реферат скачать
 

Российская экономика переходного периода

властью так называемым уполномоченным банкам и «прокручиваемых» ими во

всякого рода спекуляциях, в том числе и валютных.

Все это не просто цепь случайных ошибок, а определенная линия на решение

приоритетной задачи укрепления складывавшегося политического режима и

сохранения правых радикалов у власти. Ради этого предпринимались и другие

экономические акции. Например, резкое увеличение бремени государственного

долга посредством выпуска ГКО и других государственных заемных обязательств

ради получения финансовых ресурсов для выборов 1995 и 1996 гг. А

активизация мер по преодолению задолженностей государства по заработной

плате, пенсиям и пособиям также обычно связана с предвыборными периодами

ради привлечения электората на сторону «партии власти».

Сейчас видно, что приоритет политических задач и праворадикальных

идеологических критериев перед экономическими задачами и критериями - одна

из основных причин катастрофических для народного хозяйства и большинства

населения итогов так называемого демократического правления в России с 1990

г. и рыночных экспериментов в стране с 1992 г.

Сегодня же предстоит включить истинный вектор экономического реформирования

- повышение эффективности производства и хозяйствования, рост

благосостояния населения. Всякий размен экономических целей и критериев на

политические выгоды должен быть исключен. Более того, развитие политических

процессов следует в конечном счете подчинить интересам экономики, прежде

всего задачам ее выведения из кризиса. Этому способны послужить, в

частности: выстраивание единой властной вертикали по всем уровням

государственной иерархии; преодоление националистистическо-сепаратистских

тенденций; налаживание подлинно союзнических стратегических отношений в

рамках СНГ и с постсоциалистическими странами Европы и Азии; восстановлению

доверия международной общественности к России как демократическому

миролюбивому государству.[7]

3. Перспективы развития Российской экономики в 2003-2015 гг

3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии

Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора целевых

направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз

ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют

параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые

для преодоления нового обострения системного кризиса.

Первое направление — повышение уровня и качества жизни основной массы

населения.

В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной

стратегии по целому ряду причин. С одной стороны, уход от сегодняшней

ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже

прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий

капитал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества

и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и

предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния

необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую

экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный

спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных

товаропроизводителей.

В конечном счете за десять лет требуется создать российский «средний класс»

— массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже

дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения.

Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами

ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких

условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с

сегодняшним в 1,8 раза.

Второе направление — резкая активизация инвестиций для качественной

модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания

сырьевой базы экономики. Для того, чтобы сохранить необходимые

производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного

обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза.

При этом необходимо:

. расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за

счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;

. перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;

. обеспечить структурный маневр инвестициями в пользу обрабатывающей

промышленности и сельского хозяйства;

. восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин,

технологического оборудования), максимально задействовав имеющийся

инновационный и технологический потенциал.

Третье направление — обеспечение военной безопасности страны. Уровень

прогнозируемых в период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также

требования военно-технологической безопасности требуют увеличения расходов

на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до

175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает,

в частности:

. поддержание численности вооруженных сил, необходимой для ведения одного-

двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах

военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не

менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного

военнослужащего в 45 тысяч рублей);

. значительное увеличение в структуре военного бюджета доли инвестиционной

компоненты — закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР,

капитального строительства. Модернизация вооружений четвертого поколения,

доработка и начало закупки образцов пятого поколения для отдельных видов

войск (авиация, танковые войска), начало разработки вооружений шестого

поколения потребуют увеличения расходов на инвестиционные статьи военного

бюджета как минимум в три раза.

Четвертое направление (поддержание и развитие социальной инфраструктуры,

обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала». Для того, чтобы

сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование,

здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение

необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление

государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум

на 40%.

Пятое направление — сохранение и развитие инновационного потенциала.

Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего,

стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это

может

быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и

развертывания технической реконструкции производственного аппарата на базе

новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет

высокое инновационное наполнение.

В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее

десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП

(1989-1990 годы) до 0,6-0,8% Для того чтобы обеспечить нормальное

функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы

должны быть увеличены не менее, чем втрое.

Шестое направление — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для

того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь

возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам

в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие,

необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на

уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала

как минимум вдвое.

Реализация отмеченных шести целевых направлений определяет параметры

необходимого увеличения объема ВВП — на 60-65%. Другими словами, если мы

хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже

в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее

росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддерживая такой режим в

течение восьми - десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно

решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной

сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной

достаточности, обслуживания государственного долга.

