реферат скачать
 

Промышленные отрасли естественных монополий

процесс. И если в основе первой стратегии по отношению к конкурентам лежат,

как правило, дискриминационные действия, то с помощью второй стратегии

хозяйствующий субъект, желая стабилизировать свое собственное положение на

рынке, стремится всего лишь снизить конкурентоспособность своих соперников

путем создания горизонтальных, вертикальных и других форм объединений.

Важно также отметить, что массовый переход капиталистических

концернов к многоотраслевому устройству, интернационализация производства и

капитала, а также увеличение открытости экономик развитых стран не только

не ликвидировали механизм конкуренции, но и значительно его укрепили за

счет появления на мировом рынке иностранных транснациональных корпораций.

Возникающая таким образом олигополистическая конкуренция создает более

благоприятные условия для осуществления широкомасштабных инноваций, которые

способна проводить в жизнь только крупная экономическая структура

(монополист, олигополия), не погрязшая, разумеется, в ожесточенной

конкурентной борьбе за сиюминутную выгоду.

Одной из характерных особенностей советской, а затем российской

экономики является высокая ее монополизированность, искусственно

сформированная за многие десятилетия в условиях централизованно-

административного управления. И так как конкуренции фактически не

существовало, то отечественные монополии складывались не благодаря научно-

техническому превосходству и победам в конкурентной борьбе, а в силу

организуемого государством разделения труда, то есть специализации. В

результате монополистами могли стать и самые захудалые, технически отсталые

предприятия, если они работали на дефицитный рынок, где спрос намного

превышал предложение.

Анализ генетических истоков российского монополизма, позволил автору

увидеть его реальные воспроизводственные основы, сформулировать проблему и

очертить рамочные условия ее решения. С одной стороны, нельзя упрощенно

подходить к вопросам ликвидации государственного монополизма в действиях

властно-хозяйственных и управленческих структур (обвальный уход государства

из многих сфер экономического регулирования, как известно, породил

управленческий вакуум и не решил проблему нормальных, цивилизованных

отношений государства и экономики), а с другой, - без учета многообразия и

форм проявления российского монополизма, а также его устойчивости и

способности к адаптации в новых условиях хозяйствования вряд ли возможно

выработать правильную стратегию демонополизации и развития конкурентных

отношений, тесно увязывая ее с долгосрочной структурной политикой на

микроэкономическом уровне.

Именно в этом ключе решаются автором поставленные в диссертации

вопросы о преодолении регионального монополизма, в том числе и поиск

эффективных методов регулирования естественных монополий промышленных

отраслей с учетом специфических условий, имеющих место в Орловской области.

В диссертации осуществлена классификация систем регулирования

естественных монополий (приведена в таблице 1).

На каком конкретно из этих вариантов регулирования естественных

монополий целесообразно остановиться – это во многом зависит от природных

особенностей страны, состояния экономики, технологии производства и от

того, кто является собственником предприятия.

Т

а

б

л

и

ц

а

1

Системы государственного регулирующего

воздействия на субъекты естественных монополий

| | Системы государственного| | |

|№ |влияния | |Система, использующая |

|п.п. |на деятельность субъектов |Система государственного |государственную собственность, |

| |естественных |регулирования |как комплексный инструмент |

| |монополий |субъектов естественных монополий|государственного регулирования |

| |Основные черты | |субъекта естественных монополий и|

| | | |одновременно его объект |

| | | | |

|1 |2 |3 |4 |

| |Характерные черты моделей |Приоритет рыночных механизмов |Значительное обобществление и |

| |рыночной экономики, определяющие |саморегулирования экономики. |огосу- |

|1 |выбор способа обеспечения |Низкая доля госсобственности. |дарствление в сферах естественных|

| |общественно-приемлемого поведения|Высокая сфера |монополий. |

| |субъектов естественных монополий |предпринимательской активности в|Активное госрегулирование |

| | |сферах естественных монополий. |экономики. |

| | |Доля госрасходов в ВВП менее |Наличие развитой государственной |

| | |50%. |и негосударственной |

| | | |инфраструктуры социальной защиты |

| | | |населения. |

| | | |Доля госрасходов в ВВП менее 50%.|

| | | | |

| | | | |

|2 |Основные страны - представители |США, Япония, Англия |Швеция, Австрия, Франция, |

| | | |Германия |

| | | | |

| 3 |Организационно-экономический |Комиссии |1. Государственные и |

| |механизм государственного влияния| |муниципальные предприятия; |

| |на деятельность субъектов | |2. Управление госсобственностью; |

| |естественных монополий | |3. Государственные инвестиционные|

| | | |инъекции. |

Проведенный краткий обзор состояния дел с регулированием естественных

монополий в ряде экономически развитых стран мира позволил автору сделать

вывод о том, что был бы совершенно неоправданным механический перенос

зарубежного опыта на российскую почву без учета национально-исторических

особенностей экономического развития страны и тех реальных процессов,

которые имеют место в экономике России в переходный период.

