реферат скачать
 

Проблемы развития предпринимательства в Казахстане

| |реконструкции и развития и др.) для финансирования |

| |проектов предпринимательства. |

| |Выработка мер по стимулированию банков второго уровня |

| |в кредитовании субъектов малого предпринимательства. |

| |Целевое кредитование из Фонда развития малого |

| |предпринимательства по приоритетным направлениям. |

| |Развитие микрокредитования предпринимательства |

| |Внедрение механизмов страхования рисков при |

| |финансировании объектов предпринимательства. |

|2. |Внедрение института предпринимательства в Казахстане. |

|Институциональные:|Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане |

|отсутствие или |Разработка Кадастра недвижимости Казахстана |

|недостаточное |Создание условий для расширения сети юридических, |

|развитие института|консультационных и аудиторских фирм |

|предпринимательств|Поддержка развития коммерческих банков, |

|а, неразвитая |специализирующихся на предоставлении кредитов и займов|

|рыночная |для бизнеса. |

|инфраструктура. |Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов. |

| |Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, |

| |коммуникационных служб. |

| |Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес |

| |инкубаторов, информационно-аналитических центров, |

| |научно-исследовательских и консультационных центров. |

|3. |Разработка и внедрение новых программ обучения основам|

|Образовательные: |бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация |

|недостаток |существующих программ начального и среднего, высшего |

|систематических |образования к новым требованиям; совершенствование |

|знаний, навыков и |программ ежегодной переподготовки специалистов. |

|опыта организации |Повышение эффективности использования технической |

|и управления |помощи контрактной системы и обязательств по |

|бизнесом в |распространению полученных знаний. |

|рыночных условиях.|Развитие центров инкубации знаний и опыта организации |

| |и управления бизнесом, инновационных кластеров. |

| |Открытие в каждом областном и городском акимате |

| |дежурных консультационных пунктов для |

| |предпринимателей. |

|4. |Дальнейшее углубление реформы государственной службы. |

|государственные: |Совершенствование работы Высшего дисциплинарного |

|бюрократизм, |совета Республики Казахстан. |

|волокита, |Обеспечение строгого соблюдения и верховенства |

|коррупция, |законов. Введение упрощенной системы регистрации, |

|вымогательство. |страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и |

| |процедур согласований для субъектов |

| |предпринимательства. |

| |Достижение прозрачности работы всех органов |

| |государственной власти, задействованных в сфере малого|

| |и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и |

| |контролирующий орган должен иметь список необходимых |

| |документов, который вывешивается в доступном для |

| |посетителей месте. Отмена для отдельных |

| |государственных органов прав по оказанию платных |

| |услуг, не предусмотренных законодательством Республики|

| |Казахстан. |

| |Упрощение системы обслуживания субъектов |

| |предпринимательства в соответствующих государственных |

| |органах, банках, страховых, нотариальных, юридических |

| |фирмах и др. |

| |Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия |

| |служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям |

| |предпринимателей на противоправные действия отдельных |

| |лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета)|

| |и шантажа под угрозой применения силы. |

| |Создание структур по защите собственности и бизнеса. |

|5. Информационные:|Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ|

|слабый уровень |и в сети электронной информации. |

|отражения проблем |Издание специальных брошюр, буклетов, информационных |

|предпринимательств|листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса|

|а и |в сети Интернет. |

|распространения |Организация специальных циклов передач по радио и |

|положительного |телевидению. |

|опыта с СМИ, |Подготовка газетных и журнальных публикаций по |

|слабая |актуальным вопросам предпринимательства(. |

|информированность | |

|предпринимателей и| |

|общества, | |

|экономическая, | |

|правовая и | |

|налоговая | |

|культура. | |

Содействие предпринимателям в решении проблемы основного капитала

предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по

адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам

предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных

фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных

участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных

площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с Указом Президента, в Республике проводилась

инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных

помещений и объектов незавершенного строительства на государственных

предприятиях. Всего по Республике выявлено 1343 неиспользуемых и 524

недостроенных объектов. Неиспользуемые помещения передаются на тендерной

основе.

Порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду

неиспользуемых помещений.

Другая проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства,

приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма

далеких от предпринимательства в подлинном смысле слова. В итоге этот

капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от

бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой

проблемы. В 1997 году было разработано Положение о механизме передачи таких

объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о

неиспользуемых объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с

последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и

создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам

предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых

производственных помещений.

Необходимо также доработать действующее законодательство и нормативно-

правовую базу с целью устранения дискриминационных по отношению к

предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики

создания бюрократических преград и установления незаконных поборов

контролирующими и инспектирующими органами.

Целесообразно обеспечить координацию технической помощи, поступающей со

стороны иностранных государств, неправительственных организаций и

международных институтов, для повышения эффективности ее использования.

Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и

консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан.

Агентство по стратегическому планированию и реформам совместно с

акимами областей на базе утвержденных приоритетов, учитывающих местные

условия, устанавливает объемы финансирования предпринимательства по

регионам. Наблюдательный совет Фонда рассматривает приемлемость

распределения и утверждает условия размещения ресурсов в данных регионах,

исходя из анализа активов и пассивов Фонда. Фонд проводит тендер, отбирает

уполномоченные банки и заключает с ними кредитные отношения.

