реферат скачать
 

Роль инвестиций в развитии экономики Российской Федерации. Пути улучшения инвестиционного климата в России

том числе на долю прямых - 74.8% от общего объема накопленных прямых

иностранных инвестиций. Наибольший объём инвестиций приходится на

США(20,2%), далее идут Германия(18,9%) и Кипр(15,6%), замыкают список

Великобритания и Нидерланды – 7,3 и 5,1% соответственно. Наиболее

привлекательными отраслями промышленности для иностранных инвесторов

являются пищевая промышленность, на которую приходится 13,5% иностранных

инвестиций или 31% инвестиций в промышленность, черная металлургия (10,4% и

23,9%) и нефтедобывающая промышленность (5% и 11,5%).

Иностранные инвестиции в Подмосковье.

Как жительница Московской области, я хотела бы кратко охарактеризовать

ситуацию, сложившуюся в этом регионе, тем более что Подмосковье играет

значительную роль в экономике Российской Федерации и по многим показателям

в последние годы стремительно приближается к Москве.

Цифры об иностранных инвестициях в Московскую область часто разнятся.

Сколько же их? Вот последние уточнённые данные Мособлкомстата. В первой

половине 2002 года общий объём инвестиций, поступивших в Московскую область

из-за рубежа, составил 167,2 млн. $ (с учётом рублёвых поступлений,

пересчитанных в доллары). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года

объём зарубежных инвестиций вырос почти в два раза, что свидетельствует о

значительном росте инвестиционной привлекательности Подмосковья. Неслучайно

по кредитному валютному рейтингу, составленному недавно агентством

Standart&Poors, Московская область заняла второе место в Центральном

Федеральном округе и четвёртое по Российской Федерации.

Основной объём иностранных инвестиций в Подмосковье (почти 80%) в

первом полугодии пришёлся на промышленность, и сегодня по объёму

иностранных инвестиций в индустрию Подмосковье уже опередило Москву.

Отрадным фактом является то, что значительная часть “промышленной” валюты

вложена в обновление оборудования. Иностранный капитал вносит существенный

вклад в решение этой острейшей проблемы подмосковной промышленности. В

январе-июле 2002 года на него пришлось почти 40% подмосковных инвестиций,

вложенных в приобретение машин и оборудования. Другими сферами интереса

зарубежных инвесторов были транспортная инфраструктура, торговля,

общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение.

Среди стран-инвесторов, осваивающих подмосковную землю, продолжает

лидировать Германия, к ней приблизился Кипр, который потеснил со второго на

третье место Нидерланды (таблица 2). На эту тройку лидеров приходится более

60% всех зарубежных вложений в Московскую область в первом полугодии 2002

года. Другие страны инвестировали значительно меньше, но это не умаляет

знач6ния их участия. Примечательно, что свой вклад внесло даже такое

небольшое государство как Белиз из Латинской Америки ( ?0.5 млн. $).

Таблица 2. Основные страны-инвесторы в Московскую область в первом

полугодии 2002 года.

| | | |

|Страна |Доля от общего объёма |Объём инвестиций (млн.|

| |инвестиций (%) |долларов) |

|Германия |40,4 |24,2 |

|Кипр |34,3 |20,5 |

|Нидерланды |26,8 |16,1 |

|Ирландия |14,5 |8,7 |

|Финляндия |8,2 |4,9 |

Что касается привлечения валюты, то здесь лидером полугодия стал

Мытищинский район-29,2 млн.$ (на него приходится почти шестая часть

вложенных в область иностранных инвестиций). За Мытищами следуют другие

фавориты в привлечении средств из-за рубежа: Ступинский(17,2 млн.$),

Химкинский(15,5 млн.$), Одинцовский (14,2 млн.$) и Раменский (12 млн.$)

районы. На эти пять перечисленных районов в первом полугодии приходилось

более половины всех зарубежных вложений.

Каковы же основные мотивы осуществления инвестиционной деятельности

для иностранных компаний на территории Российской Федерации?

Факторы, интересующие инвесторов в первую очередь.

Преобладающим фактором является размер российского рынка.

