реферат скачать
 

Пути укрепления денежной системы

удорожание кредита, и наоборот.

Итак, изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на

кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности

коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на

ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки

означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для

клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным

кредитным операциям. Также изменение официальной ставки Центрального Банка

означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет

коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-

кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь

коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или

осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью

теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования Центральный

Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть

кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают

обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только

те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике

зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся

государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские

акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок

погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых

обязательств, определяемые Центральными Банками.

Политика обязательных резервов.

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны

иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в

кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоко

ликвидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных

требований представляет собой установленное в законодательном порядке

процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или

относительным показателям пассивных, либо активных (кредитных вложений)

операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление

ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной

части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они

как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков

по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных

резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих

банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической

ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом,

используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в

стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк

регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем

выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими

депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции,

если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный

норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит

необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной

рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента

резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки

сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность

кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов

происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных

экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным

средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения,

в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты,

оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими

банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли

указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот

факт, что повсеместно (в странах Запада) происходит снижение нормы

обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения

являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или

покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных

бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или

заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит

соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на

их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих

счетов

По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными

бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет

собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-

продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее

установленному курсу. В настоящее время в мировой экономической практике

именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования

денежного предложения. Это вызвано прежде всего необыкновенно высокой

гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру

на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания

денежной массы.

Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции

аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк

предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях,

определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством

их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи,

«набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в

собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Ограничение кредитования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное

ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше

методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом

воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к

тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки

стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам,

как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются

главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики

сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,

государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод

количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,

а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы

(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на

необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала

коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального

размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые

оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать

на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,

правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в

работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов

Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного

воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны

Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить

систематического характера, а применяться в порядке исключительно

вынужденных мер.

Макроэкономические результаты денежно – кредитной политики.

В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на

состояние экономики, а также целесообразность различных стратегий ее

реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители

кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую

полярные предположения.

Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне неустойчивая

система. Они считают, что капитализм не обладает механизмом, обеспечивающим

макроэкономическую стабильность. Постоянные диспропорции между

основополагающими экономическими параметрами вызывают циклические колебания

занятости, цен, объема производства. Поэтому государство, с точки зрения

кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять

различные регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную

денежно-кредитную политику.

Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечивает

высокую степень макроэкономической стабильности в силу своей гибкости. Все

циклические процессы вызваны не слабостью рыночных механизмов в плане

поддержания стабильности, а ошибочными действиями государственных органов.

Поэтому необходимо минимизировать государственный сектор, а также избегать

воздействия на рыночную систему посредством дискретной денежно-кредитной

политики.

Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей между

пересмотром стратегической концепции денежно-кредитной политики и

изменением номинального ВНП достаточно велика. Применение разнообразных

монетарных инструментов вызовет изменение совокупных резервов банковской

системы, что повлияет на денежное предложение. Изменения в денежном

предложении воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежная

масса увеличивается, то кредит становится более доступным, предложение

финансовых ресурсов увеличивается, что понижает их "цену" - процентную

ставку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эффект.

Изменение процентной ставки изменяет эффективность инвестиционных

проектов и оказывает влияние на суммарный объем капиталовложений. Во-

первых, при заданном размере дохода на капитал, вложенный в инвестиционный

проект, изменение процентных ставок меняет относительную привлекательность

вложений в производство и в ценные бумаги. Во-вторых, при привлечении

займов для осуществления крупномасштабного проекта, незначительное

изменение процентной ставки может вызвать значительное изменение в

абсолютном значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.

Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на номинальный

валовой национальный продукт. Поэтому посредством денежно-кредитного

регулирования можно воздействовать на инфляцию и физический объем

производства.

Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между

денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и

велика. "Сбой" в одном из звеньев может исказить первоначальный импульс.

Для прогнозирования результатов денежно-кредитных мероприятий Центральному

банку необходима исчерпывающая информация о характере взаимодействий между

каждым из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных

условиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного

предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономики

государства, что вызывает ее относительную неэффективность по сравнению с

фискальной политикой.

Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в гораздо

большей степени определяет основные макроэкономические параметры, нежели

считают кейнсианцы. Более того, денежное предложение является важнейшим

(практически единственным!) фактором, определяющим занятость, уровень

производства и инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочку причинно-

следственных связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому

убеждению денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный

спрос, а не только определяет через процентную ставку спрос инвестиционный.

Считая, что скорость обращения денег стабильна (то есть сравнительно

постоянна и легко предсказуема), они делают вывод, что изменение денежной

массы вызовет соответствующее приращение ВНП. Кейнсианцы подвергают

сомнению утверждение монетаристов о стабильности скорости обращения денег,

что дает им основание оспаривать справедливость столь простого

передаточного механизма, который рисуют монетаристы.