Сложившаяся в период с 1992 по 1998 год модель российской экономики

радикально не соответствует этим объективным требованиям. По многим

конкурентным позициям российская экономика в нынешнем виде уступает не

только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых

товаров. Как показали сценарные расчеты, в долгосрочной перспективе

«потолок» ее роста, определяемый, с одной стороны, предложением

энергосырьевых ресурсов, с другой стороны, возможностями расширения

конечного спроса (потребления, валового накопления, экспорта,

импортозамещения), не превысит 2—3% в год.

Из этого вытекает ключевая объективно заданная цель антикризисной стратегии

на ближайшее десятилетие. Необходимо сформировать новую модель российской

экономики, которая, в отличие от сложившейся, обладает потенциалом долго

срочного динамичного роста, позволяя решать задачи повышения уровня жизни

эффективности и конкурентоспособности, сохранения целостности и обеспечения

безопасности страны.

Данные условия задают одновременно и минимальные границы повышения

эффективности экономики. Экономический рост не может быть равномерным он

будет складываться за счет одновременного увеличения темпов развития

обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в первичных

секторах. Такой режим развития на протяжении длительного времени может

обеспечиваться только за счет мобилизации всех источников повышения

эффективности — структурны» технологических, организационных.

Создание новой модели экономики и выход на траекторию динамичного

роста потребуют изменений основных макроструктурных пропорций.

1. Переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли

импорта в его покрытии. В ближайшие один-два года основным источником роста

со стороны конечного спроса останется импортозамещение, в дальнейшем —

производственные инвестиции, и, в меру ослабления финансовых ограничений,

государственный спрос, во второй половине десятилетия — потребительские

расходы.

2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего —

увеличение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в

неденежных формах расчетов. В течение ближайших пяти-шести лет доля валовой

прибыли товаропроизводителей (без учета банков) в совокупных доходах

экономики должна оставаться стабильно высокой на уровне 30-35%. Необходимо

изменение ценовых пропорций между первичными) и конечными секторами

экономики, и обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в

обрабатывающей промышленности и аграрном секторе.

3. Обеспечение опережающего, по сравнению с конечным потреблением, роста

валовых сбережений и инвестиций. Доля валовых национальных сбережений в ВВП

должна оставаться примерно на уровне 1999 года, вплоть до середины

десятилетия, 28-30%. В последующем она может несколько снизиться. Доля

валового накопления основного капитала должна возрасти с нынешних 16% ВВП

до 18-20% к 2005 году и продолжить свой рост до конца десятилетия (до 20-

23% ВВП) за счет снижения нагрузки на валовые сбережения со стороны вывоза

капитала и других капитальных операций с внешним миром.

4. Изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей

промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматриваемого

периода станут: отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие

импортозамещение; отрасли машиностроения, производящие инвестиционное

оборудование; отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие

обновлять оборудование на современном качественном уровне.

5. Опережающий по сравнению с динамикой производства и инфляции рост

денежной массы с одновременным изменением её структуры в пользу средств на

счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборота денег в

экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных

суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий,

дедолларизация национального хозяйства и повышение склонности населения к

сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы доля

бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к 2005 году и

15-20% к 2010 году.

Формирование качественно новой модели российской экономики предполагает

осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия

сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического развития —

они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии.

Первое — формирование субъекта экономической политики, интересы и

возможности которого соответствовали бы системным целям конструктивной

антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо задать жесткий

формат «правил игры», переводящий взаимодействие ключевых экономических

игроков в конструктивное целеориентированное русло. А это возможно только в

рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп

элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).

Такую консолидацию можно практически обеспечить только одним способом:

превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий критерий для

действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринимателей,

профсоюзов и других) и социальных групп. Конкретные организационные

механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в период с

1997 по 1999 год и были законодательно оформлены в ряде субъектов

Российской Федерации.

Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формирование

крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур.

Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда

задач:

. обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на

внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприятия, как

правило, многократно уступают своим иностранным конкурентам по масштабам

капитала, организационным и ресурсным возможностям и другим критериям;

. создания целостных производственно-технологических комплексов,

восстановления технологической кооперации;

. реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из

эксплуатации устаревших производственных мощностей;

. реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую

реконструкцию производственного аппарата;

. восстановления единой управленческой вертикали, создания партнеров для

государства при формировании и реализации крупных государственных

проектов и программ;

. создания противовеса, препятствующего экономическому сепаратизму

регионов;

. укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.

