реферат скачать
 

Проблемы приватизации

рыночной ценой ваучеров превышала 10 000% [27]. Понятно, что ее

результатом стало появление новой элитной группы, обеспечивающей свое

существование поддержкой правительства. Однако, здесь следует отметить,

что реформаторская пропаганда в России в этом вопросе всегда была

достаточно двусмысленной: власть, устами президента Б. Ельцина,

провозглашала свое стремление создать "не сотни миллионеров, а миллионы

собственников".

Вместе с тем, обеспечивая себе сверхприбыли на спекулятивных операциях

на рынках ценных бумаг, новые элитные группы избегают инвестиций в

реальную экономику и вступают в объективное противоречие с экономическим

развитием общества в целом, чьи интересы формулируются "старыми" элитными

группами - директорами или "промышленными капиталистами". Не только

промышленная буржуазия и директора, но все общество выступает против

правительства, выражающего интересы финансово- спекулятивной буржуазии.

Правительство же, в свою очередь, оказывается не в состоянии уйти от

давления им же созданного финансового монстра. Удивительно точная

аналогия проводится между социальной ситуацией в России 90-х годов и во

Франции времен Луи Филиппа, описанной К.Марксом[28]. Конфликт в верхах

между промышленной и финансово-компрадорской буржуазией усиливается

ваучерной приватизацией и принимает крайне острые формы. Можно

предположить, что лучшее объяснение трагических событий октября 1993 года

может быть найдено именно здесь - в столкновении между промышленными и

финансовыми элитами.

Денежная приватизация отражает попытки компромисса между

промышленниками и финансистами. Привлечение денежного капитала в

производственный сектор играет на руку развитию экономики в целом,

повышая ее конкурентоспособность. Операции на рынках ценных бумаг

перестают играть роль "вещи в себе и ради себя" и становятся

функциональным механизмом рыночной экономики, ориентированной на развитие

производства. Именно такое развитие ситуации может сделать выгодным для

предприятий как субъектов экономики выплату дивидендов "ваучерным"

собственникам.

1.1.5 Методики денежной приватизации

Существует несколько основных технических методик проведения денежной

приватизации:

1. прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за

государством) государственных предприятий. Этот механизм был

избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует

предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его

существенным недостатком является тот факт, что в условиях

слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является

дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда

существует опасность социального недовольства приватизацией;

2. аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в

Венгрии и частично, например, при приватизации "Истерн Тобакко" в

АРЕ;

3. ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты

задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при

распродаже промышленных предприятий;

4. разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей

продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур

с последующей приватизацией часто происходило в России;

5. передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее

известным примером являются программы типа "ЭЗОП" в США;

6. аренда и субподряд государственной собственности частным сектором.

Существенным недостатком денежной приватизации является ее

медлительность. Можно утверждать, что денежная приватизация не совместима

как ключевой фактор с "шоковой" терапией экономики при условии

обеспечения развития реального сектора экономики.

Проблемы встали в России на этапе форсированных денежной приватизации

и залоговых аукционов, когда, например, 51% акций ОКБ имени Сухого и 50%

акций Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" были выставлены на

залоговый аукцион (и тут же реализованы) за 2 млн. долл. США и 1 млн.

долл. США соответственно. И это притом, что цена одного самолета СУ-31 и

СУ-35 составляет порядка 10 млн. долл. США, а вертолета Ка-50 "Черная

акула" производства "Прогресса" - 6-8 млн. долл[29].

Таким образом, сопоставляя концепции ваучерной и денежной

приватизации, необходимо рассматривать две сферы - чисто экономическую и

социальную. Экономически, по крайней мере в кратко- и среднесрочной

перспективе, для "больших" стран (по классификации Тэйлора) денежная

приватизация располагает значительными преимуществами перед ваучерной,

ибо эмпирически известно, что она не ведет к катастрофическому падению

национального дохода и ВВП, что особенно заметно, если применять в

системе национальных счетов не ВВП, а совокупный общественный продукт.

