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения

внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности

труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала

общества практически было отодвинуто на задний план.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика

занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно

избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки,

повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан,

сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения

эффективности государственной службы занятости и реализации других мер,

направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральные, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в

российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов

повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя

высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идет как о излишках,

которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что

могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений.

Придется справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы,

несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во

многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять

имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь прежде всего

принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности

государственных инвестиций еще значительное время будут весьма

ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на

акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих

мест.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее

всех занятых на них работников. Речь идет о том, чтобы трудовые коллективы

и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в

итоге приведет к сокращению численности занятых.

Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь

при условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения

рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия

государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности

ее мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась

ее дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка

труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью

конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием

достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую

работник лишен возможности трудится в полную силу, не может предъявить и

добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных

условий труда и его достойной оплаты.[4]

В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на

1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей

перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной

стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать

высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой

экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:

. обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости

населения;

. переориентацию экономически активного населения на новые формы

трудовых отношений;

. достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа

рабочих мест;

. предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

. создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

. развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы

обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации

кадров;

. рост мобильности трудовых ресурсов.

Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является

разработка нового инструмента реализации программ – так называемой

Генеральной схемы создания рабочих мест.

В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить

соответствующие федеральные органы исполнительной власти (Министерство

труда, Министерство экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП

России и другие заинтересованные министерства и ведомства) и органы

исполнительной власти субъектов РФ.

Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на

федеральном, так и на региональных уровнях.

В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие

физического и экономического рабочего места.

Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило,

определенная зона, предназначенная для производства работ или услуг и

оснащенная в этих целях соответствующим набором орудий труда.

Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно

иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий – в

первую очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют

обеспечению ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д.

Кроме того, воспроизводство ФРМ возможно только при наличии

платежеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи

ФРМ.

Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование

экономического рабочего места, возможность продуктивной(общественно

полезной и оплачиваемой) занятости населения. Именно экономическое рабочее

место (ЭРМ) является категорией, которой главным образом оперирует политика

занятости, а потребность экономики в рабочей силе определяется числом

экономических рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на

экономические рабочие места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают

гражданину необходимый уровень дохода.

ЭРМ – это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень

дохода (зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного

минимума при соблюдении установленных законодательством норм

продолжительности рабочего дня (рабочей недели).

Регулирование рынка труда.

Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием

рынка труда.

Задачи регулирования рынка труда находят определенное отражение в

среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы «Структурная

перестройка и экономический рост», «Федеральной целевой программе

содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы» и других документах.

Однако ситуация на рынке труда пока далека от стабилизации: система рабочих

мест деградирует в количественных и качественных отношениях, безработица

растет, возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других

возложенных на них задач ограничены по сравнению с первой половиной 90-х

годов. Поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении

некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен

осуществлять такое регулирование, стоит достаточно остро.

Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию

занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть

включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с

финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в

первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости

(безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы,

бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с

присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями

уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как

приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и

прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений)

присутствуют показатели занятости. Но речь идет о другом: при утверждении

общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других

первоочередных государственных экономических документов Президент

Российской Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные

инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких «ключевых

показателей», в число которых должна входить, наряду с показателями

динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать

как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно

представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и

микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной

власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной,

внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К

этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и

закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного,

экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных

программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах,

направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных

отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в

интересах занятости.

2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с

целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока

входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение

нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости

зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование

доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого

населения. В число задач данного блока входят организационное развитие

Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и

других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда

и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в

основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами

регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и

исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка

труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть

названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно

властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика,

многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на

федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне

регулируются основные направления финансово – кредитной политики. На

региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление

программ жилищного, транспортного и производственного строительства,

государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для

нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление

предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на

поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На

региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на

общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого

бизнеса.

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в

регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. В число

задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем

подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее незанятой

части), совершенствование структуры, информационного обеспечения,

обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров

занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной

поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных

переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно

безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. Вопросы

организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и

иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование

поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных

зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем

отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров.

От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом

зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная

конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на

предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест,

«деление» рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного

рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства

рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение

труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей

стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь

частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые

другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями

субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности

домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически

перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно

рассматриваться как генеральное направление регулирования рынка труда в

стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем

производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий,

за счет кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных

бюджетов всех уровней.

Заключение.

Проведенный анализ показал, что сохранение нынешних тенденций в

экономике в целом и на рынке труда, в частности, может привести к

перспективе увеличения масштабов, как явной, так и скрытой безработицы, не

говоря о других негативных факторах.

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт,

которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими

условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под

воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического

бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной

экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции,

информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и

регионами страны.

Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает

свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся

организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы,

высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению

общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую

силу.

Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные

отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое

высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и

вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства

молодежи, женщин, пенсионеров, инвалидов, лиц, освободившихся из мест

лишения свободы, выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических

связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление

потенциала безработицы.

Выделяются целые «очаговые» территории многократно превышающие средние

показатели уровней безработицы по стране и по региону.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно

связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на

этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ

занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка

системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного

развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ -

соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для

полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости.

Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда,

отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть

направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций,

смягчение напряженности на рынке труда.

-----------------------

[1] Безработица, напряженность возрастает./ Экономика и жизнь, 1997г - №18.

[2] Л.П. Кураков / Экономическая теория / Учебное пособие, Москва 1999г.

[3] Copyright ( Международный журнал «Проблемы теории и практики

управления».

[4] Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда / Вопросы

экономики. 1998г - №2.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.