реферат скачать
 

Проблемы экономической безопасности

Проблемы экономической безопасности

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как

непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное

внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон,

нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы

на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие

опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции

экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных

упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций

опасностей -внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально

важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить

надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности -

это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности

жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение

экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных

приоритетов.

Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация,

Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это

геополитика, геоэкономика и геостратегия[1]. До второй половины 20 века на

первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение

географических границ государств, для достижения своих целей государства

применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им

территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства,

военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещё

пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в

Кувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для

мировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими

(невоенными) методами. Это вызвано, прежде всего, возросшей ролью

транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства,

ведут борьбу за мировые ресурсы.

Интернационализация коренным образом изменяет характер международного

разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между

государствами, но и прежде всего между транснациональными структурами,

мировыми воспроизводственными центрами (или ядрами), крупными

технологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятся

экономические структуры и системы управления, относящиеся к различным

национальным экономикам.

«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические

границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации

мировые производственные центры подвижны, соответствующие экономические

границы носят изменяющийся характер, именно по этим границам идёт

непрерывный передел мира.

В рамках мировых интернациональных структур формируется и

перераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересов

происходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическом

атласе мира, в том числе на национальном геоэкономическом атласе.

Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (или

конъюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции и

соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно,

векторная стратегия задаёт стратегическую модель внешнеэкономических

связей, целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономической

ситуации.

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически

эффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-

посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических

связей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегические

интересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными

транснациональными структурами.

Если государство берёт на вооружение геоэкономический вектор

развития, то появляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов,

такие как экономические, экологические, демографические и т.д.

Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении

к нации прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либо

Россия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с

атласа мира, по крайней мере, в том виде, в каком оно существует сегодня.

Многим иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики,

живущая за счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Для

того, чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическую

политику с учётом требований техногенного развития мирового сообщества в

21 веке, необходимо найти свои точки роста в виде новых технологий, в

которых мы должны не догонять, а опережать зарубежных конкурентов.

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только

поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной

стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включением

её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. В

данной работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности

страны, а также мнение автора о направлении развития российской экономики с

целью отражения угроз экономической безопасности России.

1.СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он

достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических

странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся

международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы

выступили за использование экономических методов обеспечения национальной

безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является

сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный

комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и

совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает

социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а

также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической

безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных

интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость,

привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых,

самых широких слоев населения. Актуальность этих проблем вызвана масштабами

угроз, и реальным уроном, нанесенным экономической безопасности страны

вследствие беспрецедентного народнохозяйственного кризиса, по своей глубине

и продолжительности намного превзошедшего Великую депрессию в США 1929-

1933гг.

Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой (прежде всего в

США) накоплен достаточно большой позитивный опыт в сфере обеспечения

национальной экономической безопасности, то он в настоящее время несомненно

представляет интерес.

После окончания "холодной войны" обеспечение экономической

безопасности стало приоритетным направлением в политике США.

Официально об этом неоднократно заявлял государственный секретарь У.

Кристофер. Так, в феврале 1993 года он подчеркнул, что внешняя политика США

должна стоять на "трех китах": укреплении экономической безопасности

страны, поддержании демократии и соблюдении прав человека. Ключевыми

моментами в обеспечении экономической безопасности являются, по словам

секретаря, повышение конкурентоспособности американских товаров на

внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости страны от иностранных

займов и укрепление ее возможностей выполнять международные обязательства в

торгово-экономических и других областях.

Понятие национальной безопасности шире понятия экономической

безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую

безопасность и т.д.

Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической

безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную

жизнь общества и государства:

Различия в национальных интересах, стремление к более полному

вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных

процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими

отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения

экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте

товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать

условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую

работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и

сельскохозяйственные технологии.

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими

рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным

интересам.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в

которой можно выделить три её важнейших элемента:

Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит

абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает

национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях

экономическая независимость означает возможность контроля над национальными

ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и

качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и

позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и

обмене научно-техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие

защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и

гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов,

способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в

экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих

вызвать социальные потрясения и т. д.).

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в

современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата

для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение

профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников

становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и

самосохранения национальной экономики.

Необходимо подробнее рассмотреть связь между понятиями развитие и

устойчивость экономики.

Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Если

экономика не развивается, то резко сокращается возможность её выживания, а

также сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним

угрозам. Устойчивость и безопасность, – важнейшие характеристики экономики

как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по-

своему характеризует состояние экономики.

Устойчивость экономики характеризует прочность и надёжность её

элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы,

способность выдержать внутренние и внешние «нагрузки».

Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки

зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и

внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых

факторов.

Чем более устойчива экономическая система (например, межотраслевая

структура) соотношения производственного и финансово-банковского капитала и

т.д., тем жизнеспособней экономика, а значит, и оценка её безопасности

будет достаточно высокой.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое

состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются

гарантированная защита национальных интересов, социально направленное

развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее

неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким

образом, экономическая безопасность – это не только защищённость

национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти

создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития

отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности

общества.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и

показателей. Критерий экономической безопасности – оценка состояния

экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность

экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:

Ресурсный потенциал и возможности его развития.

Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его

соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах,

а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера

сводятся к минимуму.

Конкурентоспособность экономики.

Целостность территориального и экономического пространства.

Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним

угрозам.

Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения

социальных конфликтов.

В системе показателей-индикаторов необходимо выделять:

Уровень и качество жизни; Темпы инфляции; Норму безработицы;

Экономический рост ВВП; Дефицит бюджета; Государственный долг, встроенность

в мировую экономику; Золотовалютные резервы; Деятельность теневой

экономики.

Важны пороговые значения – предельные величины, несоблюдение значений

которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов

воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных

тенденций в области экономической безопасности.

Однако нет однозначного ответа на вопрос, – какими должны быть эти

пороговые значения. Мировая практика показывает, что даже при существенном

несоблюдении пороговых значений экономика некоторых стран стабильно

развивается, причём темпами, превосходящими те страны, где эти пороговые

значения соблюдаются гораздо жёстче. Все эти критерии и показатели должны

коррелировать друг с другом, и прежде чем браться за соблюдение данных

пороговых значений хорошо бы выяснить, как именно они взаимодействуют между

собой.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая

безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное

удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном

уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой

совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному

динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять

потребности общества, государства, индивида, обеспечивать

конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от

различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться,

прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными

мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на

основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является

прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она

должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями

и структурами экономики.

2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В настоящее время наиболее полная и эффективная концепция (программа)

экономической безопасности действует в США. Свидетельством этого является

устойчивый рост американской экономики, повышение конкурентоспособности

товаров и услуг. По данным очередного рейтинга конкурентоспособности

мировых экономик 2002 года: США вернули себе первенство – два года список

возглавляла Финляндия. На 3-е место вышел Тайвань, на 4-е – Сингапур, на 5-

е – Швеция.

Что касается самых неконкурентоспособных экономик мира, то к ним

относятся: Гаити, Зимбабве, Боливия, Украина, Гондурас.

Россия в целом сохранила прежние позиции либо даже продвинулась. В

настоящем рейтинге по GCI (перспективной конкурентоспособности) она

оказалась на 64-м месте (в предыдущем было 63-е, а за два года до этого –

54-е), а по MCI (микроэкономической конкурентоспособности) – за последние

три года динамика такая – 52-е, 58-е и снова 58-е место, при этом

учитывается, что в список добавлено ещё более двадцати стран.

У нашей страны сильные позиции по основным макроэкономическим

составляющим индекса. По уровню сбалансированности бюджета Россия – на 3-м

месте в мире, а по реальному росту ВВП на душу населения (паритет

покупательной способности) – на 6-м. По-прежнему высокая оценка по уровню

образования и инновациям (33-е).

Между тем в индексе охраны прав собственности Россия – на 75-м месте,

по уровню аудиторских стандартов – на 74-м, по состоянию здоровья

банковской системы – на 73-м, по бизнес-этике – на 73-м. А по

распространенности отмывания денег через банки – аж на 78-й позиции, то

есть опережает только Гаити и Зимбабве. Все эти показатели – оценочного

происхождения, но именно они и тянут нашу страну в общем списке вниз.[2]

Такому положению России может служить то, что только в марте 1994

года, т.е. через три с лишним года после начала "реформирования" экономики,

правительство все же приняло распоряжение о разработке "Основных положений

государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности

Российской Федерации". Документ был подготовлен и его проект в январе 1995

года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.