реферат скачать
 

Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка

на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не

способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества,

не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование

социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка

здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих

других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного

населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно

заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному

расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную

напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для

проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет,

торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике,

что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены

осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры

государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в

пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто

рыночными источниками, а также меры социальной политики.

3. 3. Институты рыночной экономики

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика

обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» – специализированных

организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти

институты связаны между собой и зависят друг от друга[6].

Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой

и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором,

обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений;

рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы

и т.д.

Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняет

экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются

производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров

заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного

производства.

Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка

ценных бумаг».

Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функционирование

обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов,

способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в

кредиты. На рынке ценных бумаг продаются прежде всего доли участия в

собственности предприятия; это рынок собственного капитала, его основной

институт – «фондовая биржа».

Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной

частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-

продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.

Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной

инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и

местного бюджета.

Возникновение рынка ценных бумаг вызвано утверждением такой формы

организации производства как акционерное общество. Их появление стало

естественным результатом развития производства в ходе его индустриализации,

когда коренным образом менялись технические основы производства, росли его

масштабы, увеличивались размеры предприятий. Крупные предприятия, доказав

преимущество над мелкими, нуждались в значительных массах капитала,

необходимых для инвестиций. Заметно выросли размеры первоначального

капитала, т.е. суммы денег, позволяющие организовать производство.

Отдельным предпринимателям стало не под силу открывать новые предприятия

или совершенствовать уже действующие. Поэтому они были вынуждены объединить

свои капиталы и создавать акционерные общества – предприятия, основная

часть капитала которых образуется из взносов предпринимателей, становящихся

в силу этого «акционерами». Акционеры не несут личной ответственности по

долгам предприятия. Ответственность здесь носит коллективный характер,

риску подвергается только вложенный в предприятие капитал, а не личная

собственность акционеров.

Таким образом, совокупность связанных между собой институтов,

действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции,

составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной

инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями

рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.

3. 4. Государственное регулирование рынка

«Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система

законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих

субъектов и определяющая правила «рыночной игры»[7].

Рыночная экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных

экономических задач. Во-первых, рынок обеспечил взаимосвязь производства и

потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда

обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что

состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или

продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать «рыночную

форму». В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности

производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к

отстающим.

Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении

анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная

рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором

общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется

более новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке

личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством

необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как

правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или

регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое

вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент,

который также составляет достоинство рыночной экономики, служит

обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная

система способна координировать экономическую деятельность без принуждения.

Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства.

Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды,

с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной

системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности

распределение ресурсов и личной свободе.

Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический

прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-

экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества,

которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный

спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны,

образования, аппарата управления государством и другие необходимые

мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары

должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов

граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может

происходить на рыночной основе.

Другая проблема рыночной экономики связана с «внешними эффектами».

Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности

производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный

оборот. Сама экономика не способна «убрать» эти негативные последствия, это

ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно

измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью

погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду.

Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации

невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий,

наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью

штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. « Все

это дает возможность существенно координировать действия рыночного

механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой

игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах»[8].

Третья проблема, связанная с социально-экономическими правилами

личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не

может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает

безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а

лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей,

осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие

мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей

воли утратили рабочие места.

Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер

законодательного, исполнительного и контролирующего характера

осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-

экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство

государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и

предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития

экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами

государственного регулирования являются федеральные, региональные,

муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать

интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества,

придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были

ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также

государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего

поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать

негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые

предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают

защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных

субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное

законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет

жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит

антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика –

политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или

стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным

ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения

предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство

«берет» из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных

отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство

необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для

устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование

происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую

роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные

закупки – регулируемые законодательством государственные расходы, которые

включают в себя все затраты государства на конечную продукцию

производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи --

выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах

предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному

долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических

спадов применять стимулирующую политику – снижение налогов и увеличение

государственных расходов. В периоды экономических подъемов Применяется

сдерживающая политика – увеличение налогов и сокращение государственных

расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования

в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и

дефицита бюджета.

Государственное регулирование имеет две модели:

1. Адаптационная модель. Эта модель основана на постоянном

приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм

собственности и совместной деятельности государственного и частного

сектора.

2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности,

прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает

предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов

государственного вмешательства.

В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические

институты – совокупность политических, экономических факторов, по средствам

которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и

поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней

торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы,

таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости

от того, в какой области государство воздействует на экономические

процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты

включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. «В

более широком плане в государственную экономическую политику включают такие

ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная,

региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая,

антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика»[9].

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы

воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы

государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах

воздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередь

выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма

обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка,

операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных

бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции,

регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой

политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать

распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику

государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование

производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему

безработицы. Планирование – предопределение будущего, построение моделей

намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков

достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на

решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в

показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей

делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономических

траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает

своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями,

которые могут привести к негативным последствиям.