В полной мере такая постановка вопроса относится и к Орловской

области, глубокая структурная перестройка в экономике которой со всей

очевидностью показала, что переход в режим рыночного саморегулирования

таких естественных монополий, как тепло- и энергоснабжение со всей их сетью

промышленных инфраструктур, в настоящее время и в ближайшей перспективе

вряд ли возможен по ряду объективных причин. Основная из них –

функционирование указанных естественных монополий в секторах экономики, где

рынок не открыт к конкуренции, а все попытки создать в этих сферах

деятельности дублирующие производства или искусственно дробить уже

имеющиеся технологические системы нецелесообразно ни с технической, ни с

экономической точек зрения.

О бесперспективности в ближайшее время сформировать конкурентную среду

на рынке услуг по тепло- и энергоснабжению со стороны других предприятий

можно судить и по данным таблицы 2, свидетельствующим о значительной

рыночной силе действующих на этом рынке монополистов.

Объективная потребность вмешательства государства в деятельность

естественных монополий в инфраструктурных секторах экономики во многом

объясняется прежде всего следующим:

а) в ходе последних преобразований в российской экономике в этих

отраслях по-прежнему доминирует государственная форма собственности;

б) по причине устаревших технологий и оборудования их нормальное

функционирование в первую очередь зависит от государственного

субсидирования текущих операций и инвестирования из местного бюджета;

в) при сложившейся ныне экономической ситуации, когда в целях создания

конкурентной среды на рынках услуг вхождение на этот рынок хозяйствующих

субъектов практически нереально, освободить уже действующие предприятия

энергетического хозяйства от жесткого контроля со стороны государства –

значит не только еще больше усугубить положение их клиентов, но и

окончательно потерять управляемость экономикой области в целом.

Во второй главе «Состояние механизма контроля и регулирования

субъектов естественных монополий промышленных отраслей региона»

представлен анализ действующего на товарном рынке Орловской области

механизма регулирования естественных монополий. Подробно рассмотрены

порядок формирования Реестра субъектов естественных монополий,

функционирующих в Орловской области, а также дан анализ их

Таблица

2

Концентрация

рынков услуг по электро- и теплоснабжению в Орловской области на

1.01.97г.

|№ |Наименование | | |

| |субъекта естественной |Наименование |Доля на рынке услуг в % |

|п.п. |монополии |услуг | |

| | | |В географических |В географических |

| | | |границах региона |локальных границах |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|1 |АО «Орелэнерго» |Теплоснабжение |17 |100 |

| | |Электроснабжение |76 |100 |

|2 |ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго" |Теплоснабжение |42 |100 |

|3 |Ведомственные котельные |Теплоснабжение |41 |100 |

|4 |Децентрализованные источники |Теплоснабжение |менее |100 |

| |теплоснабжения многоквартир-ных | |0,1 | |

| |жилых домов | | | |

| |

имущественного и финансового положения, механизма ценообразования и

тарифной политики.

На нынешнем этапе реформирования государственного и муниципального

секторов экономики повсеместно отсутствует механизм распределения

ответственности за решения, принимаемые в процессе управления и

распоряжения объектами федеральной и муниципальной собственности. Нет

нормативной базы, определяющей требования к управлению и регулированию

естественных монополий и учитывающей региональные особенности их

функционирования. Особенно «вольготно» ведут себя по отношению к своим

клиентам естественные монополии, и прежде всего те из них, деятельность

которых относится к промышленной среде. Далека от практического решения

данная проблема и в Орловской области. Не испытывая на товарном рынке

никакой конкуренции в вопросах производства и сбыта, например, тепло- и

электроэнергии, такие традиционные монополисты, как государственное

унитарное дочернее производственное предприятие «Орелоблтеплоэнерго» (далее

– ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго») и акционерное общество «Орелэнерго» (далее –

АО «Орелэнерго») по-прежнему имеют неограниченные возможности строить свои

взаимоотношения с потребителями всех категорий, исходя из своих

узковедомственных и отраслевых интересов, и абсолютно при этом не

воспринимать экономические трудности своих клиентов.

