реферат скачать
 

Регулирование занятости трудовых ресурсов Украины

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской

политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного

вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее

монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций

вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных

операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно

теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы

безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов

безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом

"свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в

трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но

не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы

обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают

компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы

заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от

стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако

политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для

народного хозяйства.

Однако, существует ещё один путь решения этой проблемы – через создание

мощной сервисной системы по работе с кадрами...

Общеизвестно, что основа функционирования любой экономики - это

трудовые ресурсы. Фразы типа "кадры решают все" ,или, наоборот,

"незаменимых у нас нет" и т. п., возведенные в ранг идеологических

лозунгов, лишнее тому свидетельство.

Наблюдаемые сегодня в Украине подвижки в экономической обстановке

неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с тем, несмотря на

то что сейчас много говорят об актуальности вопросов трудоустройства,

подбора кадров и мониторинга трудовых ресурсов, реальный переход от слов к

делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с

кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка

рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров,

изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют

деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке

труда. Отчасти в результате этого трудоустройством, поиском, подбором

кадров и охотой за головами на профессиональном уровне сегодня занимаются

несколько рекрутинговых компаний и небольшое число бирж труда.

Сегодня без интегрального использования высокотехнологичных решений

добиться успеха на ниве подбора кадров невозможно. Причем обычных решений

типа работы с базами данных в этой прикладной области явно недостаточно -

например, весьма сложно формализовать и заранее предугадать, какие навыки

или личные качества потенциальных работников будут интересны компаниям

через полгода или год. А составить адекватный портрет как нанимателя, так и

претендента только на основе резюме, анкеты или даже одной личной беседы

бывает очень трудно.

Существует также другая структура кадрового бизнеса, основопологающими

принципами которой является:

-выявление потребностей клиента - компании или организации, желающей

набрать персонал;

-поиск претендентов на вакантные места;

-выявление наиболее подходящих кандидатов;

-предоставление клиенту информации по выбранным специалистам;

-организация встреч;

-соблюдение гарантийных обязательств.

Кроме агентств на рынке трудовых ресурсов работают еще биржи труда,

пресле-дующие несколько иную цель - найти человеку работу, в то время как

для агентств главное обеспечить компанию сотрудниками. Процесс подбора

кадров начинается со встречи консультанта кадрового компании с клиентом и

определения требований,

предъявляемых к потенциальным работникам. В соответствии с выдвинутыми

условиями происходит отбор претендентов по базе данных. Если в базе нет

нужных сведений, то поиск ведется другими путями, например через объявления

в прессе.

Реальная жизнь, однако, зачастую выбивается из этой схемы. Например,

иногда приходится "на месте" конкретизировать потребности клиента и вместе

с ним разбираться, кто же в действительности требуется. А порой нелишне

бывает объяснить, какие вообще имеются специалисты на нынешнем рынке, каков

уровень их оплаты, спрос на каждую профессиональную группу - иначе говоря,

предостав-лять клиенту подробную консультацию. А для этого надо как минимум

владеть актуальной информацией, следить за состоянием различных сегментов

рынка - обрабатывать массу разноплановых данных, представленных в самых

различных формах.

Процесс подбора претендентов отнюдь не прост. Работа с резюме и поиск

среди возможных претендентов - это только малая часть кадрового бизнеса,

который отличается многообразием форм. В этом бизнесе существует много форм

работы. Можно просто пересылать заказчику резюме - и пусть сам разбирается,

просеивает, договаривается с кандидатами, производит профессиональный

отбор. Можно провести предварительную работу с претендентами посредством

интервью-вирования, и изготовить полуфабрикат - пакет с документами на

более-менее подходящих сотрудников. Работать можно как с активными

аппликантами - ищущими в данный момент работу, так и с пассивным резервом,

состоящим из специалистов, попавших в поле зрения агенства, но в данный

момент уже трудоустроенных. Существует также практика, согласно которой

поступившая однажды информация о специалисте навсегда остается в базе

агентства; более того, за динамикой развития его карьеры менеджеры

агентства ведут постоянное наблюдение. Время от вре-мени они звонят данному

специалисту, задавая вопросы типа: как дела, все ли в порядке, какие

изменения произошли в карьере, а также ведут обзор периодической печати

(кстати, к вопросу о пользе активных выступлений в специализированной и

общественно-политической прессе), анализируют отзывы и рекомендации других

клиентов агентства.