Если же государство, проводящее реформы, ставит перед собой задачу

скорейшего создания и укрепления новых социальных групп - новой

буржуазии, то необходимость ваучерной приватизации становится более

явной.

1.1.6 Приватизация и рынок корпоративных ценных бумаг

Роль фондового рынка в экономике страны определяется исторически

сложившимися условиями кредитной системы, долей акционерных предприятий в

производстве ВНП или СОП, степенью рассредоточения собственности на

ценные бумаги и значением акций и облигаций как объекта помещения

капитала, развитостью рынка и участием финансовых институтов в его

обороте.

Хорошо развитый рынок капитала является ключевым моментом для

привлечения внутренних сбережений и иностранных инвестиций для

приватизации, при условии, что база самой приватизации уже создана. "В

целом, - утверждает Центр международного частного предпринимательства

(США),- программы приватизации вряд ли могут осуществляться в странах с

недоразвитыми рынками капитала"[30]. "Приватизация попросту является

незавершенной без развития надлежащим образом функционирующего и

конкурентоспособного финансового сектора", - пишет в докладе Всемирного

Банка Клавдия Моргенштейн[31]. Прежде всего он дает возможность

приватизации путем прямых продаж ценных бумаг через биржу. Но даже в

случае отказа от продаж акций через биржу фондовый рынок играет очень

важную роль в общем состоянии инвестиционного климата в стране через

повышение ликвидности и прозрачности предприятий, а следовательно, и

притягательности ценных бумаг для частных и институциональных инвесторов.

Ряд экономистов, прежде всего марксистов, имеют другое мнение по этому

вопросу. Так, Лэнс Тейлор пишет: "Создание фондовых рынков... имеет лишь

косвенное отношение к приватизации. В большинстве развивающихся стран

биржи представляют собой площадки для маскарадов, где правящий

генералитет и политики проделывают фокусы с ценами на акции

государственных компаний"[32]. Это верно и для России. Фокусы на рынке

первой по-настоящему ценной бумаги России - ваучера привели к тому, что

ваучер, на который в конечном счете оказалось возможным купить активов

более чем на 2000 долл. США, котировался почти все время своего

существования по цене эквивалентной примерно 10 долл. [33].

В теории взаимное влияние приватизации и рынка ценных бумаг имеет два

основных аспекта. С одной стороны, наличие развитого фондового рынка

стимулирует приватизацию путем мобилизации внутренних и международных

финансовых ресурсов. Приватизация привлекает иностранных инвесторов на

фондовые рынки. При развитом рынке принятие решений о приватизации

существенно облегчается. Индикаторы рынка показывают текущее состояние

финансовой системы - размер рынка, уровень ликвидности, возможности

абсорбции свободных ресурсов - все ключевые факторы, влияющие на решение

как, что и когда продавать. С другой стороны, наличие инфраструктуры

рынка дает тот необходимый механизм распределения акций, который

позволяет во многом справиться с социальными последствиями приватизации.

Надо отметить, что отсутствие развитого фондового рынка не обязательно

является препятствием для успешной реализации программ приватизации, как

это произошло, например, в Польше. Относительно прозрачности рынка можно

заметить, что процесс передела собственности в России, конечно, находит

свое отражение в виде информации о деятельности фондового рынка, но

гораздо лучшем зеркалом является не фондовый рынок, а выросшее количество

убийств новых богачей..

Крайне важно, что приватизационные мероприятия рождают дополнительные

требования к финансовому сектору страны. Приватизируемые фонды

предприятий или сами компании требуют наличия свободных финансовых

ресурсов в стране. Этот дополнительный спрос должен быть проанализирован

для того, чтобы понять, может ли финансовый рынок страны удовлетворить

эти новые потребности. Рост существующих предприятий не должен быть

ограничен в своем доступе к финансовым ресурсам, а приватизация не должна

препятствовать развитию реального сектора экономики. Можно лишь сожалеть,

что именно это и произошло в России.