Такое поведение субъектов естественных монополий на рынке промышленных

услуг не могло остаться вне поля зрения органов власти исследуемого

региона.

Поэтому в экономической политике региональной и местной администраций

вопросы антимонопольного регулирования естественных монополий стали

занимать все большее место. Своеобразным ориентиром формирования

региональной политики регулирования отраслей и сфер деятельности

естественных монополий явился переход от прямого управления к

государственному регулированию естественных монополий.

Как показали исследования, сформированные при областной администрации

Региональная энергетическая комиссия (далее – РЭК) и балансовая комиссия, в

компетенцию которых входит регулирование деятельности только субъектов

естественных монополий, функционирующих на рынке тепло- и энергоснабжения,

не всегда в состоянии оперативно (основная часть членов этих комиссий

работают не на постоянной основе, а на общественных началах) и в полной

мере выполнять возложенные на них задачи.

Практика анализа, сформированная за многие десятилетия при

централизованно-административном управлении, в новых условиях

хозяйствования показала свою полную несостоятельность. Поэтому при

регулировании естественных монополий в качестве базовой информации для

проведения необходимых расчетов автор предлагает брать соответствующую

бухгалтерскую отчетность, подтвержденную заключением внешнего аудитора.

Одним из основных отчетных документов предприятия, характеризующим его

имущественное положение, источники формирования и эффективность

использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, является

бухгалтерский баланс. Вместе с тем составленный по единой унифицированной в

России форме этот отчетный документ для большинства аналитиков, не имеющих

в этой области соответствующей профессиональной подготовки, остается

зачастую малопригодным для практического использования, и поэтому

предложенная в диссертации методика представления данных бухгалтерского

баланса в ином, трансформированном виде наверняка усилит его информационную

значимость. Связано это в первую очередь с тем, что в разработанной автором

видоизмененной схеме бухгалтерского баланса наряду с объединением ряда его

статей в нее введены дополнительные графы с информацией, характеризующей не

только структуру построения самого баланса, но и структуру динамики

изменений показателей его статей в отчетном периоде.

Представленная в диссертации в таком виде информация о статьях

бухгалтерского баланса ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго», производственно-

хозяйственная деятельность и финансовое состояние которого подробно

исследованы автором, дала возможность сравнительно просто определить:

- структуру и динамику изменений показателей статей актива и пассива

баланса в анализируемом периоде;

- долю основных средств и иных внеоборотных активов в общей величине

имущества предприятия, конкретные источники притока новых средств и те

активы, в которые они были вложены;

- долю оборотных средств в общей величине приращения имущества предприятия

за отчетный период;

- структуру сложившейся задолженности и эффективность ведения предприятием

работы с дебиторами и кредиторами;

- динамику роста (снижения) на конец отчетного года материальных оборотных

средств, нематериальных активов, незавершенных капитальных вложений и

оборудования к установке, долгосрочных финансовых вложений;

- влияние этих изменений на изменение имущественного положения предприятия.

Для широкого круга специалистов, регулирующих естественные монополии,

не составляет большого труда производить оценку их деятельности не только

по указанным выше, но и по другим показателям, используя при этом

предложенный автором нетрадиционный подход к анализу информации, имеющейся

в таких бухгалтерских документах, как «Отчет о финансовых результатах и их

использовании» (форма № 2) и «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма №

5).

На этапе перехода к рыночным методам хозяйствования, в основе которых

лежит либерализация цен, можно сказать, что все без исключения потребители

услуг в полной мере почувствовали на себе ценовой диктат со стороны

естественных монополий. Широко применяемый ими затратный механизм

ценообразования, отрицательно зарекомендовавший себя еще при командно-

административной системе хозяйствования и сохранившийся в новых рыночных

условиях, как показывает практика, не обеспечивает ни нормальное

функционирование самих производителей услуг и их клиентов, ни социальные

гарантии населению.

В результате вместо таких важнейших ценообразующих факторов, как

полезность товара, его качество и степень удовлетворения потребностей

потребителей, в практике ценообразования широко продолжают использоваться

количественные показатели производства и реализации продукции с включением

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.