реферат скачать
 

Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации

Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации

Аннотация

В работе проанализированы основные особенности развития рыночной

системы. Подробно рассмотрены принципы, элементы, субъекты рыночной

системы. Выявлены основные сложности в формировании рыночной системы в

России. Рассмотрены основные проблемы функционирования свободных

экономических зон в России. Даны рекомендации по улучшению функционирования

свободных экономических зон России. Работа состоит из введения, заключения

и двух глав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………4

1. Рыночная система и основные проблемы

развития…………………………………………………………………..6

1. Рыночная система как один из видов

экономических систем…………………………………………….……6

2. Понятие рыночной системы и особенности

Функционирования………………………………………………………8

3. Развитие рыночной системы в Российской Федерации…….……18

2. Роль и место свободных экономических зон

в экономике Российской Федерации………………………………….22

1. Сущность и принципы функционирования

свободных экономических зон………………………………………..22

2. Свободные экономические зоны

России и проблемы их функционирования…………………………..25

Заключение……………………………………………………………..37

Список использованных источников…………………………………41

Введение

Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является

радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме

существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие

страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике

открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не

только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их

состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и

действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до

2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну

российскую, поскольку те образования, которые в России называются «СЭЗ» не

удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Однако термин «СЭЗ» (и другие его варианты, которых известно около 30,

например, зона свободного предпринимательства) в разных странах

используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему

статусу и тем целям, которые перед ним стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80

странах. Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах

– США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно

образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по их созданию

накоплен в Китае. СЭЗ формируются, как правило, в морских и речных портах,

международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и

автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных

районах на небольших территориях, часто расположенных на островах, т.е.

естественным образом изолированных. Обычно эти зоны бедны природными

ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет

придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние

источники экономического развития.

СЭЗ России является территория, на которой устанавливается особый

режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с

иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.

Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов,

предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-

импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового,

трудового и других видов регулирования в зоне устанавливается

законодательством РФ, а также решением местных органов власти.

СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и

его регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения

ее экспортных возможностей, расширения производства, высококачественной

импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и

научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ

в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее

экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-лет ведутся далеко

не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих

дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов

деятельности российские СЭЗ до сих пор нельзя считать вполне ясным

целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших природных

условий. В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как

должна сказаться специфика. Для ответов на эти вопросы требуется

ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться

проанализировать накопленный в том числе и отрицательный опыт. Это позволит

объективно оценить возможность и перспективы создания и развития СЭЗ в РФ.

Цель работы: рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по

созданию свободных экономических зон в России и выяснить основные причины

неудовлетворительного состояния уже сформированных.

Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих

задач:

- установить этапы становления и развития понятия свободная

экономическая зона;

- осуществить анализ зарубежного и российского опыта в области

создания и развития СЭЗ;

- определить основные характерные черты и принципы размещения СЭЗ;

- проанализировать опыт функционирования зарубежных СЭЗ;

- установить характерные черты действующих в России СЭЗ;

- разработать рекомендации по размещению СЭЗ в России.

1. Рыночная система и основные проблемы ее развития

1.1 Рыночная система как один из видов экономических систем

Различные экономические системы отличаются по двум основным признакам:

а) по форме собственности на средства производства;

б) по способу, посредством которого координируется и управляется

экономика.

В соответствии с этим выделяют

1. Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции.

Характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием рынков и

цен для координации экономической деятельности и управления ею.

2. Командная экономика. Эту систему характеризует общественная

собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное

принятие экономических решений посредством централизованного экономического

планирования.

3. Традиционная экономика — система, в которой техника производства,

обмен, распределение доходов базируются на обычаях и традициях.

В реальной действительности экономические системы, действующие в

отдельных странах, являются смешанными, располагаясь между крайностями

чистого капитализма и командной экономики. Так, бывший СССР был ближе к

командной экономике, но и в нем действовали элементы рынка, США — ближе к

чистому капитализму, но при этом правительство играет активную роль.

Итак, три названные выше экономические системы являются абстракциями и

в чистом виде в реальной действительности никогда не существовали. Однако

анализ таких чистых систем дает возможность понять в первом приближении,

как функционирует экономика. Для этого рассмотрим сначала основные принципы

чистого капитализма.

Основные принципы капитализма:

1. Частная собственность на ресурсы, подкрепленная правом завещания.