Тем не менее, основываясь на идеологических установках о естественной

стабильности рыночной организации хозяйственной жизни, монетаристы не

советуют использовать денежно-кредитные методы для реализации краткосрочных

целей, поскольку это приведет к дестабилизации экономики. Они предлагают

монетарное правило, согласно которому денежное предложение должно

расширяться теми же темпами, что и потенциального прирост реального ВНП,

который, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной экономикой

составляет 3-5% в год.

Кейнсианцы оспаривают это предложение. Поскольку, как они полагают,

скорость обращения денег подвержена изменениям, постоянный ежегодный темп

роста денежной массы может вызвать серьезные колебания совокупных расходов,

что приведет к экономической дестабилизации. Гораздо более пригодна

дискретная денежно-кредитная политика, которая позволяет гибко

корректировать глобальные макроэкономические процессы.

Помимо кейнсианства и монетаризма, существует еще одна экономическая

теория, предлагающая свою интерпретацию результатов применения монетарных

методов. Это теория рациональных ожиданий, базирующаяся на двух постулатах.

Во-первых, приверженцы теории рациональных ожиданий полагают, что все

субъекты экономики абсолютно рациональны и абсолютно информированы. Это

означает, что все фирмы и домохозяйства обладают знаниями о механизмах

функционирования экономики, а также проводящейся в конкретный период

времени экономической политике, и выдвигают безошибочные прогнозы о ее

результатах. Кроме того, они оптимизируют свое поведение в системе бизнеса,

используя имеющиеся знания и максимизируя свою выгоду.

Во-вторых, все рынки в системе бизнеса являются рынками совершенной

конкуренции, гибкими в плане повышения и понижения цен на все без

исключения товары и услуги в соответствии с взаимодействием спроса и

предложения. При этом спрос и предложение мгновенно реагируют на все

изменения внешней среды.

Такое упрощение реальных условий позволяет сделать заключение о полной

неэффективности денежно-кредитной политики. В самом деле, любое изменение

денежного предложения будет порождать адекватное изменение цен, ведь каждый

субъект экономической системы будет мгновенно их пересматривать, стремясь

застраховать себя от нежелательных последствий. Использовать такую

информацию для получения личной выгоды он не может, ведь все контрагенты

этого субъекта обладают той же информацией. Каждый реализует свою

экономическую свободу, что приводит к установлению консенсуса интересов. В

итоге получается абсолютно устойчивое равновесие экономической системы в

плане нечувствительности к мерам денежно-кредитной политики.

Изменение денежной массы не окажет никакого влияния на реальный

национальный продукт и занятость и лишь обернется инфляцией или дефляцией.

Поэтому сторонники теории рациональных ожиданий тоже поддерживают

монетарное правило. Однако в качестве их аргументов выступает не положение

о недостаточной информированности денежных властей, выдвигаемое

монетаристами, а, напротив, суждение об абсолютной информированности

субъектов системы бизнеса.

У кейнсианцев и монетаристов есть много серьезных возражений, ставящих

под сомнение теорию рациональных ожиданий. В самом деле, если даже

высококвалифицированные профессиональные экономисты ошибаются, предсказывая

неверные последствия экономических маневров государства, да и вообще любых

изменений во внешнем окружении, разве можно утверждать, что каждый индивид

способен делать абсолютно точные прогнозы.

Кроме того, представляется очевидным, что далеко не все рынки на данном

этапе развития человеческого сообщества (даже в таких странах, как США),

являются высоко конкурентными. Помимо этого, имеется достаточно

эмпирических свидетельств воздействия монетарной политики на реальный ВНП.

В настоящее время большинство экономистов признают достаточно

убедительными аргументы как кейнсианцев, так и монетаристов. В меньшей

степени это относится к теории рациональных ожиданий.

Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой руководствуются

в практической деятельности рекомендациями, предлагаемыми и кейнсианской, и

монетаристской экономическими теориями. В реальной действительности

приходится искать компромисс между полярными суждениями, находить

оптимальное решение, учитывая различные аргументы, рассматривая несколько

стратегических сценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую

стабилизационную дискретную денежно-кредитную политику. Хотя в некоторых

странах вводилось в действие и монетарное правило.

Заключение.

Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших

инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении

государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение

учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может

оказывать определяющее воздействие на денежное предложение.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы,

влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и

импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних

макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным

Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды

экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо

увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс

инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских

расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического

роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно

этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому

необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего

кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся

в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения,

принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа

ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной

политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Список используемой литературы.

1. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М. Н. Чапурина, проф.

Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 1997.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. проф.

Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

3. Казаков А. А. , Минаев Н. В. Экономика: Учебное пособие. - М.: Тандем,

1998.

4. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика:

Пер с 13 – го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 1999.

5. Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы// Вопросы

экономики, - № 10, - 1998.

6. Морданов Р.Х. Денежно-кредитная политика в период экономических

реформ// Экономика и управление, - № 6, - 1999 .

7. Симрановский А. Ю. К вопросу денежно-кредитной политики// Деньги и

кредит, - № 4, - 1999.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.