реферат скачать
 

Проблемы привлечений иностранных инвестиций

прошлого года.

Кроме инвестиций в нефинансовые активы, организации осуществляли

вложения в финансовые инструменты. Общий объем финансовых вложений (без

субъектов малого предпринимательства) в I квартале 2002 г. составил 306

млрд руб. (в январе – марте 2001 г. – 499 млрд руб.), в том числе

краткосрочные вложения – 239 млрд руб. (77,9%), долгосрочные – 68 млрд руб.

(22,1%). Объем финансовых вложений по-прежнему превышает объем инвестиций в

основной капитал.

Из этого можно сделать вывод, что после кризиса 1998 г. нефинансовый

сектор экономики постепенно восстанавливает свои позиции и предприятия

увеличивают вложения, но пока в основном в краткосрочные финансовые

инструменты.

При хроническом недостатке средств для обновления производственного

аппарата и внедрении новых технологий в I квартале 2002 г. по сравнению с

январем – мартом 2001 г. в видовой структуре инвестиций в основной капитал

доля затрат на приобретение, установку и монтаж машин, оборудования и

транспортных средств в текущих ценах осталась на том же уровне и составила

37,3%; на приобретение импортного оборудования было затрачено 15,9 млрд

руб., или 22,7% общего объема инвестиций в машины, оборудование,

транспортные средства, что на 3% меньше, чем в I квартале 2001 г.

Затраты на приобретение лизингового имущества лизинговыми компаниями и

другими организациями - лизингодателями с целью последующей передачи его

лизингополучателю на условиях финансовой аренды в I квартале 2002 г.

составили 0,9 млрд руб., их доля в общем объеме инвестиций в основной

капитал составила 0,4% против 0,2% в I квартале 2001 г.

Затраты организаций (без субъектов малого предпринимательства) на

приобретение основных средств, бывших в употреблении у других организаций,

и объектов незавершенного строительства в январе – марте 2002 г. составили

6,9 млрд руб.

Продолжал возрастать объем работ, выполненных по договорам

строительного подряда, однако темп роста замедлился. Так, объем подрядных

работ в I квартале 2002 г. превысил уровень соответствующего периода 2001

г. на 2,6% (в январе – марте 2001 г. – на 6,9%). На замедление роста объема

работ, выполненных по договорам строительного подряда, основное влияние

оказало значительное замедление в начале 2002 г. темпа роста вложений в

основной капитал, что повлияло на хозяйственную активность строительных

организаций.

По данным Госкомстата России, средний уровень нагрузки

производительных мощностей строительных организаций в I квартале 2002 г.

составил 57%. Объем заключенных строительными организациями договоров

строительного подряда по состоянию на 1 апреля обеспечивал загрузку

мощностей на достигнутом уровне в течение еще 4 месяцев.

К концу 2001 г удалось преодолеть негативную тенденцию в жилищном

строительстве, сложившуюся в 2000 г. В I квартале 2002 г. ввод в действие

общей площади жилых домов составил 119,3% уровня, достигнутого в I квартале

2001 г., довольно высокий темп роста в определенной мере связан с эффектом

базы (в январе – марте – 94,6%).

На территории более чем половины субъектов федерации объем жилищного

строительства за январь – март 2002 г. превысил показатель за январь – март

2001 г., среди них г. Санкт-Петербург, Курганская, Тульская, Саратовская,

Калининградская, Белгородская области, Приморский и Красноярский края,

республики Тыва, Ингушетия, Дагестан. Около 48,6% общего объема введенного

жилья было построено населением за свой счёт и с помощью кредитов.

Динамика ввода объектов социально-культурной сферы в I квартале 2002

г. по сравнению с январем - мартом 2001 г. в основном была положительной.

Особенно заметно увеличился ввод в действие тепловых сетей – в 3,5 раза,

высших учебных заведений – в 2,6 раза, домов-интернатов для престарелых и

инвалидов (взрослых и детей) – в 2,1 раза. Одновременно уменьшился ввод в

действие основных объектов коммунального хозяйства.

За период с начала отчетного года было использовано 3,1 млрд руб.

государственных инвестиций, направленных на финансирование Федеральной

адресной инвестиционной программы при годовом лимите 40,7 млрд руб.

Программой на 2002 г. предусмотрено выделение средств на строительство 1996

объектов. Из 756 объектов, намеченных к вводу в действие в 2002 г., в

январе – апреле частично введен в эксплуатацию лишь один. Кроме того,

введено 7 объектов из числа предусмотренных к вводу в последующие годы

(один – на полную мощность и 6 - частично).