Третье — создание эффективной вертикали государственной власти, без чего

невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних

российских условиях формула сильного государства включает:

. экономический союз между государством и национальным капиталом,

основанный на единстве цели — преодолении кризиса и достижении

экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности,

развитие партнерских отношений между государством и крупными

корпорациями);

. социальную ответственность крупного капитала, развитие социального

партнерства;

. реальную ответственность всех уровней власти за поддержание и рост

благосостояния населения;

. безусловное сохранение федеративного формата и территориальной

целостности государства;

. укрепление демократических механизмов контроля за исполнительной властью

и местного самоуправления;

. подавление коррупции и криминализации государственного аппарата.

Четвертое — развитие эффективных механизмов реализации государственной

экономической политики. В настоящее время текущая экономическая политика

государства на федеральном уровне осуществляется преимущественно в двух

формах:

1) принятия нормативных актов, регламентирующих деятельность экономических

агентов;

2) операций Центрального банка, связанных с регулированием денежного

обращения и финансовых рынков.

По мере реализации трех предшествующих условий механизм государственной

экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по

крайней мере, в следующих направлениях:

. превращения федерального бюджета в активный инструмент управления

государственным спросом;

. развития государственного целевого программирования как инструмента

решения системных задач;

. качественного повышения управления государственной собственностью.

Пятое — осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на

усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и

качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование,

здравоохранение, культура, социальное обеспечение).

В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые

задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально

имеющимися ресурсными возможностями. Вторая — сохранить общедоступную

систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими

услуг.

Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить

приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на

снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой

стороны, необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить

строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на

социальные нужды.

Шестое — расширение денежной эмиссии и превращение денежного предложения в

инструмент экономической политики.

В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент наложено

табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в

том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы

направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз,

минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение

валютного курса рубля). Для этого необходимо:

. осуществлять гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его

соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и

населения;

. осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя

процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и

прочее;

. эффективно задействовать «антиинфляционные якоря» — например цены на

товары и услуги естественных монополий, валютный курс и другое.

Возможности расширения предложения денег будут существенно зависеть от

реструктуризации банковской системы и налаживания системы банковского

кредитования предприятий реального сектора.

Седьмое — сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов

резидентов в инвестиции.

Во-первых, это необходимость расширения инвестиционных ресурсов.

Объективно возникла альтернатива:

. либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во

внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала;

. либо будут созданы каналы для направления этих ресурсов в инвестиции.

Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней

недостаточности валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов

оттока капитала становится ключевым фактором предотвращения падения курса

рубля.

Восьмое — повышение сбалансированности государственных доходов и расходов.

Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость

выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов

бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема

усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения

нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем

большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего

долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.

Конструктивное решение данной проблемы предполагает комбинацию одновременно

нескольких подходов.

1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными

источниками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации

оборота и сокращение неплатежей; упорядочение налоговых льгот; доходы,

полученные за счет девальвации рубля; увеличение прибыли производителей;

усиление контроля за доходами и расходами физических лиц.

2. Бюджетное администрирование, повышение эффективности использования

средств бюджета и внебюджетных фондов, налаживание контроля за полнотой и

целевым использованием государственных средств.

3. Гибкое использование заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

Девятое — урегулирование проблемы государственного внешнего долга. В

ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из главных

факторов, определяющих характер и возможности экономической политики. Без

реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс

погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП.

Такая величина является абсолютно неподъемной для нашей экономики, тем

более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.

Наиболее адекватными условиями реструктуризации внешнего долга

представляются следующие:

. полные выплаты по российскому внешнему долгу, образованному с 1992 года;

. полное списание или перенос за пределы десятилетия выплат по погашению

основной части «советского» внешнего долга;

. выплаты процентов по «советскому» внешнему долгу в пределах 70-100% от

сумм по графику.

Десятое — преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением

прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и

кредитора.

В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не

столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и

неопределенностью статуса собственности. Для того, чтобы ослабить

ограничения в этой области, необходимо, по крайней мере:

. повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет

реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности;

обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их

риски до приемлемого уровня.

Заключение

Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми

традициями в настоящее время нет ни принятых и одобренных общественностью

национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая

страна, ни комплексной межотраслевой промышленной политики, которая связала

бы в единое целое существующие элементы структурной, инвестиционной,

налоговой и амортизационной политики, приближая достижение долгосрочных и

среднесрочных целей развития. В отсутствие такой политики экономический

процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и

потерями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек.

Разработка программы промышленной политики неотделима от

общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация

потребует существенной корректировки неолиберального курса, прежде всего

концентрации свободных ресурсов внутри страны. Последнее предполагает

введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым

декретом президента), а также протекционистского экспортно-импортного

режима. Концепция государственной политики должна быть разработана высшей

исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной

безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая

предпринимательский, особенно промышленный и банковский, сектор и

профсоюзы. Постановка национальных целей и очередности их достижения должна

сопровождаться оценкой необходимых для этого финансовых и иных ресурсов, а

также способов реализации этих целей через научно-техническую

(технологическую), инвестиционно-инновационную, структурную, налоговую,

амортизационную и иные виды промышленной политики.