Государственное регулирование происходит за счет представительной и

исполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводят

политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь

свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли

индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности,

аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в

экономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремится

получить максимальную полезность, а бизнесмен – максимальную прибыль.

Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политике

происходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобы

избежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, где

люди, которые управляют государством, стремились достичь интересы общества

при реализации собственных целей. То есть « нужна система, подобная

рыночной системе, при которой «невидимая рука» рынка направляет действие

индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных

интересов»[10].

Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений,

принятие общественных решений занимается теория общественного выбора.

Центральное место в этой теории занимает проблема примирения различных

взглядов, интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятся

мнения избирателей. Эта теория также рассматривает деятельность

правительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежной

политики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности и

многое другое. Она задает вопросы – как, что и для кого – в масштабах

общества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частного

сектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победить

на выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, а

центральные фигуры рынка – фирмы – стремятся получить максимальную прибыль.

Но сама по себе государственная экономическая деятельность не является

гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически

эффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоценивают

роль государства в экономике, но государственные органы могут принимать

неверные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополий

и загрязнение окружающей среды, так же может существовать и

несамостоятельности правительства, когда вмешательство государства в

экономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов.

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силу

чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятие

невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений.

Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляет

несовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонники

сходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вносит

неопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесет

наибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будет

поменьше вмешиваться в экономику.

Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был

английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии

решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость

государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный

спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния,

содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят

принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы

государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен

представляет собой механизм, способный обеспечивать общую

сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что

именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но

современные экономисты считают, что в целях улучшения ) управления

экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются

достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. «Управлять экономикой в

отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной

рукой»[11].

Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства.

Также нельзя говорить о достоинства их возможности государства, не

привлекая при этом роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Если же

государство стремится делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой,

то происходит деформация рыночных процессов, повлекая за собой падение

производства, а значит, не будут удовлетворять потребности общества в

целом. В результате этого проводится разгосударствление. Вмешательство

государства в рынок должно быть экономически оправданным и допустимым, в

случае повышения экономической эффективности. Таким образом, активное

вмешательство в экономику – нормальное явление в жизни любого государства.

По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных

связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления

рынка государству, а государства – рынку закончился. Сегодня не отрицается,

что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но

он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его

социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как

сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать

интересы людей. Государство и рынок – две параллельно развивающиеся и

взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения

об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как

достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного

механизма регулирования экономики.

Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе

достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные

отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических

агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его

несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает

экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие

стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и

социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной

экономической и социальной политики.

Заключение

В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые

складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а

так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием

товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные

продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля,

лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе

охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой

осуществляется связь производителей и потребителей, производства и

потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и

потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и

реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок

является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения

он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для

владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот

канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему

потребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена,

являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед

ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных

вопроса:

1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть

предложены потребителям?

2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует

применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может

претендовать на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он

решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены.

Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок

бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать

сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка

(социальная сфера, государственное управление и правопорядок,

обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного

механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на

самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной

экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного

регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний,

предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности

самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не

затрагиваемые государственным регулированием.

Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать

действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к

совершенствованию.

В экономической теории различают различные виды рынков, которые

основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности.

Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки

в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное

значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только

при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного

регулирования и стимулирования ее развития.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает

сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует

производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает

сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в

соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие

рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и

«свертывает» устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько

успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто

предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях,

оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа

остается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей,

обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно

самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что

производить? Как изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как

использовать полученные доходы?

Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического

процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие

рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во

вред национальной экономике.

Список использованной литературы:

1. Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999, 385 стр.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, 266

стр.

3. Булатов А. С. Экономика. М., 1999, 786 стр.

4. Дискин И. Е. Социальная составляющая развития переходной экономики.

// Общество и экономика. 1997. № 1-2, стр. 12

5. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и

микроэкономический анализ. – М.: 1997, 391 стр.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс 1990, 613 стр.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и

политика. М., Республика. 1992. т. 1, 348 стр.

8. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов н\Д., 1998, 633 стр.

9. Микульский К. И. Социально-ориентируемая рыночная экономика – выбор

России. // Общество и экономика. 1997. № 1-2, стр. 8

10. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 1998, 511

стр.

11. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. М., 1999, 625 стр.

12. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999, 718 стр.

13. Самуэльсон П. Экономические науки. – М 1990, 282 стр.

14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990, 687

стр.

15. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, 405

стр.

16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,

1962, 535 стр.

17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993, 483 стр.

18. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И.,

Журавлевой Г. П. – М.: 1997, 561 стр.

Приложение 1

-----------------------

[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс. 1990. с. 54

[2] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и

политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 77

[3] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,

1962. с. 25

[4] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990 с. 236

[5] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и

политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 91

[6] Приложение 1

[7] Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999, стр. 112

[8] Мамедов О. Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс,

1997, стр. 67

[9] Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999, стр. 669

[10] Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 1998, стр.

206

[11] Самуэльсон П. Экономические науки. – М 1990, стр. 111

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.