На 1 мая 2002 г. 340 строек находились на стадии технической

готовности от 51% до 99,9%; полностью профинансированы 32 стройки.

На состояние инвестиционного рынка заметное влияние оказывает динамика

объема выпуска продукции в так называемых инвестиционных отраслях. В начале

2002 г. это влияние было невелико. Так, объем производства продукции в

машиностроении за январь – март 2002 г. составил всего 100,7% уровня

соответствующего периода предыдущего года (в I квартале 2001 г. – 111,6%),

в промышленности строительных материалов – несколько выше, 104,8% (годом

раньше – 101,6%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной

промышленности – снизился и составил 99,6% (101,7%), в химической и

нефтехимической промышленности – 100,1% (107%).

В I квартале 2002 г. продолжалось начавшееся в 2001 г. замедление

роста цен в инвестиционной сфере. Так, индекс цен производителей в

строительстве составил 103,7% уровня декабря 2001 г. (в I квартале 2001 г.

– 105,1%), что ниже индекса потребительских цен (105,4%), но значительно

выше индекса цен производителей промышленной продукции, который впервые за

несколько лет был менее 100% и составил 99,8% (годом раньше – 104,7%).

Объем портфельных иностранных инвестиций (валютных и рублевых) за

январь – март 2002 г. увеличился по сравнению с январем – мартом 2001 г. на

95,3%, однако величина их по-прежнему невелика, а доля портфельных

иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составила 2,3%

(в I квартале 2001 г. – 1,7%).

Объем поступивших за январь – март 2002 г. прочих иностранных

инвестиций (валютных и рублевых) увеличился на 67,9% по сравнению с

аналогичным периодом 2001 г. главным образом из-за роста кредитов

международных финансовых организаций и Европейского банка реконструкции и

развития.

Что касается регионального распределения иностранных инвестиций, то

наибольшую стабильность в плане привлечения капиталовложений сохраняют

регионы с высоко диверсифицированной структурой экономики, наличие

институтов, обеспечивающих международные экономические связи.

Первостепенное внимание инвесторы уделяют степени развития банковской

инфраструктуры, наличию крупных страховых фирм и инвестиционных фондов,

консалтинговых и маркетинговых компаний. В этом отношении абсолютное

лидерство принадлежит Москве.

Всего в нефинансовый сектор экономики России за I квартал 2002 г.

поступили инвестиции из 81 страны. Наиболее активными странами –инвесторами

были Германия, Кипр, Великобритания, Нидерланды, США, Франция и Швейцария.

Заметим, что 3 июня 2002 г. в палату представителей республики Кипр

был направлен новый законопроект об изменении налогового законодательства.

Судьба существующих офшорных фирм оговорена в законопроекте отдельно: они

будут платить налог на прибыль по существующим ставкам (4,25%) до 2005 г.

Однако говорить о сокращении кипрских инвестиций не следует, так как для

кипрских инвестиций главное – наличие соглашения между Россией и Кипром об

избежании двойного налогообложения.

Из государств – участников СНГ наибольшие инвестиции в Россию

осуществляли Узбекистан, Казахстан и Киргизстан.

Российские предприятия тоже осуществляли инвестиции за рубеж, причем

за I квартал 2002 г. их объем увеличился на 40,7% по сравнению с

аналогичным периодом 2001 г. Основная часть инвестиций из России за рубеж

была направлена в виде целевых банковских вкладов.

Анализ экономической ситуации, сложившейся в январе – марте 2002 г.,

позволяет сделать вывод о том, что положительная динамика инвестиционных

процессов сохранится до конца года, но, видимо, темп роста будет

замедляться. Объем инвестиций, направляемых в 2002 г. на развитие

экономики, может составить 104 – 106% уровня 2001 г.

2.3. Пути и меры по привлечению инвестиций

Видно, что часть проблем лежит на государственном уровне, часть на

корпоративном. На основе тщательного анализа реальной значимости и

возможностей устранения отмеченных препятствий на пути привлечения

иностранных инвестиций, формировании инновационной активности предприятий и

корпораций в России целесообразно в ближайшее время сконцентрировать усилия

на решение следующих проблем:

- обеспечить завершенность институционной системы привлечения

иностранных инвестиций путём выработки практической

государственной программы по этому направлению и её всестороннему

законодательному обеспечению;

- устранить недостатки закона о разделе продукции и

неопределенности его применения на практике вследствие отсутствия

других необходимых нормативных документов;

- добиваться завершенности земельной реформы и установление твёрдых

прав для физических и юридических лиц продавать и покупать землю,

а так же использовать её в качестве залога;