Не исключена ситуация, когда информация об одном и том же специалисте

попадает в банки данных разных рекрутинговых компаний. Такое внимание может

показаться навязчивым, однако, при условии соблюдения конфиденциальности,

оно свидетельствует о том, что данный специалист на виду, он котируется, о

нем помнят и готовы предложить какие-то другие варианты. И наоборот, если

тебе не позвонили, значит ты никому не интересен, т. е. есть повод

задуматься. Кстати, на Западе норма - один звонок в день специалистам

дефицитных специальностей, а если больше, то ты на волне, и можно надеяться

на очередной шаг в карьере. Все это, как говорили раньше, формирует

уверенность в завтрашнем дне, а занудная, на первый взгляд, деятельность

рекрутинговой компании способствует сглаживанию социальной напряженности в

обществе и созданию цивилизованного рынка рабочей силы.

Очень важны в работе кадрового агентства результаты личной беседы с

кандидатом и ее последующий анализ с привлечением всей имеющейся в

распоряжении консультанта информации. Сбор этой информации может

происходить через коллег или нынешнего руководителя данного специалиста.

Сюда же входит и проверка резюме по ключевым параметрам: места работы,

выяснение истинных причин увольнений и т.п. С человеком работают несколько

консультантов, что исключает неизбежный в общении людей субъективизм и

позволяет сформировать объективный портрет претендента. Тут важно собрать

воедино отдельные записки, разрозненные отчеты о беседах, сделанные разными

консультантами в разное время, подготовить информационный пул, достаточный

для проведения непротиво-речивой экспертной оценки. Проблемы могут

возникнуть даже при обработке достаточно стандартной, но имеющей не более

30% полей анкеты с четко определенными правилами заполнения, которые

практически невозможно заранее определить.

Анализ рынка по публикациям в прессе, прогноз развития отраслей на

предмет активности как клиентов, так и специалистов, высвобождаемых в

результате, скажем, серии банкротств - все это осуществимо лишь при наличии

творческого подхода. Ясно, что работать приходится с изначально

неформализуемым, огромным объемом информации. Чтобы скорректировать дефицит

агентства, вам могут посоветовать пройти переобучение, поэтому надо

постоянно следить за этим рынком и поддерживать партнерские отношения с

сопредельными областями, как-то: обучение, маркетинговые исследования.

Нельзя забывать и о внешних проблемах, например конкуренции с другими

агентствами, стимулирующей поиск новых методов борьбы за заказчика. Так,

предоставив дополнительные услуги, можно выполнить работу оперативнее и

лучше. Иногда лишние усилия могут оказаться даже важнее, чем сам результат

- заказчик остался доволен тем, что в круг поиска попали все доступные

специалисты, в работе не было сбоев, а агентство сделало все возможное,

чтобы получить необходимые сведения о сложившемся на данный момент рынке

труда. И наконец, учитывая, что Украина уже давно стала членом

международного сообщества, и, следовательно, заказчики и специалисты вправе

распространять свои интересы за пределы страны, рекрутинговые агентства

должны иметь контакты с зарубежными компаниями, занимающимися аналогичным

бизнесом.

Данная система является не только теоретически, но и практически

обоснованной – она уже оправдала себя в России и странах Прибалтики.

3. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ НА УКРАИНЕ.

Современная ситуация на рынке труда Украины существенно отличается от

той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения

сократилась на 9%. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют

занятия, но активно его ищут и почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в

органах службы занятости в качестве безработных.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа

работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в

машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы

занятости.

Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев

регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый

высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем

в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5

раз.

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных.

Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины,

лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного

возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше

среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования,

доля молодежи.

Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того

или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают

”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь

о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на

рынке труда в таких регионах как правило невелики, хотя расти они могут

высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает

молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы

очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в

среднем по стране

В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной

безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы

отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2

раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда.

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой

напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но

темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это

регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов

отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже

среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше среднеукраинских.

Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В

них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда,

темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много

северных регионов с добывающей промышленностью.

Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь

на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как

количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не

увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица

существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее

кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая

промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим

сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.

Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В прогнозах начала

90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала

промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские

предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны

адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась

крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из

городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не

оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского

населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень

высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих

мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в

регионах с высоким естественным приростом и в северных

несельскохозяйственных регионах.

