реферат скачать
 

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

системы нижестоящим. В отдельных случаях практикуется субсидирование центра

за счет местных бюджетов, но доля их невелика. Субсидии выдаются на

финансирование строго обусловленных программ и предполагают долевое участие

местных бюджетов. Выдаче субсидий предшествует тщательное изучение расходов

местных бюджетов и источников их покрытия. В условиях хронического дефицита

местных бюджетов субсидии выступают важным источником формирования их

доходов, достигая от ј до Ѕ финансовых ресурсов местных бюджетов.

Субсидии местным органам власти подразделяются на субсидии общие и

целевого назначения.

Общие субсидии выделяются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они

дают местным властям определенную свободу в использовании средств, содержат

меньшее количество ограничений и установок, по существу близки к дотациям.

Целевые субсидии выделяются на финансирование капитальных вложений и на

покрытие текущих расходов.

Система субсидий является важным средством финансового контроля и

давления на местные органы власти. Используя субсидии, центральное

правительство определяет не только направление и характер расходования

предоставленных средств, но и собственных ресурсов местных органов.

Субсидии – важный инструмент государственной политики экономического

регулирования и социального маневрирования.

Экспортная субсидия – финансовое содействие, оказываемое правительством

или другим государственным органом экспортеру (производителю экспортного

товара).

Важнейшие из форм экспортных субсидий:

- прямой перевод денежных средств,

- обязательства по переводу денежных средств,

- отказ от получения причитающихся государству доходов,

- льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг,

- льготное приобретение товаров,

- поручение неправительственной организации выполнить одну или

несколько из вышеперечисленных функций.

К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, использование

которых ограниченно определенными организациями или группой организаций,

отраслью или группой отраслей. Такие субсидии создают для них

необоснованные преимущества по сравнению с другими организациями и

фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта или замещением

импорта. Субсидирование экспорта в различных формах как средство

поддержания национальных экспортеров встречает ответную реакцию других

стран, вводящих адекватные меры, в том числе "компенсационные пошлины", что

искажает условия конкуренции и вызывает обострение напряженности в

международной торговле.

Обычно государственная поддержка реального сектора экономики

отождествляется у нас с величиной выделяемых ему субсидий. Между тем в

правилах Всемирной торговой организации субсидиями считаются:

- финансовое содействие, оказанное правительством или другим

государственным органом, в пределах своей территории;

- любая форма поддержки доходов и цен, если таким образом

предоставляется льгота.

В нашей стране общая государственная поддержка осуществляется как на

федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

4.1 Субсидии промышленному комплексу.

Начнем с федерального бюджета. Общий объем финансирования на данные

цели составляет в среднем 15% от его расходной части. По видам эта

поддержка распределяется так, как показано в таблице 1.

Из нее следует, что больше всего средств выделяется на дотации и

субвенции регионам (58,3%) и на прямое перечисление средств (39,3%). На

другие виды господдержки приходится лишь 2,4%.

Что же из этих сумм достается непосредственно реальному сектору.…

Первый вид поддержки связан с ним лишь косвенным образом, что обусловлено

спецификой взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Что

касается второго вида господдержки, то из него непосредственно в реальный

сектор направляется в среднем 8,4 млрд. руб. (26%). В основном они идут в

отдельные отрасли, остро нуждающиеся в дотациях, например, в угольную

промышленность (91% из этой суммы).

К сожалению, не в полном объеме используются средства, предназначенные

на федеральные программы, связанные с развитием реального сектора. Из 23,9

млрд. руб. на них расходуется всего лишь 38%.

Но еще хуже обстоят дела с поддержкой промышленности. Простые подсчеты

показывают, что предприятиям из федерального бюджета выделяется всего лишь

15,6 млрд. руб., или 18,8% от всех расходов на господдержки. Из чего они

складываются? (Приложение. Таблица 1).

С учетом того, что в среднем за год реализуется порядка 25 целевых

программ по промышленным отраслям, то на одну такую программу

ориентировочно приходится всего 0,19 млрд. руб. (6,5 млн. дол.).