- существенно упростить и либерализовать налоговое

законодательство, включая пересмотр чрезмерно высоких ставок

налогов, сборов и других обязательных отчислений, в том числе в

сфере внешнеэкономической деятельности;

- обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно

упростить его с тем, чтобы таможенные правила не препятствовали

притоку в Россию передовой техники и технологии, не изменялись в

течении коротких периодов времени;

- добиться согласованности интересов и устранить причины их

столкновений во взаимодействии федеральных, региональных и

местных властей с тем, чтобы устранить атмосферу неопределенности

и правовой незащищенности бизнеса, в том числе, в части защиты

прав интеллектуальной собственности в его взаимоотношении с

органами власти;

- установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе,

обеспечивающее бесперебойное проведение расчётов на территории

всей страны;

- обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить

причины подверженности кредитно-финансовой сферы

злоупотреблениям, подрывающие основы нормальной и устойчивой

хозяйственной деятельности в России;

- создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны

государства в отношении предпринимателей, в особенности отношения

малого бизнеса.

Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского

законодательства в указанных областях, хотя и медленно, но продвигается в

позитивном направлении, что служит улучшением инвестиционного климата в

России. Можно полагать, что уже действующее законодательство и уже

состоявшееся продвижение России по пути создания рыночной экономики создали

ту необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и

притока иностранных инвестиций, расширяя и упрочивая которую можно добиться

в области инновационной деятельности значительных результатов.

Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза

корпорация (инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия

на нём. С формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более

сложному) можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из

глобальной стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом

рынке), исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит

исследование рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через

контрпартнёра, открытие представительства, вендорные отношения, вложения в

коммуникационный маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На

более высокой стадии предполагается участие инвесторов в акционерном

капитале (влияние на управление), долгосрочные портфельные инвестиции,

создание совместны предприятий с российским партнёром (альянс, кооперация),

организация местного производства (кооперация, отвёрточная сборка,

упаковка). Наконец, высшая качественная инвестиционная стадия: сделки

слияния и поглощения, организация производства “с нуля” (капитальное

строительство, фирмы со 100-процентным иностранным капиталом и т.п.),

производство и реэкспортные поставки конкурентоспособной продукции,

произведённой в данной стране, в другие страны.

Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса

выясняется, что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел-

таки пройти через цыпочку начальных стадий. Это значит, что основные

инвесторы и ТНК, выбравшие долгосрочные стратегии, успели наладить в России

местное производство и от кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.

По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и

торговли, по состоянию на конец второй половины 2000 года в российскую

экономику поступили инвестиции из 98 стран. Объем прямых иностранных

инвестиций составил около двух миллиардов долларов. Основной объем

инвестиций поступил из США, Германии, Кипра, Нидерландов, Франции,

Швейцарии и Великобритании. Аналогичная тенденция сохранялась и в 2001 г.

По объему привлечённых инвестиций лидирует сфера управления, топливная

и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, машиностроение,

металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт, связь, лесная,

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, цветная

металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы экономики

составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех привлечённых

в Россию инвестиций (см. приложение 1).

Наиболее привлекательными регионами для иностранных инвесторов

являются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край,

Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область (см. приложение 2).

Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать

новые и совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую

очередь прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного

инновационного трансферта технологий.

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в

страну иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно

ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение

национальных целей. Для этого необходимо проведения согласованного

комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на

максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала

экономики и повышения её привлекательности прежде всего для иностранных

инвесторов прямых инвестиций.

Суммируя все выше сказанное можно выделить следующие меры,

направленные на привлечение прямых инвестиций:

- базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

- правовые и административные основы деятельности иностранных

инвесторов;

- специфические стимулы для ПИИ.

Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и

интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области

иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ

предполагают использование принятых в мире принципов в отношении

иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения

инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в

значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения

таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться

средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и

кем могут предоставляться льготы.

В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой

трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору

отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относительно низкой

инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу,

на наш взгляд, следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на

продукцию отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому

технологическому укладу; минимизация зависимости от импорта; разработка и

применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется

острым инвестиционным кризисом, первоочерёдной задачей является запуск

механизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего

государственную поддержку высокоэффективных и быстро окупаемых

инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их

реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счёт “перелива”

инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не во

всём соответствует требованиям международной практики и глобальной

тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское

инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей

“привлекательности” значительно уступает законодательствам многих других

стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику

России должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных

проблем:

- подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов,

призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме

привлечения ПИИ в экономику России (закон “Об инвестиционных

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.