В условиях России дальнейшее проведение экономических реформ требует

усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это

обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и

историческими условиями развития страны. Повторим, что сердцевиной

экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это

развитие попросту невозможно.

Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие инвестиционный

процесс. Пока же сложившиеся в России условия этот процесс угнетают.

Напомним их: открытие экономики для более развитых западных экономик с

крайне отрицательными влияниями на промышленность и сельское хозяйство;

приватизация государственной собственности и либерализация цен с потерей

управляемости промышленным и инвестиционным процессом; ликвидация

централизованных форм управления перераспределительной экономикой с угрозой

разрушения основных систем жизнеобеспечения страны; подчинение

экономической политики государства давлению (диктату) международных

финансово-экономических институтов; создание системы обеспечения оттока

экономических ресурсов за границу с помощью бивалютного стандарта с жесткой

привязкой рубля к доллару при полном господстве последнего на внутреннем

рынке России.

Из сказанного следует, что конструктивная экономическая политика для

современной России невозможна в отрыве от общеэкономической политики,

направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта

политика должна способствовать не уничтожению главных систем

жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они

заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического

рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие

национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития

- защита основных промышленно-экономических систем государства.

Эта политика по определению не может быть чисто либеральной, поскольку

перераспределение ресурсов является неотъемлемым условием существования

целостности национальной экономики. Либеральная же доктрина, которая

изначально исходит из принципа экономической самоокупаемости хозяйственных

субъектов, отрицает возможность и целесообразность существования

сбалансированных в целом, но несбалансированных в отдельных частях крупных

эффективных экономических систем. Либеральная доктрина в принципе

губительна для экономики России, которая не может существовать как

целостная система без высокого уровня централизации и монополизации.

Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен,

подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.

Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика

государства. Достижение так называемой финансовой стабилизации на базе

низкой для условий России инфляции при нулевом или минимальном

экономическом росте означает на деле либо клиническую смерть, либо

продолжение мучительной депрессии хозяйства, которая неизбежно закончится

хозяйственным развалом. Реальная финансовая стабилизация непременно

предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует,

что одной из центральных задач становится стимулирование производства.

Правительство в течение ряда лет ожидало, что этот стимул даст частный

капитал. Однако ожидания оказались напрасными и завершились колоссальным

национальным дефолтом, дополнительно обесценившим наши реальные ресурсы в 5

раз (в долларовом исчислении). Процесс обесценения продолжается и будет

нарастать, если не будет закреплена наметившаяся как будто бы тенденция

роста производства и если придет, наконец, осознание того, что

дополнительный стимул

развитию должно дать само государство.

В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного,

отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом

процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую

политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах

экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо

программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их

выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в

рамках национальной экономической политики.

Список литературы:

1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные

источники.

2. Монографии, статьи.

2.1. Альтернативы модернизации российской экономики. Под ред. Бузгалина

А.В. - М.: Таурус Альфа, 1997.

2.2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.

2.3. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.: БЕК, 1994.

2.4. Гайдар Е.Г. Государство и эволюция - М.: Евразия 1995.

2.5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.

2.6. Кульков В.М. В координатах смешанной экономики - М.: Знание, 1994.

2.7. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.

2.8. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития - М.,

Экономика 1994.

2.9. Преодоление кризиса российской экономики под ред. Осипов Н.Г. - М.,

1994.

2.10. Рекомендации доклада «4-х»: Стратегия для России? – М.: Знание, 1991.

2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М., 1994.

2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.

2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его

распространение в СНГ - М.: Знание, 1995.

2.14. Справочник Госкомстата РФ: Социально-экономическое положение России в

1995 г. М., 1996.

2.15. Теория переходной экономики. Т.1, Под ред. д-ра экон. наук В.В.

Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.

2.16. Теория переходной экономики. Т.2, Под ред. канд. экон. наук

Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 1998.

2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М., 1994.

2.18. Эклунд К.Р. Эффективная экономика - М.: Экономика, 1991.

2.19. Экономика. Под ред. А.С. Булатова М., 1994.

2.20. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В.

- М., 1995.

3. Зарубежные издания на иностранных языках.

4. Периодические издания.

Альтернативы. 1994–1996.

Вопросы экономики. 1995–1997.

Проблемы теории и практики управления. 1999-2000.

Российский экономический журнал. 1996.

Экономические стратегии. 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.