Итак, развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно

отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов

производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом

незарегистрированных безработных не превышает 10%[2]. При этом уровень

безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В

причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация.

Существенными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост,

значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства

в одних отраслях, незначительный - в других).

За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна,

например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию,

сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит

необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая

цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом

компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме

потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части

рабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математически

выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышает

естественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНП

составляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путем

роста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. При

другом варианте экономической политики занятость населения могла бы

увеличиться на 4,5 млн. человек.

Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее,

что уровень безработных на Украине значительно выше официально признанного.

Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования,

заявил, что украинские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают

истинное положение вещей. По данным МОТ безработица на Украине в 1996 г.

составила 19,5% (11,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных в том,

что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с

номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать

“мертвые души” чтобы сократить налоги.

В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества

рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990

по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 4,2 млн.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся

дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу

которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут

сформировать мощного спроса на предметы массового потребления

отечественного производства, что способствует его стагнации и, как

следствие, безработице.

В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При

сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские

страны по глубине расслоения общества по доходам.

Однако не следует переоценивать значение безработицы как

самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно

по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых

формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Украине

проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической

сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография

как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную

информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес

населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения

трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн.

человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%).

Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе

трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, -

словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде

территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше

30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут

изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту

категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей

малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему

занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад

неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2000

году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому,

а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики

Украины из кризиса безработица понимается как результат и следствие

экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не

отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования.

Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени

предопределяющий его грядущую динамику.

Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то, что

кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких

последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции,

в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация

и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие

механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения

потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет

определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам

специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная

составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица

будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный

долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать

рациональное распределение трудовых ресурсов.

4. БУДУЩЕЕ УКРАИНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ

ЗАНЯТОСТИ.

Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних

условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер

государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее

переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт

регулирования безработицы, изложенный выше.

Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования

перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и

т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы

компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому

уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид

кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году,

могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена

дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения

установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может

обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а

связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны

окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе

создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели -

профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С

работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные

на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В

целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование

предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных

вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы "очаговой" безработицы в районах, где в городе

находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование

инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных

программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных

изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим

потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня

будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что

ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно

эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих

мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том,

что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная

величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли

создать до 50 новых рабочих мест.

В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без

продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже

убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и

создавалась.

За последние два года безработица приобрела вид крупного

макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор

развития экономики. Тем не менее на Украине до сих пор не выработано такой

политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ.

Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой

стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по

регулированию рынка труда. Украина же нуждается в особом, комплексном

подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди

реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия,

которые могут подхлестнуть безработицу.

Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем

безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в

среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один

влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь

актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности

украинских властных структур и их реального желания вывести экономику из

спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является

ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить

эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы

стоит сейчас перед Украиной, что не удивительно, т.к. состояние экономики

Украины сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив

промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года

численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

До недавнего времени Правительство Украины не обращало должного

внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения.

Но положение отчасти поменялось с принятием некоторых законов и положений,

в которых упор делается на совершенствование рыночных механизмов

регулирования занятости.

Будем надеяться, что данные акты не станут простой порчей бумаги, а

будут эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического

возрождения Украины.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

“Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.

“Общая экономическая теория” В.И. Ведяпин, Москва, 1995 г.

“Рынок труда: занятость и безработица” Пристанева А.А., Киев, 1993 г.

“Обща теорiя занятостi, процентiв та грошей.” Стрепов А.П., Киев, 1994

г.

Коммерсантъ-дэйли, 1997 г., 12 марта №2

Коммерсантъ-дэйли, 1997 г., 8 февраля №7

Вестник Московского Университета, серия 5 - География, 1997 г., №1

Вопросы экономики, 1997 г., №2

Страховое дело, 1997 г., №11

Известия, 1998 г., 15 мая, №28

Известия, 1998 г., 21 марта, №53

Финансовые известия, 1998г., 7 марта, №25

-----------------------

[1] - “Общая теория занятости, процента и денег” Дж.-М. Кейнс, Москва, 1993

г.

[2] - в данном абзаце приводятся цифры за 1995 г. из-за отсутствия

официальной информации об объеме производства за 1996 г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.