реферат скачать
 

Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции

Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции

Балтийская Государственная Академия

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции»

Выполнил: студент группы МГ-22

Щербаков Антон

Проверил:

Калининград 2001

План

Введение

1. Необходимость и сущность интеграции 4

1.1 Этапы интеграции 7

2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 9

2.1 Европейский союз 9

2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 14

2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной

торговле 15

2.4 Европейский экономический валютный союз 17

3. Будущее Европы 22

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Международная экономическая интеграция — характерная особенность

современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала

мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения

конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных

группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение

или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс

срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе

устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее

распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем

станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных

интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной

торговли на базе ЕС и НАФТА.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые

количественные и качественные характеристики. Основные формы

мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов,

миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность,

акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире —

достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии

современного общества. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейской

экономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союз

и другие, менее крупные европейские интеграционные объединения.

В первой главе моей курсовой работы речь пойдёт об экономической

интеграции как о явлении, я попытаюсь раскрыть сущность этого понятия, ведь

не поняв смысла явления невозможно объективно его оценить.

В последующих главах будут приведены наглядные примеры европейских

интеграций. На основании которых (примеров) будет сделан вывод о проблемах

и перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции.

1. Необходимость и сущность интеграции.

В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, то

есть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых и

институциональных систем, и количество экономических союзов и единых

таможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, как

подобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и на

мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и

о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимо

изучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции,

внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран,

положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,

связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежать

многих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенному

продвижению по пути экономической интеграции.

Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трёх основных

условий:

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности,

делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все более

заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и

необходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую

промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касается

менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые

товары, то они выступают по отношению друг к другу не как

взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почти

нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за

отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие

производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем,

какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных

финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как

правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная

торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры

они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к

другу.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны

способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика

является не командно-распределительной и жестко централизованной, где

действуют искусственные цены, плановые издержки производства и

государственная монополия внешней торговли, а рыночной и

децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники,

а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом

лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно

укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать

экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.

В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются

спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны

других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие

таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической

политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятий

такой политики.

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из

участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные

интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин

существует великое множество, в частности желание, получить доступ на

зарубежный рынок сбыта, а также доступ к более дешёвым производственным

ресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабе

производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые

зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менее

важны и неэкономические цели: налаживание более дружественных

взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в

культурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своего

влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению

подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.

Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ

приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых

соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в

процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько

эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в

государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются

положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и

занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что

окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами

интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить

разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС,

заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с

Мексикой после её вступления в НАФТА.

Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц

интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга,

что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к

интеграционному процессу.

Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и

желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так

называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней

экономического развития и общность экономического и политического строя. Не

менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов,

так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое

объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая

близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более

быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

1 Этапы(уровни) интеграции.

Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений на

двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении внутри

данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги

остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в

соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как

временные, подготовительные соглашения, направленные на углубление

интеграционного процесса. Торговые соглашения возникли в результате

развития международного переговорного процесса в области торговых

соглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться США

в 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о таможенной политике США после

окончания Второй мировой войны появились первые многосторонние торговые

соглашения.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли

(ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц соглашения, но

при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной

политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины

происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского

хозяйства. На этом уровне возможно также создание небольшого

координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся:

- Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия,

Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

- Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза, Исландия,

Лихтенштейн), существующая с 1994г.;

- Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада),

существующая с 1994г. и др.

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он

характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные

таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных

пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам.

Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную

свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих

координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Он

предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения

товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и

капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно

происходит на уровне встреч глав государств.

Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При

экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения

ресурсов проводится координация движения макроэкономической политики в

ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают

часть своих функций созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся:

Европейский союз, в который входят: Австрия, Бельгия, Великобритания,

Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды,

Португалия, Финляндия, Франция, Швеция;

Содружество Независимых Государств СНГ в составе которого на данный момент:

Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия,

Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30

интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировки полностью

выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют её отдельные

стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ,

Центральноамериканский общий рынок и т.д.). Однако большинство из них еще

находится на ранних подступах к поставленным целям (СНГ, Африканское

экономическое сообщество и т.д.).

Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на

которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является Европейский

союз.

2. Особенности развития западноевропейской экономической

интеграции.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет

собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом

(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Объективные причины

обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и

интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали

движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды.

Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные

европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой

экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других

европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т.

п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены

торгово-экономическому влиянию ЕС.

2.1 Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)

начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском

объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция,

ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода

предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения

и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о

создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского

сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с

высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их

экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие

западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени

протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и

задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно

последовательно и успешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно

условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг.) считается «золотым веком»

в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,

сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в

ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего

рынка», были:

V постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-

участницами;

V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов,

услуг»;

V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского

хозяйства;

V создание валютного союза;

V унификация налоговой системы;

V сближение законодательства;

V разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая

структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,

Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка

товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был

создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках

таможенного союза были:

V ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц

V установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

V достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов,

предоставления услуг;

V обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места

жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно

делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления

коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и

финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС

базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой

минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран – членов

ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных

монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в

экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран

– участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике

открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,

что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества,

создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся

негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису

западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.