Эффективное функционирование развивающихся фондовых рынков требует, по

выражению Управляющего по странам Центральной Азии, Ближнего Востока и

Северной Африки Международной Финансовой Корпорации Андре Ховагимьяна,

следующих ключевых элементов:

"1) развития новых институтов; 2) наличия соответствующего регулирования

и юридической базы для фондового рынка; 3) наличия эффективной и здоровой

системы работающих брокеров; 4) наличия критической массы дилеров и

брокеров".

Основными поставщиками инвестиционного капитала на рынках ценных бумаг

являются институциональные инвесторы, для которых характерна

относительная стабильность предложения капитала. Ряд стран, столкнувшихся

с проблемой отсутствия свободных активов, как например, Чили в 1985-90

гг., решал ее путем разрешения приватизируемым страховым компаниям,

пенсионным фондам, фондам взаимопомощи и т.д. инвестировать в

приватизацию.

Банки являются поставщиками капитала на рынок ценных бумаг в меньшей

степени, так как их деятельность сильно зависит от экономической

конъюнктуры и кредитной политики государства. Важным фактором

инвестиционного предложения являются и индивидуальные инвесторы, а также

их объединения - инвестиционные фонды (денежные) и общественные

организации - ассоциации работников предприятий, торговые центры,

профсоюзы, учебные заведения, церковь и т.п. Предпринимательский сектор,

в том числе и государственные предприятия, правительства и местные органы

власти, на фондовом рынке представляют предложение.

Функционально фондовый рынок может быть поделен на первичный и

вторичный. Главная функция первичного рынка - мобилизация и централизация

капитала, то есть превращение относительно мелких диверсифицированных

денежных средств населения в крупный капитал, обеспечение быстрого

перелива сбережений в инвестиции. Вторичный фондовый рынок служит

средством постоянного перехода капитала из одной формы в другую, что дает

возможность использовать средства, ранее вложенные в ценные бумаги, в

других приложениях. Это накладывает основное требование и принцип

функционирования вторичного рынка - ликвидность.

Фондовый рынок опосредует перераспределение капиталов, национального

дохода в денежной форме и прибавочной стоимости между отраслями народного

хозяйства и предприятиями. Денежные капиталы, привлекаемые на вторичный и

частично на первичный рынок, перераспределяются и выплачиваются в виде

комиссионных вознаграждений за посредничество, дивидендов и процентов, а

также спекулятивной прибыли в виде курсовой разницы и учредительской

прибыли.

Одна из функций рынка корпоративных ценных бумаг состоит в

формировании прав собственности. Покупка акций означает возникновение

прав собственности как на получение части прибыли компании, так и на

реализацию права участия в ее деятельности. При этом увеличение

количества акций у одного владельца на определенном пороговом уровне

означает превращение совокупности его акций в контрольный пакет,

позволяющий напрямую воздействовать на ход производства и управления.

Обслуживая движение ссудного капитала, рынок ценных бумаг активно

воздействует на ход производства через цены акций и облигаций. Хотя

текущие цены на ценные бумаги определяются целым комплексом факторов

экономического, политического, психологического, географического, чисто

биржевого характера, в долгосрочном плане фактор, определяющий тренд

ценных бумаг, это прибыльность корпорации-эмитента, а опосредованно -

эффективность производственного процесса.

Если текущий рынок ценных бумаг акционного характера напрямую зависит

от таких факторов, как доходность компании, государственное регулирование

операций с ценными бумагами и доходность государственных казначейских

обязательств, инфляция, спекулятивные транзакции, межстрановое движение

капиталов и так далее, а сам влияет на производство в виде воздействия

динамики курсов акций на межотраслевой перелив капиталов, колебания

учредительской активности, финансирование корпораций, в том числе и через

привлечение ими займов, то рынок облигаций внешне оторван от процесса

воспроизводства. Тем не менее связь между ними существует в виде

постоянной и растущей потребности предприятий в заемном капитале. Кроме

того, источником выплаты процентов является реальная прибыль корпораций.