Представители промышленных и транспортных предприятий называют в числе

наиболее важных факторов, повлиявших на их решение, близость к стране, где

действуют материнские компании, однако для компаний из других секторов этот

фактор, по всей видимости, имеет второстепенное значение. Возможность

преодолеть торговые барьеры также называлась среди важных причин - причем

компании, занимающиеся сбытом продукции, и транспортные предприятия

указывают на этот фактор даже чаще, чем промышленные предприятия. Наличие в

России квалифицированных кадров имело для них достаточно важное значение,

причем на решение об осуществлении инвестиций повлияла также низкая

стоимость рабочей силы.

По-прежнему сохраняется высокая значимость инфраструктурного и

производственного потенциала, хотя роль последнего в инвестиционном

процессе уменьшилась. Оживление идет в основном на предприятиях с высоким

износом оборудования и устаревшими технологиями. Большинство инвестиционных

проектов таких предприятий рассчитано на кредитование, а не на прямого

инвестора. Поэтому стратегический инвестор предпочитает приходить в регион

со своими проектами. Кстати, такие инвесторы, как правило, действуют в

корпоративной системе собственных рыночных институтов, поэтому

институциональный потенциал региона для них не имеет особого значения, хотя

в последнее время некоторый интерес к его наличию стратегические инвесторы

стали проявлять.

Наконец, наиболее значим для потенциальных инвесторов

законодательный риск. Если на федеральном уровне формирование

законодательного поля для инвесторов более или менее завершено, то на

региональном процесс законотворчества в инвестиционной сфере все набирает

темпы. Дело не только в том, что регионы начинают сильно отличаться друг от

друга по содержанию инвестиционного законодательства, но и в том, что в

ряде субъектов федерации инвесторам стало трудно разобраться в сложном и

противоречивом законодательстве, которое может трактоваться по-разному

властями и инвесторами.

Факторы, не играющие главной роли в инвестиционной политике.

Как оказалось, потенциального инвестора мало волнуют некоторые факторы

инвестирования, относительно высокой значимости которых у многих

сохраняются определенные иллюзии.

Неуклонно падает интерес к собственным инновационным возможностям

региона. По-видимому, инвестор приходит в регион со своими, уже освоенными

и отработанными, технологиями и не склонен вкладывать средства в

стагнирующую местную научно-техническую сферу.

Результаты опроса крупнейших инвесторов развеяли миф о

привлекательности природных ресурсов России. Во-первых, более или менее

эффективные предприятия и месторождения ресурсов уже поделены, доступ новых

инвесторов туда затруднен. Во-вторых, в мире есть ресурсы и доступнее, и

дешевле в эксплуатации.

Развенчан и еще один миф, искусственно сконструированный в конце 80-

х. Экологический риск волнует экспертов в наименьшей степени. По-видимому,

это связано с безразличным отношением государства к экологии, отсутствием

экологической политики. Закономерное следствие - нет и не предвидится

действенной системы штрафов и платежей за загрязнение окружающей среды.

Возможность сокращения транспортных расходов не играет значительной

роли, за исключением компаний, занимающихся сбытом продукции. То же самое

относится к налоговым льготам, возможностям выхода на рынки третьих стран

из России и доступности сырья (значительная часть инвестиций в сырьевом

секторе была осуществлена американскими компаниями). Аналогичным образом,

денежные потоки, уже существующие в России, имели для участников опроса

второстепенное значение при принятии решения об осуществлении здесь

инвестиционной деятельности. Исключение в этом случае составляют лишь банки

и транспортные компании. И, наконец, относительная мягкость экологических

норм, по-видимому, не сыграла при принятии инвестиционных решений никакой

роли.

Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы

в России.

Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших

инвестиционных компаний, можно прийти к выводу, что наиболее серьезной

проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени

важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое

законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением

прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском

изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением,

неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией.

Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается

как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его

соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные

изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная

проблема, чем торговая политика как таковая.

Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей - как

федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых

первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам

заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности.

Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности

рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав

собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается

представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более

передовые производственные технологии, естественным образом, больше

озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все

равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет

собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной

собственности. Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество

российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных

компаний серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет

уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и

своевременность поставки материалов и комплектующих российскими

предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских

кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего

профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.