Предполагается, что другими источниками пополнения Фонда будут средства

по кредитной линии на сумму 80$ млн. от Европейского Банка Реконструкции и

Развития (ЕБРР). Кроме того, прорабатывается вопрос о специальном займе на

кредитование предпринимательства со стороны Азиатского Банка Развития

(АБР). Второй транш уже действующего займа АБР на $50 млн. также идет на

финансирование предпринимательской деятельности. Межведомственной комиссией

принято решение ограничить верхний предел индивидуальных кредитов суммой

$200 тыс. Через НПО «Микрокредит» можно получить минимальное финансирование

бизнеса в объеме $400.

Кроме того, Постановлением об образовании Фонда установлено, что

средства, предусмотренные в бюджете Фонда занятости в размере 1,2 млрд.

тенге, также пойдут на создание рабочих мест в бизнесе.

Следующим важным направлением поддержки предпринимательства в

Казахстане является законотворческая деятельность с целью создания для

предпринимателя комфортной институциональной среды, избавления его от

искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно устанавливаемых со

стороны государственных органов. В соответствии с Законом «О внесении

изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам

упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» вводится

упрощенный порядок регистрации бизнеса.

В соответствии с указами Президента Республики Казахстан и

постановлениями Правительства в течение 1997-1998 гг. было проведено

изъятие несвойственных функций по оказанию платных услуг у ряда

государственных органов, список которых приведен на схеме 1:

Список государственных органов, у которых были изъяты функции по

оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики

Казахстан((схема 1).

|1. Государственная инспекция по |9. Государственная автомобильная |

|карантину растений. |инспекция. |

|2. Государственный стандарт. |10. Государственный надзор за |

| |техническим состоянием в |

| |машинно-тракторном парке. |

|3. Государственная противопожарная |11. Государственная |

|служба. |санитарно-эпидемиологическая служба |

| |Республики Казахстан. |

|4. Пенсионный фонд Республики |12. Торгово-промышленная палата |

|Казахстан. |Республики Казахстан. |

|5. Организации, взимающие |13. Комитет по стандартизации, |

|предлицензионный сбор. |метрологии и сертификации. |

|6. Национальная комиссия по ценным |14. Комитет финансово-валютного |

|бумагам. |контроля. |

|7. Национальная комиссия по |15. Государственный комитет по |

|бухгалтерскому учету. |землеустройству. |

|8. Государственный комитет по |16. Комитет по жилью, |

|надзору за безопасным ведением работ|градостроительству и архитектуре. |

|в промышленности и горному надзору. | |

Существует немало государственных организаций, предоставляющих платные

услуги в соответствии с решениями Правительства (схема 2):

Список государственных органов, предоставляющих в соответствии с

решениями Правительства принудительные платные услуги, не предусмотренные

законами (схема 2).

Схема 3 иллюстрирует, как трудно предпринимателю пробиваться со своим

бизнесом через частокол установленных преград:

Процедура получения разрешения на открытие торгового киоска, магазина,

пункта общественного питания (схема 3).

Все эти проблемы могут и должны решаться на уровне региональных

властей. Правительство в апреле 1997 года изъяло ряд функций по

лицензированию, выдаче разрешений и оказанию платных услуг у 16

республиканских организаций. Список отмененных незаконных актов,

контролирующих и регулирующих функций таких организаций показан на схеме 4.

Перечень отмененных незаконных действий, контролирующих и регулирующих

функций местных исполнительных органов(.

|Лицензирование видов |

|деятельности: |

|1. Функционирование |

|пунктов общественного |

|питания. |

|2. Содержание и |

|эксплуатация заправочных |

|станций. |

|3. Лицензионные сборы.((( |

|1. Лицензирование дополнительных видов |

|продукции, взимание предлицензионных |

|сборов. |

|2. Принудительные сборы на развитие |

|городов и районов, проведение |

|празднований, ярмарок, прием делегаций.|

|3. Отчисления во внебюджетные фонды. |

|4. Отчисления за услуги лицензирования,|

|консультации, рассмотрение заявлений на|

|выдачу лицензий, продажа бланков, |

|ксерокопирование документов, договоров |

|о совместной деятельности, дивидендов |

|от доходов предприятий. |

|5. Взимание платы за въезд |

|автотранспорта на территорию города. |

|6. Взимание платы за право торговли. |

|7. Взимание платы за регистрацию сделок|

|о поставках продукции на рынки. |

|8. Присвоение акимами полномочий и |

|функций судебных органов, распоряжение |

|имуществом предпринимателей, ликвидация|

|хозяйствующих субъектов. |

|9. Издание незаконных актов и |

|поручений, препятствующих |

|предпринимательской деятельности. |

|10. Другие незаконные виды сборов. |

Законы, в которых в свое время необоснованно были заложены

контролирующие и регулирующие функции таких организаций, как Госветнадзор,

санэпидемслужба, экологическая экспертиза, подлежат корректировке, над чем

сейчас работает Правительство. На рассмотрении также находится проект

постановления по изъятию прав на оказание платных услуг у Госэнергонадзора,

Минтранскома, паспортно-визовой службы, хлебной инспекции, комиссии по

испытанию и регистрации химических и биологических средств. Схема 5

содержит список государственных органов, у которых предполагается изъять

часть прав по предоставлению платных услуг, связанных с непосредственной их

деятельностью.

