реферат скачать
 

Рыночная Экономика

6. Свобода ценообразования.

При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями.

Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе

взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены

принято называть рыночными.

На практике одновременно могут быть государственные, договорные и

рыночные цены. Такая система цен достаточно универсальна и применяется в

любой экономике. Всё дело в том, какие цены занимают главенствующее

положение.

В государственной экономике, управляемой преимущественно

административно-распорядительными методами, господствуют устанавливаемые,

стабильные государственные цены, изменяемые лишь через продолжительные

отрезки времени. Их дополняют договорные цены, также действующие в течение

продолжительного отрезка времени. Они формируются на договорных началах

между производителями и закупочными организациями. В узком масштабе

применяются свободные, плавающие цены, применяющиеся по соглашению между

продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения.

В рыночной же экономике картина обратная. Ведущее место занимают

свободные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный

вес составляют государственные цены.

Вместе с тем неправомерно отождествлять рыночную экономику с экономикой

полностью раскрепощенных цен. Фактически и рыночные цены складываются не

только в результате свободного торга между покупателями и продавцами, а под

влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой

политики производителей и торговцев. Так что цена есть продукт рыночных

отношений в широком смысле слова, охватывающих всю национальную, а иногда и

мировую экономику (цены мирового рынка). Принцип рыночного ценообразования

означает одновременно минимизацию государственного вмешательства в процесс

формирования цен.

В принципе рыночного ценообразования находит своё продолжение принцип

свободы экономических отношений. Но значение рыночного ценообразования

выходит за пределы увеличения экономической свободы. В нем есть и другая

очень важная сторона. Пожалуй, только механизм рыночных цен обладает

высокой способностью устанавливать и поддерживать цены на уровне истинной

стоимости продукции товаров и услуг. Все другие механизмы ценообразования

значительно уступают рыночному, хотя имеют и свои достоинства.

Рыночная цена аккумулирует в себе интегральную оценку затратной,

меновой и потребительской стоимости товара, воплощая её в виде единой

цены. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции её

обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительские свойства.

Словом, рыночные цены в наибольшей мере обеспечивают эквивалентный обмен

товаров.

7. Самофинансирование.

Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность,

расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на

своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому

хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект,

представляющий юридическое лицо и имеющий собственный счёт в банке, обязан

осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.

Вообще говоря, принцип самофинансирования носит универсальный характер

и должен быть свойствен экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Но

в плановой экономике этот принцип действует в весьма усеченной форме, с

многочисленными отклонениями.

В рыночной экономике принцип самофинансирования также не соблюдается

как абсолютный, встречаются отклонения и отступления от него, но в целом он

соблюдается гораздо более жестко и последовательно.

Благоприятная для экономики страны в целом сторона принципа

самофинансирования состоит в том, что он приучает к умению жить на

собственные средства, порождает острое чувство экономической

ответственности в связи с угрозой финансового банкротства. Отсюда

самофинансирование возбуждает предприимчивость, учит умению добывать

деньги, упорядочивает учёт и контроль за финансами.

8. Децентрализация управления и самостоятельность.

Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является

производным от других принципов. Его можно смело включить в само

определение рыночной экономики. Ведь будучи централизованной, экономика

просто не может быть рыночной: ей свойственно распределение большинства

товаров и услуг по плану. Рыночной же экономике свойственен свободный обмен

между экономическими субъектами по соглашению.

Децентрализация рыночной экономики проявляется в отсутствии

устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному

выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в

условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата

ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью

производственных и иных экономических ячеек.

Естественно, что децентрализация управления видна не только в

ограничении прав центрального государственного или иного аппарата. Столь же

важно делегирование планово-управленческих полномочий экономическим

субъектам, хозяйственным единицам, предоставления им высокого уровня

самостоятельности в определении стратегии и тактики собственных действий.

То есть, нужна высокая степень экономической свободы, проявляющаяся в праве

самостоятельного принятия хозяйственных решений.

Формулируя принцип децентрализации управления рыночной экономикой

следует прибавить к нему два существенных замечания. Во-первых, рыночная

экономика не может и не должна быть децентрализована полностью, ибо в этом

случае будут потеряны организующие начала, объединяющие хозяйственные

ячейки в единую экономику страны. Чтобы избежать кризисов и развала,

рыночная экономика призвана быть высоко организованной, контролируемой и в

определенном смысле направляемой.

Во-вторых, чтобы рыночная экономика была самоорганизующаяся, необходима

разработка схемы правил экономического поведения имеющих общий характер для

всех участников экономического процесса. Так что неизбежно централизованное

установление единых правил и норм экономического поведения, в пределах

соблюдения которых уже имеет место хозяйственная самостоятельность

экономических субъектов.

9. Экономическая ответственность.

Рыночная экономика опирается на экономические способы возбуждения

ответственности используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями

которые в нём повинны.

Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими

гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий

нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями.

В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим

обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами.

Вследствие этого ответственность обладает явно ощутимыми формами.

Есть и вторая, не менее важная сторона экономической ответственности.

Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса

полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира,

не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. Если экономическое

взыскание за нарушение правил и обязательств не будет осуществлено в

судебном порядке, то суд экономического общественного мнения неизбежен. Эта

мера ответственности оказывается нисколько не меньшей, чем по суду.

В рыночной экономике ответственность порождается и становится

действенной также в силу реальности и конкретности форм и отношений

собственности. При обезличенной собственности подает уровень

ответственности за неё. Наличие явно обозначенного собственника меняет

дело. Ничто не возбуждает ответственность как боязнь потерять своё.

10. Государственное регулирование.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без

государственного регулирования.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики

проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого

ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в

государственном формировании свода правил и ограничении рыночной

деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением.