Качество материалов и комплектующих, поставляемых российскими

предприятиями, а также своевременность их поставок, также относится к

категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей

работы на российском рынке, о которой много говорится в западной прессе,

также не вызывает у инвесторов серьезных возражений.

Порядок распределения проблем по степени важности носит относительно

устойчивый характер во всех секторах. Компании, участвующие в промышленном

производстве, подчеркивают серьезность проблем, связанных с неразвитостью

банковского сектора. Напротив, банки отнесли к числу первостепенных

проблему неадекватной защиты прав кредиторов. Неплатежи клиентов и

российская система бухучета также имеют для них большее значение, чем для

остальных. Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема

недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в большей

степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов и

несовершенства российской системы бухучета. Компании, занимающиеся сбытом

продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы, связанные с

действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого ставят

коррупцию на более высокое место, чем большинство других участников опроса.

Транспортные компании также подчеркивают серьезность проблем, создаваемых

таможенными органами.

Условия и общие принципы привлечения прямых инвестиций.

Важно отметить, что в российской экономике сегодня принципиально иная

ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся

экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе

может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в

Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой,

способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока

прямых иностранных инвестиций, включают три основные группы:

. базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

. правовые и административные основы деятельности иностранных

инвесторов;

. специфические стимулы для ПИИ.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия

не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного

климата, предусматривающего формирование стабильных политических и

макроэкономических условий, защиту прав собственности. Однако улучшение

инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое

увеличение объемов иностранных инвестиций. Вместе с тем, как показывает

опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и

улучшение инвестиционного климата являются необходимыми, но недостаточными

условиями притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий

по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и

специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной

привлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их

внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться

предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально

российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот

режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим

крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов.

Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий

благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику

России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового,

инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы

способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов

эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того,

плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.

Наряду с применением принципа национального режима необходима также

реализация иных принятых в международной практике принципов правового

регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме

наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими

государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из

каких-либо стран. Возможность получения такого рода режима содержится во

многих заключенных бывшим СССР, а позднее и Россией, соглашениях о взаимном

поощрении и защите инвестиций с 53 странами (большая часть из них

ратифицирована), но не присутствует в нормативах внутреннего

законодательства, т.е. распространяется далеко не на все страны.

Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой

транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы,

регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и

не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих

норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для

заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность

высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с

публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень

транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или

региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип

транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым

странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная

экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие

странам иного выбора.

Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или

административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в

России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных

инвесторов.

Совершенствование законодательства.

Действующее российское законодательство в отношении иностранных

инвесторов далеко не во всем соответствует требованиям международной

практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более

того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ

по своей «привлекательности» заметно уступает законодательству многих

других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения иностранных

инвестиций.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику

России должна осуществляться путем решения следующих взаимосвязанных

проблем:

. подготовки и принятия отсутствующих законодательных актов, призванных

заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в

экономику России (законы «Об инвестиционных договорах государства», «О

регистрации коммерческих организаций», Налоговый и Земельный кодексы РФ);

. внесения дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в

предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к

подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую

очередь это касается законов «Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации», «О СРП», «О недрах»);

. принятия подзаконных актов (постановлений Правительства РФ,

ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений

законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности

иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Ключевыми направлениями совершенствования российской законодательной

базы привлечения ПИИ, реализация которых может дать максимальный эффект уже

в ближайшие годы, являются:

. коренной пересмотр системы государственных гарантий иностранным

инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения

условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации

инвестиционного проекта (стабилизационная или «дедушкина» оговорка);

. переосмысление принципа равноправия отечественных и иностранных

инвесторов с учетом того факта, что неблагоприятный и нетранспарентный

национальный режим хозяйственной деятельности фактически ставит

иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынках;

. законодательная гармонизация отношений федерального центра с регионами в

области регулирования иностранных инвестиций; должно быть проведено

четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственных

гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной

власти РФ и субъектов РФ;

. разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам

между органами разных уровней, включая органы местного самоуправления;

. создание законодательства, предусматривающего вовлечение в более

интенсивный коммерческий оборот и коммерческую эксплуатацию частными

лицами значительной части оставшихся объектов государственной и

муниципальной собственности;

. дальнейшее совершенствование законодательства о недрах в целях

интенсификации притока ПИИ в добывающие отрасли российской экономики;

. адаптация национального законодательства к условиям участия в

международных инвестиционных и торговых организациях: расширение практики

двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите

инвестиций; присоединение России ко всем международным механизмам решения

инвестиционных споров.

