реферат скачать
 

Проблемы денежного обращения и его регулирование

изменение количества денег (М) должно вызвать пропорциональное изменение

номинального объема ВНП (PQ). Таким образом, объем производства в денежном

выражении определяется количеством денег.

2.3 Деньги, цены и инфляция

1. Количество произведенной продукции Q определяется затратами

факторов производства и производственной функцией.

2. Стоимостной объем производства в номинальном выражении PQ

определяется предложением денег.

3. Тогда уровень цен P представляет собой отношение стоимостного

объема производства в номинальном выражении PQ к количеству произведенной

продукции Q.

Другими словами, реальный объем ВНП определяется производственными

возможностями экономики, а дефлятор ВНП есть отношение номинального объема

ВНП к реальному.

Данная теория объясняет, что происходит, когда ЦБ изменяет

предложение денег. В силу того, что скорость обращения денег является

постоянной, любое изменение предложения денег ведет к пропорциональному

изменению номинального объема ВНП. Поскольку реальный объем ВНП уже задан

существующими в экономике запасами факторов производства и производственной

функцией, то изменения номинального объема ВНП целиком обусловлены

изменениями уровня цен. Таким образом, из количественной теории следует,

что уровень цен пропорционален предложению денег.

2.4 Денежные агрегаты

В уравнении обмена присутствует переменная “денежная масса” или

“объем денежной массы”.

Но возникает вопрос, что именно понимается под понятием “денежная

масса”, а главное - как ее мерить.

Во времена, когда не существовало ни банков, ни прочих прелестей

загнивающего капитализма, все было довольно просто - денежная масса

подсчитывалась как количество всей наличности в государстве, то есть,

например при золотом монетаризме, это было суммарное количество золота в

обращении в стране.

Позже, с появлением золотого стандарта с кредитными билетами,

обеспеченными золотом, денежная масса стала вдруг в 2 раза больше, то есть

все золото + все казначейские обязательства. Далее, при появлении банков и

векселей, появился банковский мультипликатор, который еще больше расширил

денежную массу. Появление государственных ценных бумаг, обладающих

практически абсолютной ликвидностью и стабильностью, а также прочих

финансовым инструментов, повлекло за собой еще большее разрастание денежной

массы.

Вопрос оценки денежной массы был практически решен при помощи

использования разных денежных агрегатов, которые включают в себя разные

части денежной массы, начиная с наличных денег и заканчивая долговыми

обязательствами страховых фондов и долговыми расписками булочных.

Приведу разделение денежной массы, которым пользуются в Банке

России[1].

1. Наличные деньги М0

В том числе:

1. нефинансовый сектор

2. в кассах банков

1. Обязательные резервы комбанков в ЦБ РФ

2. Средства комбанков на корреспондентских счетах в ЦБ РФ

3. Денежная база Н = 1 + 2 +3

4. Средства на текущих и прочих счетах, до востребования

5. М1 = 4+5

6. Срочные вклады в банках

7. М2 = М1 +7

8. Депозитные сертификаты и госзаймы

9. М3 = М2 + 9

О структуре денежной массы в Российской Федерации позволяют судить

данные, приведенные в табл. 1

Таблица 1

Структура денежной массы[2]

| |01.01.1997|01.01.1998|01.01.1999|01.01.2000|Темпы |

|Показатели |г. |г. |г. |г. |прироста |

| | | | | |на |

| | | | | |01.01.199|

| | | | | |8г. % |

| |трлн |% |млрд |% |млрд |% |млрд |% | |

| |руб. | |руб. | |руб | |руб | | |

|Денежная масса |295,2|100 |374,1|100 |448,3|100 |646,5|100 |44,2 |

|М2 | | | | | | | | | |

|В том числе: |

|Наличные деньги |103,8|35,2|130,4|34,9|187,8|41,9|219,3|33,9|17,1 |

|М0 | | | | | | | | | |

|Безналичные |191,4|64,8|243,7|65,1|260,5|58,1|427,2|66,1|64,0 |

|средства | | | | | | | | | |

|Из них: |

|Средства |72,2 |24,4|72,1 |21,3|60,0 |13,4|126,1|19,5|329,1 |

|нефинансовых | | | | | | | | | |

|органов | | | | | | | | | |

|Вклады населения|119,2|40,4|171,6|43,8|200,5|44,7|299,1|46,6|55,4 |

2.5 Денежный рынок

Денежный рынок многими воспринимается как нечто особенное, как

особый институт экономики. Однако единственная его особенность - это то,

что здесь товар не меняет собственника, а лишь на некоторое время

передается в пользование, а во всем остальном денежный рынок подчиняется

тем же законам, что и товарный, и рынок рабочей силы и все прочие рынки

ресурсов.

Суть денежного рынка можно описать следующим образом: вся денежная

масса выступает товаром на этом рынке, где продавцами выступают

“кредиторы”, а покупатели - заемщики. Ценой в наше время выступает процент

по кредиту. Нормой оценки денежного рынка выступает учетная ставка процента

ЦБ.

Однако прелесть денежного рынка заключается еще и в том, что от

количества денег в обращении зависит здоровье экономики, уровень цен и

уровень жизни. При несоответствии денежной массы и товарной массы может

возникнуть или инфляция, или дефляция. Последнее маловероятно из-за чисто

психологического фактора, и вместо дефляции наблюдается просто падение

объемов инвестиций и сужение воспроизводства. При инфляции помимо падения

инвестиций наблюдается еще и рост цен, хотя свертывание производства при

недостатке денежной массы происходит из-за невозможности получить кредит, а

при ее избытке - из-за его невыгодности.

