реферат скачать
 

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

Министерство общего и профессионального образования

Филиал Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии

- г. Чебоксары

Институт туризма и сервиса

Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая теория

на тему: Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в

регулировании национального рынка

Шифр специальности: 060500

|Домашний адрес: г. Чебоксары, |Выполнила |

| |студентка заочного отделения |

| |Эм В. Ф. |

|телефон: |Шифр группы: |

| |№ зачетной книжки: |

Чебоксары - 2001

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Регулирование национального рынка. Роль государства. 4

1. Регулирование инвестиций. 5

2. Государственное регулирование сбыта. 5

3. Государственное регулирование рынка труда. 6

4. Содействие НИОКР. 6

5. Экологическое регулирование. 6

6. Социальные аспекты государственного регулирования. 7

7. Внешнеэкономическое регулирование. 8

Средства регулирования национального рынка 9

1. Цены. 9

1.1.Функции цен. 10

2. Тарифы. 13

2.1. Таможенный тариф. 15

2.2. Транспортный тариф. 15

2.3. Запретительный тариф. 18

2.4. Конвенционный тариф. 18

2.5. Тарифы связи. 19

3. Льготы. 20

4. Субсидии. 22

4.1 Субсидии промышленному комплексу. 26

5. Компенсации. 27

Приложение. 29

Заключение 34

Список литературы 35

Введение

Происходящие изменения в экономике РФ обусловлены переходом на рыночные

связи и отношения. Чтобы свести к минимуму предполагаемые потери при

переходе к рынку, необходимо познать сущность и закономерности его

развития.

Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке

между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами.

Деятельность всех отраслей экономики в той или иной мере регулируется.

Государственные структуры играют ведущую роль в современных смешанных

экономиках. Эта роль не ограничивается только покупками товаров и услуг и

осуществлением трансфертных платежей. Государственные структуры

устанавливают правовые основы, в рамках которых осуществляется

экономическая деятельность, регулируют экономическую деятельность и

предпринимают попытки стабилизировать экономический цикл.

Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание

государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и

несовершенная информация.

В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного

регулирования национального рынка. Основной упор делается на конкретных

средствах регулирования экономики, их разновидностях. Главная цель

исследования – определить назначение и роль таких средств, как цены,

тарифы, льготы, субсидии и компенсации. В Приложении представлены таблицы,

непосредственно относящиеся к теме представленной работы.

Регулирование национального рынка. Роль государства.

Главный принцип рыночной экономики – принцип свободы хозяйственной

деятельности. Элементы государственного планирования и регулирование

государственной собственности централизованного руководства заведомо есть в

любой сугубо рыночной экономике.

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без

государственного регулирования. При отсутствии необходимого и достаточного

государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные

регуляторы. Они также "наводят порядок" в экономике, восстанавливают

своеобразную равновесность, и пропорциональность, но ценой кризисов,

глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицей,

социальных напряжений и взрывов. Организуя рыночные отношения,

государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему

общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политическими и

социальными структурами. Государственное регулирование осуществляется

посредством законодательства, через государственное планирование,

распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Основные объекты и направления государственного регулирования

экономики: регулирование инвестиций, сбыта, рынка труда, содействие НИОКР,

экологическое регулирование, социальное и внешнеэкономическое

регулирование. Кратко осмотрим каждый из этих объектов.

Регулирование инвестиций.

Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие

сферы общественной жизни оказывает определяющее влияние на рост ВВП,

занятость населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому

воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное

направление государственного регулирования.

Предоставляются налоговые льготы общеэкономического характера, которыми

могут пользоваться все производители. Так, инвестируемая, то есть вновь

вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагаются

налогами, либо облагается ими по льготной (пониженной) ставке. В отличие от

этого распределяемая, то есть в конечном счете используемая для

потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.

Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является

предоставляемое государством частным фирмам право на ускоренное

амортизационное списание основного капитала.

Государственное регулирование сбыта.

Фискальная часть государственного регулирования сбыта реализуется

посредством взимания различных налогов. При этом с некоторых товаров первой

необходимости, например, продовольственных, налоги на добавленную стоимость

и с оборота, как правило, взимаются по пониженным ставкам.

Государственное регулирование сбыта осуществляется и путем воздействия

на ценообразование. Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно

является основным или единственным собственником экономических ресурсов

(железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.). Как правило, оно оказывает

сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими средствами и

косвенными действиями – регулированием величины оптовых и розничных

наценок, косвенными налогами и акцизами.

3. Государственное регулирование рынка труда.

Оно нацелено, главным образом, на сокращение безработицы и обеспечения

высокого уровня занятости населения. Государство создает сеть

государственных бирж труда и т.д.

4. Содействие НИОКР.

Прикладные исследования, разработки, а тем более сам по себе

инновационный процесс протекают в рамках фирм, то есть на

микроэкономическом уровне. Однако они активно стимулируются государством,

прежде всего посредством налоговых льгот (реже – прямых субсидий). Одной из

разновидностей таких льгот является предоставление права на дополнительные,

а периодически и особые амортизационные списания стоимости оборудования,

используемого для НИОКР.

5. Экологическое регулирование.

Экологическое регулирование нацелено на поощрение рационального

природопользования, охрану окружающей среды, ограничение и уменьшение

нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.

К важнейшим элементам экологического регулирования относится, прежде

всего, государственное поощрение (путем субсидий, беспроцентной возвратной

финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в возведение сооружений и

производство оборудования, улучшающего состояние окружающей среды.