Заключение.

Несмотря на то, что еще очень многое предстоит сделать для обеспечения

в России действительно благоприятного инвестиционного климата, прямые

иностранные инвестиции - особенно в том случае, если производство

организовано непосредственно в России - являются более привлекательными,

чем это принято считать на основании сообщений западной прессы. Решению

подлежит весьма широкий круг проблем, однако наиболее важные из них должны

быть решены как можно скорей.

Абсолютно приоритетной задачей является упорядочение налогового

законодательства. Небольшое значение, которое, судя по результатам

обследования, иностранные компании придают налоговым льготам при принятии

решений об осуществлении инвестиций и выборе места для реализации

инвестиционных проектов, указывают на то, что инвесторам нужны не

привилегированные условия и более низкие налоговые ставки по сравнению с

международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система.

Помимо этого, большое значение для повышения привлекательности

инвестиций в российскую экономику играет укрепление российской банковской

системы, то есть создание эффективных источников аккумулирования сбережений

и превращение их в инвестиции. Это означает необходимость расширения

присутствия в России иностранных банков, поскольку улучшение в этой области

не следует откладывать на долгий срок. Во всяком случае, предпосылкой

усовершенствования банковской системы является более надежное обеспечение

прав собственности и особенно прав кредиторов.

И, наконец, одной из наиболее приоритетных задач является упорядочение

работы таможенных органов, в которых, как считают многие инвесторы, царит

произвол и коррупция.

В заключение необходимо добавить, что 26 июля 2002 г. международное

рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочные суверенные

рейтинги России по обязательствам в иностранной и местной валюте с уровня

«В+» до «ВВ-», краткосрочные суверенные рейтинги по обязательствам в

иностранной и местной валюте подтверждены на уровне «В». Прогноз рейтингов

изменен с «позитивного» на «стабильный». Повышение рейтинга отражает

улучшение системы управления в Российской Федерации, а также укрепление

долговой политики, что проявляется в принятии важных законодательных мер и

продолжении укрепления бюджетной дисциплины.

Таким образом, до инвестиционного рейтинга России, означающего возможность

привлечения серьезных институциональных инвесторов, осталось «всего» 2

ступени, и рейтинг России S&P сравнялся с рейтингами других международных

рейтинговых агентств Moody’s и Fitch, рейтинги которых в июле 2002 г.

остались неизменными по отношению к июню.

Кроме того, оптимизм внушают итоги недавно проведённого среди

иностранных инвесторов опроса. На вопрос “Представьте себе, что вы ещё не

начинали инвестиционную деятельность в России. Приняли бы вы решение

заняться ею, заранее зная, что вас ждёт?” три четверти респондентов

ответили утвердительно. На вопрос о том, планируют ли компании изменить

объём своей деятельности в России, были даны следующие ответы: ни одна (!)

компания не высказала намерения его уменьшить, 56% опрошенных ответили, что

планируют её увеличить, а остальные не собирались ничего менять. При этом

не планируют увеличивать объём деятельности консультационные фирмы, в то

время как примерно половина банков и торговых компаний, а также 71%

промышленных предприятий заявили о том, что собираются наращивать своё

присутствие в России.

Также не может не внушать оптимизм тот факт, что теперь Россия

исключена из списка стран, в которых не ведётся борьба с отмыванием денег.

Это должно повысить инвестиционную привлекательность страны, и есть

надежда, что уже в ближайшее время все выше перечисленные положительные

тенденции не замедлят сказаться на нашей экономике, а значит и на нашей

жизни.

Список литературы:

1. А.П. Казаков, Н.В. Минаева “Экономика: курс лекций.”

Издательство “Тандем”,1999г.

2. Материалы:

o http:/ www.investmentrussia.ru

o http:/ www.investproject.ru

o http:/ www.ivr.ru

3. Журнал “Профиль” 2000-2001гг.

4. Журнал “Эксперт” 2000-2001 гг.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.