Наконец, сам процент по облигациям зависит от величины ссудного процента

и в конечном счете определяется спросом со стороны производства на

денежные средства.

Участников рынка корпоративных ценных бумаг можно грубо поделить на

четыре группы по их возможному поведению. Эмитенты - администрации

предприятий или крупные собственники (холдинги, финансово-промышленные

группы) определяют характер выпуска новых эмиссий акций. Стратегические

инвесторы заинтересованы в производственном партнерстве с предприятием

("дружественный" вариант), либо в устранении его как конкурента

("враждебный" вариант стратегического инвестора). Крупные портфельные

инвесторы - это чековые или паевые инвестиционные фонды, а также другие

органы, заинтересованные в максимизации своих прибылей, а не в контроле

над предприятием. Последними среди участников рынка следует назвать

индивидуальных частных инвесторов, которые практически лишены возможности

целенаправленно влиять на него.

1.1.7 Инвестиционные фонды

Концепция создания инвестиционных фондов исходит из необходимости

аккумуляции требующих высоких ликвидности и доходности индивидуальных

потребительских сбережений населения в целях их инвестирования в

приватизацию и вообще в ценные бумаги. Такие фонды, которые могут

принимать существенно различные формы, тем не менее часто называются по

родовому признаку общим терминов "взаимные фонды". Следует различать

институциональные фонды аккумуляции средств населения - пенсионные,

страховые и т.д. и инвестиционные.

Институциональные фонды в странах с развитой рыночной экономикой по

масштабам мобилизации свободных денежных средств не уступают банкам, но

основную часть собранных средств используют для вложений в ценные бумаги.

Полученная прибыль используется на повышение пенсий, страховых выплат и

тому подобного. Важно, что они не являются ни государственными, ни

частными учреждениями, а представляют собой особую форму общественной

собственности. В экономике Египта исторически со времен социально

ориентированной политики президента Насера роль институциональных фондов

очень важна.

Характер мобилизации средств инвестиционными фондами носит

принципиально иной характер. Помещая деньги в пенсионные или страховые

фонды, население по существу осуществляет сверхдолгий (20-40 лет)

депозит. Покупатель же ценных бумаг инвестиционных фондов делает

инвестиции с более высоким риском, чем в депозитной форме (хотя и с

меньшим, чем инвесторы в предприятия). В инвестиционные фонды должны

вкладывать средства люди, которые хотят получать гарантированный доход

ежегодно, а не через несколько десятков лет.

С точки зрения характера средств населения следует различать несколько

типов сбережений. Потребительские сбережения, которые представляют собой

сбережения, предназначенные для потребления в течение достаточно

короткого времени и имеющие определенную потребительскую цель, следует

отличать от инвестиционных сбережений, которые совершаются без

определенной потребительской цели, а ради получения дополнительного

дохода в будущем. Инвестиционные сбережения появляются, когда потребности

индивида удовлетворены за счет текущих доходов или кредита, и, с его

точки зрения, нецелесообразно использовать приращение дохода на

увеличение потребления. Они характерны для экономик с широкими слоями

населения, имеющими средние доходы, связанные чаще всего с трудовой

деятельностью. Приходится отметить, что реформы в России практически

полностью "вымыли" такие страты населения. Для АРЕ с ее специфической

новой и новейшей историей они вообще никогда не были характерны.

Потребительские сбережения следует отличать и от текущих сбережений -

остатков наличных денег у населения при потреблении регулярно получаемого

дохода. Потребительские сбережения характерны для России в силу специфики

потребительского рынка и особенностей потребительского спроса:

практического отсутствия системы потребительского кредита, дающего

возможность приобретать товары длительного пользования.

Таким образом, для большинства населения РФ денежные средства,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.