К слову сказать, сметная стоимость среднего производственного объекта

на порядок выше. Для сравнения: в 90-е годы государственная поддержка

промышленных предприятий в странах Европейского экономического сообщества

составляла в среднем 40-45 млрд. ЭКЮ в год. В Германии, например, 13-18

млрд., Италии – 11-15, Франции – 6-9 млрд.

Не изменяет общей картины и финансирование промышленных предприятий из

бюджетов субъектов РФ (Приложение. Таблица 2.).

В среднем за 1998-1999 годы эта сумма поддержки составляет около 17

млрд. руб., что превышает даже федеральный уровень. Однако вот что

показывает анализ структуры местной поддержки (Приложение. Таблица 3).

Сгруппировав цели, нетрудно увидеть, что подавляющая часть средств

направляется на финансовое оздоровление предприятий, затем на социальные

нужды и возмещение убытков. Лишь 6% идет на развитие (0,963 млрд. руб.)

Если же эту сумму пересчитать на количество предприятий, получающих

такую поддержку, то в среднем она будет равняться 0,006 млрд. руб.!

Не спасают положение и ежегодно разрабатываемые федеральные адресные

инвестиционные программы. Как правило, депутаты в ходе обсуждения этих

программ "бьются" за поддержку только "своих" региональных объектов, пусть

даже и экономически безнадежных.

5. Компенсации.

Компенсация – возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат

долга, вознаграждение.

Внешнеторговая компенсация – вид компенсации, состоящей в том, что

страна, увеличивающая пошлины на ввоз определенных товаров, должна снизить

пошлины на ввоз других товаров для возмещения убытков экспортеров.

Компенсация за обесцененные деньги – денежная компенсация потерь

реальной стоимости вкладов, которые понесли вкладчики вследствие инфляции.

Компенсационные выплаты – выплаты, призванные компенсировать ранее

понесенные потери, нанесенный ущерб. Они представляют собой денежное

возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска, затрат на

переезд и др. Возможна также денежная компенсация нанесенного морального

ущерба.

Приложение.

Таблица 1. Структура видов государственной поддержки из федерального

бюджета в 1998-2000 гг. (в среднем за год)

|№ |Наименование |Сумма, |В % к итогу |

|п/п| |млрд. руб. | |

|1. |Дотации и субвенции регионам |47,9 |58,3 |

|2. |Прямое перечисление средств из |32,3 |39,3 |

| |федерального бюджета | | |

|2.1|в том числе по федеральным программам|23,9 |29,1 |

|. | | | |

|3. |Другие виды государственной |2,1 |2,4 |

| |поддержки, в том числе: | | |

|3.1|Предоставление бюджетных ссуд и |0,6 |0,7 |

|. |кредитов | | |

|3.2|Предоставление |1,4 |1,6 |

|. |и освобождение по уплате налогов в | | |

| |федеральный бюджет | | |

|3.3|Предоставление промышленным |0,1 |0,1 |

|. |предприятиям льгот по тарифам на | | |

| |железнодорожные перевозки | | |

| |ИТОГО |82,1 |100 |

Таблица 2. Структура поддержки промышленных предприятий из федерального

бюджета, млрд. руб.

|№ |Наименование видов |1998 |1999 |В среднем за |В % к |

|п/п |поддержки | | |год |итогу |

|1. |Дотации и субвенции |- |- |- |- |

| |регионам | | | | |

|2. |Прямое перечисление |9,9 |17,4 |13,7 |87,8 |

| |средств из федерального | | | | |

| |бюджета-всего, в том | | | | |

| |числе | | | | |

|2.1.|на поддержку отдельных |6,8 |11,0 |9,0 |57,7 |

| |отраслей | | | | |

|2.2.|по программам |3,1 |6,4 |4,7 |30,1 |

|3. |Другие виды |3,6 |0,2 |1,9 |12,2 |

| |государственной | | | | |

| |поддержки, | | | | |

|3.1.|в том числе |0,8 |0,2 |0,5 |3,2 |

| |предоставление ссуд | | | | |

| |(кредитов) | | | | |

|3.2.|Предоставление налоговых|2,7 |- |1,3 |8,3 |

| |льгот, отсрочек, | | | | |

| |освобождений | | | | |

|3.3.|Предоставление льгот по |0,1 |0 |0,1 |0,7 |

| |тарифам | | | | |

| |Итого по всем видам |13,5 |17,6 |15,6 |100 |

| |поддержки | | | | |

Таблица 3. Структура распределения региональных субсидий по некоторым

отраслям в 1999 году.

