реферат скачать
 

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Исторические этапы развития рынка ценных бумаг 4

2 Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России………… 10

3 Участники рынка ценных бумаг 19

Заключение………………………………………………………………………. 23

Библиографический

список…………………......................................................26

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов

является использование ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг имеет длительную историю развития - от финансовых афер

древности и средневековых меняльных контор до рынка государственных

облигаций конца 18 века начала 19 века, а за тем рождения современного

фондового рынка.

Российский рынок ценных бумаг возник и стал развиваться преимущественно в

порядке стихийной инициативы. История биржевого дела в России включает его

подъем в период НЭПа, ликвидацию в 30-е годы, многочисленные дискуссии

вокруг проблем фондового рынка временна “отметили” 60-х годов, которая не

привела к возрождению рынка ценных бумаг в Союзе Советских

Социалистических республик, положение меняется в эпоху перестройки. Об

этом говорит, в частности, факт создания в конце 1990 года Московской

центральной фондовой биржи и Московской международной фондовой биржи.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг

использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в

отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). Как

видно рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночной экономики,

вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего

комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком

правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их

использование просто невозможно.

Целью данной работы является раскрытие информации о деятельности рынка

ценных бумаг в Российской Федерации.

Задачи: ознакомиться с этапами развития рынка ценных бумаг в Российской

Федерации; определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг

в России; расскрыть информацию об участниках рынка ценных бумаг.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране,

следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917г.),

затем в период НЭПа в конце 20-х гг., а также и в последующий период, но в

довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются

определенной спецификой, дифференциацией и глубиной рассматриваемой

категории.

Развитие капитализма в России в конце 19 века было ускорено отменой

крепостного права в 1861г., которая подтолкнула к созданию качественно

новых товарно-денежных отношений, а также к расширению внутреннего рынка

на базе капиталистических отношений. Однако и до этого периода, можно

сказать, существовал рынок ценных бумаг - в виде капитализма, особенно

создание акционерных обществ на его поздней стадии развития в России,

привело к широкому выпуску акций, т.е. к расширению рынка ценных бумаг за

счет движения, как акций, так и государственных облигаций. Все это

заставило создать соответствующие организационные механизмы

функционирования рынка ценных бумаг. При этом был широко заимствован

зарубежный опыт, т.к. в экономике дореволюционной России иностранный

капитал занимал довольно заметное место.

Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые

биржи и Центральный (государственный) банк России. Продажа и реализация

государственных облигаций производилась главным образом через

Государственный банк, но при довольно активном посредничестве коммерческих

банков и других кредитных институтов. Покупателями акций были в основном

российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты

(банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные

юридические и физические лица. То же самое можно сказать и о покупках

государственных облигаций.

До конца 19 века в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с

ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с

правилами биржевой торговли товарами. В России существовало 21 товарная

биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской,

Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской. Ведущей

была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом

бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие.

На некоторых биржах проводилась самостоятельная котировка ценных бумаг

лишь местных акционерных компаний. Официально на таких биржах

осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагам:

подписка на новые выписки этих бумаг и покупка, и продажа их за наличные.

С возникновением коммерческих 6анков ссудные операции под залог ценных

бумаг перешли к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись

лишь нелегально, либо вне официальной биржи, либо на ней, но в

замаскированном виде. Сделки на срок не охранялись законом, что делало их

рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате

чего, в частности, страдала котировка частных бумаг.

В марте 1883 г. были утверждены первые “Правила для сделок по покупке и

продаже фондов и акций” на бирже. Однако имелись в виду исключительно

сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь

законом 8 июня 1893 г. Покупка акций не за наличные деньги и поставка их

на срок и по определенной цене перестали рассматриваться как

противозаконные. Этим законом были приняты меры по упорядочению биржевой

торговли, в частности, торговли ценными бумагами; книги маклеров были

подчинены ревизии Министерства финансов, а сам министр имел право

увольнять маклеров с должности в случае обнаружения злоупотреблений.

На ведущей (Петербургской) бирже в 1888 и 1892 гг. котировались акции

соответственно 24 и 32 акционерных обществ и облигации 5 компаний.

Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления

компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были

обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав

общества, образец бумаги и отчет за последний год. Однако в 1890-х гг.

допускались к котировке и бумаги только образовавшихся компаний. В этом

случае требовалось еще подтверждение сбора всей суммы капитала. Не

допускались к котировке бумаги тех акционерных компаний, капитал которых

был менее 500 тыс. руб.. Ограничение суммы акционерного капитала

объяснялось как мера против захвата компании путем скупки большинства ее

акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев. Считалось, что

капитал в 250-300 тыс. руб. легко может попасть в одни руки.

Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами.

Потому назревала необходимость выделения фондовой торговли и создания

Фондового отдела. Благодаря этому ограничивался круг лиц, которые могли

заниматься биржевыми операциями. Члены Фондового отдела делились на членов

- посетителей и действительных членов. И те и другие должны были иметь

промысловые свидетельства первого разряда и уплачивать сбор за право

посещения биржевых собраний. Но участвовать в биржевой торговле и

заключать биржевые сделки могли лишь последние. Только сделки между

действительными членами (или через их посредство), притом заключенные в

самом биржевом собрании, признавались “биржевыми сделками” с рядом

вытекающих отсюда важных последствий, в том числе фиксированием их в

котировочном бюллетене. При этом упорядочивалась положение на бирже

акционерных коммерческих банков и банковских домов, и также улучшался

состав маклеров. Теперь они являются действительными членами Фондового

отдела. Их деятельность обеспечивалась денежными залогами. Сохранялось

введением в 1893г. подчинение маклеров административной власти

министерства финансов. Сделка за собственный счет им запрещались. Но они

получали право выполнения приказов на продажу и покупку ценных бумаг,

исходящих и не от членов биржевого общества. 10 января 1901г. были

утверждены подробные “Правила для Фондового отдела Петербургской биржи”,а

также “Инструкция котировальной комиссии” и “Правила о допущении бумаг к

котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи”. Правилами был установлен

порядок, при котором для введения акций в котировку требовалось

ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении

общего собрания акционеров.

В ноябре 1907г. биржевое законодательство было дополнено новыми “Правилами

для сделок по покупке” продаже иностранной валюты, фондов и акций на

Петербургской бирже”, касающиеся только техники операций с акциями.

В июле 1914 г. крупные российские биржи (Петербургская и ряд других)

прекратили операции, что сделало невозможным нормальное в

капиталистических условиях образования цен на процентные и дивидендные

бумаги. Операции с ними оказались дезорганизованными.

Фондовые отдел Петербургской биржи был официально открыт 24 января 1917г.

Однако нестабильная политическая обстановка в стране привела к тому, что

биржа просуществовала всего месяц. Первые дни Февральской революции были

последними днями Петроградской Фондовой биржи. 24 февраля отметилось

падение курсов некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не

производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и

окончательно.

Уровень развития рынка ценных бумаг в России по своим масштабам и глубине

операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии,

Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было

мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных

бумаг России достиг в 1914г. После революции, гражданской войны и

проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных

бумаг как таковой прекращает свое существование.

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска

государственных облигаций и незначительной части акций в системе

разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика

принимает рыночный характер, начинает функционировать относительно

разветвленная кредитная система, которая, кроме государственного банка,

была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными,

сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией,

обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в

экономике, в тот период сравнительно широко использовался иностранный

капитал.

Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер

в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с

распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектами ценных

бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где бы свободно

покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись

как между различными организациями, так и между владельцами того или иного

предприятия и банков. Таким образом произошло как бы сужение размеров и

функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась

дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств.

Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к

ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных

институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и

отраслевых банков и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде

выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов

носило добровольно-принудительный характер и таким образом они размещались

в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в

первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с

последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в

дополнительной мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство

СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации

различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов.

Однако в конце 50-х гг. стало очевидным, что государству весьма сложно

одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был

прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно

длительный период. Единственным видом ценных бумаг остался так называемый

Государственный 3%-ый выигрышный заем, который продавался и покупался

свободно населением через систему сберегательных касс. Таким образом

произошло еще большее сужение рынка. Правда, по замороженным займам в

течении 70-80-х гг. эпизодически происходило погашение так называемых

займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства.

Однако задолженность государства населению по ним продолжает сохраняться и

в настоящее время.

Таким образом, ликвидация подлинного рынка ценных бумаг в советский период

была обусловлена в основном развитием командно-административной системы

управления, заменившей рыночные отношения. Это нанесло определенный ущерб

экономике, лишив ее дополнительного канала денежных ресурсов только на

госзаймы был довольно ограниченным инструментом и реализовался

исключительно под воздействием командно-административной системы без

должной эффективности и гибкости. Это обусловило объективное отставание

нашей экономики во многих областях и прежде всего в научно-технической

области по сравнению со странами Запада.

2. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИИ

Ценные бумаги - необходимый атрибут рыночного хозяйства. Как объекты

гражданских прав они относятся к вещам, будучи их особой разновидностью

(ст. 128 ГК).

Ранее, в огосударствленной экономике, оборот ценных бумаг по необходимости

был чрезвычайно обеднен и представлен в основном государственными ценными

бумагами - облигациями, предъявительскими сберкнижками и аккредитивами

сберкасс, выигравшими лотерейными билетами, а в расчетах между

юридическими лицами мог использоваться расчетный чек. С переходом к

рыночной экономике оборот ценных бумаг возрос, стал формироваться их

рынок. Однако главное внимание при этом было уделено так называемым

\"инвестиционным\" ценным бумагам - акциям и облигациям частных коммерческих

структур. Кризис бюджета и денежного обращения заставил использовать

некоторые новые виды государственных ценных бумаг (например, казначейские

обязательства) и традиционные векселя. Между тем количество разновидностей

ценных бумаг в развитом обороте достигает многих десятков.

Следует отметить, что действовавшее законодательство о ценных бумагах

содержало крайне неудовлетворительную их регламентацию. С одной стороны,

оно содержало неудачные, неправильные по существу определения ценных

бумаг, пытаясь, например, подвести под понятие акции или облигации вообще

все виды ценных бумаг (как это было сделано в п. 1 Положения о выпуске и

обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного

постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78). Понятие

акции как ценной бумаги, удостоверяющей \"право собственности на долю в

уставном капитале акционерного общества\", данное в п. 43 Положения об

акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР

от 25 декабря 1990 года №601, вообще не соответствовало ни смыслу этого

документа, ни существу акционерного общества.

С другой стороны, это законодательство давало безграничный простор для

создания любых видов ценных бумаг, как государственным органам, так и

коммерческим организациям и применения одних традиционно известных видов

ценных бумаг для целей, с которыми всегда использовались другие их

разновидности (например, появились \"вексельные книжки\" вместо чековых,

\"антиинфляционные\" и \"процентные векселя\" вместо предъявительских акций и

т. д.). Векселю у нас вообще изначально не повезло, ибо даже само по себе

грамотное Положение о переводном и простом векселе от 24 июня 1991 года

было утверждено Президиумом Верховного Совета РСФСР, то есть органом, не

правомочным на законотворчество по действовавшей тогда Конституции.

Правила Основ гражданского законодательства 1991 года, действовавшие на

российской территории, в значительной мере были парализованы актами

Российского законодательства и не смогли стать упорядочивающим фактором

оборота ценных бумаг.

Все это свидетельствует о важности четкого определения категории ценных

бумаг и их правового регулирования. Гражданский кодекс, перечисляя в ст.

143 различные виды ценных бумаг, не делает их перечень исчерпывающим,

закрытым. Вместе с тем он указывает, что отнесение документов к числу

ценных бумаг может теперь производиться только по прямому указанию закона.

Поэтому с момента введения в действие части первой ГК новые виды ценных

бумаг могут появляться лишь в порядке, установленном законами о ценных

бумагах или по их прямому указанию, но не по указанию президентских

указов, постановлений правительства и тем более ведомственных актов

Центробанка или Минфина, либо по инициативе коммерческих банков и иных

частных лиц.

В имущественном обороте имеется много разновидностей ценных бумаг весьма

специфического назначения. Так, в удостоверение приема груза в договоре

морской перевозки перевозчик составляет и выдает грузоотправителю

коносамент, являющийся ценной бумагой и существующий в целом раде

разновидностей. Ценными бумагами могут быть варранты - свидетельства о

наличии определенной партии товара на складе у профессионального

хранителя, которые выполняют также роль товарораспорядительного документа,

закладные, оформляющие ипотеку (залог недвижимости), и т.д. Такое

многообразие, ценных бумаг свидетельствует о невозможности и

нецелесообразности охватить их правовой режим каким-либо одним законом.

Поэтому Гражданский Кодекс прямо говорит о законах о ценных бумагах, вовсе

не сводящихся к закону о регламентации статуса и обращения акций и

облигаций.

Впредь до принятия таких законов сохраняет силу действующее

законодательство о ценных бумагах, но лишь в части, не противоречащей

нормам Гражданского Кодекса. Следует подчеркнуть, что новые

законодательные акты о ценных бумагах тоже должны соответствовать правилам

Гражданского Кодекса, в том числе его главе 7, поскольку об этом прямо

говорит правило п. 2 ст. 3 Гражданского Кодекса. При наличии расхождений

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.