Предложение на денежном рынке формируется ЦБ, вернее его денежно-

кредитной политикой, а спрос - конъюнктурой рынка. Процент устанавливается

частично ЦБ (командными методами), а частично и кредитными учреждениями (по

законам спроса и предложения).

[pic]

рис.1 Здесь представлен в форме графиков принцип действия денежного рынка.

D, D1, D2 - спрос на деньги со стороны экономики

S1, S2 - предложение денег

E1, E2 - равновесные точки.

Итак, денежный рынок подчиняется законам спроса и предложения, и

таким образом можно влиять на объемы денег в обращении при помощи влияния

на банковский процент, на спрос денег и на предложение денег (напрямую).

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

3.1 Центральный банк – основной регулятор денежного обращения

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным

законом о Центральном Банке РФ от 12 апреля 1995 г., определившим ее

правовые основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является

рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено.

Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами

Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным

единицам определяется Центральным Банком РФ.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их

обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Наличные деньги

выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа,

дающего право ЦБ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов

денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в

пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в

обращение, установленного Правительством РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных

расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим

законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты

осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование

расчетных систем кредитных учреждений.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России,

осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной

политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном

банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом

эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного

обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых)

денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от

металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные

ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования

экономики, Центральный банк привлекает следующие основные инструменты:

изменение учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке

ценных бумаг. Рассмотрим более подробно формы кредитного регулирования.

3.1.1 Рефинансирование коммерческих банков и операции на открытом рынке.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств

кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может

выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный

случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и

операции на открытом рынке.

Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета

(ПС) называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Изменение

официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-

первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить

кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-

вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление

кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение

процентных ставок по активным кредитным операциям.

Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом

рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном

рынке, получившие название как операций на открытом рынке.

Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что

предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки

государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от

решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться.

Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков

увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные

возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в

указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские

векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее

установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков

значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это

использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки

векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться

ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка.

Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны

внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом

ухудшения ликвидности.

Другая функция операций на открытом рынке, кроме регулирования

процентной ставки, заключается в следующем. При продаже и покупке ценных

бумаг центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств

коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной

эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы

коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа

ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США,

Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка

ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее

применение и на Западе. Сейчас в России используется этот метод влияния на

экономику путем выпуска государством ГКО, ОФЗ и прочих ЦБ. Прелесть этого

инструмента для России в том, что правительство убивает сразу двух зайцев -

проводит монетарную политику и финансирует дефицит госбюджета.

3.1.2 Политика обязательных резервов

Базой политики обязательных резервов служит банковский

мультипликатор. Мультипликационный эффект возникает вследствие того, что

банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса

сокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.

Допустим у нас есть группа банков и размер обязательных запасов

в каждом из них находится, например, на уровне 20%. Теперь представим себе

следующую ситуацию: клиент №1 пришел в банк №1 и положил туда на счет 100

000 рублей. Банк №1 предоставил заемщику №1 ссуду в размере 80 тысяч

рублей, а 20 тысяч рублей соответственно закону оставил в резерве. Заемщик

заплатил за что-то 80 тысяч клиенту №2, который положил эти деньги в банк

№2. Банк № 2 выделил ссуду заемщику №2 в размере 64 тысяч рублей, оставив

18 тысяч в запасе. Заемщик номер 2 отдал деньги клиенту №3 и все

повторилось. Согласно этой модели, в обращении реально появилось около 500

тысяч рублей, хотя оригинально было 100 тысяч рублей, то есть:

100 + 80 + 64 +51.2 + 40.96 + 32.768 +... = 500.

100/0.2=500

При повышении ставки обязательных резервов денег, полученных от

изначальных 100 тысяч, будет меньше, а при понижении ставки - больше. После

того, как все вернут кредиты, денежная масса опять уменьшится, но в среднем

превалирует увеличение, так как богатство народа увеличивается, и вклады в

коммерческие банки увеличиваются.

Очевидно, что изменение нормы обязательных резервов влияет на

рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных

резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих

западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным

антиинфляционным средством.

3.1.3 Ограничение кредитования

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать

норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике

центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов

различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые

темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом

повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на

объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное

ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше

методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом

воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к

тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки

стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам -

как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются

главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи

указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста

денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.

Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так

активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

3.1.4 Политика дешевых и дорогих денег

В этой главе я покажу, в чем заключается политика дорогих денег и

политика дешевых денег и каков механизм её реализации. Пусть экономика

столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо

увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику

дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых,

центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у

населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение

учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство,

связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер

увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как

избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения

коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение

денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит

процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального

продукта.

Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики

входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем

совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что

порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться

понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.

Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.

Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать

государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы

коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что

автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья

мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса

коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у

центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих

денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы

слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме,

то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому,

чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.