6. Социальные аспекты государственного регулирования.

В самом общем виде социальная политика понимается как политика,

направленная на достижение устойчиво благоприятного существования всех

граждан, а следовательно, на формирование общества, открытого для широкой

социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени

реализовать свой потенциал.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической

деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы в отношении

своего персонала, о региональной, общегосударственной, межгосударственной

политике.

Основные функции социальной политики государства:

- производство социальных услуг (общественных благ) – государственные

школы, вузы, больницы, государственный жилищный фонд, музеи,

библиотеки, театры и т.д.,

- субсидирование частных производителей общественных благ,

- субсидирование потребителей социальных услуг (льготные цены

и коммунальные тарифы, кредиты, стипендии и

др.),

- покупка социальных благ и услуг (бесплатное образование,

медицинское обслуживание, библиотеки, музеи, государственное

страхование, государственный заказ и т.д.),

- перераспределение расходов через систему бесплатных социальных

услуг, льготы для потребителей, социальное страхование и социальное

обеспечение, целевые программы поддержки регионов и отдельных

социальных групп населения,

- разработка и реализация политики в области ЖКХ, образования,

культуры и здравоохранения,

- обеспечение социальных гарантий и социальной защиты граждан и

работников в сфере социального обслуживания (минимальная оплата труда,

право на жилище, обязательное социальное и медицинское страхование,

субсидии и бесплатные услуги нетрудоспособным и др.),

- налоговое регулирование (целевые налоги, страховые взносы и

налоговые льготы).

Социальная политика является фактором экономического роста. Если

экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди

утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно,

чем выше степень экономического развития, тем выше требования к людям,

обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и

нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития

социальной сферы.

7. Внешнеэкономическое регулирование.

Главная задача регулирования внешней торговли – обеспечить необходимый

уровень защиты внутреннего рынка от неблагоприятных воздействий мировой

конъюнктуры и последующей чрезмерной внешней конкуренции, не допустить

необоснованных льгот отечественным производителям и ослабления

конкурентной среды.

Основными методами государственного регулирования внешней торговли

являются меры таможенно-тарифной политики и меры нетарифного регулирования.

К последним относятся: количественные ограничения экспорта и импорта,

лицензирование внешнеторговых операций, запреты и ограничения экспорта

(импорта), противоречащего национальным интересам, контроль качества

ввозимых товаров, соблюдение требований ввозимых товаров установленных РФ

стандартам и требованиям.

Средства регулирования национального рынка

1. Цены.

Цена – это индивидуальная, личная, общественная и социальная категория.

Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и

экономические процессы в целом, включая производство, распределение

товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены

вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовый механизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только

личности и семьи, но и предприятия, отрасли территории, страны, гораздо

меньше известны рядовому человеку.

В экономике применяются десятки миллионов цен, под единым понятием

"цена" понимается множество разновидностей цен.

Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время

довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности

воздействия на экономику и вообще на уровень жизни, в частности, намного

меньше возлагаемых на них надежд. В директивно управляемой экономике цены

используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны

правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы

саморегулирования.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие

части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина,

динамика изменения, и, с другой стороны, - ценообразование как способ,

правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Цены

и ценообразование составляют в своем единстве ценовый механизм.

1.1.Функции цен.

Функции цен характеризуют роль, которую цены играют в экономике.

Первой функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене

удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен

уплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность

деньгам как платежному средству обрести количественный определитель в акте

купли-продажи.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная,

заключающаяся в сопоставлении ценностей различных товаров. Сравнивая цены,

мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и

дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может

использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и

полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя

показатели количества и качества товаров в материально-вещественном

выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели,

измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным

инструментом учета.

Наряду с учетом цена как измеритель может представлять один из важных

инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых

используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в

качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так в рыночной

экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и

предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров

на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом

характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и

является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о

функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных,

то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует

выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции

насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая

искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным

средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане –

регулирования экономики.

При наличии государственного воздействия на цены цена может выполнять

распределительную функцию, что в полной мере используется в

централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены,

можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей,

предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Недаром же советская

номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по "своим" льготным

ценам в специальных закрытых "распределителях". Да и вообще лучший способ

искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей,

территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют

завышенные цены, а как для покупателей – заниженные. Тем самым, правда,

создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими

субъектами, возникают конфликты и на экономической и на социальной почве.

Цена выполняет важную социальную функцию. Сценами и их изменениями

связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень

жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная

реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и очень высока.

В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги

люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен

заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие,

неценовые факторы: такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура

потребления. Отельные российские политические деятели играют на настроения

масс, завоевывают дешевую популярность, раздавая легкие обещания

стабилизировать или даже снижать цены, не говоря ни о способах, ни о

последствиях таких деяний.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного

хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в

роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между

странами.

Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют

стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в

повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения

суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния пролегает через

желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно

связаны с ценами на продукцию, товары, услуги. Существенная разница между

проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной

дефицитной экономике в том, что в первой производитель стремится

увеличивать и товар, и качество, и цену, а во второй – только цену. Эта

особенность очень ярко наблюдается после раскрепощения цен в России и

приводит к искажению действия закона предложения.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена

обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей

и задач осуществления отдельных функций приводит к тому, что успешно

реализовать все функции не предоставляется возможным.

В этом смысле, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.