реферат скачать
 

Рыночная экономика России

отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых

союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления

государственных региональных программ. Основная часть таких органов

формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности

решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К

таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве,

министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их

управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог,

почт и телеграфа и др.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного

регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-

технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним

водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от

отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных

органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных

фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их

рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной

экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и

различных фондов.

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и

государственным регулированием экономики: носители (в данном случае

заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при

государственных регулирующих органах. По этой линии происходит

корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,

профессиональных, общественных (например, экологических) групп.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и

выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую

политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации,

сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампания

гражданского неповиновения и т. д.

Обратная связь между государственным регулированием экономики и

носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в

темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом

платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в

показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в

уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные

выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами

массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия

избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или

партиям - это главная линия обратной связи между государственной

экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе

выяснить реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность

и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов,

дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы

(забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная

информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных

субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного

регулирования экономики. Для этого существует отработанный механизм в виде

анкетных опросов. При помощи анкетного метода исследуется эффективность

инструментария бюджетного, монетаристского регулирования, воздействия

государственных закупок и заказов, инвестиций в государственный сектор.

Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования

экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и

носителями экономических интересов.

Итак, это была идеальная картина зависимости государственного

регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой

зависимости и обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений

от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на

органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны

факты коррупции в органах государственной экономической политики в

различных странах. Но механизм государственного регулирования экономики

функционирует все-таки не по отклонениям, а по правилам.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,

регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни

страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не

разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время

как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального

функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

1. экономический цикл;

2. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

3. условия накопления капитала;

4. занятость;

5. денежное обращение;

6. платежный баланс;

7. цены

8. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,

имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

9. условия конкуренции;

10. социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение;

11. подготовка и переподготовка кадров;

12. окружающая среда;

13. внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный

характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл,

накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные

комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции,

отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между

государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования

хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и

депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и

занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные

финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В

условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть

опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение

платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и

отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача

государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса,

капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить

перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом,

уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства,

инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и

территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых

стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают

привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях

поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в

состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей

и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных

привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между

отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его

эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры

по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является

накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли

всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной

экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения

накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам

хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления

опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования

экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время

всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям,

регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения

рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.

Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в

квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых

служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между

спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной

платы, который может негативно отразиться на национальной

конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет

к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых

поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными

последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов

является денежное обращение. Основная направленность регулирования

денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную

опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно

воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные

отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем

экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством

государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое

регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,

движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-

договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура

цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на

структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной

валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие

объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать

частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в

экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и

совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной

защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в

зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические

уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность,

сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл;

денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения,

экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными

странами, интеграционные процессы).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя

внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание

экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл;

улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и ,

во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может

быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например,

невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных

условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры,

совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного

обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может

оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от

реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой

ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от

установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы

приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить,

содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели

внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в

узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели

подчиняются ей.

Средства государственного регулирования подразделяются на

административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на

силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и

принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные

предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели

они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские

штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу

лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-

морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким

образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта

возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной

экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в

основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных

бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.

Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во

время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными

административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии

были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на

средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования

экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в

экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это

государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные

цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О

государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика,

осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие

как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить

соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных

капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли

рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в

связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных

компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее

развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план

государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом

- парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении

финансового года полномочные представители исполнительной власти

отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению

расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий

соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических

интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции

политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи:

специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется

главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической

политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего

социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны

смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному

характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии

сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в

разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической

политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных

производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную

продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как

правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.