|Наименование |Всего, тыс. руб. |% |

|Топливно-энергетический комплекс |2 781 421 |18,6 |

|Транспорт и связь |1 257 478 |8,4 |

|Химическая и нефтехимическая |119 760 |0,8 |

|промышленность | | |

|Металлургия и машиностроение |2 365 256 |15,8 |

|Лесная промышленность |329 339 |2,2 |

|Промышленность стройматериалов |149 700 |1 |

|Легкая промышленность |404 189 |2,7 |

|Пищевая промышленность |2 709 565 |18,1 |

|Медицинская и микробиологическая |55 389 |0,4 |

|Полиграфическая промышленность |2994 |0,02 |

|Строительство |254 490 |1,7 |

|Торговля, общественное питание и заготовка|64 371 |0,4 |

| | | |

|Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое |2 200 586 |14,7 |

|обслуживание населения | | |

|Добывающая промышленность |2 005 976 |13,4 |

|Управление |269 460 |1,8 |

|ИТОГО |14 969 973 |100 |

Таблица 4. Структура распределения субсидий из бюджетов субъектов

Российской Федерации в 1999 году.

|Цели предоставления субсидий |ВСЕГО |% |

| |млрд. руб. | |

|Реализация конверсионной программы |0,005 |менее 0,1|

|Инвестиционный проект |0,105 |0,7 |

|Переход на выпуск новой продукции |0,074 |0,5 |

|Повышение эффективности производства |0,155 |1,0 |

|Создание конкурентоспособной продукции |0,078 |0,5 |

|Оздоровление финансового положения предприятий |9,984 |62,1 |

|Развитие материально-технической базы |0,491 |3,1 |

|предприятия | | |

|Возмещение убытков предприятию |2,138 |13,3 |

|Содействие малому бизнесу |0,001 |менее 0,1|

|Нужды социальной сферы |2,524 |15,7 |

|Пополнение оборотных средств предприятия |0,284 |1,8 |

|Техническое перевооружение предприятия |0,054 |0,3 |

|Заготовка топлива |0,175 |1,1 |

|ИТОГО |16,068 |100 |

Таблица 5. Структура распределения региональных субсидий в соответствии с

решениями, на основании которых предоставляется поддержка (1999 г.)

|Решение |тыс. руб. |% |

|Закон субъекта РФ |4 712 885 |31,5 |

|Распоряжение главы администрации |205 698 |1,4 |

|Распоряжение губернатора |652 516 |4,4 |

|Письмо департамента финансов области |587 359 |3,9 |

|Решение органов местного самоуправления |1 518 543 |10,1 |

|Постановление областной думы |64 453 |0,4 |

|Решение финуправления администрации области |68 925 |0,5 |

|Кредитное соглашение |1416 |0,0 |

|Указ главы республики |0 |0,0 |

|Постановление правительства |1 403 062 |9,4 |

|Целевые программы субъекта РФ |120 |0,0 |

|Законы субъекта РФ и решение органов местного |81 344 |0,5 |

|самоуправления | | |

|Распоряжение главы администрации и решение |3 332 152 |22,3 |

|органов местного самоуправления | | |

|Постановление областной думы и решение органов|2 341 500 |15,6 |

|местного самоуправления | | |

| |14 969 973 |100 |

Таблица 6. Поддержка предприятий их бюджетов субъектов Российской

Федерации, млрд. руб.