Организуя рыночные отношения государственные органы способствуют их

органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное

регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через

государственное планирование.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется

посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение,

путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для

общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство

осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние

на рынок и рыночные отношения.

11. Конкуренция и механизмы социальной защиты.

Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической

системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями,

организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного

возбуждения экономических субъектов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и

свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются

условия конкурентной борьбы в отличие от искусственного соревнования

рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания

считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.

В тоже время рыночная структура способствует поддержанию и развитию

конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по

демонополизации структур в отдельных областях и видах производства.

Наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи

её естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже

насаждается извне. С помощью специальных управляющих воздействий.

Для современной рыночной экономики характерны и средства социальной

защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий.

Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой

государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере

возникновения тяжелых ситуаций.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в

большинстве случаев они представлены двумя категориями. Прежде всего, это

постоянно действующие ограничители не позволяющим рыночным эффектам достичь

социально опасного уровня. Уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу

минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху

максимально допустимой ставкой налогообложения.

Наряду с ограничителями применяется сеть социальных компенсаторов в

виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по

сниженным ценам. Широко практикуются различные формы благотворительности и

поддержки бедных.

Однако уровень социальной защищенности в рыночной экономике

поддерживается таким, чтобы одна не оказывала отрицательного воздействия на

эффективное функционирование экономической системы, не приводила к

социальному иждивенчеству.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные

функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не

означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и

во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства

есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном

действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики,

неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление

равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают

монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми

ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для

ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику

на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не

способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества,

не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование

социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка

здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих

других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного

населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно

заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному

расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную

напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для

проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет,

торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике,

что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены

осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры

государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в

пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто

рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Заключение

Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение

экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения

невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя

помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя

построить цивилизованный рынок. Арендатор если чиновник зависит от

капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

В открытом письме к избирателям Путин В. В. заявил, что любая программа

начинается с обозначения главных целей.

Государственная – с того, что способно объединить всех нас, граждан

своей страны.

Путин убежден: нет и не будет цельной, работающей программы, когда в

одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих –

международную часть. Когда все это механически ''склеивают'' и выдают за

единую государственную платформу. Это – не подход, так дела у нас не

пойдут.

В последние годы мы приняли сотни программ ''первоочередных'' и

''приоритетных'' мер. Раз их так много, значит до реальных приоритетов руки

ни у кого не дошли. Мы все время шли на поводу у событий, расхлебывая

последствия собственных опрометчивых решений. Постоянно сваливали в кучу

большие и малые дела. Зато с энтузиазмом отвлекались на легкие задачи,

оправдывая собственное нежелание и собственный страх отвечать на

действительно серьезные вызовы.

Раз не хотим повторение пройденного, не хотим, чтобы страна плелась в

хвосте – должны определиться с действительно неотложными задачами. Их не

так много, если подойти с умом. Но они действительно сложные.

Наш приоритет – побороть собственную бедность.

Мы привыкли гордиться своим богатством – огромной территорией,

природными ресурсами, многонациональной культурой и образованностью нации.

Это действительно есть. Но этого недостойно мало для великой державы –

России.

Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей. От

успешного решения собственных внутренних задач напрямую зависит и наша

зажиточность, и наши новые права.

Наш приоритет – защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного,

так и криминального.

Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и

оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в его

деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро

наполняют преступные группировки. Берут под свою ''крышу'' тех, кто никак

не может добиться защиты от государства.

Россия уже давно - не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в

себе держава с большим будущим и великим народом.

Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя

высокого национального достоинства страны.

Путин абсолютно уверен: сильное государство заинтересовано в людях

состоятельных. И потому ключевое решение для всей нашей экономической

политики в том, чтобы честно работать было выгоднее, чем воровать.

Хватит думать про чужие страны, вынуждая наших людей хранить

заработанные средства на зарубежных счетах. Давно пора создать для молодых

и трудоспособных граждан нормальные условия развития.

Кто хочет и может жить богато, пусть поможет себе и своей стране.

Он убежден: основной чертой нового века станет не битва идеологий, а

острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Его лозунг: это – достойная жизнь.

Список литературы

Основная литература:

1. «Общая экономическая теория»; В. И. Ведяпин. Москва, 1995 год.

2. «Рыночная экономика»; Б. А. Райзберг. Москва, 1993 год.

3. «Рыночная экономика. Учебник»; В. Максимова, А. Шишов. Москва, 1992 год.

4. «Учебник по основам экономической теории»; под редакцией В. Д. Камаева.

Москва, 1997 год.

5. «Экономика»; под редакцией А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К.

Большакова. Москва, 1998 год.

6. «Экономика»; под редакцией А. С. Булатова. Москва, 1997 год.

7. «Экономика переходного периода»; под редакцией В. В. Радаева, А. В.

Бузгалина. Москва, 1995 год.

8. «Экономикс»; Р. Кемпбелл, Макконелл Стэнли Л. Брю. Москва, 1992 год.

9. «Экономическая теория»; под редакцией А. И. Добрынина. Москва, 1999 год.

Дополнительная литература:

1. «Большой экономический словарь»; под редакцией А. Н. Изрилияна. Москва,

1994 год.

2. «Вопросы экономики»; главный редактор А. И. Абалкин. №2 за 1997 год, №1

за 2000 год.

3. «Известия», №28, февраль 2000 года.

4. «Современный экономический словарь»; Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.

Б. Стародубцева. Москва, 2000 год.

-----------------------

Свобода выбора видов и форм деятельности

Всеобщность рынка

Равноправие рыночных субъектов

Саморегулирование деятельности

Принцип договорных отношений

Свобода ценообразования

Самофинансорование

Децентрализация управления и самостоятельность

Экономическая ответственность

Государственное регулирование

Конкуренция

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.