2. Свобода предпринимательства и выбора, которая означает, что частные

предприятия могут по собственному усмотрению приобретать ресурсы,

организовывать процесс производства и продавать свои товары и услуги. Самой

широкой является свобода потребительского выбора.

3. Движущей силой системы является интерес. Каждая экономическая

единица стремится делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели

стремятся получить максимальную прибыль, владельцы ресурсов — продать их по

самой высокой цене, а покупатели — купить по самой низкой цене.

4. Конкуренция, которая означает:

а) наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей

и продавцов любого конкретного продукта или ресурса так, что ни один

покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложить такое

количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на

его цену.

б) Свобода вступления в отрасль и выхода из нее. Это означает, что не

существует каких-либо искусственных препятствий, не допускающих расширения

или сокращения отдельных отраслей.

5. Основным координирующим механизмом является рыночная система.

Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему

рынков.

6. Роль правительства, ограниченная установлением общих юридических

правил осуществления индивидуального выбора решений и использования частной

собственности.

Помимо перечисленных выше принципов, свойственных почти исключительно

чистому капитализму, существуют формы деятельности, свойственные всем

экономическим системам. К ним относятся:

1. Широкое использование средств производства. "Косвенное"

производство с использованием орудий труда является более эффективным, чем

прямое (ручное производство).

2. Специализация (разделение труда) позволяет использовать

преимущества, проистекающие из различий способностей людей, климатических и

природных условий. Недостатком специализации является то, что она влечет за

собой монотонность труда, увеличивает зависимость от других производителей

н порождает проблему обмена возникающими излишками.

3. Применение денег. Деньги являются удобным средством обмена товаров

в противоположность бартеру (прямой обмен товара на товар). Бартерный обмен

требует совладения потребностей, а деньги делают возможным обмен даже там,

где такого совладения нет. При этом в качестве денет может выступать все,

что признается покупателями и продавцами как средство обмена.

Общее представление о функционирования капиталистической системы дает

модель кругооборота дохода (рисунок 1).

[pic]

Рисунок 1 - Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода

Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и

предпринимательские способности устанавливаются на ресурсном рынке. Здесь

предприятия выступают в роли предъявителей спроса, а домохозяйства — в роли

агентов предложения. Цены на готовые товары и услуги формируются на рынке

продуктов, показанном в нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства

выступают в качестве предъявителей спроса, а предприятия — в роли агентов

предложений.

1.2 Понятие рыночной системы и особенности функционирования

Понятие рыночная система многогранно, главный ее признак все же можно

выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная,

духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами,

не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство

необузданного экономического произвола. Без системы общественных

ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время

наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода

заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень

ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к

нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и

при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность,

инициативу, предприимчивость.

Главный принцип рыночной системы декларирует право любого

хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив

предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный

вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой

допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те

виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют

реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности,

противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме

индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах

деятельности.

Таким образом, в рыночной системе действует следующий исходный

принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму

экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду

их общественной опасности".

Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он

обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть

структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются

наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной системы является также равноправие

рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит:

экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности

осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы,

санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не

зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав

предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как

абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы

собственности сами собой, поневоле создают разные производственные,

экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые

правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым

коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального

режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в

выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это

предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.

Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в

предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть

представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего, устранение

геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на

средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской

экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной системе, их экономическое

равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике

государственного типа.

Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов

деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной системе свойственны

процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление

предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от

условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от

разного рода государственных директив, а в идеале - зависят только от

финансового состояния на самом предприятии. Итак, на основе перечисленных

фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

Чтобы понять, как действует рыночная система, следует признать

существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая

экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть

имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном

процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно

удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано

производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую

применять технологию производства?

4.Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна

распределяться экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система

добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском

спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества

безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить,

ограничены.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между

товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на

товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом

получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться

будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары,

производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом

известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи:

общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки

его производства.

Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемые

соотношением "цены - время - количество продукта". Общий доход исчисляется

умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки

- умножением цены каждого ресурса на количество использованного в

производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.

Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары,

не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить

такое понятие, как "экономические издержки". Это - платежи, которые

необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении

нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и

предпринимательские способности (плата за последние называется нормальной

прибылью). Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкий

ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование

предприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленных

четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет производиться лишь

тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было

выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В том

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.