|Наименование |1998 |1999 |В среднем за |В % к итогу|

| | | |год | |

|Прямое перечисление |1,9 |3,1 |2,5 |14,4 |

|средств | | | | |

|Предоставление ссуд |0,2 |1,2 |0,7 |4,1 |

|(кредитов) | | | | |

|Предоставление налоговых |16,0 |9,3 |12,7 |73,5 |

|льгот, отсрочек, | | | | |

|освобождений | | | | |

|Предоставление льгот по |0,2 |2,5 |1,4 |8,0 |

|тарифам | | | | |

|Итого по всем видам |18,3 |16,1 |17,3 |100 |

|поддержки | | | | |

Заключение

В России насчитывается около 150 видов социальных выплат, льгот,

пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200

различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь

и т.д.). Суммарная стоимость всех видов социальной поддержки оценивается в

350 млрд. рублей. Доля населения, имеющих право на получение социальных

гарантий, льгот и выплат, составляет около 68 %, то есть почти 100 млн.

человек могут претендовать и реально претендуют на них (причем подавляющее

число льгот предоставляется по категориальному принципу). А для страны, где

экономически активное население насчитывает 72,8 млн. человек, это весьма

обременительно.

Из-за распыления средств на огромное число льготных категорий (причем

льготы автоматически распределяются на всех попадающих под данную категорию

независимо от материального положения) становится нереальным осуществление

действительно жизненно важных социальных выплат.

Главный недостаток сложившейся в России системы социальных выплат и

пособий состоит в том, что при их назначении не учитываются доходы семьи,

они безадресны. В результате распределения социальных пособий, льгот и

субсидий оказывается не в пользу беднейших слоев.

Необходимость адресной помощи нуждающимся через систему льгот,

предоставляемых по результатам проверки нуждаемости, отражена в Программе

социальных реформ на 1996 – 2000 гг. Однако из-за отсутствия

соответствующей нормативно-правовой базы данная система практически не

работает.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании

рыночной экономики // Вопросы экономики. – 1997. - №6.

2. Агапова А.Л. и др. Рынок и современная экономика. – Кишинев:

"Штиинца", 1992.

3. Афонина И., Терехов А., Пархоменко А. На помощь надейся… //

Экономика и жизнь. – 2001.-№24, июнь. –С. 2-3.

4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая

экономическая энциклопедия. – СПб, ТОО ТК "Петрополис", 1998. –

с. 509.

5. Виленский А., Домина И. Система социальной поддержки населения:

уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. – 1999.

- №2.

6. Зайцева М. Кто оплачивает наши льготы // Труд. – 1997. – 20

мая. – С. 5.

7. Коровкин В. О льготах хороших и разных. // Экономика и жизнь.-

2001.-№12, март.- С. 23.

8. Кураков Л.П., Сергеенков В.Н., Кашурникова Г.Г., Ефремов Л. Г.

Экономика и государство. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та,

1998. – 456 с.

9. Кутовой Г., Дерябин А. Регулировать. В чьих интересах? //

Экономика и жизнь.-2001.-№42, октябрь С. 2-3.

10. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы в РФ; распределение по

группам с различным уровнем дохода // Вопросы экономики. –

1999. - №2. – С. 85 – 89.

11. Основы экономической теории. Учебное пособие. / Под ред.

Камаева В. Д. – М., 1997. – 284 с.

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современная

экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 479 с.

13. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. М., 1995.

14. Смолянинов А. Время отдавать долги // Экономика и жизнь.-2001.-

№46, ноябрь.-С.46.

15. Социальные выплаты и льготы в РФ: распределение по группам с

различным уровнем дохода // Вопросы экономики. – 1999. - №2. –

С. 85 – 89.

16. Степанюк Л.Н. Гарантии и компенсации // Бух. учет. – 1997. -№3.

– С.75 – 78.

17. Тарифные страдания // Экономика и жизнь. – 2001. - №4, февраль.

– С.19.

18. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов. В

2 кн. Кн. 1. – М., 1996. – 656 с.

19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1998.

– 864 с.

20. Экономика: Учебник. / Под. ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,

2000. – 896 с.

21. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва

"Экономика"; Ин-т экон. РАН; гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО

"Издательства "Экономика", 1999. – 1055 с.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.