Дополнительный список государственных органов, у которых предполагается

изъять права на оказание платных услуг, ранее предоставлявшиеся

законодательством Республики Казахстан (схема 5).

Принятие таких решений- далеко не безболезненная мера, но государство

должно идти на нее, так как в свободном развитии предпринимательства лежит

путь к богатому, демократическому и свободному обществу1.

Заключение.

В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского

предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в

социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного

возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и

развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации

государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная

с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно

развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение

важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в

Государственной программе развития и поддержи предпринимательской

деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597.

Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по

реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие

инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в

частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные,

и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти

проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с

поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно ха счет этих

решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом.

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том,

что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за

всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать

эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее Казахстана — и за

предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто

решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих

предпринимательских функций.

Список использованной литературы.

1.Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: «Экономика»,

1994

2. «Экономическая теория» учебник под редакцией Булатова А.С.,2-е издание,

Москва, 1997г.

3.Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа»,

2000

4.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.

- М.: Издательство “Финпресс”, 1998..

5.Горфинкель В.Я. «Предпринимательство», Москва, «Банки и биржи», 1999

6.Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997

7.Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации

предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996

8.Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство

«Республика», 1992г., том 2.

9. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. ,

Москва, 1992г.

10.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996

11. «Сборник предпринимателя» под редакцией Перхунова А.П., Сорокина В.П.

,часть 1, Москва, МНПП «РИД-7», 1992г.

12.Хоскинг А. Среда предпринимательства . Курс предпринимательства . -М. ,

1993

13.Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: «Юрист»,

2002г.

14.Гражданское право РК. – Алматы: “Жетi Жаргы”.1998г

15.// Экономика и статистика,2000, №4. Статьи ”Проблемы развития малого

бизнеса и пути их решения.”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. -

52стр

16.А.К. Кантарбаева «Предпринимательство. институционально-эволюционный

подход». «Раритет», Алматы,2000г.

17.Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997

18.Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы,

2000.

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроперспективе. М.: Дело, 1994. С.18.

1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

1 Cantilon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris’ 1952. P.28-

33

1 См. Найт Ф. Понятия риска и неопределенности // Thesis. Вып. 5. 1994.

С.14

1 См. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.

1 Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации

предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996

1 См. Крымова В. Экономическая теория. Алматы: Аркаим, 2002.

1 Предварительная оценка Комитета по статистике и анализу Агентства по

стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

( Кантарбаева А.К. //Барьеры перед казахстанским предпринимательством и

пути их преодоления. А.: Раритет, 2000. С. 125

( В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №505

от 8 апреля 1997 год

( В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №3398 от 6 марта

1997 года.

** В соответствии с законодательством Республики Казахстан.

((( В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан

№1127 от 16 августа 1995 года сбор равен 20-кратному расчетному показателю.

Из этой суммы 98 % отчисляется в местный бюджет, 2%- лицензиару (местной

администрации).

1 См. Кантарбаева А.К. //Экономические регуляторы поддержки

предпринимательства. А.: Раритет,2000. С.101

-----------------------

Тендерная комиссия:

отбирает на конкурсной основе победителей: в течение 10 дней заключает с

победителями договор аренды или контракт на доверительное управление.

Территориальный комитет по управлению гос. имуществом:

объявляет о проведении тендера через СМИ за 15 дней до тендера.

принимает заявки и изучает пакет документов от субъектов

предпринимательства, готовит документы на тендерную комиссию.

Территориальные представительства заинтересованных министерств и ведомств:

входят в тендерную комиссию, проводят экспертизу пакета представленных

документов и участвуют в принятии решения.

Предприниматель:

представляет заявку на участие в тендере; документы о государственной

регистрации; тендерне предложения.

Государственный энергетический надзор.

Министерство транспорта и коммуникаций.

Министерство внутренних дел (паспортно-визовая работа)

Хлебная инспекция Министерства сельского хозяйства.

Республиканская комиссия по испытанию и регистрации химических и

биологических средств защиты, феромонов, и регуляторов роста

сельскохозяйственных растений и лесных насаждений при Министерстве

сельского хозяйства.

предприниматель

Предварительное разрешение акима района.

Согласование архитектора района

Согласование санитарно-эпидемиологической службы

Согласование пожарной части

Разрешение акима района на торговлю (выдается 1 раз в месяц)

Разрешение городского комитета по землеустройству и земельным отношениям

Разрешение акима района на установку и открытие точки

Регистрация налоговой инспекции

Отмененные незаконные действия местных исполнительных органов*

Контролирующие и регулирующие функции местных исполнительных органов

власти**

Государственный ветеринарный надзор.

Министерство внутренних дел.

Санитарно-эпидемиологическая станция.

Пожарная инспекция.

Государственный комитет по землеустройству.

Экологическая экспертиза.

Министерство юстиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.